Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"BLOOMBERG": Хаос с фетвами в мусульманском мире. Отделение по фетвам при университете аль-Азхар в Каире выпускает ежедневно 1000 религиозных эдиктов


Еще столетие назад отделение по фетвам при университете аль-Азхар в Каире выпускало менее 200 религиозных эдиктов в день. Ныне же их каждодневно издается около 1000.

Этот центр исламской мысли с тысячелетней историей не одинок. Во всем мире наблюдается настоящий взрыв в издании фетв -  мнений религиозных лидеров  о  том, как надлежит вести себя правоверным во всех сферах от политики до секса, и это есть не что иное, как проявление попытки мусульманских улемов установить свое влияние на практике. Это представляется невыполнимой задачей с учетом децентрализованного характера и все более растущего количества поводов для выпуска фетвы.

Так, сегодня мусульмане Египта могут найти религиозные поучения наставников со всего мусульманского мира, включив телевизор или войдя в Интернет, если, конечно, они не следуют фетве, выпущенной улемами крупнейшего индийского медресе Дар-уль-Улама в 2004 году, запрещающей мусульманам смотреть телевизор.

"У нас нет высшего догматического арбитра в лице Папы или Патриарха, это принципиально для исламской богословской мысли - наличие нескольких мнений, -говорит Абдель Моти Байуни из центра исламских исследований в Каире. - Но, к сожалению, выходит очень много неквалифицированных суждений, и это плохо".

В результате сложилось положение, которое египетское агентство МЕНА назвало "хаосом c фетвами".

Почему увеличивается количество фетв

Большинство мусульманских ученых выступают против того, чтобы религиозные заключения (фетвы) транслировались по телевидению, либо выкладывались в Интернете, ибо считается, что все они основываются на Священном Коране и достоверной сунне Пророка Мухаммада, основателя ислама. А с помощью современных технологий до верующих, по мнению таких богословов, станут доходить противоречащие друг другу фетвы.

Многие диссидентствующие мусульманские имамы обвиняют священнослужителей, принадлежащих к истэблишменту, в том, что последние выносят недостоверные, а зачастую и просто глупые суждения. Как пример приводятся фетвы, выпущенные университетом аль-Азхар, запрещающие скульптуры, женское обрезание и т.п. Приводится фетва, выпущенная в минувшем мае, предписывающая в одиночку встречаться с мужчинами только женщинам, являющимся кормящими матерями, с тем, чтобы создать препятствия для возможных сексуальных отношений.

Среди немусульман на Западе слово фетва стало известно в 1989 году, когда тогдашний лидер Ирана аятолла Хомейни своим религиозным эдиктом приговорил писателя Салмана Рушди, автора книги "Сатанинские стихи", к смерти за богохульство.
Предполагается, что священнослужители должны иметь соответствующую богословскую и правовую подготовку, которая должна подтвердить их авторитет. Но даже подготовленные богословы зачастую выпускают противоречивые фетвы, например, о том, являются ли акты суицида или нападения на мирных граждан оправданными с точки зрения религии, что порождает как религиозные, так и политические противоречия.

Общие стандарты

После того, как достоянием гласности стала вышеупомянутая фетва о "вскармливании грудью" Али Гомаа, главный улем мечети аль-Азхар, предложил ввести общие стандарты для издания фетв.

28 сентября университет аль-Азхар, связанный с этой мечетью, объявил, что им открыта собственная телестудия, которая будет транслировать соответствующего уровня фетвы. Неделю спустя о запуске сайта с "достоверными" фетвами заявил высший совет имамов Саудовской Аравии.

Существующая мешанина мнений создала "кризис и противоречия" в то время, когда мусульмане "нуждаются в единстве и последовательности", пишет Сеиф Абдуль Фатах, профессор исламской политической мысли Каирского университета, в газете "Аль-Ахрам" от 4 октября с.г.

В настоящий момент на сайте "Дар уль-ифта" (отделения фетв университета аль-Азхар) висят фетвы о допустимости содержания собак в доме (нельзя, потому как собаки - "нечистые животные")  и использования краденых кредитных карточек для расчетов в США и Израиле для нанесения ущерба этим странам, ведущим борьбу с мусульманами (запрещено, так как фальсификация кредитных карт не согласуется с учением ислама).

Критицизм

Мохаммад Салмауи, глава Египетского союза писателей, 20 октября в каирской газете "Дейли ньюс" написал сардоническую статью по поводу фетвы, требующей от женщин покрывать себя с ног до головы и ездить в такси только в компании родственника-мужчины, что уже давно не практикуется в Египте.

"Соревнование между нашими достопочтенными шейхами дошло до того, что не проходит и недели после выхода очередной мудрой фетвы, как появляется другая, ее отменяющая.  Кроме того, сюда прибавляется конкуренция между мусульманским истэблишментом и телепроповедниками", - говорит Амир Халед, бывший бухгалтер, а ныне известный "телеимам", сменивший традиционные халат и чалму на пиджак и галстук. Его ток-шоу "Рай в нашем доме" транслируется на весь Ближний Восток, а журнал "Тайм" причислил его к сотне самых влиятельных людей мира 2007 года.

Оптимистический стиль

40-летний Халед признает, что у него нет богословского образования и делает он свое шоу в стиле Опры Уинфри с добавлением религиозной составляющей. По мнению "телеимама",  традиционные богословы далеки от запросов общества, прежде всего, молодежи и женщин.

"Если я смогу уберечь зрителей от плохих фетв, это будет здорово, - говорит Халед - К сожалению, очень много несправедливых вещей говорится от имени ислама, причем эти мнения исходят от очень авторитетных институтов".

"Хотя телеимамы, подобные Халеду, не издают фетв, очень тонкая грань лежит между фетвой и просто добрым советом", - напоминает аналитик Байуни.

"Главная проблема состоит в том, что исламская религия занимает определяющую позицию в жизни общества и проникает буквально во все, -  говорит Али Эль-Саман, глава исламского комитета аль-Азхара по диалогу и межмусульманским связям. - Это делает религиозные знания насущно необходимыми, но, к сожалению, сия потребность не находит своего удовлетворения".

Дэниэл Уильямс

"BLOOMBERG", 5 ноября 2007 г.

Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования