Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.RU": Привычка к ветхости. Синод РПЦ МП, состоявшийся в августе, никак не отреагировал на письма епископа Андырского и Чукотского Диомида (Дзюбана)


В Москве прошло заседание синода РПЦ – высшего органа церковной власти, осуществляющего законодательную и исполнительную функцию в период между поместными и архиерейскими соборами. Собирается он достаточно регулярно, но на этот раз вышла заминка, синод не проводили с мая месяца. Некоторые связывали это со здоровьем патриарха, другие со скандалом, который разыгрался в связи с посланием чукотского епископа Диомида. Епископ обвинил руководство РПЦ в безбожном экуменизме, заигрывании с властями и отказе от идеалов соборности, то есть, говоря светским языком, в авторитаризме. Он выступил глашатаем фундаменталистских настроений, серьезно нарушив при этом церковную дисциплину. Настроения такого рода весьма сильны в лоне РПЦ, епископа поддержали многие. Надо было давать адекватный ответ. Поэтому и возникли предположения, что синод откладывают, чтобы решить наконец судьбу бунтаря с далекой Чукотки.

Не решили. В очередной раз одобрили воссоединение с зарубежниками, обсудили массу текущих проблем и постановили отмечать День памяти святых, в Британии и Ирландии просиявших. Однако не все проходило так благостно. Одного епископа все же отправили в отставку, правда, не с Чукотки, а из Молдавии. Тот тоже наломал дров, но не так много.

Стало ясно: синод не рискнул выносить сор из избы. Известно, однако, что церковное руководство не сидит сложа руки. Недавно в Москве состоялись перевыборы в "Союзе православных братств", которые закончились скандалом. СПБ – рассадник православного фундаментализма. Одну из первых скрипок играют в нем "хоругвеносцы" – люди в черном, которые устраивают молитвенные стояния против всего на свете, от строительства протестантских храмов до новых произведений писателя Сорокина. Но в отношении гей-активистов они молитвами не ограничиваются, а просто-напросто бьют тех по лицу. Власти РПЦ, однако, относятся к "хоругвеносцам" снисходительно и даже наградили их лидера Леонида Симоновича-Никшича церковным орденом. Причины такой снисходительности стали ясны на перевыборах в СПБ, когда "хоругвеносцы" попытались извергнуть из его руководства игумена Кирилла Сахарова. Сахаров – последовательный борец с ИНН и выступает в первых рядах защитников епископа Диомида. Фактически он один из идеологов и практиков правого радикализма. Причем в отличие от "хоругвеносцев" он не мирянин, а клирик РПЦ и настоятель одного из московских храмов. Церковные власти, видимо, рассудили, что вреда от него гораздо больше, чем от ряженых "хоругвеносцев", и их руками попытались расправиться с непослушным игуменом. Правда, у того нашлись сторонники, и СПБ раскололся.

Итак, РПЦ пытается бороться с опасностью. Подъем фундаментализма всерьез мешает ее внутренней и внешней политике.

Церковь стремится увеличить свое влияние на общество, в ее недрах зарождаются проекты типа "Русской доктрины", которая худо-бедно пытается сочетать православие с экономической модернизацией страны. И обскурантизм правых радикалов, которые ИНН считают печатью Антихриста, висит на ней мертвым грузом. РПЦ начала сближение с католиками и не собирается выходить из мирового экуменического движения, а для сторонников Диомида католики и протестанты – исчадие ада. Вопрос в том, можно ли решить проблему закулисным путем, не вынося ее на публичное обсуждение.

Несмотря на свой записной консерватизм, правые радикалы ведут борьбу, прибегая к самым передовым технологиям коммуникационного общества.

Битва против страшного замысла Антихриста – глобализации – ведется с помощью главного оружия глобализации – интернета. Запущенное в виртуальное пространство послание Диомида стало в одночасье известно публике и породило яростные дебаты. Напротив, РПЦ пытается идти в ногу с современным обществом, пользуясь для этого устаревшими средствами вроде закулисных интриг и всячески скрывая свои замыслы от глаз людских.

Между тем в наше время судьбу любой организации во многом решает тот образ, который ей удается создать в глазах людей. Если общество видит перед собой закрытую институцию, которая ни в какую не желает делиться своими тайнами, оно не испытывает к ней ничего, кроме недоверия. Это понял даже Ватикан, который на протяжении веков поражал народное воображение своей патологической скрытностью. И вот покров тайны отброшен, и католики вполне эффективно решают свои проблемы в публичном пространстве. Миф об угрюмых подземельях Ватикана перестал быть страшилкой для общественного сознания. У нас же с прошлым расстаются неохотно. Недаром в отечественном фольклоре за Священным синодом закрепилось название "митрополитбюро".

Один из поразительных эффектов послания Диомида заключался в том, что этот суперконсервативный текст вызвал сочувствие у церковных либералов и даже у людей, далеких от церковной жизни.

Чукотский епископ бросил вызов церковной закрытости, стремлению верхушки РПЦ принимать решения келейно, не вынося их на обсуждение мирян.

Если борьба с ним и другими правыми радикалами будет вестись столь же келейными методами, это лишний раз подтвердит их правоту и умножит популярность в церкви и за ее пределами.

Борис Фаликов

"ГАЗЕТА.RU", 27 августа 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования