Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"КЕСТОНСКАЯ СЛУЖБА НОВОСТЕЙ": Марийское язычество - историческая конфессия без привелегий


Несмотря на признанное "уважение" по российскому закону 1997 года (см. отдельную статью КНС), язычество в республике Мари Эл вынужденно сражаться за получение легального статуса.

Главная причина этого, по мнению марийского антрополога Никандра Попова, заключается в недостатке организационных способностей у самих язычников. Закон 1997 года отдает предпочтение тем, у кого есть давно установившиеся религиозные структуры и ресурсы, сказал он в интервью Кестонской Службе Новостей в Йошкар-Оле 31 мая. "Официально регистрации не препятствуют, но она должна соответствовать закону, и это осложняет положение". В частности, объяснил он, старейшинам языческих общин – картам или жрецам – трудно понять все сложности процесса регистрации, так как "они не привыкли к правовым вопросам". Поскольку все карты живут в сельской местности, Попов отметил, что для них, например, постоянное общение с властями по поводу регистрационных заявлений означает трудности частых поездок в Йошкар-Олу.

Другая проблема, по словам Попова, возникает из-за разрозненности языческого движения в результате десятилетий советских преследований. "Марийские язычники не были официально зарегистрированы до 1991 года, поэтому не существует никаких документов". До перестройки при Михаиле Горбачеве в конце 1980-х, сказал он Кестону, организаторы молитвенных встреч могли оказаться в тюрьме: "Тех, кто хранил остатки от даров для ритуальных жертвоприношений между молитвенными встречами, обвиняли в воровстве". Более того, в 1970-е, "дополнительные усилия были направлены на уничтожение священных рощ: руководители Коммунистической Партии приказали председателям колхозов уничтожить их". Кестону показали одну из таких рощ под Йошкар-Олой: половина деревьев вырублена, а на их месте установлена небольшая электроподстанция, чтобы помешать использованию рощи в будущем.

Попов напомнил Кестону, что согласно советскому законодательству, религиозные обряды были разрешены только в богослужебных зданиях, и, поскольку у марийских язычников не было таковых, они не могли зарегистрироваться. Сегодня, пожаловался он, заколдованный круг действует по-другому: поскольку марийские язычники нигде не зарегистрированы, у них нет юридического статуса, и они формально не могут получить свои священные рощи назад. С утратой язычниками юридического статуса по закону 1997 года, сказал Попов, юридические документы, по которым им предоставляется главное место под Йошкар-Олой, Дубовая Роща, утрачивают силу.

Марийская языческая община, по словам Попова, зарегистрировалась как организация под названием "Ошмарий-Чимарий" в 1991 году, но это было сделано в Москве. Перерегистрация по закону 1997 года предполагает, что марийская языческая община подаст заявление как религиозная организация региональным властям в Мари Эл, поскольку, не являясь жителями Москвы, они просто не могут перерегистрировать эту организацию там.

К 1997 году, рассказывает Кестону Попов, в любом случае возник конфликт между одним из первых руководителей "Ошмарий-Чимарий" Алексеем Якимовым, и другим претендентом на статус верховного карта, Александром Таныгиным: "Они спорят так долго, что не подают материалы [на перерегистрацию]". Беседуя с Кестоном 31 мая, Якимов пояснил, что немного под иным названием он пытался зарегистрировать заново "Ошмарий-Чимарий", поскольку "это некрасиво выглядит, когда теснят национальную религию". Однако, сказал он, "по этому закону небольшим религиям очень сложно пробивать себе дорогу".

Согласно Попову, в настоящее время нет препятствий язычеству со стороны государства, "но картам будет сложнее работать без регистрации". Например, сказал он, православная культура вполне может быть введена в программу государственных школ, "в таком случае найдутся родители, которые захотят, чтобы обучали традиционному вероисповеданию, но нам будет нужда регистрация по крайней мере для того, чтобы подписать соглашение с местным Министерством образования".

Чиновник Мари Эл, занимающаяся религиозными делами, Валентина Кутасова, настаивала на том, что хотя священные рощи не были возвращены верующим, они находились под защитой как "природные ландшафтные памятники" в каталоге памятников истории и культуры республиканского Министерства культуры. "Вам ничего не разрешат здесь выкорчевывать", - сказала она Кестону 31 мая. Якимов упомянул Кестону о своем желании построить святилище для зимних языческих поклонений в самой Йошкар-Оле, но Кутасова сказала, что государственной поддержки проекта не будет. Все-таки, несмотря на недостаток организационных способностей у язычников, сказала она, "людям нужно вложить труд и усилия в место поклонения: если государство построит церковь или святилище, кто туда пойдет?"

Джералдин Фейган,

Кестонская служба новостей


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования