Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"FORUM 18": "Незарегистрированная молитва нарушает закон о религиях". Баптистскому патору в Туркменистане запрещают встречаться со своими единоверцами


За время, прошедшее с момента возвращения в свой родной город Турменбаши после 8 месяцев заключения, баптистский пастор Вячеслав Калатаевский фактически оказался отлученным от совместной молитвы с братьями-баптистами. "Представители власти допросили меня в ходе встречи, которую они назвали беседой, а в конце предложили подписать заранее заготовленное заявление, в котором говорится, что я согласен на отказ от встреч со своими единоверцами, - рассказал он в беседе с корреспондентом "Форума 18" по телефону из Туркменбаши 15 ноября. - Недоставало только моей подписи, но я отказался все это подписать как от себя лично, так и от имени своей жены".

Давление на Калатаевского и его независимую баптистскую общину с целью недопущения совместной молитвы - отнюдь не единственный подобный случай из произошедших этой осенью. "Форуму 18" стало известно об инцидентах по всему Туркменистану, когда протестантам, мусульманам и представителям других религий не дозволяли совместно молиться. Во всех случаях источники этой информации предпочитали сохранять инкогнито, опасаясь репрессий властей.

Так, в некоем селении представители правоохранительных органов нагрянули в молитвенный дом протестантов во время богослужения. Активисты общины были задержаны, допрошены с применением угроз, а затем отпущены с предписанием уплатить штраф. Их допрашивали о том, почему они собираются на молитву, не имея государственной регистрации.

В другом месте руководитель местной мусульманской общины решил подать документы на регистрацию, поскольку до него дошли сведения, что власти готовы принять эту регистрацию. Вскоре его вызвали в Министерство государственной безопасности и попросили забрать назад свое заявление. Заодно предупредили, что если этот имам не хочет проблем, то ему лучше не вступать в дискуссию. Эта община может вести молитвенную деятельность, но в очень жестких рамках.

Баптистский пастор Калатаевский  был освобожден 6 ноября из СИЗО в центре Ашхабада, после того, как пробыл в заключении восемь месяцев из положенных по приговору трех лет исправительно-трудовых лагерей. Однако сейчас он находится под подпиской о невыезде в ожидании, пока власти примут (либо не примут) решение о его депортации. Хотя Калатаевский родился и вырос в Туркменистане, он является гражданином Украины. С тем, чтобы вызволить мужа из тюрьмы, его жена Валентина подписала обязательство, что ее муж не нарушит закона.

Калатаевский рассказал "Форуму 18", что ему позвонили из хякимлика (городской администрации) и пригласили вместе с женой на встречу 13 ноября. По приходе они увидели, что их ожидала комиссия из  пяти человек, главой которой была сотрудница администрации Бахар Комеркова, а членами - представители молодежных и профсоюзных организаций, аксакал, а также местный имам, по совместительству являющийся  представителем комитета по религиозным делам. По словам Калатаевского, беседа продолжалась 40 минут.

Пастор заявил, что его община отнюдь не противится государственной регистрации, однако представители администрации стали утверждать, что в его общине недостаточно совершеннолетних граждан для того, чтобы подать заявление на регистрацию. А незарегистрированная религиозная деятельность запрещена. "Тогда я попросил их показать мне, где в законе запрещается незарегистрированное моление, и они так и не смогли найти таких положений", - рассказывает Калатаевский. Ведь согласно изменениям в законе о религиях от 2004 года, теперь для регистрации общины требуется всего пять совершеннолетних граждан.

"После встречи имам заявил, что если я продолжу свою религиозную деятельность, то он обеспечит мне неприятное будущее, - рассказывает Калатаевский. - Это была явная угроза. Я спросил, пытается ли он запугать меня. Имам ответил, что он никого не пугает, а лишь напоминает, что собрание группы людей на молитву без регистрации нарушает религиозное законодательство".

"Форум 18" попытался выяснить у сотрудников хякимлика, почему они стараются не допускать встреч Калатаевского с его единоверцами. Однако телефоны г-жи Комерковой 20 и 21 ноября молчали. Удалось дозвониться до сотрудницы, занимающейся религиозными делами, по имени Гузель Оразурбиева. Она отрицала,  что в Туркменбаши существуют протестантские церкви. На вопрос о том, какие общины существуют, чиновница ответила, что есть суннитская мечеть, азербайджанская шиитская мечеть и приход Русской Православной Церкви. На вопрос о присутствии протестантов, иеговистов, кришнаитов и бахаистов в городе чиновница ответила: "У нас есть только Русская Православная Церковь".На вопрос о том, почему пастору Калатаевскому запрещают встречаться с единоверцами, чиновница ответила: "Я ничего об этом не знаю" -  и повесила трубку.

Однако, вопреки утверждениям Оразурбиевой, подобные религиозные группы все же существуют в Туркменбаши, городе, насчитывающем около 50 тысяч жителей. Она почему-то не упомянула, что шиитская мечеть для этнических азербайджанцев так и не может добиться государственной регистрации. Бывший имам - гражданин Азербайджана - покинул Туркменбаши в 2005 году и ему запретили возвращаться. А ведь он прожил в Туркменистане более 10 лет, и теперь у общины нет подготовленного имама.

Ранее МГБ также запретило мусульманам-шиитам  собираться на свой главный праздник Ашура (шахсей-вахсей). В декабре 2003 года спецслужбы не разрешили присвоить этой мечети имя бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева.

Еще одна община, которая никак не может возродить свою деятельность, - это община Армянской Апостольской Церкови. Церковь постройки столетней давности была разрушена в феврале 2005 года. Источники "Форума 18" сообщают, что когда церковь наполовину уже была разрушена, из под фундамента ее вдруг хлынули потоки воды. Рабочие восприняли это как знамение и отказались от дальнейшего разрушения, отрапортовав начальству, что все сделано. Армянская община не может оживить религиозную деятельность, хотя и присутствует в Туркменистане уже очень давно. В июле 2005 года в Туркменбаши была разрушена и суннитская мечеть, построенная частным лицом.

Нурмухаммед Гурбанов, заместитель председателя Генгеши (комитета по религиозным делам в Ашхабаде), отверг утверждения о том, что религиозные общины, в том числе и группа Калатаевского, ограничиваются в своей деятельности. На вопрос, какой же все-таки прогресс имеется в этом вопросе, он ответил: "Мы изучаем эту проблему". Гурбанов, однако, смог назвать лишь две общины, получившие ву 2007 году регистрацию, - мечеть в велаяте Ахаль (окружающем Ашхабад) и протестантскую общину "Слово жизни" в городе Турменабат (бывш. Чарджоу) на северо-востоке страны. После этого он отказался отвечать на вопросы и повесил трубку.

Все другие общины, подавшие документы на регистрацию, так и не были зарегистрированы. Представители одной из них, встречавшиеся с предшественником Гурбанова Мурадом Кариевым, рассказали корреспонденту "Форума 18", что  тот заявил, что считает решение от 2004 года, позволившее получить регистрацию еще 9 религиозным общинам, ошибочным. Это решение, в результате которого впервые немусульманские и неправославные организации смоги получить регистрацию, было принято в результате международного давления на президента Ниязова с тем, чтобы тот облегчил ограничения религиозных свобод.

Несмотря на смягчение ограничений деятельности религиозных организаций незадолго до кончины Туркменбаши, с тех пор как президентом стал Гурбангулы Бердымухаммедов, государственные чиновники усилили давление на верующих путем угроз, полицейских рейдов, штрафов, запретов на перемещения видных религиозных активистов, отказов в официальном статусе и цензурой религиозной литературы. Время показало, что чиновники заинтересованы в продолжении репрессий в отношении верующих. Как свидетельствует случай с Калатаевским в Туркменбаши, они, часто вместе с мусульманскими имамами, стараются надавить на верующих и их общины.

Феликс Корлей

"FORUM 18", 21 ноября 2007 г.

(с) Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования