Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"CHRISTIAN SCIENCE MONITOR": В арабском мире модно быть исламистом. Мусульманские богословы Западного берега Иордана готовят альтернативу экстремизму ХАМАС


На уроке по предмету "Ислам и общество" в колледже ар-Рауда на Западном берегу реки Иордан шейх Саад Шараф, цитируя Коран, тонко критикует недавний захват власти, осуществленный ХАМАС на Западном берегу Иордана.

"Когда умер пророк Мухаммад, - рассказывает шейх, член партии ФАТХ, - его похороны были отложены до того момента, пока его наследник не принес клятву избежать борьбы за власть в исламском халифате. Это подтверждает, что внутренние распри незаконны с точки зрения ислама."

В то время как ФАТХ старается препятствовать влиянию ХАМАС на Западном Берегу, такие деятели как Шараф пытаются дать критику политической практике исламистов из Газы с точки зрения религии.

Некоторые поддерживают либеральный вариант решения вопроса, основанный на территориальном компромиссе, сторонники жесткой интерпретации Корана атакуют ХАМАС за то, что они слишком переплели религию и политику. Но все согласны, что вызов ХАМАС должен повлечь за собой новые духовные интерпретации.

Нынешнее господство арабских политиков в палестинской жизни - часть общеарабской тенденции, когда религиозные партии стали главной оппозицией режимам, считающимися коррумпированными и антидемократическими, утверждает Ханна Синиора, содиректор Изаильско-палестинского информационного центра в Иерусалиме.

Тридцать-сорок лет назад было в моде быть левым или социалистом. Теперь в арабском мире модно быть исламистом" – говорит он.

Рост влияния ХАМАС шел параллельно растущему разочарованию в секулярной идеологии, преобладавшей в палестинском национальном движении с 1950-х гг.

И кто-бы не выступил сейчас против ХАМАС, ему придется наверстывать упущенное время. Вот уже более двух десятилетий, ХАМАС, ранее отделение египетских братьев-мусульман, усилилось в делах палестинской жизни через атаки на израильских граждан и создание сети социальных учреждений, заполнив, тем самым, пустоту, созданную коррумпированной секулярной элитой.

Шараф старается убедить ФАТХ создать в своей структуре Совет улемов, с тем, чтобы противостоять риторике, исходящей от ХАМАС. Он критикует насилие ХАМАС против израильских граждан, равно как и насильственный захват власти в Газе, также негативно встреченный большинством палестинцев.

"Пророк Мухаммад говорил: Не убивай тех, кто не использует оружие против тебя. Не убивай женщин. Не убивай детей" – говорит Шараф, утверждающий, что он мусульманин-суфий, представитель умеренного направления в исламе, известного своим мистицизмом и толерантностью.

Имам одной из мечетей Наблуса, участник радио и телевизионных программ, Шараф говорит, что все больше палестинцев обращаются к нему за советом с тех пор, как ХАМАС взял власть в Газе. Хотя он, по собственным словам, разделяет религиозную идею о создании единого исламского государства, высказанную в Коране, современный опыт стран, руководимых исламскими догматиками, является отрицательным. "Посмотрите, что творится в Судане, Сомали или у талибов, - говорит он, - Палестина не должна изолироваться от международной ситуации. Исламской форме правления нужно много лет, чтобы стать эффективной".

Шейх упрекает ФАТХ за то, что политики этой партии игнорируют его советы о привлечении в помощь себе религиозных лидеров. Но палестинцы как внутри ФАТХ, так и вне ее считают, что создание внутри этой партии Совета улемов – неправильная стратегия.

"Важно подчеркнуть, что практика ХАМАС не соответствует тому, что мы считаем религиозными ценностями – утверждает Джамаль Наззаль, представитель ФАТХ на Западном берегу Иордана - Но мы не можем критиковать ХАМАС с религиозных позиций, мы делаем это с точки зрения светской, демократической".

Влияние религии на палестинских территориях очень заметно, будь то хиджабы на многих женщинах, или плакаты с изображением шахидов, павших во второй интифаде.

Признавая движение палестинского общества в сторону традиционализма, Мухаммад Даджани, профессор политической истории университета аль-Кудс, считает, что единственной альтернативой ХАМАС может стать создание еще одной религиозной партии, базирующейся на принципах ненасилия и толерантности.

В настоящее время Даджани уже создает такую партию, которую он называет аль-Васатыйя (умеренность). Он рассчитывает привлечь в нее школьных преподавателей и священнослужителей в противовес ХАМАС. "Мы хотим изменить, прежде всего, культуру людей, - говорит он, - Наша цель - научить, что смертники-бомбисты - это не ислам".

Для полноты картины следует заметить, что ХАМАС критикуют представители и более фундаменталистских направлений . Так лидер палестинской салафитской общины, член ХАМАС шейх Муад Савальх, считает, что прямое вовлечение ХАМАС в политику нарушает то, что он называет кораническим запретом на мусульманские политические партии.

" Религия – для молитвы, а не для политических целей", – утверждает шейх Савальх, сидя в своем офисе на кладбище Наблуса, где он помогает готовить умерших к погребению, – разве папа Римский вмешивается во внешнюю политику Рима". По словам шейха, салафитская община насчитывает около 5000 человек, финансируется из Саудовской Аравии и планирует открыть религиозную академию в Наблусе.

По мнению салафитов, секуляристы типа Аббаса, грешащего потому, что он не соблюдает исламских предписаний, предпочтительнее, нежели ХАМАС, грешащего от имени ислама. В то же время позиция верующих не должна означать обязательную поддержку режима.

"Но как быть с ситуацией, когда у нас два премьер министра, один - в секторе Газа, другой - на Западном берегу", – задает с задней парты вопрос студент колледжа во время урока по исламу. Преподаватель, шейх Шараф пытается уйти от ответа. " Это потому, что мы живем в исключительной ситуации, - говорит он, - давайте вернемся к халифату".

июль 2007г.

(c) Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования