Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БАБР.РУ": Трудно быть Богом. Бывший рокер и философ, а ныне самый известный православный проповедник Андрей Кураев посетил Санкт-Петербург, чтобы встретиться с паствой


Бывший рокер и философ, а ныне самый известный православный проповедник Андрей Кураев посетил Санкт-Петербург, чтобы встретиться с паствой. Рассказывал он народу обо всем.

От сокровенного смысла Евангелия до того, как живут его друзья Юрий Шевчук и Константин Кинчев. Кураев красноречив и конкретен. Он не стесняется употреблять в своей речи такие слова, как "сволочи", "гопники" и "гомосексуализм". И остер на язык настолько, что "сомневающиеся" сразу светлеют умом и принимают его сторону. Не зря же Кураеву позволял спорить с собой сам патриарх Алексий II, а "научная общественность" до сих пор шлет в ректораты вузов и прокуратуры письма с требованиями запретить его лекции.

Шевчук и Кинчев просветлились

— Вам не кажется, что смешно выглядят высказывания наших звезд на тему того, что они верующие. Стоит ли кричать о своей вере на всю страну?

— Если сердце требует, можно и кричать. Как говорила Марина Цветаева: "Правота ищет помоста". Но, когда это обнародуется для поддержания разговора, тогда вера — профанация. Я встречал разных людей. Судить о тех, с кем близко не знаком, не стану. А для моего друга Юрия Шевчука православие, действительно, много значит. Это не просто слова. Он даже тексты своих старых песен правит, хотя с этим я не совсем согласен. "Пели и плясали, черт возьми!" теперь звучит так: "Пели и плясали, как смогли". Другой пример: "Сколько будет рваться листва, осень вечно права" Юрий исправил на "Осень, ты не права". Это человек, который судит себя по Евангелию. А не просто крестик повесил для украшения. Юрию трудно быть христианином, но он на себя этот труд берет.

- А Константин Кинчев? По-моему, его христианство слишком воинственно. Имеет ли он право на тоталитарный характер веры и насаждение ее зрителям со сцены?

— По поводу воинственности я с вами не согласен. Во-первых, у Кинчева перестройка себя проходит гораздо органичнее, чем у Шевчука. А во-вторых, видно, что он знает свое искушение — тоталитаризм, — и делает на него поправку. В одной из песен есть призыв "не впасть в самосуд".

— А его музыканты жалуются на то, что Константин навязывает им свое религиозное мировоззрение!

— Да, в пост он отказывается давать концерты, что, конечно, удар по бюджету всей группы. Но православие — это готовность идти на жертвы. В том числе и на личные жертвы. Жертвовать общением, какими-то мирскими радостями и деньгами.

Гороскопы — ересь

— Как вы относитесь к повальному увлечению "мирного населения" гороскопами?

— Это ересь. Люди, верящие в гороскоп, мягко говоря, кажутся мне не очень умными.

— Но ведь иногда предсказания сходятся!

— Да ну? Проверить все это очень легко. Зайдите в любую тюрьму. У заключенных, сидящих в камере, на несколько лет примерно одинаковая судьба. Они что, под одним знаком родились?

"Воинствующие гомосексуалисты — сволочи"

— Как Русская православная церковь относится к гомосексуализму? Может ли представитель сексуального меньшинства быть прихожанином?

— Если такой человек воспринимает это как грех и проблему, тогда он может быть нашим прихожанином. Допустим, у него в силу каких-то причин сформировалось такое мировоззрение, но он с этим борется, тогда для нас он — подвижник. Он может быть допущен к таинствам и может молиться, чтоб Господь даровал ему освобождение от греховной страсти. А если человек не желает бороться, считает это нормальным и чуть ли не идеалом современной моды, он не наш. Еще хуже, когда он ориентирован на то, чтобы свой порок рекламировать и заражать им окружающих. Для Русской православной церкви такие люди — вообще сволочи.

— Были случаи, когда к вам приходили гомосексуалисты и раскаивались?

— Да, конечно. И мы помогали им бороться с собой. Есть ведь люди нормальной ориентации, которых тоже одолевают греховные страсти. Это не значит, что такой на каждую женщину будет набрасываться. Мы разъясняем, что если он не в браке, то не может вожделеть женщину. Нужно воздерживаться. А почему гомосексуал должен считать себя обреченным на рабство страсти? Он тоже может видеть сны о чем-то запретном, но проявлять силу воли.

Справку о девственности церковь не требует

— О воздержании, пожалуйста, поясните. Сейчас батюшки часто венчают не девственниц. Это нарушение церковных канонов?

— Если это второй брак невесты, то почему бы и не обвенчать. Ради того, чтоб не лишать радости жениха, церковь разрешает надевать ей белое платье.

— А если — первый?

— Но ведь встреча с батюшкой — это не прием у гинеколога! Люди, приходящие к нам и просящие о венчании, справку о девственности не показывают. Священник принимает на веру то, что они говорят. А обман будет уже на их совести. Лично я предпочел бы, чтобы все было традиционно. И чтобы девчонки знали: совершая половой акт до брака, они лишаются права надевать белую фату. Песенка была в советские времена: "Опозданием мы наказаны, что слова любви рано сказаны…".

— Случаи сексуального насилия вы учитываете? Ведь бывает, что девственность невеста теряет не по своей вине. А священник наотрез отказывается венчать такую пару.

— В данном случае, думаю, священник мог бы поступить иначе.

— Часто ли к вам обращаются за советом коллеги, попадающие в такие ситуации?

— Да, часто. Насилие — бич современного мира. Но мы совещаемся друг с другом и стараемся принять решение, которое не травмирует прихожанина.

— Так ли виноваты не девственницы в своем грехе? Разве ТВ способствует чистоте нравов?

— Мне кажется, что проблемы с ТВ можно решить, если организовать экскурсию в Останкино силами одной танковой роты. Иных способов "закрыть" этих телеакадемиков я не вижу.

Наш народ искушают халявой

— А если нести с экрана слово Божье?

— Во-первых, не очень-то и дают. Увы, формат канала предполагает, что на слово Божье отводится три минуты, а какая-нибудь игра "Как стать миллионером" идет два часа. Это один из парадоксов нашего телевидения демократической поры. Всякие либералы девяностых годов говорят о том, что беда русского народа — отсутствие ориентации на труд. Народные сказки — это ожидание халявы да надежда на царя-батюшку. Мол, надо бы организовывать народ работать, работать и работать. Но парадокс состоит в том, что само же телевидение, что в те времена, что сейчас, рекламирует сплошную халяву. И "Фабрики звезд", и "Дома-2", где люди ни за что получают серьезные деньги, пробуждению массового трудового сознания не способствуют. Плюс сериалы о "Золушках", ставших в один миг богатыми. Таких передач идет по каналам больше ста пятидесяти часов в неделю. На этом фоне даже одна православная получасовая проповедь — капля в море.

— А ведь были попытки запустить православное телевидение. Насколько они оказались успешными?

— Я не за то, чтоб было отдельное православное телевидение. Я за то, чтоб все телевидение стало человеческим. Народным. Куда идти дальше, если любимая фраза одного из директоров Первого канала: "Пипл хавает!"? Советской идеологии можно предъявлять кучу претензий, но она выполняла свою сверхзадачу: поднять интеллектуальную и моральную планку зрителей. Даже в игровых передачах "Что? Где? Когда?" было много полезного. А сейчас старается опускать все ниже и ниже.

— Вы действительно верите в полное перерождение людей, которые раньше вели бурно-греховный образ жизни?

— В полное — нет. Но то, что человек может очистить себя — конечно. Я знаю жизнь монастырей, у людей там такие судьбы! По ним сейчас никогда не догадаешься, сколько было переработано грехов и пороков. И такие перемены говорят о том, что Бог всесилен.

5 октября 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования