Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИЯ": Какие форумы нужны христианам? Протоиерей Всеволод Чаплин сделал заявление о рождении «принципиально новой формы межхристианского сотрудничества»


В столице Кении Найроби с 6 по 9 ноября прошел первый Всемирный христианский форум. Участие в его работе приняла и делегация Русской Православной Церкви (РПЦ) в составе зампреда Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерея Всеволода Чаплина, секретаря Представительства Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей протоиерея Михаила Гундяева и секретаря ОВЦС МП по межхристианским отношениям священника Игоря Выжанова. По возвращении из Найроби Всеволод Чаплин сделал заявление о рождении "принципиально новой формы межхристианского сотрудничества". О том, что имелось в виду и каковы перспективы участия РПЦ в межхристианских форумах и организациях, зампред ОВЦС МП рассказал корреспонденту "НГР".

– Отец Всеволод, чем принципиально отличался форум в Найроби от других межхристианских форумов? От ассамблей Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), например?

– Идея подобного форума вынашивалась довольно давно. Еще в середине 1990-х годов председатель ОВЦС МП митрополит Кирилл в ходе дискуссии о переменах в ВСЦ выдвинул идею создания форума, в котором на равных основах участвовали бы основные мировые сообщества верующих, именующих себя христианами: католики, православные, протестанты "первого поколения" (лютеране, реформаты и др.), пятидесятники и евангелики. Эта идея была поддержана частью руководства ВСЦ, в частности его бывшим генсеком Конрадом Райзером. Форум в Найроби стал итогом подготовительных встреч, проходивших в последнее десятилетие.

До сих пор такой диалог велся чаще всего в рамках ВСЦ и аналогичных ему региональных организаций с участием протестантов "первого поколения", православных и англикан, при доминирующей роли либерального протестантизма. Другие формы предполагали доминирование Римско-Католической Церкви. Протестанты "второго поколения" (например, баптисты) в этих форумах участвовали мало, пятидесятники и евангелики почти совсем не участвовали, а Католическая Церковь не была (и до сих пор не является) членом ВСЦ. А форумы типа кенийского не требуют от Церквей формального членства или богословских компромиссов. В этом их содержательная особенность.

– Вы говорите о том, что сохранить богословские различия принципиально важно. Имеет ли смысл в таком случае богословский диалог как таковой?

– Богословский диалог будет развиваться на разных площадках. Ведь стремление к единству – важная задача для христиан. Но разные Церкви и конфессии по-разному видят это единство. Для православных это возвращение к вере и практике древней неразделенной Церкви, для католиков и протестантов это нечто иное. Плюс расхождения по вопросам нравственности – взять хотя бы отношение к однополым бракам или рукоположению священников-гомосексуалов. В обозримом будущем не видно перспектив для преодоления богословских различий. Реалии подсказывают нам, что прошло время общих заявлений по богословским вопросам, содержащих фразы, которые каждый сможет потом толковать по-своему. Нужно больше думать о том, что нас объединяет, вместе свидетельствовать о христианских ценностях в обществе, противостоять агрессивному секуляризму и релятивизму, бороться за свободу осуществления веры как в личной, так и в общественной жизни.

– Не устарел ли формат ВСЦ? Не может ли Всемирный христианский форум стать не просто альтернативой, а заменой ВСЦ?

– В Найроби говорилось о том, что Всемирный христианский форум не заменяет предшествовавшие ему инициативы. К тому же аппарат ВСЦ приложил усилия в деле его организации. Но вместе с тем мне думается, что многие христиане, которым трудно было выразить свою позицию в формате ВСЦ, в Найроби чувствовали себя более комфортно.

В ходе форума критически осмыслялись некоторые идеологемы, которые еще недавно принимались как данность. Так, один из лидеров пятидесятников скептически высказался о термине "экуменизм". Он сказал, что в его Церкви это слово непопулярно. Я поддержал его, сказав, что и у православных оно не пользуется популярностью. Под "экуменизмом" можно понимать все что угодно – от сугубо межхристианского диалога до безбрежного синкретизма и даже релятивизма.

– Вы нередко критикуете деятельность ВСЦ. Не собирается ли Московский Патриархат в ближайшее время последовать примеру Болгарской и Грузинской Церквей и покинуть ВСЦ?

– Все зависит от того, как будет развиваться ВСЦ. На данный момент мы видим решительные шаги к тому, чтобы в рамках Совета не принимались документы, противоречащие православной вере. Введен принцип консенсуса при принятии важнейших решений. В то же время очевидно, что либеральные протестантские круги хотят превратить ВСЦ в трибуну для продвижения феминизма, прав сексуальных меньшинств, идеи размывания государственного суверенитета, некоторых политических программ. Если эти тенденции возобладают, то не исключаю, что наша Церковь пересмотрит свои отношения с ВСЦ.

Станислав Минин, 21 октября 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования