Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ТРУД-7": Как проповедь отзовется... Тюменские ученые подключились к разговору о роли Православной Церкви в современном обществе


Российские ученые выступили против вмешательства русской православной церкви во все сферы общественной жизни страны. Как передает "Эхо Москвы", открытое письмо на эту тему несколько известных академиков направили президенту страны Владимиру Путину.

В этом документе ученые выражают беспокойство тем, что возрастает влияние церкви на многие сферы общественной жизни. Как сказал в эфире радиостанции один из авторов обращения, лауреат Нобелевской премии Виталий Гинзбург, Русской православной церкви (РПЦ) всеми силами пытается протолкнуть религиозную веру в ущерб настоящей науке.

Наша газета уже не раз затрагивала тему о роли православной церкви в современном обществе. Сегодня к разговору подключаются тюменские ученые.

ПРАВО НАЛАГАЕТ И ОБЯЗАННОСТИ

Всеобщая Декларация прав человека определяет: "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков". Но нередко в печатных изданиях некоторых религиозных объединений, выходящих или распространяемых в регионе, есть тексты, которые можно квалифицировать как разжигающие вражду, поскольку ущемляют право других верить согласно собственным убеждениям и унижают их. Более того, Уголовный Кодекс РФ устанавливает прямую ответственность за действия, направленные на возбуждение расовой, национальной или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.

Целью нашей статьи не является "запугивание" или поучение авторов, а анализ того, что может сотворить неосторожное обращение с печатным словом.

В целом раздел "О вере и спасении" журнала "Православный просветитель" посвящен благородной задаче – ответам на вопросы, которые задают верующие. С удовольствием читаются материалы о правилах поведения верующих в храме, отношении к догматам веры. Многие статьи взвешены и соответствуют как просветительским задачам журнала, так и особенностям богословской оценки тех или иных явлений действительности в мирской и церковной жизни.

Но иногда встречается некорректное отношение или сугубо личностная трактовка ситуаций, касающихся межконфессиональных отношений, не соответствующих общепринятой в этой конфессии позиции. Таким являются ответы: настоятеля Вознесенско-Георгиевского храма г. Тюмени иерея Максима Иванова на вопрос о том, возможен ли брак христианки и мусульманина[1] и благочинного Тобольского округа Вадима Базылева об отношении православных к католикам и мусульманам[2]. "Самодеятельное творчество" двух священнослужителей достойно оценки не только в миру, но и, предполагаю, в самой Церкви, т. к. ответы на подобные вопросы уже есть – в "Социальной концепции Русской Православной Церкви". Плохо, что не читают или игнорируют ее те, кто в первую очередь должен этой Концепцией руководствоваться. Ведь сказано там: "...национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия. Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации". А поскольку этническое и религиозное у многих россиян взаимосвязаны (большинство русских и украинцев – православные по происхождению или убеждению, а татары – мусульмане), товысказывание М. Иванова: "...А какое единение душ может быть у христианки с мусульманином?" вызывает негативную реакцию в смешанных семьях многих сибиряков.

Нравственная ответственность служителей культа столь же велика, насколько же она должна соотноситься с общесоциальной ситуацией: по статистике почти каждая четвертая семья в нашем регионе интернациональная, где много общего, обогащающего каждого. Поэтому, разделяя людей по вероисповеданию, М. Иванов игнорирует огромные массы людей, живущих в законном браке по любви и привязанности, а его ничем не подтвержденный прогноз о недолговечности смешанных браков не только вызывает возмущение людей, но и не способствует межконфессиональному миру и межнациональному согласию. Мнение М. Иванова не соответствует и современной социальной практике, т. к. слишком жестко ставит перед двумя любящими людьми острый вопрос жизненного выбора: или/или. Соответственно, эта негативная оценка адекватно оценивается представителями других религий.

Другой пример – мнение В. Базылева: "Если Христос говорит: возлюби врагов своих, то Мухаммед говорит: убей неверного". Плохо, что поверхностное знакомство священнослужителя с другой авраамической религией – исламом, приводит в заблуждение паству: такого толкования в Коране и сунне нет. Более того, в Коране есть примечательные строки: "Скажите Вы: ″Мы верим в Господа и откровение Его, что было ниспослано и Ибрахиму, и Исмаилу, и всем двенадцати израильским коленам; И то, что Мусе Бог послал, И то, что даровал Он Исе, И что другим пророкам снизошло – Меж ними мы не делаем различий″" (2:136).

Заметим, что ни чем не отличается от конфронтационной позицииправославного священника Базылева высказывание "шейха Максуда" из мечети с. Матмасы, в проповеди призывавшего мусульман "не доверять ни христианам, ни евреям". В результате прихожане мечети (предварительно побив, что не одобряем) освободились от такого "наставника", поняв, куда доморощенный шейх может их завести…

Очевидно, что по "потенциальному заряду конфликтности", несоответствию историческому опыту совместной жизни сибиряков разного религиозного происхождения, подобные высказывания вызывают тревогу, т. к. разжигают вражду, нарушает принцип равенства всех граждан Российской Федерации независимо от национальной принадлежности и отношения к религии, зафиксированный в Конституции нашей страны


[1] Что посоветуете, батюшка? // Православный просветитель. – 2006. – № 37 (апрель). – С. 18.

[2] Что посоветуете, батюшка? // Православный просветитель. – 2006. – № 39 (июль). – С. 17.

Александр ЯРКОВ - заведующий сектором изучения этноконфессиональных отношений Института гуманитарных исследований ТюмГУ, член государственной религиоведческой экспертизы, д.ист.н., профессор. 

 № 180 - Т 39 от 04.10.07


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования