Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВОЕ РУССКОЕ СЛОВО": "Мы хотим вернуть долг РПЦЗ". Интервью с первоиерархом РИПЦ Архиепископом Тихоном, находящимся с визитом в США


С приходом советской власти часть православных священников, спасаясь от преследований, ушла в подполье, но не оставила своей пастырской деятельности, окормляя паству тайно. Так на территории СССР возникла катакомбная Церковь. Эта Церковь так и не присоединилась к официальной, созданной по инициативе Сталина в годы войны. В 1981 году катакомбники получили благодаря помощи Зарубежной Церкви – РПЦЗ - своего первого за долгое время епископа. Сегодня эта церковь называет себя РИПЦ (Русской Истинно-Православной Церковью). После унии 17 мая сего года РПЦЗ (Лавра) с Московской патриархией РИПЦ взяла под свой омофор часть приходов РПЦЗ, отказавшихся последовать за митрополитом Лавром. Часть осталась под омофором епископа Агафангела, отказавшегося от подписания унии. 

В редакции НРСлова побывал первоиерарх РИПЦ Архиепископ Тихон, находящийся сейчас с визитом в США. 

– Какова цель Вашего визита в США? 


– Мы намерены собрать в нью-джерсийском Трэнтоне совещание духовенства, находящегося под нашим омофором в Америке. Это духовенство, порядка десяти священников и пяти приходов, перешло к нам еще до 17 мая. 

– Каким бы Вы хотели видеть развитие отношений между РИПЦ и тем крылом РПЦЗ, которое перешло под омофор Агафангела? 

– Я считаю, что у нас нет никаких препятствий для евхаристического общения паствы и духовенства, всех тех, кто находится под омофо-ром владыки Агафангела и омофором РИПЦ. Я разрешаю причащаться своим прихожанам в приходах Агафангела. У нас намечен диалог с владыкой, и я надеюсь, что он состоится. Встреча должна состояться после моего возвращения в Россию и совещания нашего духовенства и активной части паствы в Воронеже, где будет выработана наша позиция по отношению к владыке Агафангелу. 

– Как может развиваться ваш диалог? 

– Я знаю, что владыка Агафангел провел совещание в Астории, где получил определенные полномочия от собранного им духовенства. На этой встрече была выработана программа действий, направление, в котором он планирует строить отношения с другими церквами. Я бы хотел получить какие-то полномочия от своего духовенства, определить рамки для ведения нашего диалога с ним. 

– Каким бы Вы хотели видеть итог этого диалога?
 

– Зарубежная церковь русской диаспоры существует за рубежом. Она не может иметь свои приходы в России. В России есть церковь. Я смотрю на нас как на две автономные части одной церкви, мы не можем разделиться. Мы можем собрать собор, выбрать первоиерарха, но мы должны существовать там, где существует наша паства. Я уверен, что в силу исторических обстоятельств церковь диаспоры уже не вернется на родину, она всегда будет существовать за рубежом. (Разрядка моя. ЕЛМ)

– Ваш план может привести к тому, что вы оставите епископа Агафангела без работы. Его приход – на Украине. 

– Есть канонические нормы, выработанные Вселенскими соборами, мы не можем их игнорировать. Были ошибки, за которые мы сейчас расплачиваемся. Разорение церкви в России – следствие необдуманного решения открывать приходы РПЦЗ в России. Это стало очевидным сейчас. Все, кто ратовал за открытие этих приходов, ушли в Московскую патриархию. Согласно Вселенским соборам, автокефальной может считаться та церковь, которая способна рукополагать своих епископов без посторонней помощи. РПЦЗ нам оказала помощь в обретении своих епископов, но мы не дерзнули претендовать на автокефалию(Разрядка моя. ЕЛМ)

– Вы хотите найти понимание у епископа Агафангела, но Ваш план, что совершенно очевидно, заставит его либо отказаться от своих нынешних полномочий на Украине, либо перебираться в США. Я не уверен, что это согласуется с его планами. 

– Никто ничего отнимать у него не будет, он может войти в наш Синод. Ведь РИПЦ административно существует в границах бывшей советской империи. РИПЦ существует и на Украине. 

– Представим на минуту, как это ни сложно, что Агафангел войдет в Ваш Синод, но что будет с теми зарубежниками, которые пошли за ним? У РПЦЗ Агафангела сегодня нет епископов. 

– В свое время РПЦЗ помогла нам обрести самостоятельность, начав с хиротонии владыки Лазаря, чья кандидатура была утверждена еще на юбилейном соборе 1981 года, где были прославлены царские мученики. Он был положен во епископы Катакомбной церкви. Разлад начался, когда возникли тенденции на сближение РПЦЗ с Московской патриархией. Но сейчас мы готовы вернуть долг, помочь создать ей свой епископат. 

– Как Вы относитесь к проблеме, с которой сейчас столкнулся Агафангел: ему предстоит разобраться, насколько каноничным было общение РПЦЗ с теми или иными церквами, в частности с сербской, которую, как и Московскую патриархию, можно обви-нить в грехе экуменизма. 

– Это проблема владыки Агафангела. Он дошел с РПЦЗ до конца, до ее объединения с Московской патриархией. Он относился к тем, кто надеялся, что все, так сказать, рассосется. Но к нам многие перешли еще до 17 мая. И мы говорили им, что их пребывание под нашим омо-фором временное. Наша задача восстановить епископат РПЦЗ. У нас есть для этого все необходимое. У нас есть свой Синод. 

– Я слышал мнение, что создание Вашего Синода не отвечало всем канонам православия. 

– Говорить можно что угодно. И наши епископы, и наша паства знали искушения, все это было и есть, однако мы организовали у себя на родине епархии, церковная жизнь идет, и силой Божьей благодати мы преодолеваем сложности. Я считаю, что люди, отошедшие от Синода Лавра до 17 мая, люди достойные и они – авторитетные пастыри. 

– Если Ваш план найдет поддержку, значит ли это, что РПЦЗ полностью покинет пределы бывших советских республик, а РИПЦ, соответственно, зарубежные края? 

– РПЦЗ в России это нонсенс. Что до наших приходов за рубежом, то, повторяю, мы всегда говорили, что берем их под свой омофор временно. 

– Сколько приходов РИПЦ в России? 

– Действующих порядка 200, но не все зарегистрированы, есть епископы, окормляющие только катакомбную паству. 

– Как к РИПЦ относятся власти? 

– Я могу говорить о ситуации в Омске. Власти ведут себя в рамках закона. Не выказывают нам особого расположения, но уважают наши права. В некоторых городах есть гонения, которые иногда инициирует патриархия. Везде по-разному. 

Беседовал В. Ярмолинец 

"НОВОЕ РУССКОЕ СЛОВО", 14 ноября 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования