Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"WASHINGTON POST": Русские надеются на Церкви новых исповеданий. Церковь "Последнего завета" - одна из тех, что призвана преодолеть духовные разочарования


В шести милях от ближайшей дороги в глухой сибирской тайге бородатый человек в белой одежде сидит в избе за столом и рассказывает о том, как 2000 лет назад он был отдан на распятие в руки Понтия Пилата.

Голосом, едва ли более громким, чем дождь, стучащий по крыше его дома, который был построен для него адептами, Сергей Тороп рассказывает, как больно вспоминать конец его прошлой жизни, в которой он жил на земле как Иисус Христос.

46-летний Тороп - бывший инспектор ГАИ, а ныне духовный лидер, по меньшей мере, 5000 последователей. Многие из них оставили карьеру художников, инженеров и профессионалов в других областях и переехали в этот уголок Сибири, в 2000 милях от Москвы. В безлюдной тайге они построили совершенно новый город, где и проводят свою жизнь рядом с человеком по имени Виссарион, что означает "дающий новую жизнь".

Российские чиновники и эксперты называют "Церковь последнего завета" одной из крупнейших новых религиозных групп в России, ставшей настоящим инкубатором новых вероисповеданий со времен крушения Советского Союза в 1991 году.

В настоящее время в мире создаются тысячи новых религиозных групп, равно как и больше становится людей, разочаровавшихся в традиционных религиях, считают эксперты-религиоведы.

В России миллионы людей возвращаются сегодня к православию, после семидесяти лет государственного преследования религии, но сотни тысяч других ищут для себя новые религии нового времени.

Религии-новоделы появляются почти ежедневно, многие из них имеют горстку последователей, другие - многие тысячи. Своего "бога", "евангелие" или "гуру" в одном направлении ищущие люди сегодня быстро находят с помощью Интернета.

"Это массовый феномен, - говорит Кристофер Партридж, редактор Энциклопедии новых религий. - Теология таких новых групп варьируется от эзотерических ревизий христианства, индуизма или буддизма, до веры в то, что Бог прилетит на землю на НЛО".

"Было бы неразумно предполагать, - считает Партидж, - что все эти люди глупые, сумасшедшие и легковерные. Часто они хорошо образованны. Обычно они глубоко задумываются о себе, своем месте в мире этом и жизни в грядущем. Они все время что-то ищут".

Периодически Тороп спускается вниз из своего домика на холме, встречаясь со своими адептами, которые кланяются и молятся ему. По воскресеньям он принимает последователей в своем доме. Тороп также проповедует в Москве, Западной Европе и США.

Критики Виссариона считают его сумасшедшим или даже опасным лидером культа. Однако его последователи уверены в божественности своего главы. "Когда я увидела Виссариона, сердце сказало мне – это он! Это тот учитель, которого я ждала всю мою жизнь,  – рассказывает 44-летняя Любовь Дерябина, работавшая в свое время переводчиком Красного Креста в Мурманске. – Да, я верю в то, что он - Иисус Христос. Я знаю это так же точно, как то, что я живу и дышу".

В поисках смысла

В теплый и дождливый день в 7 часов утра сотни людей собрались на утреннюю молитву. Большинство из них -  в возрасте 30-40 лет. Как и каждый день, они встречаются в садике круглой формы, разбитом в центре деревни.

Встав на колени в грязноватой траве, они поют гимны среди белых берез и раскидистых сосен. Затем на общинной баскетбольной площадке поселенцы распределяют дневные обязанности: на прокладке дорог, на строительстве водопровода, а также для работы в швейной и деревообделочной мастерской.

Несмотря на то, что в этих краях бывают суровые зимы, когда температура опускается до 50 градусов ниже нуля, более 250 человек проживают в растущей деревне с названием Обитель рассвета, а от 4 до 5 тысяч последователей живут в деревнях, разбросанных по округе на расстоянии нескольких часов езды.

В домах последователей можно увидеть фотографии Виссариона в пурпурных одеждах, висящие в рамочках на стене. Живут здесь люди также по особому календарю – поскольку Виссароиону минуло 46 лет в январе, то и для его адептов на дворе сейчас 47 год эры завершенного завета.

Указом Виссариона строго запрещены алкоголь, наркотики и курение, каждый придерживается строгой вегетарианской диеты. Поселяне едят то, что выращено на огороде плюс содержимое мешков с сахаром, солью, перцем и коробки чая "Earl Grey".

Экологичность - интегральная часть учения Торопа, изложенного в 9-ти томном "Последнем завете" и 61 заповеди. Он проповедует доброту ко всему, ненасилие и мир. Заповеди "завершенного завета" гласят: "Будь чист в помыслах своих", "Делай добро, несмотря ни на что"," Не разрушай ничего без причины".

54-летняя Галина Ошепкова рассказывает, что еще 18 месяцев назад она была разведенной матерью двух сыновей, жила в Беларуси и думала о смысле жизни. Однажды подруга показала ей кассету с записью проповеди Виссариона. По собственным словам Галины, Виссарион напомнил ей Иисуса таким, каким она его представляла. Более того, в прослушанной проповеди Виссарион напомнил, что он явился обратно на землю потому, что люди забыли о его учении о мире, которое он принес тысячу лет назад.

"Так пришел конец моим поискам, - рассказывает Галина, варя одновременно овсянку на газобаллонной плите в кухне с грязным полом. - я почувствовала, как мое сердце учащенно забилось. Это правда. Это он. Это второе пришествие Христа".

Ошепкова оставила квартиру и все имущество сыновьям, а сама отправилась в Сибирь. С ней было всего два чемодана и ни копейки денег. Сейчас она замужем за Николаем Ошепковым, инженером, также из Беларуси.

"Мы строим царство небесное на Земле, - говорит Ошепков. - Условия здесь, конечно, жесткие. Но мы нашли то, чего ожидали…"

Александр Дворкин, эксперт по новым религиям, считает Торопа лидером культа, эксплуатирующего психологически уязвимых последователей. "Подобного рода контроль над людьми является негативным", – считает он. По мнению Дворкина, сегодня в секты вовлечены 800 000 россиян, а последователи Торопа, по его словам, - идеалисты, испытывающие трудности перед лицом нового русского капитализма.

Многие опрошенные последователи Виссариона говорят, что они счастливы пожертвовать деньги общине, но Дворкин утверждает, что Тороп просто обирает их. Пожертвования последователей составляют основную часть доходов общины, также имеются доходы от продажи изделий народных промыслов и масла кедровых орехов.

Некоторые, бывшие ранее адептами, уходят из общины. Так, 55-летняя Мария Карпинская была матерью-одиночкой, воспитывавшей единственного сына, когда в 1992 году в Москве она познакомилась с Торопом. После этого она переехала в Сибирь. Сначала, по ее словам, Тороп показался ей сильным духовным лидером, стремящимся построить "прекрасную жизнь - почти что новую Америку". Но уже в 1995 году, она поняла, что Тороп провозглашает себя Христом в корыстных личных целях.

"Гипноз ушел, и я поняла, что моя жизнь разрушена, - рассказывает Мария. – Он и сам не верит в то, что является Иисусом Христом. Он просто манипулирует людьми. Это, если хотите, брэнд, пиар. Да, да. Иисус - это брэнд.

Божественная природа

Тороп. В белых одеждах. Стоит в дверях своей кухни, ждет еще каких-то двух посетителей. Из его трехэтажного дома открывается прекрасный вид на окрестности. В гараже стоит снегоход.

В этом доме он живет со своей женой. И младшими из шести детей. Старший живет в деревне, вместе с матерью Торопа, которая находится в разводе с его отцом. Большую часть времени Тороп проводит в своем доме, в молитвах и занятиях живописью.

По его словам, в 1990 году, он почувствовал, как что-то проснулось у него внутри, и он реализовал свою божественную природу. Тороп говорит, что тогда осознал, что Бог послал его на Землю, ибо ненависть, войны, экологическая деградация приняли ужасающие масштабы. "Для того, чтобы свершить то, к чему я призван, я должен принять тело, – говорит Тороп. -  Я живу в теле для того, чтобы приблизить человека к Богу".

Кевин Салливан

"WASHINGTON POST", 5 августа 2007 г.

Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования