Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"PROKIMEN.RU": «Язычество эпохи Нью Эйдж». Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ МП организовал миссионерскую экспедицию к марийцам-язычникам


16 по 17 июня под руководством заведующего сектором Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ по связям с епархиями, клирика храма Космы и Дамиана в Шубине протоиерея Александра Кузина состоялась миссионерская экспедиция в Кукморский район республики Татарстан

В экспедиции приняли участие руководитель пресс-службы Отдела, религиовед Борис Кнорре, кинорежиссер Елизавета Астрецова и Ольга Санникова, уроженка деревни Синерь Кукморского района, по приглашению которой и состоялась поездка.

Целью экспедиции было оценить в целом религиозную палитру Кукморского района в целом и, в частности, проанализировать феномен современного сельского язычества. Участники поездки ставили задачи:

- оценить, каким образом происходит сегодня возрождение доморощенных традиций;

- определить идеи, мысли и образ жизни современных язычников,

- оценить, насколько образ жизни язычников Кукморского района соответствует исконным русским языческим традициям.

- понять, каковой должна быть позиция Церкви по отношению к "языческому феномену", возможны ли дискуссии и диспуты между представителями Церкви и язычества.

Краткая информация о марийских язычниках

Марийцы Кукморского района, кроме самого районного центра, проживают в 5 деревнях: с. Починок-Кучук, Старая Кня, Княгор, Синерь, Чигайка.Марийцы, исповедующие язычество, живут в первых трех деревнях, в последних двух – проживают православные.

Центр кукморского язычества – село Починок-Кучук. Там проживает карт (языческий жрец) – бывший учитель местной общеобразовательной школы Моисей Япарович Ямбулатов. Моления проводятся в специальной святой роще "Кугусюй".

По словам местного священника (единственного в Кукморском районе) настоятеля храма Петра и Павла в г. Кукмор Сергия Елисеева, православные в районе составляют подавляющее меньшинство. По большей части представлены мусульмане, марийское и удмуртское язычество.

Очная ставка со жрецом

Главным этапом экспедиции была встреча ее участников с картом (языческим жрецом) М.Я. Ямбулатовым, во время которой состоялся диспут прот. Александра Кузина с картом.Карт дружелюбно встретил дорогих гостей, провел их в священную рощу "Кугусюй", где совершаются языческие жертвоприношения и моления, и подробно изложил смысл языческих священнодействий:

Смысл жертвоприношений карт объясняет с помощью следующей мифологии. "Некогда люди и боги жили на одной звезде (на самом деле планете, но мы ее называем звездой). Питались домашними животными, коровами, овцами, лошадьми. Однажды из-за природного катаклизма там перестала расти трава, и боги послали людей на землю, чтобы там они вскармливали скотину, затем поднимали эту скотину на звезду и питались. Но как-то раз, когда люди спустились на Землю, произошла вселенская катастрофа, после которой люди с животными уже не смогли подняться обратно на звезду, и остались на Земле. Для того, чтобы кормить богов, люди стали готовить мясо животных на кострах. Дух животных, подогретых на огне, поднимается на звезду к богам, которые насыщаются этим духом и, таким образом, получают пищу". В эту картину карт привносит еще и современную, обусловленную техническим прогрессом интерпретацию, утверждая, что "волны от жертвенного огня, в том числе от свечи тоже достигают богов. Боги также принимают с Земли сигналыв виде электромагнитных волн, так как колебания плазмы, - по словам карта, - исходя от жертвенного огня, превращаются с помощью звуковых вибраций в электромагнитные волны".

Богов у нас много, но есть главный Куго Юмо. Есть еще 9 высших богов, но они тоже часть единого бога. А остальных, низших, около 140.

Карт поведал еще и свое геополитическое видение, которое выдало также прямое влияние идей Нью-Эйджа на его неоязыческие взгляды. О положении Земли в космосе, по его словам, сегодня говорит еще и астрогеография – наука, показывающая, как религия земли связана со знаками зодиака. "Восточная и Западная Европа, а также Сибирь связаны со знаком Водолея, являющимся знаком Новой Эры, знаком возрождения. Это говорит нам о том, что и Европу и Россию ждет великое будущее. Есть и особое мистическое видение всей земной географии.Индия – сердце Земли, Австрия – руки, Африка – ноги, Кордильеры – хребет, Восточная Европа – мозг".

- Ваш рассказ отображает достаточно древнюю космологию, но она не единственная, - возразил о. Александр. - Есть и другие космологические модели. Мы, христиане, уважаем любые взгляды и точки зрения на мир, разные языческие воззрения. Поэтому признать только лишь Вашу картину мира правильной не можем. Также не можем никак признать множественность богов.

- Да ведь Бог на самом деле един, - парировал Моисей Япарович. Пути к нему разные. А наши жертвоприношения – это то же самое, что делали люди Ветхого Завета. Приносили животных Богу.А низшие боги – это вся природа. Мы обожествляем все природное и поэтому бережно относимся к природе.

- Но и мы относимся к природе как к живому организму, только мы осознаем, что природа существует не сама по себе, а по воле Творца, - отвечал о. Александр, который, желая наглядно показать традиционное русское отношение к природе, процитировал строки изизвестного стихотворения Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

____________

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

- Но христианство эксплуатирует природу, - возразил карт. – А наша языческая религия с большой бережностью относится к природе. Мы умеем не расхищать ее, пользуясь ее благами, а брать от нее столько, сколько она может дать. Поэтому российские православные верующие сегодня очень сожалеют, что Россия утратила свою языческую культуру, свои языческие корни.В этот момент о. Александр сорвал цветок валерианы, поднес его карту и попросил сказать, как этот цветок называется.Карт и присутствующие с ним единоверцы не распознали цветок, тем самым свидетельствуя, что богопознание через слияние с природой – процесс развивающийся…

Карт перевел разговор на тему возрождения язычества в мире. По его словам, в Западной Европе идет процесс возрождения язычества. Например, парламент в Исландии трижды отказывался регистрировать одно неоязыческое общество в качестве политической партии. В итоге разразилась не виданная по своей силе гроза, и в здание парламента ударила молния – это прямое свидетельство силы языческих богов, - посчитали парламентарии, по словам карта. В итоге, после этого случая язычество было признано второй государственной религией. "Ведь и Ванга еще предсказала, что на земле будет установлено Белое Братство – единая религия, а, по словам Елены Блаватской, председателя теософского общества, язычество – это самая чистая религия", - добавил жрец.

Но спор быстро перешел к вопросу о том, кто больше дает свободы для выражения народных традиций: христианство или язычество?

О. Александр отметил, что развитие национальных культур не только не противоречит православию, но прямо вытекает из миссии Христа. В России благодаря православной вере всегда было уважительное отношение ко всем народным традициям и верованиям.Православие за время существования Руси и Российской империи не уничтожило и не ассимилировало ни один народ, - констатировал священник.

- Да что Вы, - выразил недоумение карт,– князь Владимир насильно загнал в Днепр людей и крестил.

- Не стоит подходить ко времени 1000-летней давности с современными мерками.Равноапостольный князь Владимир, приняв христианство, проложил дорогу разным племенам Древней Руси для принятия христианства, - пояснил священник.

- А как же тот факт, что многие племена были насильно ассимилированы, например, кельты и мурома, которых крестили "огнем и мечем" ?

- Огнем и мечем у нас никого не крестили, этого не было. Власть в России не диктовала другим народам как жить. Если бы она диктовала, то у нас была бы ситуация, подобная той, что произошла в Западной Европе, где была уничтожена самобытность этнических групп. К сегодняшнему дню в Европе не осталось племен. Это произошло именно из-за насильственной ассимиляционной политики Рима, вдохновлявшейся как раз языческими принципами,- пояснил о. Александр.

- В завершение диспута священник добавил, что "многие традиции из язычества могут действительно существовать и в рамках православия. Многие вещи, которые есть в язычестве, может брать и христианство. Например, обычай печь блины на масленицу есть и у православных, поминовение родительские субботы, коляда. Христианство утвердило богопочитание такого уровня, которого не было в язычестве, - констатировал о. Александр.

После окончания диспута участники экспедиции продолжили разговор за праздничным столом, где уже не было места философским и религиозным дискуссиям. Пелись народные песни, в которых однако не просматривалось каких-либо особенностей марийской культуры. Набор был вполне традиционным для русской деревни: "Ой, то не вечер, то не вечер…", "Ой мороз, мороз…", "Катюша" и др.

В конце экспедиции отец Александр подвел итоги встречи.

Те формы язычества, которые продемонстрировал карт М.Я. Ямбулатов откровенно свидетельствуют о том, что такое, даже сельское и, казалось бы, доморощенное язычество совсем не традиционное. Это неоязычество или "язычество эпохи Нью Эйдж". Карт М.Я. Ямбулатов ездит по всему миру, общается с неоязычниками от Кореи – до Исландии. И в свою картину мира включает далеко не местные представления, а оккультные идеологемы, высказанные еще Е. Блаватской, Алисой Бейли и разными теософами. Такие вещи как "эпоха Водолея", открытый пиетет перед Е. Блаватской, Вангой, "электромагнитное излучение, которое принимают боги", говорят сами за себя.

Во время поездки свое мнение относительно неоязычества высказал священник г. Кукмора Сергий Елиcеев.

По его словам, "в настоящее время язычество не может быть свободным от идолопоклонства. По Рождестве Спасителя язычество в лице волхвов повернулось ко Христу и закрыло страницу своей истории. Поэтому люди, сознательно поменявшие христианство на язычество, являются идолопоклонниками, - считает о. Сергий, с которым согласен и о. Александр.

"Нас сейчас пытаются вернуть к "лучезарному" язычеству. Но если изначально язычество все-таки было формой поклонения Абсолюту, то сейчас ситуация другая. В чистом виде в наше время само по себе язычество существовать не может, но может существовать как форма противоречия мировой христианской религии", - констатирует священник.

Прот. Александр Кузин, Борис Кнорре, 3 августа 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования