Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА": Соловки в тумане. Население архипелага опасается, что после передачи РПЦ МП религиозных памятников острова он станет закрытым


Правительство собирается передать церкви религиозные памятники знаменитых Соловков, находящиеся сейчас в ведении Соловецкого музея-заповедника. Население архипелага опасается, что остров станет закрытым. Церковники говорят, что не собираются никого выселять и не будут обособляться от туристов. Музейщики надеются на компромисс. На острове побывал корреспондент "Газеты.Ru".

Соловки live

Соловецкие острова называют русским Тибетом. Здесь странным образом переплетаются четырехсотлетняя созидательная история православного монастыря и мученический лагерный период. Сюда стремятся туристы и паломники. Ежегодно приезжающих на остров в 35 раз больше, чем постоянных его жителей. К "чужакам" местные индифферентны. Соловки, хотя во многом жизнь здесь завязана именно на "иноземцах", живут отстраненно и сами по себе.

Приезжим в глаза сразу бросаются контрасты. Кругом деревянные дома, и часть из них производит впечатление ровесников монастыря. В некоторых нет канализации, а отапливаться приходится дровами, что пенсионерам особенно сложно.

"Жизнь наших бабушек – аскеза почище монашеской", – говорят на острове.

Вместе с тем на некоторых домах красуются спутниковые тарелки, а на почте (здание тоже, кстати, деревянное) есть быстрый интернет и банкомат. Загс на острове отсутствует – странно открывать такую контору при тысячном населении, а женит и разводит страждущих глава местной администрации. Нет и больницы. Рожать, к примеру, местные жительницы заранее отправляются на материк. Тех, кто не успел, в экстренных случаях транспортируют на вертолете санавиации. Бензоколонки тоже, кстати, нет, и топливо сюда привозят с материка бочками, в них его потом и хранят (из-за чего, как говорят, периодически случаются пожары). Да и машин особенно не видно, при этом заметно, что они прокладывают себе дороги в самых неожиданных местах.

Неподалеку от монастыря есть старое церковное кладбище, многие надгробные плиты разобрали очень давно: использовали как фундамент для здания местной администрации. Даже ступени школы, как утверждают некоторые соловчане, тоже из этого материала. В монастыре переживают: прямо по кладбищу ездят автомобили, и попытка отгородить его камнями не помогла. "Убирают и снова ездят", – рассказывали в монастыре. Хотя особенно не сердятся, здесь все друг друга неплохо знают и резких слов не говорят.

Впрочем, с некоторых пор в поселении все-таки чувствуется напряженность. Российское правительство собирается передать все религиозные памятники на Соловецком архипелаге Московской патриархии (церкви уже предложено готовить соответствующие юридические документы).

Сейчас многое из этого пока принадлежит государству и находится в оперативном управлении у Соловецкого музея-заповедника. В музее работают 180 человек, более трети работоспособного населения острова. И хотя музей закрывать никто не собирается, к чему приведет такая перетасовка, никто толком не знает.

Как рассказал "Газете.Ru" глава муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" Дмитрий Луговой, население поселка по-разному воспринимает предстоящие перемены, но антагонизма между монастырем и населением нет. Тем более что сами монахи хорошо относятся к жителям: устраивают благотворительные обеды и помогают деньгами социально неблагополучным.

Впрочем, признает он, "слухов по поселку много".

Поговаривают, что для местных уже строятся дома в Архангельске и их скоро выселят. Помимо этого жители боятся, что монастырь закроется для туристов и будет пускать лишь паломников, а тогда количество клиентов местных гостиниц, а их здесь пять, резко сократится. Уезжать из поселка, несмотря на все сложности, никто не хочет.

Кстати, сам Луговой считает, что на Соловках "есть все, что нужно человеку от рождения до смерти". В то же время местные жители говорят, что в спартанском быте мало радости, да и в школе, например, спортзал разваливается. "Заходить страшно", – отмечают они.

У монахов депрессии не бывает

В монастыре тем временем пытаются восстанавливать помещения кремля. Объем работы такой, что явно растянется на годы. Это основная проблема. "Нельзя отремонтировать один храм, а остальные подретушировать", – замечает игумен Иоаннуарий (Недачин), благочинный Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, добавляя при этом, что многое уже сделано. Еще здесь задумываются о размещении паломников.

Комфорта приезжим здесь обещать не могут, но его, как выясняется, никто и не ждет: едут за другим.

"Никто никогда не сетует на бытовые неудобства", – говорит игумен. Он рассказывает, что паломников селят в небольшом деревянном трехъярусном домике. Впрочем, женщинам-паломницам оставаться в монастыре по ночам не разрешается, таковы правила. По его словам, суета, которую приносят с собой приезжие, монахов не раздражает: "Суета не вокруг нас, а в сердце". А на светский вопрос о том, не бывает ли у монахов депрессии от мрачности окружающих пейзажей и затяжной зимы, отвечает, что у них совсем другое восприятие жизни. "Депрессия у таких людей может случиться от хождения по магазинам", – улыбается он. Люди не воцерковленные, по словам благочинного, неприятия у обитателей монастыря не вызывают, хотя общаться Иоаннуарий предпочитает все-таки с паломниками: они не задают ему типично мирских вопросов о том, смотрят ли монахи телевидение, знают ли, что такое интернет и читают ли газеты. Благочинный утверждает, что от туристов монастырь не собирается закрываться. "Люди просто должны соблюдать определенные правила. Очевидно, что никому не понравится, если на территории монастыря начнут жарить шашлыки", – говорит он.

В монастыре переживают из-за упреков в свой адрес и явно читают все критические публикации по поводу передачи памятников церкви.

"Вы видели эти заголовки? И ведь неправду пишут", – огорчается и.о. наместника Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрит Мефодий. "Церкви будет передано то, что она на протяжении веков и создавала", – говорит он. Такая возможность обсуждалась правительством России в сентябре этого года, напоминает он. "Вице-премьер правительства Александр Жуков в письме патриарху констатировал, что все правовые вопросы этого дела уже урегулированы", – отмечает архимандрит Мефодий. Но многие факты вокруг этого события, считает он, намеренно искажаются. Архимандрит полагает, что именно руководство Соловецкого музея-заповедника говорило местным жителям о том, что их намереваются переселять в Архангельск. "Это абсолютная ерунда, не соответствующая действительности", – настаивает он. Хотя и признает, что церковь и впрямь выкупает жилье у тех, кто добровольно решил уехать с Соловков, предоставляя освободившуюся жилплощадь послушникам и сотрудникам. "Но изымать жилье никто не будет", – заверяет архимандрит Мефодий.

Мы не хотим, чтобы нам сказали: "Уходите, уматывайте".

Замдиректора Соловецкого музея-заповедника Сергей Рубцов живет на Соловках уже 20 лет. Еще в 1981 году он попал сюда впервые со студенческим отрядом и работал экскурсоводом. "Пока был студентом, ездил на сезон, а потом окончательно переехал сюда из Северодвинска", – говорит он. Рубцов уверяет, что у музея с монастырем никогда не было антагонизма. "Было сотрудничество, мы ведь живем и работаем на одном острове, помогали друг другу и сейчас стараемся придерживаться той же линии", – отмечает он. Он не исключает, что часть жителей острова лишится работы, если функции музея будут сокращены, отмечая при этом, что во многом благодаря музею жизнь острова была благополучной.

Вместе с тем, по его словам, музей переезду не сопротивляется. "Я даже удивился, когда услышал заявление архимандрита Мефодия. Руководство музея не распространяет информацию о грядущем переселении населения", – поделился Рубцов.

По словам Рубцова, практически все памятники (90%) Соловецкого заповедника находятся на балансе музея. Два года назад часть памятников была передана церкви в безвозмездное бессрочное пользование.

В 2005 году директор музея и наместник монастыря подписали соглашение о дальнейшем разделе памятников, которое подразумевает передачу церкви ряда келейных корпусов, построек за пределами ансамбля, в поселках, в скитах. "Соглашение было составлено таким образом, что позволяло музею нормально развиваться, а монастырю – особо не страдать от отсутствия помещений".

По его словам, это был разумный компромисс, предполагалось, что дальше все это согласуют Федеральное агентство по культуре и Московская патриархия, но почему-то это так и не было сделано.

В планах, отмечает Рубцов, вывести за пределы кремля экспозицию, посвященную ГУЛАГу, и администрацию, правда, это станет возможным, если музею подберут подходящее здание, а экспозиция по истории лагерей особого назначения переедет в здание памятника-барака.

"В идеале мы хотели бы вывести административные корпуса и часть экспозиции за пределы кремля.Это будет возможным в том случае, если найдутся средства на реставрацию еще одного памятника (за пределами кремля). Но мы бы хотели оставить часть экспозиции и фондохранилища на так называемом Южном дворике кремля, где нет ни одной культовой постройки, в своем распоряжении", – пояснил работник музея.

Рубцов говорит, что музейщики настроены позитивно, и добавляет: "Мы просто хотим, чтобы все делалось в должной мере гласно и обоснованно, чтобы нам не сказали – уходите, уматывайте и все забирайте".

Эля Вермишева, 22 октября 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования