Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"АГЕНСТВО НАЦИОНАЛЬНЫХ НОВОСТЕЙ": Анализ религиозной ситуации в России за 6-10 августа


Представители Ватикана надеются, что возможность встречи Папы Римского Бенедикта XVI и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II становится все более реальной, но боятся излишней поспешности в решении этой проблемы.

РПЦ и Ватикан

"Мы идем к этой цели. Шаг убыстряется, но мы не можем форсировать это событие", - сказал вице-декан коллегии кардиналов, почетный президент Папского совета "Справедливость и мир" Роже Эчегарай во вторник после встречи с патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Кардинал добавил, что "нельзя не думать об этой встрече". "Патриарх и Папа думают о ней. Но эта встреча должна проходить в правде и искренности, а не быть встречей популистской, и должна состояться, когда будут наилучшие условия для этого", - сказал кардинал. Он отметил, что между православными и католиками должен быть "глубокий диалог", и встреча Папы Римского и Алексия II должна "выразить глубину этих отношений".

Что касается "диалога" и его "глубины", то Алексий II еще раз призвал Ватикан "скорейшим образом" покончить с практикой обращения православных в католичество на территории России и других стран СНГ: "Полагаю важным, чтобы деятельность структур Католической церкви в этих странах не превращалась в прозелитизм".

Кроме того, по словам предстоятеля Русской церкви, "актуальной остается проблема непростых отношений между православными и греко-католиками на Украине, которая осложняется униатской экспансией в те православные области этой страны, где унии никогда исторически не существовало". Патриарх также обратил внимание гостя из Ватикана на то, что сегодня "идет экспансия унии и в другие страны СНГ". Соответственно, разрешение этих проблем послужит дальнейшему развитию положительных тенденций в православно-католических отношениях.

Спор между учеными и священниками продолжается

Еще одну неделю атеисты и верующие провели в спорах и диалогах. Эту неделю предваряло соответствующее заявление Патриарха, которое он сделал в Ижевске: "Церковь строго соблюдает конституционный принцип. Церковь не вмешивается в политическую жизнь государства, и государство не вмешивается в жизнь церкви". В этой связи Алексий II подчеркнул, что "церковь в нашей стране отделена от государства, но она не отделена и не может быть отделена от общества и народа".

Говоря о выступлениях авторов "письма десяти" против преподавания теологии в вузах и "Основ православной культуры", Алексий II отметил, что теологию преподают в вузах всего мира. "Раздаются голоса, которые требуют не допустить преподавания Закона Божия в школах, но "Основы православной культуры" - это не Закон Божий, а культурологический предмет. Я считаю, что каждый должен знать историю своего народа и своей культуры", - подчеркнул Патриарх.

В среду в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная открытому письму десяти членов Российской академии наук к президенту РФ.

Академик Андрей Воробьев на конференции в Москве объяснил появление "письма десяти" сведениями о введении Закона Божьего в школах и попытками закрепить это на законодательном уровне. "Я далек от того, чтобы дать исчерпывающую оценку роли веры в поведении людей. Но наука и служение Церкви – это разные вещи. Воспитание школьников должно основываться на получении научных знаний. При этом я не против изучения в школах истории религий", – такими словами Воробьев начал пресс-конференцию.

"Для уважаемых академиков, подписавших письмо, осталось неизвестным, что в российском законодательстве отсутствует фраза об отделении школы от Церкви", – ответил ученому дьякон Андрей Кураев. Он назвал безосновательными утверждения о том, что "попы рвутся к власти", однако признал, что в письме академиков есть своя правда: "Слишком много мракобесия стало распространяться от имени Церкви". Андрей Кураев также назвал "гражданским и человеческим подвигом" заявление Патриарха в Ижевске. Академика Воробьева, заявившего о том, что определения "православной культуры" нет ни в одной энциклопедии, дьякон отослал к трудам Сергея Аверинцева, Юрия Лотмана и Михаила Бахтина.

Президент Российской академии образования Николай Никандров пошел дальше, выступив со своей "сугубо юридической" точки зрения. "По Конституции в России разрешено свободное распространение религиозных убеждений. В тексте Основного закона нет ограничений по времени и месту, где они могут распространяться. А значит, и учитель в светской государственной школе вправе распространять свои религиозные убеждения. Это Конституция!" – заключил Никандров.

"Сциентизм нельзя навязывать в качестве обязательной идеологии. XX век показал несостоятельность мировоззренческой системы так называемого Просвещения, – провозгласил вслед за Никандровым зампред Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. – Если мы не введем ОПК сегодня, через 30 лет наши дети превратятся в зверей под влиянием культа распущенности". Академик Воробьев, сидевший рядом, лишь прикрывал глаза рукой. Когда же его спросили, что он думает по поводу слов протоиерея Всеволода Чаплина, академик ответил: "Дискуссию надо прекратить. Она раскалывает общество. Но то, что говорит мой сосед, меня абсолютно убеждает в справедливости сказанного".

Представители РПЦ мотивировали свою позицию тем, что число православных верующих в России достигает 60–70%. Академику Воробьеву оставалось лишь парировать, что научность не определяется мнением большинства. Участники дискуссии разошлись, оставшись каждый при своем мнении. Но какой предмет будет преподаваться в российской школе – "Основы православной культуры" или "История мировых религий", или и то, и другое вместе – осталось неизвестным.

Тем временем, нобелевский лауреат Жорес Алферов, один из авторов письма, в котором Церковь обвиняется в клерикализации общества, заявил, что ситуации вокруг этого обращения пытаются придать политический характер, и что дискуссия приняла "крайне резкий, неоправданно нетерпимый характер". Он подчеркнул, что, принимая принципиальное положение о том, что наука и религия имеют совершенно разную основу: знание - в первом случае и веру - во втором, - "мы всегда объединяемся в борьбе за высокие нравственные идеалы, культурные и духовные ценности".

Статистика

Согласно опросу, проведенному Российской академией государственной службы (РАГС), президенту доверяют 68% населения, а не доверяют всего 10%. Церкви доверяют 54%, не доверяют - 14% жителей России, пишет в четверг газета "Ведомости". В то же время индекс доверия другим структурам, например, прокуратуре, милиции, партиям, отрицательный, то есть им большее число граждан не доверяет.

Более половины опрошенных россиян заявляют о приверженности православию (56%), треть считают себя атеистами, а остальные участники опроса указали на принадлежность к другим религиозным организациям. Об этом сообщили в Аналитическом центре Юрия Левады, социологи которого в июле провели представительный опрос более двух тысяч россиян.

Его результаты показали, что большинство респондентов (59%) вообще не посещают религиозные службы. Сообщили, что делают это еженедельно, лишь 2%, ежемесячно - 4%, несколько раз в году - 19%, один раз в год и реже - 16%.

Сравнение полученные данных с аналогичными параметрами исследования 2005 года показывает, что частота посещения россиянами богослужений немного упала - на 4% больше опрошенных сообщали, что не участвуют в религиозных службах. За два года сократилось и число тех, кто посещает службы каждую неделю или несколько раз в год (на 1-2%).

По данным "Левада-Центра", среди респондентов, которые относят себя к одному из христианских вероисповеданий или не считают себя верующими, подавляющее большинство (79%) прошли обряд крещения. При этом 78% заявили, что никогда не причащаются. Делают это более-менее регулярно лишь 3% россиян.

По данным ВЦИОМ, который провел аналогичный опрос, к православным себя относят две трети опрошенных россиян (63%), к мусульманам - 6%. Буддистами, католиками, протестантами или иудеями себя считают не более чем по 1% респондентов. Еще 12% верят в Бога, но никакую религию не исповедуют, и 16% составляют неверующие. За год это соотношение практически не изменилось.

Регулярное соблюдение религиозных обрядов (не реже раза в месяц) характерно для 11% респондентов. Четверть опрошенных (26%) отмечают только основные религиозные праздники и еще примерно столько же (24%) отмечают их от случая к случаю.

Аналитическая группа АНН, 10 августа 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования