Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": В чем смысл экуменизма? Православным и католикам нужно избавляться от стереотипного мышления друг о друге


Встреча Владимира Путина с Папой Римским Бенедиктом XVI в Ватикане была прежде всего встречей глав двух государств. И она, как мы надеемся, будет способствовать дальнейшему укреплению межгосударственных отношений. Примечательно, что позиция Ватикана по ряду вопросов, волнующих современный мир, ближе к позиции России, чем стран Западной Европы. Так что представление о Ватикане как о некой "западной" политической силе не является корректным, и российскому обществу очень важно это понять.

Конечно, встречу президента России и Папы многие рассматривали и продолжают рассматривать в контексте православно-католического диалога. Однако диалог христианских Церквей, разрешение межконфессиональных проблем – все это является задачей самих конфессий, а не государственных деятелей. Ведь межхристианский диалог – это не просто желание отдельных представителей наших Церквей или иных общественных структур, но осуществление воли Христа: "Да будут все едино" (Иоанн, 17:20).

На экуменический диалог нельзя смотреть лишь глазами политика, социолога, историка, общественного или государственного деятеля. На него необходимо смотреть глазами христианина, стремящего исполнять волю Божью. Другими словами, необходимо принимать во внимание богословский аспект межхристианского диалога. А это прерогатива самих Церквей, а не светской власти. Хотя встреча Путина с Папой, несомненно, такой диалог стимулирует. Мы видим, что позиции Русской Православной и Римско-Католической Церквей по многим жизненно важным вопросам совпадают, и обе Церкви должны выступать единым фронтом в защите христианских ценностей.

В связи с визитом Владимира Путина в Ватикан в прессе много говорили о возможной встрече Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Бенедикта XVI. В действительности на данный момент встреча Патриарха и Папы не рассматривается как стратегическая задача в православно-католическом диалоге. Если такая встреча состоится, то ей должна предшествовать тщательная подготовка. Здесь мы разделяем точку зрения руководства Русской Православной Церкви (РПЦ). Не нужно торопить события.

От участников межхристианского диалога требуются терпение и смирение. Нельзя ожидать быстрых результатов. Отношения должны развиваться не только на уровне высших иерархов, но и на местах. Пусть даже СМИ и не будут обращать на это особого внимания, но именно там, по сути, создаются условия и для встреч глав Церквей. Ведь нам необходимо преодолеть атмосферу взаимных подозрений, стереотипного мышления, а иногда и открытой враждебности. Достаточно вспомнить хотя бы о том, что у многих православных слово "экуменизм" приобрело негативный оттенок. Я даже стараюсь не употреблять его, выступая по-русски, а заменяю его словосочетанием "межхристианский диалог". Подобных примеров можно привести очень много. Работа в области межхристианского диалога является кропотливой и даже не всегда благодарной. Но альтернативы у нас просто нет.

Часто можно услышать, что католики в России занимаются прозелитизмом. Само слово "прозелитизм", как и понятие "миссионерская деятельность", можно рассматривать с двух разных точек зрения. С юридической точки зрения в узком значении термин "прозелитизм" означает переманивание верующих из одной конфессии в другую с использованием недостойных методов. Такого рода деятельностью Католическая Церковь в России не занимается. И руководство РПЦ также согласно с тем, что у Католической Церкви нет стратегии прозелитизма в России. Святой Престол рассматривает Россию как христианскую, преимущественно православную страну, в которой проживает католическое меньшинство. Наша Церковь в России не подчиняется тем дикастериям (подразделениям) Ватикана, которые отвечают за так называемые миссионерские страны.

Однако есть у терминов "прозелитизм" и "миссионерская деятельность" и другой аспект – более широкий, богословский. Это связано с проповедью Евангелия. Каждый христианин, к какой бы конфессии он ни принадлежал, призван свидетельствовать о спасении, совершенном Иисусом Христом. И для православного, и для католика, и для протестанта актуальны слова святого Павла: "Горе мне, если не благовествую!" (I Кор., 9:16). Причем эта проповедь может осуществляться различным образом: добрым советом, личным примером, сочувствием, состраданием, делами милосердия или просто образом жизни. И в этом аспекте каждый христианин является миссионером. А Церковь обязана осуществлять миссионерскую заповедь Христа: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Матф., 28:19).

Существует устойчивое мнение о том, что в период понтификата Бенедикта XVI отношения между РПЦ и Католической Церковью значительно улучшились. Действительно, позитивные сдвиги в наших отношениях сложно не заметить. Но, с другой стороны, необходимо помнить и о том, что нынешний Понтифик в экуменическом диалоге продолжает линию Иоанна Павла II. Ведь именно он особое внимание уделял межхристианским отношениям, в частности православно-католическим. А его энциклика "Ut Unum Sint" ("Да будут едино") – одно из самых ярких проявлений стремления к установлению единства между христианами.

Ни для кого не является секретом, что в России проживают католики не только латинского, но и армянского и византийского обрядов. Большинство католиков византийского обряда (так называемые греко-католики) – это выходцы с Украины, хотя есть и русские, и представители других национальностей. Греко-католики имеют полное право на пастырское попечение. С этой целью 20 декабря 2004 года Святой Престол назначил епископа римско-католической епархии в Новосибирске Иосифа Верта ординарием для католиков византийского обряда, проживающих на территории Российской Федерации. В настоящее время в России существуют греко-католические общины и духовенство. Не так давно в Новосибирске состоялась встреча католических священников византийского обряда в России, на которой решались вопросы пастырского окормления католиков византийского обряда. Важно отметить, что на встрече присутствовал представитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Так что и в этой достаточно непростой и деликатной сфере наших отношений мы готовы к диалогу.

священник Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России,
"НГ-РЕЛИГИИ"

04 апреля 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования