Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЦЕРКОВНЫЕ ВЕДОМОСТИ РИПЦ": О единстве с еретиками через поминовение отступивших иерархов РПЦЗ. Статья Архиепископа Тихона Омского и Сибирского, Председателя Синода РИПЦ


Утверждение Синодом РПЦЗ(Л) Акта о каноническом и евхаристическом общении с сергианской патриархией – не личный грех лишь ее иерархов, а коренной грех всей РПЦЗ(Л), "утвержденный, провозглашенный, связанный присягой пред всем светом".

В связи с этим не может не удивлять тот факт, что в РПЦЗ(Л) весь смысл священной борьбы против унии с неправославной МП сознательно пытались уничижить, опустить до примитивного уровня лишь отстаивания некой "административной независимости", сохранения храмов, имущества и т.п.

И мало кто замечает, какая страшная духовная подмена происходит. Ведь смысл и суть существования Истинной Церкви – не в храмовом имуществе или "административной независимости"… Низведение проблемы самого бытия Русской Церкви, Ее миссии в эпоху апостасии на такой уровень – свидетельство невероятного духовного измельчания. Это попытка увести от главного. В Церкви – Мистическом Теле Христовом – вопросы юридической независимости, а тем более имущественные, не имеют решающего значения. В Церкви – повторим еще раз слова аввы Зарубежной Церкви Вл. Аверкия – важно единство в Истине, а отступление от нее – это единство во лжи, но тогда это уже не Церковь Христова… Такое единство возможно и без видимых форм административно-юридического объединения. Оно достигается через единство вероисповедное и молитвенно-евхаристическое. Вот что в Церкви является главным.

Поэтому для унии с МП, как и вообще для любой унии, не обязательно полное слияние в единый административный организм. Для нее достаточно единства молитвенного, а оно в РПЦЗ(Л) было установлено еще 15 мая 2004 г. в Москве во время совместного служения первоиерарха РПЦЗ митр. Лавра с советским патриархом-экуменистом Алексием Ридигером. Подписание униоального Акта 17 мая 2007 г. и совместное служение литургии главами и иерархами РПЦЗ(Л) и МП явилось лишь закономерным завершением начатого процесса.

Многих смутило, что 2 сентября 2007 г. в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле было впервые возглашено имя сергианского патриарха Алексия Ридигера. Кто-то расценил это как "падение главной цитадели Зарубежной Руси". Однако, к сожалению, это падение произошло намного раньше – задолго до 17 мая, еще в 2001 году, когда в угоду МП с поста Первоиерарха РПЦЗ был "отправлен на покой" Ее законный и пожизненно избранный Предстоятель Митрополит Виталий. Отправлен в атмосфере морального давления. А позже по отношению к Старцу-Митрополиту было допущено и физическое насилие.

Необходимости в удалении Митр. Виталия с поста Первоиерарха РПЦЗ не было. Как не было такой необходимости в смещении и удалении на покой Митр. Антония или Митр. Филарета, несмотря на то, что к концу жизни они оба были уже физически немощными. Пост Первоиерарха РПЦЗ – пожизненный. Смещение Вл. Виталия, а также поставление на его место архиеп. Лавра были осуществлены с одной лишь целью – сделать открытым путь для унии с МП. Митр. Виталий на этом пути был непреоборимым препятствием, потому его и удалили "на покой".

В одном из недавних интервью сергианский патриарх Алексий (Ридигер) недвусмысленно заявил, что без смены Первоиерарха РПЦЗ и избрания м. Лавра объединение РПЦЗ и МП было бы невозможным. Это воистину так. И именно с этого момента приходится отсчитывать начало падения РПЦЗ. Ведь, признав м. Лавра Первоиерархом Зарубежной Церкви, начав его поминовение, da-facto необходимо было признать и ту цель, ради достижения которой он был поставлен на место Митр. Виталия, и тот "новый курс", которому м. Лавр открыто следовал с первых же дней своего избрания – курс на унию с МП. Отрицать это сегодня уже невозможно, т.к. плоды Архиерейского Собора РПЦЗ 2001 г. уже окончательно очевидны всем...

Поэтому нынешнее публичное возглашение имени советского патриарха в храмах РПЦЗ после всего случившегося за последние шесть лет – лишь закономерное завершение принятого на Соборе 2001 г. "нового курса" Синода М. Лавра. Такое поминовение - это уже формальность, лишь гласное утверждение положения, которое на практике давно и безпрепятственно действовало как законная норма. Беда, что многие искренние противники унии этого не понимали, а многие не понимают до сих пор.

Среди многих искренних зарубежных пастырей бытует убеждение, что если они будут поминать не патриарха-еретика, а только соединившегося с ним митр. Лавра, апостасия Московской патриархии их не затронет, а сами они по-прежнему будут пребывать не в МП, а в РПЦЗ. Наивное заблуждение. Ведь в Церкви важно в первую очередь "единство у Чаши", т.е., повторимся в который раз, – молитвенно-евхаристическое общение. Это главное! Именно на этом принципе зиждется каноническое единство Церкви. Когда Вл. Митрополита Антония (Храповицкого) спросил однажды один благообразный священник-униат: "Владыка, почему же мы не православные, если и обряды, и догматы у нас те же, что и у вас?", Владыка задал ему в ответ вопрос: "А кого вы поминаете за Божественной литургией?" – "Великого господина папу Пия" – "Вот вы и католики" – ответил Владыка Митрополит. Поэтому неважно, будут ли они поминать советского патриарха, или нет: они будут поминать митр. Лавра и своего правящего архиерея, которые, в свою очередь, став единым телом с МП, будут не только поминать сергианского патриарха, но и вынимать за него на Проскомидии частицы как за своего Первоиерарха. Вот поэтому они и сергиане…

Не случайно на заседании Архиерейского Синода РПЦЗ(Л) было принято решение: клирикам, не желающим поминать "московского патриарха", позволить поминать по-прежнему митр. Лавра и правящего архиерея. Как витиевато объясняется такое решение Синода на официальном сайте РПЦЗ(Л), "это касается введения переходного периода с особенностями литургического поминовения там, где это представляется необходимым, в приходах Русской Зарубежной Церкви, в духе икономии, по усмотрению правящего архиерея". И далее поясняется, для чего придумана эта хитрость: "Такой переходный период, как уповают наши архипастыри, поможет всем постепенно влиться в единство Русской Православной Церкви", т.е. в МП…

Заблуждение происходит от непонимания самой природы Церкви.

Церковь – не административный институт, не общественная организация или политическая партия, в которой может существовать множество фракций. Это не клуб по интересам или "общество ревнителей учения Иисуса Христа", это даже не храмы и монастыри. Церковь – это Богочеловеческий организм, по выражению святых Отцев, – Мистическое Тело Христово, в Котором чрез исповедание Истины (веры), через Таинства хранится единство полноты церковной. Трагичность ситуации для всех, пребывающих в РПЦЗ(Л), состоит в том, что даже искренние пастыри, м.б. несознательно, – но, тем не менее, мистически, чрез Таинства соучаствуют в отступлении своей иерархии, поминая перед Святой Чашей во время Евхаристии имя правящего епископа, вынимая частицу за него на Проскомидии. Многие легкомысленно относятся к этому важному вопросу, считая его второстепенным. Нет, в Церкви все едино в духе – через Таинства.

Если же дух не Истинен, не Православен, то чрез таинственную мистическую связь с этим еретическим духом связаны и все члены церкви, от патриарха и епископов до духовенства и мiрян. Поэтому и пастыри РПЦЗ, отказывающиеся поминать "патриарха", но при этом поминающие митр. Лавра, как бы им этого не хотелось, являются соучастниками отступлений своей иерархии, добровольно принявшей единство с еретической Московской патриархией, а через нее, – и со всеми экуменическими и новостильными церквями т.н. "официального православия", и далее, – включая католиков, протестантов и даже язычников-нехристиан. Этим нельзя пренебрегать, ведь от этого зависит и наше собственное спасение, и спасение наших пасомых, за каждую душу которых придется давать ответ пред Престолом Божиим. Эта Истина непреложна, не зависимо от того, нравится она кому-то или нет.

Как же поступать, если по всему ясно, что иерархи РПЦЗ(Л) не намерены возвращаться на правую стезю, а совесть тревожит сердце и не дает душе уснуть? Для этого Отцы Церкви и оставили нам свв. каноны, – нужно только сверить их с нашей церковной действительностью, и поступить по совести, по церковным канонам. Это не столь уж сложно, была бы только совесть жива.

Правила 45 и 65 Святых Апостолов подвергают епископов, пресвитеров и диаконов, только помолившихся с еретиками или входивших в синагогу иудейскую "или еретическую" помолиться, лишению сана или отлучению от Церкви.  Также и "все общающиеся с отлученными" (имеется ввиду молитвенное общение) – должны быть отлучены (Апост. 10; Антиох. 2; Вас. Вел. 88). 

Правила Лаодикийского Собора (6, 33) запрещают еретикам присутствовать при богослужении в Церкви и даже просто входить в храмы. Не должно быть никакого духовного общения и "единства" с еретичеством при сохранении дружелюбного отношения к самим людям-еретикам в надежде на их обращение в Православие – вот смысл многих канонических правил по отношению к ересям.

Св. Василий Великий говорит: "Если кто притязает исповедовать вполне Православную Веру, но находится в общении с теми, кто ей противоречит, если по предупреждении не порвут этого общения с ними, то их не следует даже считать братьями". 

Также и св. Феодор Студит пишет: "Запрещено православному поминать на священных поминаниях, и на Божественной Литургии притворявшегося православным, но не перестававшего иметь общение с еретиками и еретичеством. Ибо если б он, хотя бы и в час смерти исповедал грех свой и приобщился Святых Тайн, то православному можно бы делать за него приношение. Но как он отошел в общение с ересью, то как можно вчинять такого в православное общение? – Св. Апостол говорит: чаша благословения, юже благословляем, не общение ли Крови Христовы есть? Хлеб, егоже ломим, не общение ли Тела Христова есть? Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся (1 Кор. 10: 16, 17). Посему приобщение еретического хлеба и чаши делает приобщающегося принадлежащим противной православным части, и из всех таких причастников составляет одно тело, чужое Христу".

А 15-м правилом Двукратного Константинопольского Собора, каждый православный обязывается выйти из послушания епископу или Патриарху даже до соборного осуждения таковых, в случае, если те открыто проповедуют ересь, "осужденную Соборами и Отцами". Третье же правило повелевает, чтобы клирики Церкви "отнюдь никоим образом не были подчинены отступившим или отступающим (очень точное выражение!) от Православия епископам".

Так, иерархия РПЦЗ(Л), соединившись с сергианской экуменической патриархией, сама отсекла себя и свою паству от единства со Вселенской Церковью Христовой, ибо невозможно пребывать в единстве с Отцами Церкви, – и одновременно дерзко попирать установленные этими Отцами правила и каноны. Невозможно пребывать в единстве со Свв. Новомучениками и Исповедниками Российскими – и в то же время отречься от всего, ради чего святые прияли мученическую смерть. Невозможно пребывать в Зарубежной Церкви, и открыто презирать наследие и заветы Ее Отцов. А ко всему прочему, влившись в "официальное православие", иерархи РПЦЗ(Л) подпали еще и под анафему Зарубежной Церкви, наложенной Собором РПЦЗ на ересь экуменизма и экуменистов в 1983 г.  

Следовательно, ушли из Зарубежной Церкви в раскол не те, кто порывает церковное общение с апостасийной иерархией РПЦЗ(Л). Нет, храня идеалы Зарубежной Церкви, эти священники и паства в Зарубежной Церкви и остаются. А в раскол ушли митр. Лавр с его Синодом, и все  священники и мiряне, кто "покорно" последовал за ними в МП…

+Архиепископ Тихон Омский и Сибирский,

Председатель Архиерейского Синода

Русской Истинно-Православной Церкви

"Церковные ведомости РИПЦ", октябрь 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования