Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"WASHINGTON POST": Албания обретает религию. Инстранцы помогают ей в этом, но внешнее влияние часто весьма двусмысленно


Шкодер (Албания) - католический кафедральный собор, переделанный коммунистами на два десятилетия в баскетбольный стадион, ныне он вновь переполнен, на воскресную мессу здесь собирается до 2000 человек. Рядом - богато украшенная православная церковь, с тремя куполами персикового цвета, в которой на минувшую Пасху проходил многочисленный крестный ход.  Ранее в этом регионе было открыто около 50 мечетей, часто под звуки фанфар и азана (призывов к молитве).

В страну, однажды официально поставившую Бога вне закона, религия вернулась, но несколько в ином формате,  нежели это было перед долгим экспериментом по безбожию.

Многие албанцы возобновили религиозную практику в своей вере, только укрепившуюся в годы репрессий. В то же время очень многие новые практики и вероучения были насаждены на этой земле с помощью иностранных миссионеров и денег, делая эту бедную страну на Адриатическом побережье, ярким примером глобализации религии.

"Албанцы счастливы, что религия вернулась", - говорит 83-летний католический священник  Зеф Пилуми, проведший четверть века в тюрьме за свои убеждения. И очень многие приветствуют повышенное иностранное внимание к Албании, посколько это способствует приходу иностранной помощи в эту страну. Но Пилуми видит в этом и определенный риск. "Иностранцы не знают наших традиций, а те, кто получает образование за рубежом, часто возвращаются оттуда с фундаменталистскими убеждениями", -  считает священник.

В городах этой горной страны новые храмы и другие места поклонения на фоне многоквартирных домов советского типа выглядят, как яркие жемчужины. Почти все они построены на деньги индивидуалов или организаций Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана, США, Греции, Италии и многих других стран.

Христианские миссионеры и мусульманские имамы прибывают в страну в очень большом количестве с тем, чтобы обрести последователей среди трех с половиной миллионного населения страны. Ливия, Египет, Малайзия и другие мусульманские государства оплачивают албанцам изучение ислама в своих странах с тем, чтобы они в дальнейшем обучали религии в своей стране. Многие из нынешних религиозных лидеров страны - иностранцы. Так, один католический архиепископ-итальянец, другой - житель Нью-Йорка, а предстоятель Албанской Православной Церкви - грек.

В Албании, когда-то одной из самых закрытых стран мира, для многих сельских жителей повозка, запряженная ослом или мулом по-прежнему единственный вид транспорта. Здесь нет "макдональдсов" , а доступ в Интернет - все еще роскошь (подтверждаем, даже в профильных учреждениях столицы Тираны не нашлось линии нужной скорости для передачи репортажа на Интернет радио в Москву - примечание переводчика). Рядом со Шкодером на берегу озера множество похожих на коробочки для пилюль бункеров-дотов, рассчитанных на одного солдата и построенных на случай вторжения, которое так никогда и не произошло.

Но одновременно повсюду появляются дома, раскрашенные во все цвета радуги и построенные людьми, свободными что-то иметь и отличаться от других в недавно  еще однородно серой стране.

Поздравление с Рождеством было под запретом.

Албания стала первой официально атеистической страной в 1967 году. Ее тогдашний правитель Энвер Ходжа повелел все церкви и мечети либо снести, либо перепрофилировать в спортивные сооружения, склады и другие объекты светского назначения. Были наглухо закрыты границы. И вплоть до крушения коммунизма в 1990 году публичное исповедание веры  было запрещено.

Житель Шкодера Илия Кавая вспоминает, что было запрещено даже приветстствие с пожеланием Светлого Рождества. "Мы чувствовали себя полностью оторванными от мира", - говорит Кавая, работающий инженером в Шкодере, городе с 80-тысячным населением, где люди, стоящие вдоль тротуара, продают старые поношенные ботинки прямо у дверей кафе европейского стиля. Он вспоминает, как в те годы одевал по воскресеньям свой выходной костюм, гулял по улицам Шкодера и тихо молился про себя. Это все, что осталось верующим в коммунистической Албании.

В начале 90-х, после нового обретения религиозных свобод, Кавая вместе с другими вновь стал открыто посещать богослужения. Ныне он молится во вновь построенном пять лет назад с помощью Греции православном храме. А в одно из последних воскресений он даже поднялся по безупречно белым ступеням в алтарь, где священник, окутанный облаком ладана, служил, высоко подняв над головой Евангелие.

Сегодня Кавая рад тому, что может приводить на богослужения свою десятилетнюю дочь Ильвану и благодарит Запад за те десятки миллионов  долларов, которые позволили его стране размером с небольшой штат Мэрилэнд обрести новые места для молитвы.

В стране нет объективной статистики о религиозном составе населения, ибо здесь по-прежнему стараются как можно сильнее отделить религию от политики. Принято считать, что большинство албанцев - мусульмане, хотя многие из них не практикуют свою веру. Имеется также большое число православных христиан, римо-католиков, а также бекташи, суфийской мусульманской секты, мировая штаб квартира которой находится в Албании. В последнее время  все больше становится протестантов, свидетелей Иеговы, мормонов и т.п.

Многие албанцы, которым со школьной скамьи внушали, что Бога нет, по-прежнему не желают практиковать никакой религии.  "Эти люди - по-прежнему атеисты, но число верующих растет с каждым днем", - говорит Расим Хасанай, председатель Государственного комитета по культам, правительственного учреждения, ведающего вопросами религии.

Боязнь мусульманского экстремизма.

Как утверждают религиозные лидеры, в Шкодере христиан и мусульман приблизительно поровну, здесь много смешанных браков, люди часто совместно празднуют Пасху и Курбан-байрам. Многие албанцы говорят, что они очень благодарны за те средства, которые идут в страну по линии религиозных организаций. Они идут не только на строительство церквей и мечетей, но также и на профессиональную подготовку, продукты питания, строительство дорог, школ, ирригацию и другие социально значимые проекты.

Но в стране есть определенное беспокойство из-за возможного появления экстремистских мусульманских групп. Граждане также опасаются, что внешнее влияние приведет к росту консервативных и радикальных настроений в различных религиях, в то время как Албания исторически была умеренным многорелигиозным обществом.

Так, недавно на высоких холмах возле Шкодера было установлено семь больших крестов, что вызвало трения, а один из крестов даже был повален. Многие мусульмане считают, что эти символы установили христиане, приехавшие из-за рубежа, потому что в местной традиции, сложившейся еще до коммунизма, принято не демонстрировать открыто религиозные символы (если, конечно речь не идет о церкви или мечети) с тем, чтобы не оскорбить чувств последователей иных исповеданий.

"Я думаю это хорошо, когда люди держат религиозные символы не в публичных местах, а внутри своих жилищ", - считает Ндрисим Сулеймани, муфтий Шкодера.

Мэри Джордан

Washington Post, 18 апреля 2007 года

(с) Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования