Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"SFI.RU": Об историческом беспамятстве. Актуальные проблемы жизни православных христиан обсуждались на конференции «Церковная жизнь» в Москве


1 ноября 2007 года в выставочном комплексе "Экспоцентр" под председательством прот. Всеволода Чаплина в рамках конференции "Церковная жизнь" прошла дискуссия "Насущные проблемы церковной жизни. Духовное окормление, свидетельство в обществе, отношения со светским миром".

О. Всеволод предложил обсудить две проблемы: во-первых, местные культы лжестарцев, серьезно отступивших от православия и подменяющих православное трезвомыслие духовным шарлатанством, и во-вторых, присутствие церкви в обществе. Отец Всеволод подчеркнул, что церковь – это не только люди в рясах, но и многие-многие миряне. С каким посланием мы присутствуем в этом мире? Способны ли мы быть той силой, которая в начале эры изменила жизнь римской империи? Отклик собравшейся на подиуме аудитории вызвали только эти вопросы. Видимо, интерес к т.н. "старцам" постепенно начинает уходить в прошлое.

Прот. Владислав Свешников признаком зарождающейся жизни в церкви считает факт начавшегося в ней спокойного разговора о внутрицерковных проблемах, например, о частоте причастия, которая не может определяться человеком только индивидуально.

Как всегда важным и интересным оказалось выступление профессора Санкт-Петербургской Духовной академии прот. Георгия Митрофанова, которое было посвящено историческому сознанию членов церкви. Отец Георгий с тревогой говорил о том, что церковь грешит историческим беспамятством. Историческая память уступила место историческому мифотворчеству, в рамках которого история нередко становится средством для обоснования современных идеологических установок. Во многом из-за этого церковь как Церковь не открылась еще современному человеку, она скорее представляется ему общественной организацией, освобождающей его от совести и личной ответственности, предлагающей очередную тоталитарную идеологию. Самым главным примером такого исторического беспамятства о. Георгий считает наше непонимание существа подвига новомучеников и, тем самым, неумение войти в их опыт, приумножить его, опереться на него в решении сегодняшних проблем. Именно новомученики особенно остро ощутили себя в церкви без истории. И они явили церковь в жизни людей без елея, без мощей, без храмов, утверждая Христа евхаристичностью всей своей жизни. А мы имитируем подлинное возрождение ритуальной стилизацией возрождения церкви. Отвечая на вопрос сотрудника Свято-Филаретовского православно-христианского института Анны Алиевой: что именно из опыта новомучеников может сегодня нам помочь в решении наших внутрицерковных проблем, отец Георгий сказал о двух путях спасения церкви, которые они выбрали перед лицом богоборческого государства. Для одних таким путем было найти компромиссы с этим государством ради спасения церкви; для других – внутри церкви остаться христианами и жить по Евангелию, независимо ни от какого государства. Они обрекали себя на смерть, но тем самым сохранили церковь. Они явили своей жизнью самую свободную церковь в самой несвободной стране. Сегодня же, к сожалению, преобладает первый путь.

Странным оказалось выступление руководителя общества "Радонеж" Евгения Никифорова, который после рекламы предстоящего фестиваля "Радонежа" практически все свое выступление посвятил призывам изменить Конституцию, которая предоставляет, по его мнению, "равные права паскудникам и благочестивым". Он выразил непонятно на чем базирующуюся надежду, что такую же задачу поставил перед собой и президент, и уж он ее конечно решит.

Редактор "Церковного вестника" Сергей Чапнин привлек внимание слушающих к тому, что настоящая церковная и духовная жизнь христианина – это внутренняя молитвенная жизнь, участие в таинствах, а уже потом – общественная, публичная. Парацерковные традиции продолжают существовать в церкви именно из-за того, что нет внутрицерковного диалога по вопросам внутренней жизни, например, сотни и сотни людей не могут в маленьких городках причаститься на Пасху, т.к. "принято на Пасху не причащать". Продолжая разговор об историческом беспамятстве, бытующем в церкви, С.В. Чапнин возмутился полнейшим нравственным безразличием тех православных, в том числе священников, которые целуются с руководителем Коммунистической партии, даже формально не отмежевавшимся от тех преступлений, которые привели к разгрому церкви в ХХ веке. На последовавшую тут же реплику свящ. Никона Белавенца, что это всего лишь этикет, ответил прот. Георгий Митрофанов, подчеркнув, что никакой этикет не освобождает человека от нравственного выбора и исторической ответственности перед памятью убитых новомучеников, которые лежат между православным человеком и руководителем партии, ответственной за их убийство.

Писатель, историк Константин Ковалев, автор книги о прп. Савве Сторожевском, говорил о том, что гражданская война не окончилась, разделения между людьми столь же глубоки. Он призывал понять, что христианская литература не сводится к богослужебной, и нужно продавать в церковных лавках хорошие художественные книги, Достоевского, Гоголя и других. Это поможет многим людям прийти в церковь.
В ходе дискуссии прот. Всеволодом Чаплиным были даны ответы на многие вопросы собравшихся.

Информационная служба СФИ, 6 ноября 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования