Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"THE INDEPENDENT": Большой вопрос. Каковы критерии святости и будет ли канонизирован Иоанн Павел II


Он скончался не столь давно?

В старые времена проходило довольно много времени, прежде чем человека объявляли святым. Так, прошло более 500 лет прежде, чем была канонизирована Жанна д' Арк. Но на похоронах Иоанна Павла II люди пели "santo subito" - "святой ныне"! Два месяца спустя Папа Бенедикт XVI  заявил, что он не будет настаивать на обязательном требовании о соблюдении пятилетнего срока, который должен пройти от кончины потенциального святого до его канонизации.

В дни второй годовщины смерти польского Папы результаты исследований свидетельств в пользу канонизации на епархиальном уровне в Кракове и Риме были направлены в Ватиканскую конгрегацию по делам святых. Если совет богословов и группа кардиналов одобрят результаты этих разысканий, то это решение будет направлено Папе, который должен решить вопрос о беатификации своего предшественника. Таким образом, будет пройдена половина пути к канонизации -провозглашению святым.

Кто такой святой?

Во все времена все религии, кроме, может быть, конфуцианства, имели своих святых - особенно отмеченных личностей, чувствующих свою близость к Богу. У иудеев это были цадики - праведники, к которым также относились представители рода освободителей Маккавеев, а также пророки. Сегодня имеется более 50 санктуариев иудейских пророков, многие из них восходят к античным временам. У индуистов такие люди называются парамаханса, что в переводе с санскрита означает "вышний лебедь". У буддистов это так называемые архаты, достигшие нирваны, а мусульмане имеют своих "вали", "друзей Господа" (более точный перевод этого слова - "ближний ко Господу" - "Портал-Сredo.Ru").

Что между ними общего, так это осознание того, что живые и ушедшие связаны между собой  и что после смерти мы продолжаем оставаться частью мироздания. В нерелигиозном формате это проявляется в фактически культовом статусе принцессы Дианы.

Кто решает, что человек заслуживает святости?

В эпоху раннего христианства святыми становились в силу народного признания таковыми. Св. Поликарп стал первым из таковых в 156 г н.э. После его мученичества верующие собрали его мощи, и тогда же стала развиваться идея о том, что святой может говорить с Богом от имени людей, и он, с одной стороны, близок к Богу в силу святости, но с другой - к обычным людям в силу своей человеческой природы.

Далее в течение 400 лет святым мог стать только мученик. Но затем к ним прибавились выдающиеся исповедники (учителя Церкви и епископы), а также отшельники и целомудренные. Причем решающим фактором было мнение верующих местной церкви. В конце концов, Риму надоела такая самодеятельность, и в 993 г н.э появился первый святой, провозглашенный таковым римским понтификом. Им стал Ульрих Аугсбургский, канонизированный Папой Иоанном XV.  Двести лет спустя Папа Александр III объявил, что никто не может почитаться как святой без санкции на это Рима.

В 1734 году Папа Бенедикт XIV  ввел официальную систему канонизации. Для беатификации (причисления к лику блаженных) требуется два чуда, для канонизации (причисления к лику святых) - еще два. В процессе участвует также т.н. "адвокат дьявола",  задача которого - препятствовать предложенной канонизации всеми законными средствами.

Каковы критерии?

Характерно, что у многих святых был весьма специфический характер, а их образу жизни совсем не хотелось подражать. Многие были далеко не безупречны в поведении. Но их грехи перевешивались тем, как героически они предали себя Богу. И со временем их грешная ипостась стиралась в сознании людей, а оставалась лишь героика. Так, святой Амброзий Бирс называется "мертвым грешником, чья жизнь и судьба были подретушированы"

Это говорит о том, что для Церкви святой - это человек, своей жизнью предложивший верующему с церковной скамейки такую модель поведения, которой он будет следовать больше, нежели прочитанным священным текстам.

Святые - понятие устаревшее?

Об этом говорили все реформаторы - Кальвин, Цвингли и другие, в своей деятельности активно боровшиеся с культом святых. В 39 статьях Церкви Англии о культе святых говорилось как об изящной безделушке, неизвестно зачем созданной.  Это позволяло королю-реформатору Генриху VIII безнаказанно грабить санктуарии. Английское художественное наследие изрядно обеднело от этой борьбы со статуями, витражами, фресками и т.п. Позднее Англиканская Церковь решила, что все они были не настоящими святыми, а теми, что Томас Мор назвал предметами простонародной доверчивости и поддельными реликвиями, на чем кормилось дореформационное папство. Об этом же писал Тертуллиан тысячью годами раньше.

Рим также предпринимал попытки навести порядок в сонме святых. Так, в 60-е годы был понижен статус св. Георгия на том основании, что исторические свидетельства о его существовании достаточно слабы, а также св. Филомены, когда оказалось, что приписываемые ей мощи были не только поддельными, но и принадлежали мужчине. Только Иоанн Павел II вновь переписал правила канонизации.

О чем говорят новые правила

Теперь для беатификации и канонизации достаточно совершить по одному чуду. Процедура стала более ускоренный, из процесса был изъят "адвокат дьявола". Это позволило Иоанну Павлу II канонизировать больше подвижников, чем всем предыдущим понтификам в ХХ столетии. Он канонизировал 1351 человек. Папа Павел VI возвел на алтарь лишь 56 святых, а четыре предыдущих понтифика - 80 человек все вместе.

Стали святые лучше?

Все эти изменения были проведены для людей, более любимых Иоанном Павлом II. Канонизация всегда была политическим процессом, и последний Папа использовал его для продвижения своего видения христианства. Например, он канонизовал схоласта и реакционера, основателя "Опус Деи" Хосемария Эскриву де Балагера как защитника бедных, при этом не сделал того же самого в отношении сальвадорского архиепископа Ромеро. Он также канонизировал чешскую монахиню, отказавшуюся убрать распятия из больничных палат и за это обезглавленную нацистами, итальянку, выбравшую смерть, чтобы избежать насилия, наконец, стигматика падре Пио, которого два предшествующих понтифика считали мошенником и чья фотография была найдена у одного из арестованных мафиози.

Папа канонизировал очень много спорных личностей. Например, мать Тереза, лауреат Нобелевской премии, ставшая блаженной через шесть лет после смерти. А ведь этот "калькуттский ангел", исцелявший больных и немощных, водил дружбу с наиболее кровавыми диктаторами третьего мира.

Это может повториться сейчас. Многие люди в Азии и Африке активно протестуют против ватиканской позиции запрещения презервативов, ибо это приводит к СПИДу, страшной болезни, путь даже ее пандемия будет называться "Cв. Иоанн Павел II".

Будет ли покойный понтифик канонизирован?

Да, потому что:
- За его канонизацию выступают широкие массы верующих;
- он переносил свою смертельную болезнь с исключительной силой духа;
- хотя у него были грехи, критерий перевешивания грехов благодеяниями очевидно перевешивает в отношении Папы.

Нет, потому что:
- Нельзя торопиться с вынесением вердикта. Нужно, чтобы это сделала история;
- предыдущий Папа переделал под себя уложения и о беатификации и канонизации
- объявление вне закона использования презервативов повлекло за собой множество жертв СПИДа, за смерть которых несет ответственность Папа.

Пол Вэллили

"THE INDEPENDENT", 5 апреля 2007 г..

Перевод "Портала-Credo.Ru"

Фото с сайта eparhia.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования