Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИСЛАМСКОЕ НАСЛЕДИЕ": Монголоидный евроислам. Об антимусульманской концепции истории татарского народа господина Мириханова


В 622 г. во время правления Айдархана на территории Великой Булгарии начал распространяться Ислам. 18 мая 922 года к царю Булгарского государства Алмышхану прибыло посольство с ответственным секретарем Багдадского халифата Ибн Фадланом для утверждения принятого Ислама на территории Волжской Булгарии.

Следует особо подчеркнуть высокую историческую роль этого посольства, а, следовательно, Багдадского халифата в окончательном принятии Ислама нашими предками. Именно Ахмад Ибн Фадлан стоял в то время у истоков просветительской деятельности. Благодаря ему, после 922г. активно при мечетях создавались школы и медресе. После этого события Волжско-Камская Булгария признается во всем цивилизованном мире как великая мусульманская держава.

Арабские путешественники назвали страну наших предков Волжскую Булгарию "Царством разума" и "Золотым троном востока". Именно благодаря деятельности мечетей и функционирующим при них школам и медресе, сохранялись и приумножались традиции Булгарской цивилизации. Трагическим для волжских булгар стало нашествие монголов. 13 лет булгары героически отстаивали независимость своей земли. В 1236 г., во время нашествия монгольских орд были разрушены многие учебные заведения столицы Булгарского государства – города Биляр, в том числе и высшее медресе "Мухаммед- Бакирия".

Традиции известного учебного заведения продолжило уже в г. Казани медресе "Мухаммед Алимия" под руководством выдающегося деятеля, философа и поэта Сеид - эмира Кул Ашрафа. И вновь, теперь уже в результате неоднократного нашествия войск Ивана IV Казань была разгромлена, а вместе с ней разрушены мечеть Кул-Шариф и медресе "Мухаммед Алимия". Все четыре тысячи шакирдов медресе (студентов) погибли, отстаивая оплот Ислама на священной земле великой Казани.

К большому сожалению, по непонятным причинам, до сих пор в Казани не возведен монумент по увековечиванию памяти наших предков-мусульман, отдавших свои жизни в борьбе за свободу татарского народа. Правда, благодаря усилиям актива Татарского Общественного Центра и его бывшего председателя Рашида Ягафарова, ныне возглавляющего в Республике Татарстан региональное отделение движения "Российское Исламское наследие", возле стен Кремля г. Казани возложен камень в честь памяти героев - защитников Казани. Но дальше этого дело не сдвинулось. Может, потому, что эти герои были мусульманами, и каким- то силам в стране попросту не хочется видеть древнюю Казань мусульманской землей.

Мы все прекрасно знаем, что именно страх перед силой Ислама в сохранении национального самосознания татарского народа, его языка, традиций и обычаев, был главной причиной, заставлявшей российских самодержцев, опиравшихся на Православную церковь, проводить насильственную христианизацию татарского населения в течение нескольких веков. Однако, несмотря на жесточайшие карательные меры, осуществлявшиеся царизмом по уничтожению религии "иноверцев", Ислам не только окреп, но и стал поистине цементирующей силой, олицетворяющей несгибаемую душу нации и поднимающей ее национальное самосознание.

Сотни тысяч мусульман предпочли смерть, но не приняли чужеродное им христианство. Эта величайшая традиция преданности своей вере Ислам позволила сохранить наш народ, который пытались христианизировать для того, чтобы потом русифицировать и растворить в русском народе. Это наглядно мы видим на примере крещеных татар, часть из которых относит себя к русскому народу, отказалась от своего родного языка, истории и своих прадедов. Другая часть сохраняет язык, но признает себя не татарами, а какой-то новой выдуманной нацией – "кряшенами". Немало в Поволжье народов, которые поддались христианизации. Их исконные названия забылись, все они утратили свою идентичность и стали прихожанами русских церквей.

Хотелось бы спросить у тех, кто и сегодня ведет активную работу среди татарского населения в целях его христианизации: стоит ли им, пренебрегая историей и стойкими традициями мусульман Поволжья, пытаться превратить татарскую нацию в толпу "не помнящих родства"? Впрочем, как показывает практика, такие потуги оказываются бесплодными. Это наглядно проявилось в ходе двух диспутов с участием русского мусульманина, члена президиума ООД "Российское Исламское наследие", доктора Али Полосина, и священника-миссионера Русской православной церкви крещеного татарина Даниила Сысоева. Последний, к сожалению, совершенно не знает татарского языка и традиций своего народа. Эти диспуты окончились полнейшим крахом для священника Даниила, отказавшегося участвовать в дальнейших дискуссиях с Али Полосиным и потребовавшего для себя менее сильного оппонента, нежели доктор Полосин.

В начале июля с.г. Сысоев отважился пойти на Московский сабантуй и, установив палатку с антиисламской литературой прямо у входа в парк, агитировал против Ислама, призывая татар вступать в ряды Русской православной церкви. Ни одной "овцы" к "стаду Христову" он, конечно, не заманил, и лишь заслужил ругательства проходивших мимо него татар. Думаю, за пределы московской кольцевой дороги, а именно в татарские деревни Поволжья, где обычаи пожестче, ему вряд ли стоит отправляться с таким наследием от Ивана Грозного, приказавшего сжечь все мечети близ Казани. Его предшественников, таких же миссионеров, проходивших по татарским селам в 16 – 19 веках, охраняли правительственные войска и жандармерия. Районы, где народ выходил им навстречу с кольями, вилами и прочими орудиями сельхозпроизводства, миссионеры со штыками обходили стороной, а где сопротивление было слабее, там и появлялись "кряшенские села".

Чего только стоят Указы Петра I и других царей о насильственной христианизации мусульманского населения, в результате чего практически была уничтожена татарская феодальная знать. В результате шовинистической реакционной политики русского царизма двери лицеев и гимназий, не говоря о высших учебных заведениях, были закрыты для мусульманской части населения Империи. Даже после открытия Казанского университета в1804 г. еще более 30 лет запрещалось принимать в светские учебные заведения мусульман. В этих условиях единственными учебными заведениями, где молодежь могла получать знания, были мектебе и медресе при мечетях. В ходе обучения основное внимание уделялось изучению арабской грамматики в объёме, необходимом для чтения.

Качественными сдвигами в области исламской и татарской общественной мысли в духе переосмысления богословского наследия Исламской цивилизации были отмечены конец 18 и начало 19 веков. Идеологическое обоснование реформ связано, прежде всего, с именем Утыз Имяни – ученого и поэта, обучавшегося в Бухаре, Кабуле. Вернувшись в родные края, он стал муллой. Говоря о пользе духовного обучения и призывая учиться в мектебе и медресе, он говорил, что муллы сами должны быть примером во всем для мусульман. Они должны постоянно очищать свои стремления и помыслы, резко выступал против мздоимства духовенства, старавшегося за отправление любого религиозного обряда получить денежное вознаграждение, что является актуальным и в современный период времени.

Утыз Имяни является первым татарским просветителем, призвавшим изучать русский язык, быть образованным и знать какое- либо ремесло. Он первым из просветителей обратился с призывом обучать татарских женщин и поднял вопрос создания татарского литературного языка. Его последователь Абу Наср Курсави считал, что не только муллы, но и каждый член мусульманской общины может быть способен самостоятельно, опираясь на аяты священного Корана и хадисы Пророка Мухаммада (Мир ему и благословение Аллаха), решать жизненные проблемы.

Ярчайшим лидером, основоположником нового реформаторского движения джадидизм в исламской общине Поволжья во второй половине 19 века стал Шигабуддин Марджани (1818-1889г.г). Богослов и философ, историк, духовный лидер татар, он отдал много сил и энергии для реформирования системы школьного обучения мусульман Поволжья. В течение 10 лет он обучался у самых лучших преподавателей ("мударрисов") медресе " Мир-Араб" и " Шир-Дор" Бухары и Самарканда. Здесь, помимо мусульманского богословия, он в совершенстве овладел арабским и персидским языками, изучил выдающиеся произведения великих мыслителей и поэтов Востока, активно занимался математикой, геометрией и астрономией. После возвращения на Родину стал имамом Казанской мечети. В этот период он познакомился с достижениями русской и западной научной мысли, что оказало заметное влияние на формирование его мировоззрения и взглядов на мусульманское просвещение.

 В Казани начинается его полнокровная научная деятельность, из-под его пера выходят более 30 фундаментальных работ по истории религии, богословию, философские и мировоззренческие трактаты. В своих трудах Ш.Марджани призывал переосмыслить наследие традиционного Исламского богословия и философии в духе нового времени, освободиться от средневековых представлений об устройстве мира. Он ратовал за свободное осмысление и обсуждение вопросов, которые ставила перед мусульманами жизнь, и на которые отсутствовали прямые ответы в Коране и Сунне.

Глубокие познания Марджани в богословии и философии, высокая политическая культура, его усилия по приобщению мусульман к познанию европейской и русской культуры, русского языка, оказали серьёзное влияние на пробуждение национального самосознания татарского народа, формирование мусульманской интеллигенции 20 века. Особо отметим, что, призывая мусульман к познанию европейской и русской культуры, великий татарский богослов никогда не ставил под сомнение Исламские традиции нашего народа и, тем более, не гневил Аллаха высказываниями о каком-либо "татарском" или "евроисламе".

К сожалению, с именем Шигабуддина Марджани, отдавшим всю свою жизнь без остатка делу повышения самосознания татарского народа, с которым мы связываем начало эпохи джадидизма, завершается эра великих татарских богословов- просветителей. Величайшие труды и практическая деятельность Ш.Марджани породили плеяду выдающихся татарских просветителей, писателей и поэтов, приумноживших бесценные культурные традиции татарского народа и вписавших его имя в фонд мировой культуры. Конечно же, завершение эры великих татарских богословов мы связываем с объективными факторами, главными из которых являются известные всем трагические общественно-политические катаклизмы в стране и приход к власти атеистического большевизма, в результате чего часть видных сынов татарского народа эмигрировала за рубеж, а другая значительная часть, в том числе, религиозные деятели - уничтожена. И поэтому в настоящий период демократических преобразований в России, давших начало процессу возрождения Ислама, как никогда, становятся актуальными фундаментальные труды Ш.Марджани и других татарских богословов. К сожалению, многие их идеи на сегодняшний день остаются попросту невостребованными, что оказывает заметное влияние на состояние мусульманской общины России. Надо признать, что с началом демократических реформ значительная часть имамов пришла в мечети, в основном имея среднее образование либо окончив годичные или полугодичные курсы медресе. В этой связи они достаточно слабо владели арабским языком и исламскими дисциплинами. Их мало интересовали вопросы обучения. Многие из них были заняты в буквальном смысле борьбой за переделы сфер влияния как внутри мечетей, так и между религиозными общинами. Конечно же, основным мотивом этой борьбы являлись материальные интересы и стремление к власти. Результаты этой борьбы можно понаблюдать сегодня: мусульманская община России разобщена, невозможно осуществление целенаправленных программ развития мусульманской уммы России. Даже молодые имамы, прошедшие более профессиональную подготовку в религиозных учебных заведениях арабских стран, под влиянием старшего поколения также втягивается в бессмысленное, наносящее огромный вред мусульманской общине страны противостояние между духовными управлениями мусульман. К сожалению, ряд негативных процессов в развитии религиозных общин связан с отсутствием среди татар таких алимов, как философ, просветитель и богослов Шигабуддин Марджани. Конечно же, это результат более чем полувековой диктатуры атеистического режима, старавшегося уничтожить религию наших предков.

Мы можем по пальцам пересчитать имена муфтиев-татар, которые после с момента распада СССР проводят большую, неоценимую работу по возрождению Ислама в России, отстаивают на всех уровнях бесценные традиции Исламского наследия татарского народа и стремятся их приумножать. Это председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин, председатель Духовного управления мусульман Поволжья, Член Президиума Движения "Российское Исламское наследие", муфтий Мукаддас Бибарсов, председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России , муфтий Нафигулла Аширов, председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан, муфтий Гусман Исхаков; Председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар Идрисов, муфтий РДУМ Ульяновской области Саубан Сулейманов; муфтий РДУМ Самарской облати Вагиз Яруллин; руководитель казыята Тюменской области, член Президиума движения "Российское Исламское наследие" Фатых Гарифуллин; руководитель мусульманской общины г. Озерска Челябинской области, имам мечети, член Совета движения "Российское Исламское наследие" Габдулла Шаймарданов; имам мечети Средняя Терешка Ульяновской области Камиль Хамзин и многие другие священнослужители. Следует особенно выделить большую работу в этом направлени, которую проводит зам. председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области, руководитель издательского дома "Медина" Дамир Мухетдинов.

Десятки тысяч мусульман на местах ведут активную работу по возрождению и приумножению Исламских традиций татарского народа. Нам особенно отрадно, что в их первых рядах мы видим председателя Союза мусульманских женщин Татарстана "Муслима", члена Президиума движения "Российское Исламское наследие" Альмиру Адиатуллину, председателя Свердловского регионального отделения, члена Совета ООД "РИН" Флюру Хасанову,

Мы радуемся от всей души, что они есть. С их именами мы связываем голос Ислама в России, громко звучащий от имени мусульман и татарского народа. Именно они в полный голос отстаивают позиции Ислама в России, интересы мусульман от незаконных притеснений. Эти люди первыми озвучили отрицательную оценку по введению уроков православия в среднеобразовательных школах. Нас также особенно радует, что по данному вопросу открыто выступил президент Татарстана М.Шаймиев. Нам и будущим поколениям татарской нации надо всегда помнить, что именно благодаря его инициативе и огромным усилиям вновь возведена красивейшая мечеть "Кул Шариф", являющаяся животворной нитью, воедино связывающей историю нашего народа, его священную религию Ислам с сегодняшним днем и далеким будущим. Воздадим свои мольбы перед Аллахом за здоровье и благополучие Минтемер Шариповича, чтобы он и впредь продолжал свою благотворную деятельность во имя процветания Республики Татарстан и мусульман.

Вернемся к вопросу введения уроков православия в школах. В случае принятия такого решения школьники будут искусственно разделены по конфессиональному признаку. Если для русских вводятся уроки православия, значит, для детей-татар придется вводить уроки по изучению Ислама.

Все прекрасно понимают, что татары никогда не согласятся с тем, чтобы их дети изучали православие, за исключением небольшой части татар-атеистов, которые не отождествляют себя с мусульманской общиной, и которым безразлично, основы какой религии будут изучать их дети в школе.

Понятно, что РПЦ стремится укрепить институт православия в России за счет воспитания этнических христиан с юного возраста, а именно со школьной скамьи. Но я хотел бы спросить авторов проекта этих уроков: разве вы, господа, не знаете, что до революции 1917 года православие изучалось намного глубже и всесторонне, причем не только в общеобразовательных школах, но и в высших учебных заведениях? К тому же, церковь имела неизмеримо большее влияние среди христианской части населения страны, по закону была обязательной исповедь всех православных граждан империи. Отсюда напрашивается следующий вопрос: какой же народ тогда громил церкви, сбрасывал колокола и расстреливал священников? Может быть, это опять дело рук "татаро-монгол", или же, как всегда, "виноваты евреи" вкупе с буддистами и марсианами? С какой планеты прибыла в Россию многочисленная, победившая белых офицеров Красная гвардия ? Почему "богоносное" крестьянство аж с 1905 года грабило церкви, избивало священников? С чего бы святейший синод еще в 1916 году признал массовый отход населения от православной веры, а весной 1917 года – конец самодержавия и благословил Временное правительство? От какой такой святости в мае 1917 года синод просил правительство защитить уже городские храмы от массовых грабежей? Кто грабил-то?

Только человек с очень большим воображением может представить мусульманина, взбирающегося на купол церкви, чтобы сбросить колокол, как и иудея, крадущего ночью из церкви иконы. Так, кто же все это творил в годы революции? Какую оценку имел Ленин по обязательному тогда "закону Божьему"? В каком учебном заведении учился Сталин? Не кажется ли Вам, уважаемые господа, что вы наступаете снова на одни и те же грабли и вместо утопической идеологии религиозного консерватизма быстро готовите почву для новых революцилнных потрясений? Хотя, не буду отрицать, что у идеологов РПЦ все-таки есть планы кардинального решения многих вопросов. Для этого они готовы применить даже методы сталинских репрессий. Так, зам. председателя Отдела Внешнецерковных связей Московского патриархата РПЦ Всеволод Чаплин, высказываясь в отношении мусульман, заявил "Пусть ищут себе другую страну". Я, в свою очередь, хочу заявить данному господину, что если ему не нравится Конституция РФ, определяющая федеративные начала устройства нашего государства, его светский характер то пусть он себе сам ищет другую страну. Мусульманские народы - татары и башкиры Поволжья, Азиатской части России, как и многочисленные народы Северного Кавказа, живут у себя дома, на исконных землях своих предков, и не священникам решать, где им жить, разжигая огонь национальной и межрелигиозной вражды, делить Россию на православную и не православную.

 Впрочем, немало ошибок, как я уже отмечал, совершаются и в самих мусульманских общинах России. Причиной многих из них является то, что у современного поколения татарских религиозных деятелей, как я уже отмечал, нет истинных алимов – ученых, толкователей Священного Корана, имеющих авторитет и доверие мусульман и всего татарского народа. На фоне раздирающих татарские мусульманские общины противоречий неожиданно на свет выползают лжереформаторские идеи, противоречащие нормам Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада (Мир ему и благословение Аллаха). Особую настороженность вызывают витающие в воздухе идеи о так называемом "татарском Исламе" и "хакимовском евроисламе". Прямо скажем, что приверженцев "евроислама" среди религиозных деятелей и мусульманских общин попросту нет. Я бы хотел прямо спросить у инициатора этого проекта: а не боится ли он Аллаха, пытаясь отделить татарские общины от мусульманской уммы России? На самом деле, так называемый "татарский Ислам" и "евроислам" - две стороны одной медали. При этом фактически все проведенные преобразования, произошедшие в Российском Исламском университете (РИУ), - это явная попытка создания из выпускников РИУ поборников этой концепции.

Но совершенно обескураживает другое: кто выступает движущей силой этой идеи? Это действующий ученый и чиновник в одном лице имеющий отношение к Исламу как этнический мусульманин, но не более. К таким мусульмане проявляют сочувствие, поскольку он не умеет совершать даже намаз, не говоря об элементарном религиозном образовании, полученном хотя бы при сельской мечети. Я бы рекомендовал подобным деятелям с уважением относиться к исламскому наследию татарского народа, прежде чем пытаться вовлечь наш народ в "евротатарский Ислам", не спрашивая даже его мнения.

Пусть мне так называемые этнические мусульмане, поборники этой концепции, назовут хотя бы одно слово из произведений великих татарских богословов 19-20 веков, где бы они говорили о татарском или евроисламе? А знаете, почему они этого не делали? – Потому что они были не теми "интеллигентами" советских атеистических времен, которые так и не познали суть Ислама, а относились к выдающимся богословам, ученым, философам и поэтам, прославившим татарский народ, и с глубочайшим уважением относившимися к его обычаям и традициям, основу которых составлял Ислам - религия наших предков. Все предлагаемые и осуществляемые ими реформы строились на базе сложившихся исламских традиций татарского народа, приобщения татарского народа к русской и мировой культуре. Но никто из них не осмеливался говорить о татарском или евроисламе, потому, что Ислам – это истина, посланная Аллахом всем народам без исключения.

Сами народы арабского Востока никогда не осмеливались говорить об "арабском Исламе", ссылаясь на то, что Священный Коран был ниспослан Всевышним на арабском языке. Причина этому – их богобоязненность и знание основ религии, ее первоисточников. А вот наши разработчики теорий татарского евроислама никого и ничего не боятся. Они не боятся Аллаха, потому, что их глаза, уши и сердце запечатаны печатью атеизма. "Когда им говорят: " Не распространяйте нечестия на земле!" - они отвечают: " Только мы и устанавливаем порядок. " Воистину, именно они распространяют нечестие, но они не осознают этого". Когда им говорят: " Уверуйте так, как уверовали люди",_они отвечают: " Неужели мы уверуем так, как уверовали глупцы?"(См. Коран, сура 2.аяты 11, 12, 13.) Зачем, - говорят они, - татарам Исламские традиции? "Нам нужен другой Ислам - "евроислам". Понятно, что руками татар-атеистов, выходцами из коммунистического аппарата советских времен, строится троянский конь татарского евроислама с монголоидной исторической приправой. Так называемый татарский Ислам, согласно задачам его разработчиков, призван отделить татарские общины от мусульманского сообщества страны, полностью видоизменить традиции и обычаи татарского народа.

К большому моему сожалению, к хору "евроисламистов" решил присоединиться и Полномочный представитель Республики Татарстан в РФ господин Мириханов Н.М. Свою приверженность этой концепции он ясно изложил в статье "Монголы – Татары", опубликованной в прошлом году в газете "Татарские новости". Все же, мне не до конца верится, чтоб автором этой публикации является этот грамотный политик. Остается надеяться, что многие её спорные положения являются следствием не совсем точного перевода с татарского языка либо внесения дополнительных коррективов без участия автора. В данной, в буквальном смысле, нашумевшей статье, автор раскрыл историю становления татарского народа и сделал довольно решительную негативную оценку религии наших предков. Оказывается, что "татары и монголы – это некогда единый народ, имевший единое родословное древо". К тому же, по словам Мириханова, "татар привязали к религии и сделали мусульманами, что является величайшим несоответствием …., а в условиях глобализации мусульманство для татар теряет свою роль".

Далее в статье приводятся следующие тезисы:

- Ислам зародился на основе существующих аврамических религий в арабской националистической закваске. Только Ислам требует чтения молитв на языке первоиздателя.

 - Обрусевшие татары, игнорируя родной татарский язык, бросаются в объятия арабизации.

- Мусульманство в Волжской Булгарии было принято как единовременный, ничем не подкрепленный акт.

- Между татарским этнонимом и мусульманством нельзя ставить знак равенства. Это мешает тюркской консолидации.

- Ислам не всегда способствует развитию татарской культуры… С "помощью" мусульманской веры в одной стране с русскими в театральном искусстве мы отстали на 150лет.

Часто в статье встречаются нелицеприятные размышления автора о религии и обычаях наших предков. Астягяфирулла, астягафирулла, астягафирулла, - говорю себе, вникая в мысли автора о татарском народе и мусульманской религии. Во время прочтения статьи в какой-то момент мне показалось, что призрак завоевателя Чингисхана вновь поднимает свою Орду против моих предков – Волжских Булгар, воевавших 13 лет с его полчищами, отстаивая свою независимость и свободу народа. Почему же я говорю о противостоянии Чингисхану моих предков? Потому что, кроме названий племен и народностей, которые ученые сгруппировали в тридцать семей Урало-Алтайской группы, есть еще живая память о прошлом нашего народа, передающаяся из уст в уста, из поколения в поколение. А мое прошлое, переданное мне моими дедом и бабушкой, связано с предками волжских булгар, бежавших от репрессий Ивана Грозного и основавших село Старый Мастяк а Старокулаткинского районе Ульяновской области, откуда я родом и всегда этим гордился.

Таких населенных пунктов в Ульяновской, Пензенской, Самарской, Саратовской и других областях страны десятки и десятки тысяч. Булгарское происхождение народов Поволжья подтверждают и сотни научных трудов татарских ученых и генетиков. Так, в статье " Монголы нам точно не родня", опубликованной в газете "Вечерняя Казань" от 28.01.05г. приведены итоговые данные уникального исследования генофонда населения Республики Татарстан, проведенного под эгидой Академии Наук Республики Татарстан в лаборатории молекулярно-генетического анализа Казанского Государственного Университета.

После изучения сотен костей из Танкеевского, Старо-Куйбышевского, Усть-Иерусалимского могильников установлено, что все они принадлежали европеоидам. То есть, в ХII - ХV веках на территории современного Татарстана проживали исключительно европеоиды.

А что же показал анализ ДНК ныне живущих татарстанцев? Изучение митохондриальных ДНК 200 – татар и 200 русских из Казани, Азнакаева, Буинска, Высокой горы показало, что монголоидные гаплогруппы обнаружены всего лишь у двоих – одного русского и одного татарина.

Таким образом, мы видим, что и после того, как Мамай прошел по нашим краям, большинство жителей Татарстана остались европеоидами. И с генетической точки зрения можно смело утверждать, что татары являются прямыми потомками тех европеоидов, которые жили на территории Татарстана десятки веков назад. Генетики, господин Мириханов, твердо утверждают, что монголоиды нам точно не родня. И переписывать историю татарского народа, как Вы призываете ученых в своей статье, - это значит просить сознательно исказить историю Волжских Булгар – нынешних татар Поволжья. Настоящие ученые, естественно, никогда не пойдут на выполнение подобных газетных рекомендаций. К тому же, не следует саблей Чингизхана вырисовывать новые линии отчуждения между татарским и русским народами, которые, несмотря на определенные исторические противоречия, связанные с разгромом Казанского ханства и насильственным крещением татарского народа, живут веками в духе толерантности, добрососедства и дружбы.

Я, в свою очередь, выполняя пожелания автора статьи выразить "благодарность монгольскому народу", от имени татарских общин Ульяновской, Нижегородской, Тюменской, Свердловской, Пензенской, Саратовской и других областей России "благодарю" кровавого завоевателя Чингисхана "за пассионарный толчок", данный нашим предкам – волжским булгарам, в результате которого процветающее Булгарское государство было разграблено, утоплено в крови тысяч наших сородичей- мусульман, подавляющее большинство мечетей уничтожено.

Впрочем, мнения мусульманских и татарских общественных и религиозных лидеров по данной статье господина Мириханова Н.М. каждый желающий может прочитать на сайте ООД "Российское Исламское наследие". И мне вполне понятно их возмущение. Член Президиума ООД" РИН", глава Казыятского управления мусульман Тюменской области Фатых Гарифуллин призвал господина Мириханова Н.М. публично покаяться перед татарским народом. Я думаю, надо отнестись к таким авторам-атеистам, как Мириханов, более спокойно и даже с чувством сострадания. Аллах запечатал ему сердце, и доказывать ему что-то, призывать – абсурдно. Единственное, что мы должны делать, - это с чувством сострадания просить Всевышнего помочь ему встать на путь истины. Ведь, перед нами наш соплеменник, высокопоставленный представитель нашей духовной Родины – Республики Татарстан.

Но никому не следует забывать, что с этой духовной Родиной связаны сердца миллионов татар не только Республики Татарстан, но и всей России, подавляющее большинство которых наполнены любовью и верой в Аллаха и Пророка Мухаммада (Мир ему и благословение Аллаха).

Мы считаем, что надо очень бережно и внимательно относиться к своей истории, ко всем исламским традициям и обычаям, которые передавались нам из поколения в поколение из глубины веков, не оскорблять чувства верующих татар-мусульман. Подобные газетные материалы, без реального подтверждения ученого мира не могут рассматриваться как нечто основополагающее. Мало ли кому и что пришло на ум во время бессонной ночи на кухне!

Татарский народ отождествляет свою национальную принадлежность с мусульманской религией, потому что подавляющее его большинство, в отличие от незначительного числа атеистов и потомков насильно христианизированных, верят в Аллаха, произнося: "Ля илляха илля Аллах, Мухаммадан Расулуллах", т.е. "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад Его Посланник". Говоря эти слова, миллионы татар России преклоняются перед Аллахом и проявляют свою любовь Его Посланнику Мухаммаду ( Мир ему и благословение Аллаха), тем самым, свидетельствуя, что они мусульмане. Ну, а если это кому и не нравится, то на это не следует обращать особое внимание. Если у кого-то в душе другие божества или идолы, то мы не будем осуждать их только из-за того, чтобы они не изливали потоки грязи и лжи на нашу священную религию.

Нам следует четко обозначить свою позицию в отношении тезиса автора статьи о том, что "знак равенства между татарским этнонимом и мусульманством мешает тюркской консолидации". Сразу отвечу, что все мусульмане, в том числе татары, живут в консолидации (в том числе, и тюркско-мусульманской), основанной на догмах Священного Корана. Разве, кто-нибудь против тюркской консолидации? Но если кто-то начнет отделять татар от их священной религии Ислама в угоду тюркской консолидации, то открыто скажем в полный голос: нам не нужна консолидация, хоть на йоту оскорбляющая или попирающая нашу веру Ислам, чувства татар-мусульман.

Я не удивлюсь, если узнаю, что некоторые татары, доказывающие монголоидность нашего народа, ударятся в буддизм, чтобы быть ближе к монгольским корням. Ничего страшного. Эта незначительная часть населения не имеет особого значения для процветания татарской нации. Например, есть небольшая численность кряшен, которая ведет свои проповеди среди татарского населения. Это имело место и на последнем сабантуе в г. Москве, где кряшены-татары, активно работающие в христианских миссионерских обществах, призывали татар-мусульман сменить свою веру на христианство. Ну и что? Татары были, есть и будут относиться к нации, исповедующей Ислам, почитая память своих усопших предков, которые приняли эту религию. И не важно, нравится это сегодня кому-то или нет.

У татарского народа веками формировалась мусульманская традиция глубокого уважения к родителям и почитание усопших предков, которых мы поминаем в ходе совершения намаза. Именно отсюда исходит татарская мудрость, которая гласит: "Исэннэрнен кадерен бел, улгэннэрнен каберен бел", что означает "Уважай и цени живых и знай могилы умерших". Хотя господа-атеисты вряд ли поймут, почему каждый уходящий в мир вечный в последние секунды жизни произносит сам или с помощью муллы святые слова для каждого мусульманина " Ля илляха илля Аллах, Мухаммадан Расулуллах", а все родственники, близкие и друзья просят Аллаха простить его грехи и дать место в раю.

Каждый татарин, верующий в Аллаха, с радостью говорит: "Я мусульманин". Поэтому мы соотносим национальную принадлежность с верой и называемся татарами-мусульманами. И здесь не надо вводить в заблуждение людей научной терминологией. Необходимо просто провести социологические исследования среди татарского населения Среднего Поволжья, Сибири и Урала, Центральной Азиатской, Европейской части страны, и все встанет на свои места. Так что, господа-атеисты, как верно заметила член Президиума Движения "Российское Исламское наследие", председатель Союза мусульманских женщин Татарстана Альмира Адиатуллина, ничего не изменится, если вы примкнете к кряшенам, буддистам, иудеям, шаманам и будете продолжать писать сотни статей, оскорбляющих чувства татарского народа.

О полнейшем абсурде измышлений Мириханова об Исламе также говорят следующие строки. В статье утверждается, что Ислам был принят нашими предками как единовременный, ничем не подкрепленный акт. Осмелюсь ему возразить. Ислам принимался волжскими булгарами в течение трех веков - (622-922г.г). Неужели автор считает этот период единовременным, да еще ничем не подкрепленным актом? Во вторых, он утверждает, что современный Ислам был сформирован в золотоордынский период. На это могу ответить, что дальние сородичи господина Мириханова монголы под руководством Чингисхана, Батыя, Мамая были злейшими врагами Ислама, уничтожавшими мусульман и их традиции, разрушавшими мечети и медресе, о чем говорят исторические арабские источники 13-14 веков. Так что утверждение о величайшей заслуге монгол, "родичей от единого дерева" Мириханова в становлении современного Ислама - это полнейший абсурд. Монголы в тот период времени являлись язычниками и только в 16-17 веках стали исповедовать буддизм. Я думаю господам, активно приобщающим себя к родословной чингизов, надо глубже изучать историю монгольского народа.

Если автор статьи утверждает, что современный Ислам был сформирован в золотоордынский период, когда монголы придерживались язычества, то я хотел бы спросить о том, какие же народы проживали в Золотой орде и приняли Ислам? Отвечу кратко. Большинство населения Золотой орды составляли народы, населявшие Волжскую Булгарию. Следовательно, никакого так называемого золотоордынского Ислама не было. Именно сила Исламской веры порабощенных волжских булгар и их культура оказали доминирующее влияние на то, что в конечном итоге Ислам стал государственной религией Золотой Орды. Это потомки чингизов, предки которых отлично владели лишь двумя навыками - опытом верховой езды и кровавой практикой порабощения других народов, которые остались на берегах великой Волги и не вернулись к себе на родину в бескрайние монгольские степи, должны сказать большое спасибо нашим предкам - волжским булгарам за пассионарный толчок, повлиявший на развитие их культуры и приобщивший их к Исламским ценностям жизни.

Размышляя о том, почему отдельные политические деятели, ученые так не любят вспоминать об истоках нашего народа – великой Булгарской цивилизации – и всячески умаляют её значение, я пришел к следующему выводу: если признать историческую правду, то тогда значительно падает историческая роль Казани в формировании татарской нации. Ведь в период величайшего расцвета Булгарской цивилизации, её культуры, на основе которой веками формировалось самосознание нашего народа, предки нынешних "татар-монголоидов", наверное, даже не слышали о такой деревушке, на месте которой впоследствии возвысилась нынешняя тысячелетняя красавица Казань. Вот почему, наверное, им милее и ближе кровавые чингизхановские орды завоевателей, уничтожавшие Булгарскую цивилизацию, наших предков, нашу священную религию Ислам. Отсюда исходит и их стремление начать отсчет формирования нашего народа, его религии с золотоордынского периода времени. Неужели никому не приходит в голову, что ради узкокорыстных амбиций оскорбляется и унижается память наших предков, наших истоков. Тот, кто отрекается от своего прошлого, волей или не волей уничтожает свое будущее, которое я вижу, прежде всего, в сохранении культуры, языка, обычаев и религии татар.

Говоря о нынешней татарской нации, надо исходить, прежде всего, из того, что татарские общности Сибири и Урала, Поволжья, Центральной части России, имеют свои, присущие только им традиции и обычаи, генетическую память своего происхождения. И тот, кто игнорирует эти факторы, подводит всех под единые "коммунистические стандарты", диктует свое личное воззрение истории и указывает выбранный им путь развития народа, наносит невосполнимый вред татарскому народу и играет роль разрушителя его единения. Главное, что сегодня объединяет нас, это религия наших предков Ислам, на основе которого сформировались наши традиции и обычаи.

Кстати, могу ответить и тем, кто озабочен "арабизацией" татарского населения, поскольку намаз совершается на арабском языке. Во многих регионах России, еще до большевистской революции татарское население прекрасно владело арабским языком, общалось на нем, свободно читало Священный Коран. Поэтому многие слова используемого современного татарского языка - это слова, заимствованные из арабского языка, которые активно применяют и те, кто недоволен этим фактором.

Вы, господа, немного опоздали, потому что так называемая "арабизация" прошла несколько веков назад, и слава Аллаху, потому что татарский язык от этого стал только духовно богаче. Жалко, что арабский язык был во многом утерян. Однако, инша Аллах, во многих областях Среднего Поволжья, Сибири и Урала, Центральной части России при многих мечетях созданы кружки по изучению арабского языка.

Тем же, кто мне недовольно ответит – пусть лучше бы изучали татарский язык, я отвечу следующее. Да, нам нужно всеми силами сохранять татарский язык, вести кропотливую работу с той категорией татарского населения, которая его по каким-то причинам потеряла. Но в то же время, в деревнях Поволжья знание татарского языка, Исламских традиций и культуры являются доминирующим фактором в жизни каждой семьи. Главной проблемой для детей из деревень Поволжья является слабое знание русского языка, что сказывается на получении необходимого уровня знаний. Именно поэтому каждый, кто наносит удар по религии наших предков, Исламским традициям и обычаям, разрушает складывавшуюся веками Исламскую самобытность татарской семьи, вбивает клин в единение татар и играет на руку тем силам, кто мечтает нас разъединить, а в конечном счете привести к полному исчезновению татарской нации.

Примечательно, что некоторые из антимусульмански настроенных деятелей, говорящих о так называемой арабизации татарского населения только потому, что намаз читается на арабском языке, и усиленно продвигающих проект "татарский Ислам с монголоидным лицом", даже совершили хадж. Но как говорит хорошая татарская поговорка: "Если верблюд дошел до Мекки, это не значит, что он совершил хадж, и если он не пьет воду месяцами, это не значит, что он совершает уразу". Господа-коммунисты побольше вашего оскорбляли и унижали чувства верующих. Только где они? Та же незавидная доля ждет остатки этой атеистической гвардии, до сих пор находящейся в органах государственной власти. Поэтому мы должны со всей серьезностью отнестись к пагубному, по нашему мнению, активно культивируемому проекту "евроислам", реализация которого может привести к отделению татар от остальной части мусульманской общины России, уничтожать укоренившие традиции татарского народа, сердцевиной которых является Ислам. Самым удивительным является то, что, в отличие от великих татарских реформаторов 19-20 веков, зачинателями нынешних "уникальных" реформ являются люди, не имеющие никакого отношения к Исламу.

Сразу оговорюсь. "Евроислам", или так называемый "татарский Ислам" - это троянский конь недругов Ислама в России, который строится руками самих татар. Почему я говорю татар во множественном числе? Потому что мы должны всенародно осуждать не только строителей этого троянского коня, но и тех религиозных деятелей, которые просто обязаны во весь голос осуждать инициаторов этой антиисламской провокации. Ведь молчание аналогично предательству. Правда, я далек от мысли, что первоначальными авторами этой идеи являются деятели – атеисты из Казани. Конечно же, как и в случае с ранее выдвинутым и впоследствии провалившимся с треском проектом "русский Ислам", следы кукловода явно ведут в Москву.

Нас, мусульман, стараются просвещать атеисты коммунистических времен, использующие для этого рычаги государственной власти. Я опять спрашиваю: "А кто спросил самих мусульман, какой дорогой они хотят идти"? Эти деятели, видимо, полагают, что как они прикажут, так мы стройными рядами начнем у них просвещаться. Я очень уважаю нынешнего руководителя Российского Исламского университета (РИУ) в Казани Рафика Мухаметшина как ученого и ответственного руководителя. Мне довелось несколько раз с ним общаться во время подготовки к различным мероприятиям. К тому же, я знаю, что в отличие от своих руководителей, занимающихся построением "евроислама" в Республике Татарстан и не соблюдающих религиозных предписаний Ислама, он все же совершает намаз. Инша Аллах, говорю я с радостью, пусть больше и больше татарских ученых, интеллигенции становятся на путь истины. Это позволит им глубже приобщиться к величайшим Исламским традициям татарского народа.

В то же время я не могу согласиться с рядом высказываний Рафика Мухаметшина, в частности, в его интервью, опубликованном в январе 2007г. на сайте Ислам.ру. Рассуждая о так называемом "евроисламе" он говорит, что " это концепция нацелена на выявление в Исламе его демократических ценностей. Это некая попытка показать интеллектуальное лицо нашей религии". В то же время, он, признает, что в этой концепции есть положения, во многом противоречащие традиционному Исламскому вероучению. Давайте конкретизируем данный посыл. Что это за Ислам, в котором вы собираетесь выявлять демократические ценности?

Ислам - это религия, построенная на последнем Откровении Всевышнего, которым является для мусульман Священный Коран. Именно, исходя из аятов и сур Корана, веками складывались обычаи и традиции мусульманской уммы России, в том числе, татарского народа. Таким образом, если Вы заявляете, что в Исламе надо искать демократические ценности, то, как Вы будете относиться к тем сурам и аятам, в которых, по вашему мнению, эти ценности отсутствуют? Может, будете их считать необязательными к исполнению?

Во-вторых, мне интересно, кто же возьмется, по вашему мнению, толковать Коран, чтобы искать в нем демократические ценности? И Вы, и просветители коммунистических времен, творящие концепцию "евроислама", лишь знакомы с переводом Корана. А толкованием Священной книги могут заняться лишь алимы. Да, татарский народ может гордиться такими богословами-алимами, как Ш. Марджани. Но мы же знаем, что на сегодняшний день этим только и можем гордиться. В российской мусульманской умме на сегодняшний день небольшое число выдающихся мусульманских богословов, и, в основном, это представители народов Северного Кавказа. Пусть мне кто-нибудь назовет имена алимов в татарской мусульманской умме. И если они есть, то почему не втолкуют господам - "евроисламистам" всю пагубность их опасной затеи для татарского народа. И если они не хотят делать это в силу страха перед административным ресурсом, то это уже не алимы, а обычные приспособленцы.

И еще, уважаемый мной Рафик Мухаметшович. Вы заявили, что концепция "евроислама" во многом расходится с традиционным исламским вероучением. Тогда я задаю встречный вопрос: а что делать с этим вероучением, не соответствующим новым концепциям атеистов? Ликвидировать его, как классового врага? Только почему вы думаете, что татары России заапплодируют Вам? Неужели Вы не понимаете, что такими действиями можно искусственно разделить татар? Их уже разделили этой антимусульманской концепцией. Я сам без устали твержу, что Татарстан- это духовная Родина всех татар. Но мне уже все чаще задают вопрос: "Что же это за духовная Родина, которая своими руками пытается уничтожить великие Исламские традиции своего народа?" Я очень хотел бы, чтобы Вы совершили хадж и, преклонив свои колени перед Аллахом в Заповедной мечети напротив величественной Каабы в Мекке и в мечети нашего Пророка (Мир ему и благословение Аллаха) в Медине, осознали всю греховность Ваших заблуждений, душой осознали всю абсурдность и опасность "евроислама в татарской оболочке".

Там, в отличие от ученых- атеистов или "хакимовых, не помнящих родства", пишущих целые трактаты под названием "Где наша Мекка?", поворачивая свои взоры в сторону Булгар, каждый мусульманин осознает, где его великая Мекка. Да, Булгары - это величайшая святыня наших предков, о чем мы всегда помним, пишем и говорим. Однако, мусульмане выполняют молитвы, обращаясь лицом к Заповедной Каабе, и совершают хадж в Мекку. Кстати, некоторые священнослужители, довольно высокого ранга, видимо потворствуя идеям евро-татарским концепциям Ислама, утверждают, что совершенным хаджем можно считать посещение Булгар, тем самым вводят мусульман в заблуждение. Неужели они считают, что татарский народ до того тёмный, что не может самостоятельно читать переводы священного Корана? Неужели они думают, что мусульманские общины, десятки тысяч татар, совершивших хадж в Мекку, будут молча смотреть на то, как провокаторы нагло замахиваются на догмы Ислама, предписанные Священным Кораном, и пытаются отделить татарский народ от мусульманской общины России?

Я уже неоднократно говорил о том, что если мы хотим сохранить будущее татарской нации, нам следует глубоко осознать, что именно благодаря Исламу- религии наших предков, являющейся основой наследия многовековых традиций, обычаев и культуры, мы сохранились как единый народ. Не случайно, после трагического падения Казани, когда упало её влияние на тюркоязычные народы и группы населения, проживавшие в Поволжье, не говоря уже о тюркоязычном населении Сибирского, Астраханского и Крымского ханств, развивавшихся самостоятельно и оказывавших доминирующее влияние на развитие татар Поволжья, самодержцы земли русской огнем и мечом пытались уничтожить религию наших предков Ислам путем насильственного крещения татарского народа, заодно уничтожая его феодальную знать. Именно Ислам стал той цементирующей силой татарского народа, который позволил ему выстоять в условиях унижения и гонений, сохранить его исторические традиции и в целом татарскую нацию. Если бы не Ислам, то, вряд ли, мы бы сейчас говорили о татарском театральном искусстве, которое по утверждению того же Мириханова, "с помощью мусульманской веры" отстало в своем развитии на 150 лет, вместо Татарстана сейчас могла быть христианизированная губерния кряшен, а о татарском народе можно было бы прочитать в учебниках истории, да и то за период 1552г.- время взятия Казани.

Тот, кто пытается прервать животворную нить, соединяющую нас с великим прошлым, истоки которого начинаются со священной для всех мусульман земли Мекки, отмеченной милостью и благословением Аллаха, тот пытается продолжить дьявольские шаги русских самодержцев, пытавшихся уничтожить Ислам в России. Слава этих деятелей-татар будет аналогична славе предателей нашего народа, из-за которых пала великая Казань. Мы, татары современной эпохи, проживающие во всех уголках России, называем Казань своей духовной Родиной и нам небезразлично, когда атеисты-иуды замахиваются на основы этой духовности – исламские обычаи и традиции нашего народа.

Будем благодарны каждому, кто прочитает и откликнется на эту статью, пришлет свой отзыв, опираясь на труды ученых и память наших предков, напишет свое видение истории татарского народа, его священной религии Ислам. Мы готовы ознакомиться со всеми мнениями, организовать объективную дискуссию и опубликовать присланные материалы на нашем сайте www.islamnasledie.ru.

Почтовый адрес: 115184, г. Москва, Малый татарский переулок, д.5 стр.1. Хвала Аллаху. Господу миров!

Председатель общероссийского общественного движения "Российское Исламское наследие" Шавкат-Хаджи Авясов

17 сентября 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования