Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"BAZNICA.INFO": Последнее убежище русской святости. Уход в катакомбы – исконно русская форма протеста против обмирщения Церкви и ее превращения в прислужницу светской власти


Замуровавшие себя в подземелье последователи схимонаха Максима – это отнюдь не "психи", как внушают светские и православные СМИ в России. Уход в катакомбы – исконно русская форма протеста против обмирщения Церкви и ее превращения в прислужницу светской власти.

Феномен катакомб в России насчитывает не одно десятилетие. В советское время это были люди, принадлежавшие к так называемой катакомбной "Истинно-Православной Церкви". Как и паства схимонаха Максима они отнюдь не считали себя "раскольниками", но истинными православными. Власти сурово преследовали их, РПЦ пошедшая на сделку с богоборческим режимом — проклинала и отлучала. Но тем не менее, катакомбники прошедшие через сталинские лагеря и репрессии показали удивительную живучесть. Это странное движение, возникшее как протест против декларации митрополита Сергия, пошедшего на союз с большевиками – пошло на спад только с падение коммунистического строя. Безусловно – катакомбы не лучшее решение проблемы. Но так подсказывала христианская совесть пастырям и пастве ИПХ-ИПЦ и нам сейчас трудно осуждать этих людей. То, что "катакомбы" возрождаются в наши дни. Отнюдь не прихоть "сумасшедшего схимонаха Максима". Но свидетельство глубокого духовного кризиса, в котором оказалась Русская Православная Церковь (РПЦ МП). Люди уходят в подземные пещеры единственно потому, что не могут найти духовность и ответов на свои нравственные запросы там, где по идее все это и должно находиться – в "официальном" храме.

Смакуя сенсационную новость, СМИ сконцентрировались на ожидании "конца света", от которого попрятались по своим бункерам "сектанты". Однако апокалиптичность – нормальная часть христианского сознания. Все христиане ждут второго пришествия Христа. Кое-кто из церковных функционеров, кто сумел с комфортом устроиться в этой жизни, конечно склонны забывать о том, что "нельзя служить Богу и маммоне" и о неминуемом Страшном Суде. Однако народная святость воспринимает все эти "абстрактные" понятия куда более остро, хотя и несколько упрощенно. Можно конечно посмеяться над страхом катакомбников перед ИНН, их отрицанием паспортов, нежеланием ходить в "официальные" храмы потому, что там взымаются деньги за требы и т.п. Однако трудно не заметить за всем этим главное, против чего направлен катакомбный протест – превращение РПЦ в коммерческую организацию. Это-то опасение, что Церковь служить больше не Богу, а маммоне, на Руси – от бегунов и странников до катакомбников и нынешних адептов схимонаха Максима – во все времена заставляло русских людей уходить в леса, в пещеры, бежать из "казенного мира". Куда угодно, лишь бы спасти свою бессмертную душу, которую могут погубить облаченные в роскошные порфиры и сутаны служители маммоны. Насколько "несправедливы" обвинения "сумасшедшего" схимонаха РПЦ в коммерциализации?

Не так давно Вице-премьер РФ Дмитрий Медведев утвердил концепцию передачи в собственность РПЦ имущества религиозного назначения. Церковь станет одним из крупнейших земельных и имущественных владельцев, в ее собственность перейдут 443 монастыря, 12 665 приходов. В Минэкономразвития не скрывают, что, получив имущество в собственность, Церковь получит "широкие коммерческие возможности". Лучшие представители русского Православия – "нестяжатели", еще в XV-XVIвв. указывали на развращающее действие богатства на Церковь.

Получение из рук государства таких лакомых кусков как земля и недвижимость, безусловно, еще больше привяжет РПЦ к власти. Действительно, едва ли стоит ждать обличения неправедных правителей из уст Церкви, после того как от кесаря были приняты столь щедрые подарки. Сочиненная еще в царское время, доведенная до абсурда и репетируемая сейчас пагубная идея "симфонии" государства и Церкви – гремит вовсю, заглушая голос совести. Напоминающей верующим слова Христа: "не ищите что вам есть и что пить, и во что одеться ибо так поступают язычники".

На состоявшейся в этом году в Берлине Неделе русской духовной культуры РПЦ открыто объявила о планах возрождения своей экономической активности, в первую очередь в сфере недвижимости. Эксперты оценивают финансовый объем операций в этой сфере в сотни миллионов долларов. Так, в недрах РПЦ уже создан специальный Центр инвестиционных программ и уже разработан целый ряд инвестиционных проектов общероссийского значения. В частности, программа восстановления патриарших подворий в Москве предусматривает на базе объектов недвижимости РПЦ строительство новых коммерческих объектов — офисных, торговых и жилых комплексов. Одним из них станет "культурно-деловой центр на Пятницкой улице". Предполагается, что в этих объектах церковной собственности разместятся вполне мирские офисы, предприятия торговли, выставочные и гостиничные комплексы, одним из коммерческих достоинств которых станет близкое расположение к Кремлю. Среди других инвестиционных проектов православной церкви заслуживает внимания многофункциональный комплекс на юго-западе Москвы и жилой элитный комплекс в Лазоревом проезде.

К чести русского Православия, были некогда у нас люди, готовые следовать учению Христа не только на словах, но и на деле. Их звали "нестяжателями". За обличение неправедной власти и церковной алчности, митрополит и царь подвергли их жестоким преследованиям. Основателем "нестяжательства" был св.Нил Сорский. Нищета, в глазах пустынника, была верным путем для достижения идеала духовной жизни. "Очисти келью твою, — учил старец, — и скудость вещей научит тя (тебя) воздержанию. Возлюби нищету, и нестяжание, и смирение". Возникновение "нестяжательского" течения церковной мысли связывают с собором 1503 г. Нил обличал греховность необъятных монастырских владений, характерных и для современной РПЦ. Будучи вызван Иваном III в Москву, Нил заявил: "Не достоит (недостойно) чернецем (монахам) сел (вотчин) имети". Он старался убедить монахов стать на путь спасения и добровольно отказаться от владения селами ради того, чтобы кормиться своим трудом и жить в нищете.

Ученик Нила Вассиан, в миру князь Василий Косой Патрикеев, выступил с резкими нападками на Иосифа Волоцкого – сторонника безудержного обогащения и жестокого преследования "еретиков". К которым тогда причисляли всех инакомыслящих, вплоть до св.Максима Грека. Ратуя за духовное возрождение общества, Максим выступил с яркой обличительной проповедью против монастырских стяжаний, ростовщичества, лихоимства.

Примечательно, что в наше время из среды РПЦ не раздается ни одного голоса, с осуждением противного духу христианства церковной алчности. А ведь когда-то любостяжание отнюдь не считалось нормой в Русской Церкви. Так, "нестяжатели" осуждали быстрорастущее монастырское землевладение, стремление к излишествам, особому украшательству церквей, приобретению дорогой утвари, считая первым долгом духовенства помощь убогим, нищим и больным. Раздражение митрополита и светской власти вызывали и призывы "нестяжателей" обуздать казни и другие крайние формы наказания еретиков, особенно покаявшихся.

Главным идеологом обогащения Церкви и ее союза с государством (вопреки Христову принципу разделения власти на светскую и духовную: "Богу – Божье, кесарю – кесарево") был Иосиф Волоцкий (1439-1515), По его имени названо течение, являющееся ныне господствующим в РПЦ. Иосиф Волоцкий занял наиболее непримиримую позицию по отношению к "обидящим святыя Божии храмы" нестяжателям и считал, что священнослужители обязаны всемерно укреплять авторитет церкви и власти, сурово карать вероотступников и их "сочувственников", а также защищать церковные владения "даже и до своего кровопролития". Однако кровь как раз проливалась чужая – инакомыслящих и собственных церковных диссидентов.

Ученик св.Иосифа Волоцкого – Вассиан Патрикеев стал непримиримым противником св.Иосифа Волоцкого. В 1512 г. произошло первое открытое их столкновение В то время. как Иосиф считал нормой сжигать и пытать еретиков, Вассиан Патрикеев указывал, что это противоречит самой сути христианской веры, которая есть любовь к ближнему. Также Вассиан стремился к тому, чтобы нестяжательство стало принципом жизни всей русской Церкви. Вопрос о том, что Церковь не имеет права владеть селами и землей, поднимался Вассианом как самый главный. Основываясь на этом тезисе, Вассиан Патрикеев призывал к церковной реформе. Он требовал, чтобы монастыри отказались от земельных владений, а их управление передали в руки белого духовенства. В "Собрании", полемизируя с "Докладом собора 1503 г." (защищавшим монастырское вотчиновладение), Вассиан Патрикеев призывал иноков "сел не держати, ни владети ими, но жити в тишине и в безмолвии, питаясь своими руками". Свою точку зрения он обосновывал ссылками на Евангелие и образ жизни первых создателей монастырей. Резко отрицательно относился он и к тому, что монастыри владеют крепостными ("порабощают крестьян — братьев"). Едва ли положение современных гастарбайтеров, за мизерную плату строящих сейчас храмы по всей России, многим лучше положения крепостных.

Обладание селами, — учил Вассиан Патрикеев, — влечет монахов к порокам, противным духу евангельскому. "Входя в монастырь, — говорил он, — мы не перестаем всяким образом присваивать себе чужое имущество. Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностию, оскорбляем различными способами убогих братий наших, живущих в селах, налагаем на них лихву на лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязуем братий наших бичами или прогоняем их с женами и детьми из наших владений, а иногда предаем княжеской власти на конечное разорение. Иноки, уже поседелые, шатаются по мирским судилищам и ведут тяжбы с убогими людьми за долги, даваемые в лихву, или с соседями за межи сел и мест, тогда как апостол Павел укорял коринфян, людей мирских, а не иноков, за то, что они ведут между собой тяжбы. Наладить хорошие отношения с местной администрацией вместо того, чтобы обличать пороки власть имущих — также стало признаком хорошего тона в РПЦ. Конечно, иначе кто же подбросит "в пожертвование" стройматериалы на строительство того же храма? Вот так и вышло, что никак на Руси не воплотится в жизнь Христов принцип "Богу – Божье, кесарю- кесарево", а сама РПЦ все больше превращается в идеологический отдел "Единой России".

"Часть годовых сборов – продолжает свои обличения Вассиан Патрикеев, — с ваших имений превращаете в деньги и отдаете в рост, а часть сберегаете для того, чтобы во времена скудости земных произведений продать по высокой цене? Сами богатеете, обжираетесь, а работающие вам крестьяне, братья ваши, живут в последней нищете, не в силах удовлетворить вас тягостной службой, изнемогают от лихвы вашей и изгоняются вами из сел ваших, нагие и избитые! Хорошее воздаяние даете вы благочестивым князьям, принесшим дар Богу! Хорошо исполняете вы заповедь Христову не заботиться об утреннем дне!..". Иосиф написал очень строгий устав для своего монастыря и, во избежание того, чтобы монахов не обвиняли в занятиях мирскими делами, постановил, чтобы все управление и расправы над монастырскими подданными происходили не в самом монастыре. Вассиан, делая намек на это распоряжение, громит противника такими словами: "Отвергшись страха Божия и своего спасения, повелевают нещадно мучить и истязать неотдающих монастырские долги, только не внутри монастыря, а где-нибудь за стенами, перед воротами!.. По-ихнему казнить христианина вне монастыря не грех! О законоположитель! Или лучше назвать тебя -законопреступник! Если считаешь грехом внутри монастыря мучить братью свою, то и за монастырем также грех! Область Бога, почитаемого в монастыре, не ограждается местом. Все концы земли в руках Его. Откуда же взял ты власть нещадно мучить братий, а особенно неправедно? Какой же ты хороший хранитель евангельской заповеди и апостольских правил!.."

Нет никаких сомнений, что несметные богатства свалившиеся распоряжением правительства на современную РПЦ также вовлекут ее в бизнес со всеми причитающимися атрибутами: алчностью, лихоимством, "кидаловым" и т.п. Эксперты не исключают, что Церковь, получая землю в собственность, начнет использовать ее в отнюдь не Богоугодных, а в чисто коммерческих целях. Никаких гарантий, что современная РПЦ сможет уберечь себя от мирских соблазнов, связанных с коммерческой эксплуатацией недвижимости, лучше тех церковников, которых бичевал еще Вассиан Патрикеев. По сравнению с царскими временами все стало только гораздо хуже, особенно учитывая проникший в советские времена в Церковь дух компромисса с миром. Это касается не только стукачества и пресмыкательства перед светской властью, характерных для нераскаянного до сих пор греха "сергианства". Но и современных экономических, административных и идеологических неразмывно-дружеских отношений церкви и государства. Где уже практически невозможно отделить где Божье, а где – кесарево.

Вассиан, критикуя современные ему монастыри, пытался устыдить их примером древних святителей, отличавшихся нестяжательностью, в т.ч. Василия Великого, который сказал грозившему ему императорскому чиновнику: "Что ты можешь взять у меня, кроме бедных одежд и книг моих, для тебя ненужных, а в них вся моя жизнь!" В противоположность этим примерам, Вассиан изображал современных ему святителей так: "Наши же предстоящие, владея множеством церковных имений, только и помышляют о различных одеждах и яствах, о христианах же, братиях своих, погибающих от мороза и голода, не прилагают никакого попечения; дают бедным и богатым в лихву церковное серебро, а если кто не в состоянии платить лихвы, не покажут милости бедняку, — а до конца его разорят. Вот сколько нарядных батогоносных слуг стоят перед ними, готовые на мановение владык своих! Они бьют, мучат и всячески терзают священников и мирян, ищущих суда перед владыками". По мнению Вассиана, монахи, как люди, отшедшие от мира, должны жить в молитве и уединении, питаясь исключительно от трудов рук своих.

На свою сторону Вассиан Патрикеев сумел привлечь немало сторонников, в том числе и приехавшего в Россию Максима Грека. Однако последователи Иосифа Волоцкого, неуемным преклонением перед светской властью, привлекшие на свою сторону царя -одержали верх. В 1522 году митрополитом стал ученик св.Иосифа Волоцкого Даниил Рязанец, который повел жестокую борьбу против "нестяжателей". В итоге, сначала осудили Максима Грека (провел в заточении четверть века), а затем и самого Вассиана Патрикеева. Суд состоялся в 1531 году и по его приговору Вассиана, обвиненного в "нестяжательстве" и ереси, заточили в Иосифо-Волоколамском монастыре, где он и погиб от рук "презлых иосифлян" уже в следующем году.

Победа иосифлянства над нестяжателями тяжелейшим образом отразилась на всей последующей истории Русской Церкви. В наши дни проблема возрождения принципов св.Нила Сорского, св.Максима Грека, Вассиана Патрикеева и других лучших представителей православной мысли, призывавших Церковь к служению Богу, а не маммоне, является более чем актуальной. Однако пока возобладали другие, прямо противоположные принципы. Как заявил на днях митрополит Кирилл (Гундяев): "грех не в богатстве, а в пристрастии к нему". Только вот как отделить одно от другого, он к сожалению стремительно обогащающимся церковникам-бизнесменам, не объяснил. Так что – богатейте на здоровье. Только как все это соотносится с заповедями Христа? Одна из которых гласит: "не собирайте себе сокровищ на земле, но на небе. Ибо где сокровище ваше, там и душа ваша будет".

Так что прежде, чем объявлять "сумасшедшими" последователей схимонаха Максима замуровавших в себя в Пензенской глубинке, давайте подумаем о том – не безумие ли копить богатства на земле и еще даже выдавать это за служение Богу? 

Сергей Путилов

"Новая Родина"/"BAZNICA.INFO", 19 ноября 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования