Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ОГОНЕК": Молебен тысячелетия. Первый с 1054 года визит русского православного Патриарха в католическую страну стал презентацией нового курса Московской патриархии на сотрудничество с Ватиканом


Визит Алексия II во Францию, продолжающийся уже более недели, стал презентацией нового курса Московской патриархии на сотрудничество с Ватиканом в деле защиты христианских ценностей от "воинствующего секуляризма". Одновременно патриарх показал: РПЦ возвращается к выполнению внешнеполитических заданий, которые дает ей Кремль.

78-летний Алексий II давно не посещал с официальными визитами дальнее зарубежье. Проблемы со здоровьем, естественные для его почтенного возраста, делают все более затруднительными его поездки по епархиям даже внутри страны. Можно только догадываться, какой концентрации сил потребовал от него чрезвычайно насыщенный 10-дневный визит во Францию. По всему видно, что и сам патриарх, и российские политические круги, подвигшие его на этот визит, придают ему огромное значение. По словам известного политолога Станислава Белковского, "поездку патриарха в Страсбург инициировал Кремль, чтобы предъявить европейскому сообществу адвоката, который не связан с властью". Действительно, на встрече с президентом Франции Николя Саркози, чье отношение к нынешним политическим реалиям России довольно критическое, Алексий II говорил о духовном возрождении и экономическом процветании народа России.

Очевидно, речь идет - ни много, ни мало - о новом внешнеполитическом имидже РПЦ. Или о возвращении к хорошо забытому старому?

Через тернии, к Папе

Главное послание, с которым приехал патриарх во Францию, - это максимальная открытость и доброжелательность в отношении Римско-Католической Церкви. Церкви, с которой РПЦ последние 15 лет пребывала в конфронтации, обвиняя ее и в "разгроме западно-украинских епархий", и в "агрессивном прозелитизме", и даже в подкупе православных гуманитарными подачками. Все это делалось в угоду консервативной церковной общественности и во избежание раскола, опасность которого сохранялась до тех пор, пока была самостоятельной главная альтернатива Московской патриархии - Русская Зарубежная Церковь, создававшая свои "параллельные" епархии и приходы в России.

Теперь этой альтернативы нет - и неслучайно реверансы в сторону Ватикана, которые активно раздавал патриарх во Франции, совпали с завершением торжеств по случаю воссоединения с Зарубежной Церковью. Патриарх отслужил по этому случаю молебен в Трехсвятительском соборе Парижа и панихиду на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, где похоронены тысячи русских эмигрантов, не признававших "красную" патриархию. Характерно, что хор Сретенского монастыря на Лубянке, объехавший по случаю воссоединения все епархии Зарубежной Церкви, завершал свою концертную программу молебном в Соборе Парижской Богоматери. Его служили католические епископы, вместе с которыми молился православный патриарх.

Алексий II явно соскучился по экуменическим акциям подобного масштаба - по известным причинам он не участвовал в них более 15 лет. Перед главным парижским храмом его встречали празднично облаченные католические прелаты, министранты несли свечи, а диаконы кадили. С возвышения перед алтарем, где патриарх и епископ Парижа обменялись речами, два иерарха совместно благословили молящихся - православных и католиков. Еще пару лет назад подобное братание разных вер в Зарубежной Церкви называли "экуменической ересью" и "предательством православия". Теперь подобные термины встречаются в посланиях Чукотского епископа Диомида и его сторонников, которые готовы расколоть РПЦ изнутри. Но, как известно, Париж стоит мессы! Ради создания всемирного "антисекулярного фронта" во главе с Москвой и Ватиканом, ради завоевания Московской патриархией лидерства в мировом православии, можно и пожертвовать несколькими не в меру консервативными фигурами.

И православная, и католическая общественность, и политические круги, с которыми активно контактирует патриарх во Франции, воспринимают этот визит как прелюдию к долгожданной его встрече с Папой Римским. Поначалу руководство ПАСЕ, на сессии которой глава РПЦ выступил 2 октября, подумывало пригласить в Страсбург и Папу, дабы предстоятели двух церквей "пересеклись" на нейтральной территории. Договариваться о такой "мимолетной" встрече приезжал в Москву в начале августа влиятельный кардинал Роже Эчегарай. Однако в Москве решили, что нужно еще немного времени на "подготовку паствы" - чтобы историческая встреча не вызвала слишком много протестов. Во Франции патриарх обозначил "рамочные" сроки встречи с Папой - точно не ближайшие месяцы, но и не позже 2009 года. Тогда, кстати, обоим предстоятелям будет уже за 80.

Упрямые грешники ПАСЕ

В ПАСЕ патриарха принимали по протоколу главы государства - на его доклад отвели 25 минут, главам фракций разрешили задать ему по одному вопросу, а в резиденции спикера устроили торжественный прием. Либеральным депутатам, каковых в ПАСЕ большинство, глава РПЦ запомнился неполиткорректным обличением гомосексуализма. Его спровоцировал британский либерал-демократ Дэвид Рассел-Джонстон, не понимающий, почему РПЦ подзуживает власти запрещать гей-парады в России. Алексий II, явно раздраженный вопросом, сравнил гомосексуализм с клептоманией, назвав и то, и другое болезнью. Гей-парады же он считает "пропагандой и рекламой греха". Эти слова вызвали бурные аплодисменты российской делегации, а вот Рассел-Джонстон остался недоволен. Он назвал патриаршие сравнения нелепыми, а позицию - "агрессивной и непримиримой". ПАСЕ отстаивает права сексуальных меньшинств и настойчиво призывает Россию прекратить их унижение. Пригласившая патриарха сторона - в лице генсека Совета Европы Терри Дэвиса - вынуждена была оправдываться, назвав его реплику "неудачной аналогией" и добавив, что Алексий II "имел право на эти взгляды как духовный лидер". Пикантности случившемуся добавляют широко известные, благодаря публикациям западной прессы, "голубые скандалы", периодически возникающие в среде иерархии РПЦ. Западные христиане, как известно, более терпимо относятся к верующим геям и лесбиянкам, поэтому всякого сексуального криминала на почве "однополой любви" в их церквах заметно меньше.

В своем основном докладе патриарх много говорил о правах человека. Причем говорил совсем не так, как говорят представители РПЦ внутри России. В докладе, основной автор которого один из идеологов РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин, немало либеральных ноток. Наверное, лидер Евразийского движения Александр Дугин, накануне визита предположивший, что патриарх назовет либерализм злом, был сильно разочарован. "Сама концепция прав человека, важнейшая политическая идея Европы, - заявил Алексий II, - возникла не без влияния христианского учения... Права человека развивались на почве христианской нравственности и составляли с ней своеобразный тандем". Для внутреннего же употребления, устами о. Всеволода, РПЦ провозглашает: "Ценности веры, святынь, Отечества стоят выше, чем права человека, даже право на жизнь... Нам говорят, что ради жизни солдат и боевиков в Чечне можно поступиться целостностью России – но мы не согласны с этим". Патриарх лично благословлял войну в Чечне, говоря: "Наше воинство противостоит не только чеченским боевикам, но и международному терроризму. Долг Церкви - духовно поддерживать защитников Отечества". Естественно, с трибуны ПАСЕ из его уст звучали другие слова.

Алексий II осудил смертную казнь, о восстановлении которой сегодня много говорят в России, похвалил "процедуру объективного суда", сообщил, что РПЦ "инициировала в России обсуждение нищенского положения миллионов честных тружеников, с которым соседствует невиданная роскошь и расточительство единиц". Евродепутаты, увы, отнеслись ко всему этому скептически, хорошо представляя себе, каков в современной России суд, и зная, опять же из западной прессы, сколько честных тружеников было принудительно выселено из Переделкино во время строительства нового роскошного патриаршего дворца.

Слов нет - внушают уважение усилия патриарха явить Европе Россию с человеческим лицом. Но почему-то успеха эти усилия не возымели. В тот же самый день, 2 октября, депутат ПАСЕ Христос Пургуридис (между прочим, православный киприот) огласил доклад с жесткой критикой исполнения Россией решений Европейского суда по правам человека. Наша страна уже вышла в этом суде на первое место по числу исков ее граждан к государству, которые государство, как правило, проигрывает. Часто решения Европейского суда Россия просто не выполняет, а на истцов власти оказывают беспрецедентное давление, вплоть до физического насилия. "Так как все эти случаи относятся только к Российской Федерации, - говорится в постановлении по докладу, - можно говорить о том, что в России есть структурные проблемы, которые срочно необходимо решать". Среди истцов Европейского суда из России немало верующих и даже целых религиозных общин. Иски против РФ уже выиграли московское отделение "Армии спасения", Саентологическая Церковь Москвы, Церковь евангельских христиан "Благодать Христова" из подмосковного Чехова, группа Свидетелей Иеговы из Челябинска. На очереди - иски астраханских мусульман, чью мечеть снесли местные власти, и главы Российской православной автономной Церкви митрополита Валентина.

***

На наших глазах сбываются предсказания об альянсе нового римского понтифика и старого московского патриарха. Каждой из сторон этот альянс несет свои выгоды. Ватикан искренне обеспокоен утратой Европой своей христианской идентичности и ее ползучей капитуляцией перед пассионарным исламом. Москва, конечно, обеспокоена этим значительно меньше, но охотно подыгрывает Ватикану, призывая власти европейских держав почаще обращаться к христианским ценностям. У Москвы есть две задачи в альянсе с Ватиканом - церковная и светская. Это восстановление своего лидерства в православном мире, пошатнувшегося после распада СССР, и смягчение западной критики авторитарных "перегибов" в России через "независимое свидетельство" о том, что наш народ живет очень хорошо. Подобным свидетельством РПЦ занимается уже 60 лет, и иногда оно даже имело успех.

Александр Солдатов

"ОГОНЕК", № 41, 8—14 октября 2007 года

"Портал-Credo.Ru" публикует авторскую версию статьи


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования