Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИТАР-ТАСС": Дыхание прошлого. О посещении монастыря св. Екатерины в сердце Синайской пустыни


Редко, где дыхание прошлого ощущается столь же непосредственно, как в построенном полторы тысячи лет назад в сердце Синайской пустыни монастыре Святой Екатерины. Обитель, стоящая в ущелье, на краю кипарисовой рощицы, мгновенно и прочно навевает ветхозаветные ассоциации. Моисей, Ковчег завета, Скрижали веры, гора Хорив, египетское рабство народа Израиля…

Память перебирает библейские сюжеты, но полному погружению в историю немного мешает арабская речь и вполне современные бедуины, делающие вокруг святыни свой незатейливый туристический бизнес.

Это один из старейших в мире действующих христианских монастырей. Греко-православная обитель была возведена по велению византийского императора Юстиниана между 527 и 565 годами вокруг часовни Неопалимой купины. Ее, в свою очередь, построили за двести лет до этого по приказу Елены - матери Константина Великого.

Священный куст, в котором Моисею явился лик Господа, растет во дворе монастыря до сих пор. Место - одинаково священное для представителей трех религий: христианства, ислама и иудаизма.

Первоначально получивший имя монастыря Преображения, монастырь приобрел свое нынешнее название позже. Он был назван в честь святой мученицы 3 века Екатерины из Александрии. Между прочим, она была одной из святых, являвшихся Деве-освободительнице Франции Жанне д`Арк. Но это уже другая история.

Екатерина приняла мученическую смерть в период правления римского императора Максимиана. При допросе она публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в язычестве. Приглашенные императором мудрецы пытались переубедить её, но Екатерина сама обратила их в христианство вместе с несколькими членами императорской семьи и представителями римской аристократии. Она была колесована и обезглавлена. После казни ее тело исчезло. По преданию, оно было перенесено ангелами на вершину самой высокой горы Синайского полуострова, теперь носящей её имя. Пятьсот лет спустя монахи монастыря Преображения, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там останки мученицы и перенесли мощи в церковь. После этого монастырь стал центром паломничества и приобрёл свое современное наименование.

Пророк Мухаммед в Хартии привилегий гарантировал монастырю свое покровительство. Этот документ, а также Фатимидская мечеть, построенная внутри стен обители, обеспечили монастырю выживание в течение долгих веков мусульманского владычества в регионе.

Святость Синая для русских людей, искавших духовной пищи, всегда была неоспорима. Историки не исключают, что русские паломники могли посещать эти места еще до принятия христианства на Руси. Но это лишь гипотеза.

Что касается документов, то в русских летописях говорится, будто князь  Владимир Красное Солнышко направил своих посланников к святым местам Востока в 1001 году. Там упоминаются, в частности, Иерусалим, Египет и Вавилон. Имелся в виду, скорее всего, Вавилон Египетский, то есть форт, построенный римлянами там, где сейчас находится Старый Каир.

Самое раннее из имеющихся письменных упоминаний о русских пилигримах на Синае относится к последней трети XIV века. Есть летописные свидетельства того, что Москва считала своим долгом покровительство восточным православным церквям, в том числе Синайской. После гибели Византийской империи в 1453 году на Синай шел устойчивый поток пожертвований из России.

Со времен Ивана Грозного такая благотворительность стала регулярной. Самодержец дважды посылал на Синай в рамках "гуманитарной помощи" восточным церквям богатые приношения: в первый раз "за здравие царской семьи", второй - в приступе раскаяния за убийство своего сына.

С приходом к власти Романовых русские цари начали выделять синайские святыни из других сакральных объектов Востока. Своего пика денежная помощь восточным единоверцам достигла при Алексее Михайловиче - человеке чрезвычайно религиозном, убежденном в своем мессианском призвании как покровителя всего православного мира.

До середины XIX века паломничество на Синай считалось подвигом во имя веры. Продолжалось оно месяцами, а иногда и годами. Финансовая поддержка  из России способствовала выживанию и даже относительному подъему православия в Османской империи. Вплоть до 1917 года в монастырь Св. Екатерины из Каира ежегодно отправлялся русский императорский караван с припасами. Монастырь имел в Киеве подворье, а в Тифлисе - церковь.

Ничто не изменилось в раннесредневековом облике монастыря за полторы тысячи лет - ведь он ни разу не разрушался и не разорялся. Россиян здесь стало больше, чем пятьсот лет назад, когда сюда могли попасть лишь единицы. Теперь чартерные авиарейсы десятками тысяч доставляют туристов из России в ближайший аэропорт в Шарм-эш-Шейхе, откуда они могут без труда добраться до обители.

Рафаэль Бикбаев, 16 октября 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования