Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Православные выборы. Верующие люди не должны находиться в стороне от политической жизни страны, считают в РПЦ МП


Новый председатель Центризбиркома России Владимир Чуров активно приступил к исполнению своих обязанностей. Наряду с поездками по стране, общением со СМИ, политиками и общественными деятелями, избирателями в график Чурова также входят встречи с представителями религиозных объединений страны. Он уже встречался с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, муфтием Равилем Гайнутдином, главным раввином Берл Лазаром. Это происходит не только потому, что религиозные организации пользуются известным авторитетом в современном российском обществе, но и занимаются вопросами взаимоотношений религиозных объединений с властью. Нередки случаи, когда религиозно настроенные люди отказываются от участия в выборах. Может ли верующий голосовать?

До сих пор многие в России воспринимают выборы как очередную манипуляцию волей народа. Да и в "старых" демократиях сегодня большие проблемы с явкой на выборы. На этом фоне недоверие к выборам среди православного населения России не представляется чем-то из ряда вон выходящим. Оно вписывается в настроения, характерные для населения страны и за ее пределами. Позиция православных христиан зачастую состоит в том, что выборы воспринимаются как нечто инородное для православной традиции и греховное само по себе, независимо от того выбора, который делается.

В чем же заключается основная проблема института выборов для православного человека? Прежде всего хотелось бы сказать: проблему чаще всего ищут в том, в чем ее как раз нет. Некоторым наблюдателям кажется, что греховным признается сам выбор, потому что он есть проявление самостоятельности, которое якобы противоречит догматическому и иерархическому духу христианства. Однако для христианства свобода выбора является основной характеристикой природы человека, созданного по "образу и подобию Божию". По словам святого Григория Нисского, "человек стал боговидным и блаженным, будучи почтен свободой".

Дело в другом. Христианство озабочено вопросом применения свободы: да, свобода у человека есть, но как ею распорядиться? Нельзя же вечно носиться со своей свободой, никак не применяя ее, а именно это порой предлагают крайние либералы. Пророк Давид следующим образом описал идеал самоопределения свободы: "Уклоняйся от зла и делай добро" (Пс. 33, 15). В свою очередь для верующего христианина очевидно, что добро связано с Богом. Забвение Бога, источника жизни для всего сущего, приводит к разрушительным последствиям как в личной, так и в общественной жизни. Кроме того, без Бога человек теряет очень важное измерение своей жизни. Образ Божий в человеке также означает, что Бог пригласил людей к сотворчеству с Ним, к участию в Его Божественной жизни. Поэтому естественным выводом для православного сознания является необходимость согласования человеческой воли с волей Божией. То же самое происходит, когда человек совместно с другими людьми предпринимает некое дело - он согласовывает свою волю с волей других. И это не считается ущемлением свободы. В нынешней секулярной концепции выборов православное сознание смущает не то, что они дают возможность проявить свободу людей, а то, что современный человек не сверяет свой выбор с волей Божией. Совершенно очевидно, что такой подход к выборам является наследством эпохи модерна, которая вывела Бога за пределы общественной жизни.

Влияние этой просвещенческой концепции отражено в современной российской Конституции. В ее третьей статье записано: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Затем говорится о том, что "высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы". Таким образом, воля народа ставится на первое место, а речи о воле Божией даже не идет.

Но неужели у выборов нет никакого шанса для исправления от "перегибов" модерна? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к генезису той общественно-политической системы, которая бесспорно имела механизм согласования воли человеческой и воли Божией - освященной монархии. Явление освященной монархии родилось не по инициативе Бога, но в результате импульса, исходившего от людей. В первой книге Царств рассказывается о том, что в Древнем Израиле богоустановленным правлением была теократия. Она существовала без институтов государственной власти. Сам Бог заботился о древнем еврейском народе. Проводником Божией воли были судьи, которые судили и организовывали народ в случае необходимости. Но слабость веры еврейского народа в заботу Бога привела к тому, что он захотел иметь видимое проявление власти в лице царя: "Мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши" (1 Цар. 8, 20). Таким образом, Библия нам сообщает, что монархия даже не была изобретением богоизбранного народа, но была заимствована им от язычников.

В той же первой книге Царств говорится о Божием разочаровании относительно выбора еврейского народа, отвергшего прямое Божественное правление. Все же по Своему человеколюбию Бог благословил монархию, сообщая через пророка Самуила условия, при которых Его благословение будет пребывать на этой форме правления: "Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы, и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего, то рука Господа не будет против вас; а если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, как была против отцов ваших" (1 Цар. 12, 14-15). Насколько прочность монархии зависит от верности царя Божественным заповедям, было показано уже на первом израильском царе Сауле. Бог отверг его за непослушание и поставил нового царя - Давида. Эта подробность библейского повествования говорит о том, что воля человеческая играет важную роль в истории и принимается Богом, если она готова согласовываться с Его законом. Очевидно, что в царской власти согласование воли Божией и воли человеческой происходит удобнее, так как Господь имеет дело с одним человеком - монархом, которого все остальные дают обещание беспрекословно слушать. В христианскую эпоху учение о монархии продолжило ветхозаветную традицию.

Возникает вопрос: может ли демократия, которая при своем зарождении "вывела" Бога за скобки общественной жизни, все же найти способ согласования не только различных интересов многих людей, но и народной воли с волей Божией? Для Бога все возможно. Спаситель говорит: "Дух дышит, где хочет" (Ин. 3, 8). Через молитву человек может призвать Святого Духа на свое дело, и если оно не противоречит воле Божией, то Господь без сомнения его благословит. Преподобный Силуан Афонский рекомендовал молиться перед всяким начинанием, и если после этого совесть смущается предстоящим делом, то значит, его и не надо совершать. Следовательно, прежде чем идти на выборы, надо помолиться. Все выборы проводятся в воскресный день, поэтому верующий человек может сходить в храм, причаститься, может быть, помолиться на сугубом молебне, а затем уже идти на избирательный участок. Во время предвыборной кампании в Государственную думу 2003 года в Екатеринбургской епархии уже прошел апробацию этот новаторский опыт. Священники Свято-Никольского прихода этого города издали пособие "Назидание о седьмом декабря" (именно на 7 декабря были назначены выборы), были приведены тексты молитв, которые следует прочесть перед голосованием для получения благословения на правильный выбор ("Царю Небесный" и молитва великомученице Екатерине, покровительнице города). При этом в листовках отсутствовала какая-либо агитация.

Конечно, в итогах голосования людей воля Божия могла бы проявиться нагляднее, если бы весь народ стремился к нравственным идеалам и почитал Бога. Но даже если это не так, то вклад православных людей состоял бы уже в том, чтобы через свое участие они внесли в процесс национальных выборов молитву Богу и рассуждение в Боге. Подобная концепция участия в выборах стала бы реальным разрывом с секулярным вариантом демократии, наполнив новыми силами ее формы. Даже если по своему совершенству демократия отстоит дальше от теократии, чем монархия, как об этом говорится в Основах социальной концепции Русской православной церкви (III, 7), это не значит, что верующие люди, живя в условиях более низкой по своим нравственным возможностям форме правления, должны что-то совершать без молитвы Богу. Христианам необходимо найти возможности жить с Богом даже в тех условиях, которые менее всего для этого приспособлены и которые сейчас являются данностью.

Конечно, молитва не отменяет рассуждение. Наоборот, она помогает просветить наш разум, сделать правильные выводы о кандидатах и их программах. К самому акту выбора необходимо готовиться. Было бы идеально, чтобы верующие люди не только следили за заявлениями и программными обещаниями кандидатов в депутаты, но и сами выдвигали кандидатов или старались воздействовать на существующие партии, чтобы они сверяли свои предложения с законом Божиим и включали в свои программы вопросы, важные для верующих людей. Конечно, рассуждение о политической программе, согласующейся с законом Божиим, тема для отдельного и более детального разговора. Полагаю, что самым неправильным для верующих людей было бы находиться в стороне от жизни страны, одним из элементов которой являются выборы. Приближение к идеалу Святой Руси не состоится, если верующие люди не придут в гущу национальной жизни, оставаясь при этом гражданами Небесного Града.

протоиерей Георгий Рябых

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ", 12 октября 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования