Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ": Свечегасы православия. Сколько стоит место епископа?


Наши предки полушутливо, полупрезрительно называли свечегасами пономарей или церковных старост. В их обязанности входило гасить свечи после богослужения. Сегодня гасят свечи Православия не пономари, а архиереи. Трудно было представить себе в советские годы, чтобы открыто публиковались журналы заседаний Священного Синода. Эта структура до сих пор остается одной из самых закрытых. Всего-навсего 7 человек входят в число постоянных его членов. После крушения СССР не сразу, но постепенно было принято решение публиковать журналы заседаний, чтобы простые христиане — духовенство, монахи и миряне могли узнать, какие решения за высокими стенами принимает "митрополитбюро".

Но не самый хитроумный из постоянных членов Синода, митрополит Кирилл (Гундяев), в разгар разгула демократии все же остерег коллег и внес предложение кое-что оставлять за скобками. То есть некоторые решения и суждения не выносить на всеобщее обозрение. Недавнее заседание Синода, прошедшее в конце марта, подтвердило правоту митрополита Кирилла. Рассматривалось дело молдавского епископа Ниспоренского Петра (Мустяцэ). И дело-то никчемное, и вопрос пустяковый. В ноябре 2005 года внушительная делегация под руководством патриарха Алексия II отправилась в Молдавию. В Молдавии всего три епархии и, соответственно, три епископа. Решили рукоположить четвертого, того самого Петра. А молдавские епископы взбунтовались: мол, вообще уйдем в Румынию, под румынского патриарха. Не нравился им нетрадиционный Петр.

Митрополит Кирилл, бессменный глава внешнеполитического ведомства Русской Церкви, сумел убедить патриарха в необходимости для Молдавии четвертого епископа. Приехали, сделали Петра епископом Ниспоренским. Но после отъезда величественной делегации из Москвы взбунтовалась паства. 35 приходов из 39 все-таки ушли под румынского патриарха. Спустя же полтора года после того, как Петр стал епископом, синодалы стали решать, что же делать с этим горе-иерархом. И решили отправить его на исправление в монастырь, а в Молдавию послать комиссию, которая должна расследовать "подвиги" Петра. Поскольку времена демократические, то на заседание Синода пригласили самого Петра и огласили ему приговор.

И вот тут-то произошло то, о чем заранее подумал много лет назад проницательный владыка Гундяев. Епископ Петр по простоте душевной попросил слова. Ему дали высказаться. Но он задал только один вопрос, повергший членов Синода в онемение: "А кто мне вернет 400 тысяч евро, которые я заплатил за епископскую хиротонию?" Самообладание сохранил только патриарх. Он спросил обнаглевшего епископа: "А кому вы заплатили эту сумму?" Тот, преданно взглянув на митрополита Кирилла, без запинки ответил: "Управляющему делами, митрополиту Клименту (Капалину)". Изумленный патриарх решил уточнить: "А сколько это будет в долларах?" Епископ Петр, искушенный в математике, мгновенно ответил: "520 тысяч". Ни у кого не возникло вопроса — откуда у простого молдавского епископа такие деньги. На этом заседание Синода закрыли. Основной конкурент митрополита Кирилла оказался по уши в грязи.

Когда об этом скандале узнал один российский бизнесмен, он простодушно воскликнул: "Значит, за 10 лимонов долларов я могу стать патриархом!" Явно не православный бизнесмен! Он очень далек от церковной византийской политики. Спустя неделю в Отделе внешних церковных связей многомудрые православные дипломаты решили облечь этот непристойный скандал в благородные одежды. Якобы на прием к митрополиту Клименту пришли два сотрудника ОВЦС — священник Николай Балашов и епископ Егорьевский Марк. Дверь была приоткрыта (ха-ха!), и они будто бы услышали, как епископ Петр требовал у митрополита Климента вернуть ему 400 тысяч евро. Они-то и предали огласке случайно подслушанный скандал.

Вот такие высокохудожественные сочинители трудятся в ОВЦС. Но дело не в этом. Важно другое: если митрополит Кирилл (Гундяев) так усиленно копает под митрополита Климента (Капалина), значит, не правы те, которые говорят о застое в Русской Церкви. Под корой внешнего благочиния жизнь кипит в нашей Церкви. Идет борьба. Конечно, печально, что порой она принимает такие уродливые формы. Но что на зеркало пенять?

Сергей Бычков

12 апреля 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования