Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"CHRISTIAN SCIENCE MONITOR": Православный бальзам для Европы. Православные христиане могут помочь восстановить связи Востока и Запада


В течение десятилетий западные ученые, говоря о восточно-православном христианстве, указывали на две вещи: а) то, что, как и все религии, оно исчезнет с развитием современной цивилизации; б) то, что основную свою поддержку оно черпает в среде сторонников авторитаризма и национализма.

Однако подобные утверждения оказались совершенно необоснованными. Ныне, как в библейской притче о блудном сыне, по всей Восточной Европе люди толпами идут в православие, и эффект от этого, вопреки многим ожиданиям, весьма положительный. Сегодня православное христианство, хотя на него и с подозрением смотрят католичество и протестантизм, может помочь в наведении мостов между Россией и Западом.

В основе сегодняшнего непонимания между Россией и Европой в значительной мере лежит сожаление о продолжающемся нежелании вновь признать православных христиан частью европейской культурной семьи. Последнюю попытку наведения этих культурных мостов предпринял Патриарх Алексий II во время визита во Францию, когда он говорил о том, как христианская идентичность, исторически разделяемая большинством европейцев, может способствовать диалогу в таких сферах, как права человека, даже с атеистами и представителями других религий.

Патриарх подчеркнул, что, несмотря на различие в некоторых современных- политических подходах, глубинная религиозная общность по-прежнему является фундаментом культурных и политических ценностей как на Западе, так и на Востоке Европы. Нынешним российским славянофильствующим националистам становится, видимо, не совсем по себе, когда они узнают, что несмотря на бескомпромиссную критику западного секуляризма, их гуру Федор Достоевский называл Европу "матерью русской цивилизации".

На Западе следует принять во внимание то, что как католическое, так и протестантское христианство отказывали в равенстве тем, кто когда-то разошелся  с ними во взглядах. И те, и другие рассматривают православие скорее как проблему в отношении Восток -Запад, нежели решение этой проблемы.

Эта позиция Запада корнями уходит в великую схизму 1054 года, разделившую христианскую Церковь. Полтора столетия спустя это подпитывало поход крестоносцев на Константинополь. В XVIII столетии это стало главной темой в интерпретации истории римской империи Эдварда Гиббона, позднее отозвавшейся в работах Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби. В наше время Самюэль Хантингтон обозначил среди потенциальных столкновений цивилизаций конфликт между "славянско-православным" Востоком Европы и "католическо-протестантским" Западом.

Исключая Грецию, западноевропейцы медленно и неохотно принмают страны с православным населением в паневропейские институты. Однако в нынешнем расширении Европы на восток  в европейских институтах и структурах становится все больше последователей православной традиции и все меньше западноевропейских секуляристов. Православные уже обгоняют в Европе по численности протестантов и, по некоторым данным, даже и католиков. Если даже в 21 веке Европа и будет развиваться как религиозный континент, то этой религиозностью будет православная.

Хотя считается, в конечном итоге, что наиболее серьезным вызовом Европе является ислам, все-таки сегодня более непосредственным является вопрос о том, что делать с православными христианами, которые в количестве от 40 до 140 миллионов, получат свой голос в деле формирования европейской политики.

Есть два пути ответа на этот вызов. Первый - расширить понятие "Запад", добавив к нему утверждение о том, что атеизм является "золотым стандартом" для всякой демократии, а все вызовы атеизму, таким образом, станут толковаться как различия в ценностях между Востоком и Западом. От всего этого серьезно отдает практикой "холодной войны", и понятно, что в условиях роста православного сегмента европейской цивилизации это породит конфликт внутри Евросообщества, от которого все только проиграют.

Другой способ - это расширение понятия "Запад" через диалог с православными христианами. Целью такого диалога должно стать установление общего корня, связывающего различные религиозные традиции с тем, чтобы сформировать такую модель толерантного устройства общества, в котором не было бы места секуляризму в негативном смысле этого понятия и существовали бы возможности для сбалансирования возможно непропорционального влияния Церкви и государства с тем, чтобы избежать их взаимного отчуждения.

Подобный диалог даст возможность Европе построить новый фундамент для отношений Восток-Запад, основанный на общем греко-римском и христианском наследии. Но самое главное - это создаст понимание на Западе православной Церкви как де-факто крупнейшей "неправительственной организации" в Восточной Европе. В этом своем качестве именно она вдохновляет благотворительность, социальное служение и гражданскую активность, что помогает создать здоровое гражданское общество.

Настало время переосмыслить традиционные стереотипы о православных верующих и использовать тот выдающийся вклад, который они могут сделать в создание мирной и процветающей Европы.

Николас Петро

25 ноября 2007 г.

Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования