Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВЕРСИЯ": Русь изначальная. Старообрядцы готовы спасать Россию от безнравственности


Вот лишь некоторые выдержки из находящегося в распоряжении "Нашей версии" обращения митрополита Корнилия к министру культуры и массовых коммуникаций РФ Александру Соколову:

"Обратиться к Вам заставляет беда, которая касается не только нашей Церкви и наших прихожан, а всего русского народа, всей России. Сегодня происходит страшная и, при всей внешней многообразности, хорошо скоординированная атака сил зла на сознание молодёжи России. Реклама, откровенно издевающаяся над божественными заповедями, отрицание и осквернение исторического наследия русского народа и его государственности в печати и эфире, публичное сквернословие и порнография, телевизионное обучение насилию, курению, открытое вовлечение в алкоголизм и наркоманию - буквально сопровождают ребёнка с утра до ночи. На наших глазах вырастает поколение, лишаемое главной ценности человека - свободы. Свободы собственного выбора между добром и злом. Сегодня детей развращают и растлевают задолго до того, как они успеют созреть в личности, с полноценным осознанием ответственности за всё, что им придётся делать в их жизни. В связи с этим, представляется возможной и своевременной совместная инициатива Русской Православной Старообрядческой Церкви и Министерства культуры РФ с предложением к Президенту России о создании общественного цензурно-надзорного комитета по контролю за нравственным наполнением произведений и мероприятий учебно-познавательного и развлекательного характера в предназначаемых для детей и подростков сферах печати, театра, эстрады и массмедиа".

Либеральную общественность напугало слово "цензура"?

"Либеральную общественность возмутилась, ее напугало слово "цензура", - говорит Александр Антонов, который является также и руководителем информационно-издательского отдела Московской митрополии. - От министра Соколова официальный ответ владыке пока так и не пришел, наверное, он тоже "испугался слова "цензура". хотя мы предлагаем создать цензурный комитет из лучших людей общества. Это будет не политическая или религиозная цензура, а только нравственная, моральная. Нас, старообрядцев, не так много, чтобы реально исправить нравы, но мы не можем и молчать. Мы пришли к выводу, что должны печаловаться и голос подавать. Функция церкви - печалование за мирян".

Кстати, на недавно прошедшем XI Всемирном русском народном соборе предстоятель старообрядческойцеркви митрополит Корнилий с присущим ему аскетизмом уже призывал сограждан отказаться от некоторых пагубных привычек, в частности, от курения. А также предложил властям "способствовать возникновению положительного и привлекательного образа праведной бедности". Однако, говоря о староверах, их жизненных и нравственных установка нельзя не остановиться на истории раскола.

РПЦ дала отбой анафеме староверов лишь в ХХ веке

Модернизация православия, как известно, была проведена в середине XVII века патриархом Никоном, который получил широкие полномочия от царя Алексея Михаиловича - отца Петра I. По мысли государя и патриарха, церковная реформа по новогреческому образцу должна была стать базой грядущего объединения православных церквей, а в итоги и государства, под эгидой Москвы. Вдохновителем, кстати, выступал константинопольский патриарх Афанасий Пателарий.

Реформа, предпринятая Никоном, затронула все стороны церковной жизни. основным ее направлениями стали исправление книг; литургические и канонические нововведения.. Не вдаваясь в подробности, можно упомянуть лишь следующие: троеперстное (тремя пальцами) крестное знамение вместо древнего двуперстного; имя Исус, которое в новых книгах было переделано на Иисус; порядок обхода храма - по солнцу или против - во время обрядов крещение, венчания и освящения храма. "Европеизировано" было и церковное песнопение.

Смена образности оказалась чрезвычайно болезненной для верующих людей, не вникавших в высокие политические мотивы реформы. Церковный собор 1666-1667 годов проклял тех, кто придерживается старых норм и книг: для них позже были введены жесточайшие наказания.. По мнению историков, число жертв только за первое столетие гонений на старую веру исчислялось несколькими десятками тысяч сожженных, уморенных голодом, замученных, обезглавленных, замороженных заживо. Несколько миллионов человек были сосланы, заключены в тюрьмы, лишены звания и имущества.Этот своеобразный рекорд религиозных репрессий сумели повторить только большевики. В ХХ веке зразу несколько новообрядческих церквей - РПЦЗ, РПЦ МП и Русская катакомбная церковь - приняли решение об отмене проклятий, принятых на соборе 1666 - 1667 года.

Обращение митрополита сродни возвращению Ермака из Сибири

За три века гонений в народном массовом сознании утвердился такой образ старовера: не слишком общительный, но праведный бородач-лапотник. В основе его жизни лежат семья, вера, семья, труд. И обязательная чистота во всем: в доме, в помыслах, в душе и в теле. Что важно в сегодняшней ситуации: староверы всегда стремились в пустыни, а не в города. Существовали чаще ограниченными колониями, замкнуто, а не открыто. Так что обращение митрополита Корнилия, в котором он говорит о готовности старообрядцев принять активное участие в общественной жизни страны, - знак поразительный. По масштабу он равен, наверное, возвращению Ермака из Сибирского похода.

- Во многом это так, хотя под собирательным словом "старообрядцы" на деле сосуществуют совершенно разные миры, - продолжил Антонов. _ Например, старообрядцами были крупнейшие русские промышленники, олигархи начала ХХ века - МОрозов, Рябушинский, Солдатёнков. В то время 60% русского национального капитала были в руках старообрядцев! "Ситцевый круг" старообрядческих текстильных фабрик окружал всю Москву. Ткани конкурировали в Европе с английским и немецким текстилем. На фабриках была чистота, как в Голландии. Люди в посконных рубахах, с бородами до пояса профессионально и аккуратно работали на новейшем по тем временам оборудовании.

Другой полюс: беспоповцы, которые уходили в леса, считая, что мир уже во власти антихриста. Так верующие старообрядцы в сибирских и уральских селах и сегодня боятся деньги в руки брать и от пенсии отказываются. Отношение к старообрядцам соответственно противоречивое: одни интеллектуалы говорят - вы финансировали революцию, другие - вы дремучие.

О возможном объединении староверов с новообрядческой церковью говорить пока рано

На деле же, считает Антонов, старообрядцы сохранили древнее православие, как японцы свою традиционную культуру. По его мнению, если бы сохранилась старообрядческая парадигма, так сказать, вектор развития, и Россия пошла традиционным путем, то взлетела бы на недосягаемую экономическую высоту. Именно равновесие - предприимчивость староверов и крепость нравственных основ - стало бы залогом успеха.

"Рябушинский в свое время сказал примерно так: "15 миллионов старообрядцев - это то основание, опираясь на которое мы заткнем за пояс Америку и создадим более духовное и преуспевающее государство", - припомнил Антонов. - Сейчас, однако, сил у нас немного: мы держались не купечестве, кулаках. казаках, высшей промышленной элите, а сейчас база вырезана напрочь. Однако, если материальным, "количественным" телом мы слабы, то духовно сильны".

Впрочем. на Урале и даже в соседних с Москвой областях - в городах Ярославле, Ростове, Рыбинске - старообрядческие храмы передаются светскими и церковными властями во владение РПСЦ. В Ярославле создан молодежный старообрядческий центр, что довольно необячно и ново. В марте митрополит Корнилий посетил Ярославль и Рыбинск, где решал вопросы реставрации храма Владимирской Божией Матери в Коровниках и передачи старообрядцам зданий бывшего подворья Толгского монастыря в Рыбинске. Кстати, и на родине митрополита, в Орехове-Зуеве, восстанавливается храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Эти места связаны с такими известными в России фамилиями, как Морозовы, Зимины, знаменитые фарфористы Кузнецовы.

"Наша церковь должна выйти из затвора, - разъяснил Антонов. - Хотя, понимаем. не всем ми милы. Старообрядчество носит черты средневековой строгости, и современному человеку это во многом чуждо Что касается слухов о возможном объединении с новообрядческой церковью - они не соответствуют действительности. У нас пока были контакты только с управлением внешних связей РПЦ. Преждевременно говорить и о встрече митрополита Корнилия с патриархом Алексием II"

Сергей Плотников, 09-15 апреля 2007


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования