Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"САМАРСКОЕ СТАРОВЕРИЕ": "Чтобы избегнуть поношения..." 13 (26) марта исполняется 100 лет со дня регистрации 2-й Московской Поморской общины


После разгрома Московского выступления старообрядцев в 1682 г. (Хованщина) многие защитники древлего благочестия были казнены, другие были вынуждены покинуть город, Москва на долгие годы перестала играть заметную роль в староверии. Немногие оставшиеся христиане проживали в основном на восточной окраине Москвы и в близлежащих селах, таких как Измайлово, Черкизово и др.

В начале XVIII в. весьма благосклонно к староверам относилась вдовствующаяцарица Парасковия Федоровна, жившая в Измайловском дворце. Поморское общество в Москве состояло в основном из посадских людей и купцов. В начале XVIII в.христиане-поморцы собирались по домашним моленным, в которых останавливались выговские отцы - Андрей и Симеон Дионисиевичи, Мануил Петров, а так же Леонтий Федосеев - умерший в Москве в 1736 г. Здесь в XVIII в. в течении девяти лет, представляя Выговский монастырь проживал Иоанн Дионисиевич Мышецкий, младший брат Выговских киновиархов. Уроженцем Москвы был Выговский киновиарх Андрей Борисович, уехавший на Выг в 1755 г.

В 1765 году в Москве представители Московской поморской общины участвовали в Соборном диспуте с беглопоповцами о возможных способах и перспективах приобретения благодатного епископа, рассматривался даже вариант рукоположения от мощей святителя московского Петра. Беглопоповцы склонялись к приему епископа от никониан, с чем категорично не соглашались поморцы.

С середины XVIII в. в Москве существовала община Гавриила Артамонова, в ней по настоянию В.Е.Емельянова был принят обряд безсвященнословного брака. Вскоре община стала известной в Москве, особенно в купеческой среде. В общине насчитывалось более 50 семей, в том числе купцы Алексеевы, Монины, Заикины. В начале 1770-х гг. Василий Емельянов обратился к христианам-поморцам с речью: "Стыдно нам теперь, православные христиане, не иметь общественной моленной. Необходимо устроить нам молитвенный дом, чтобы избегнуть поношения". Речь произвела впечатление, и вскоре на Покровке, против Рыкунова пер., был куплен дом с большим участком земли. Главными жертвователями при строительстве стали купцы Пимин Алексеев, Василий Федорович Монин, Андрей Тимофеевич Заикин и Никифор Петров. В 1771 г. на дворе была устроена деревянная часовня с отдельным помещением для призреваемых. Все это владение было закреплено как частная собственность за Мониным В.Ф., а моленная получила название "Монинской". Наставником был избран В.Е.Емельянов (умер в 1797 г.) Многие семьи записывали свои браки в Монинской общине, которая для этого имела установленные правительством метрические книги, в результате чего браки признавались властями как законные. К началу XIX в. В моленной насчитывались уже тысячи прихожан. Погребения совершались на Преображенском кладбище. После Емельянова В.Е. наставником выбрали его брата Алексея Емельяновича.

В 1807 г. наставником моленной избран Г.И.Скачков (умер в 1821 г.). Он ввел в употребление "Чин брачного молитвословия" (см. Брачный чин). В войну 1812 года "Монинский" храм сгорел, однако все общинные ценности удалось сохранить. Вместо сгоревшей деревянной часовни, в 1813 г. на пожертвования прихожан, (которых насчитывалось ок. 4000) построен новый каменный храм в два яруса с обширным помещением для призреваемых. Со всей России поморцы приезжали в Монинскую общину, для разрешения своих духовные вопросов. Моленная сделалась средоточием культурной жизни поморского староверия. Здесь были воспитаны замечательные деятели-поморцы.

В 1826 г. прихожан насчитывалось до 6000, однако по доносу моленная была опечатана, согласно распоряжению московского генерал-губернатора кн. Голицына. Первоначально моленная была перенесена в дом Гусарева, а затем в дом Ивановой в первом квартале Лефортово. 10 января 1837 г. предписанием министра внутренних дел Блудова Монинская моленная была окончательно закрыта из-за отказа наставника Антипы Андреева молиться "за придержащия власти".

Прихожане разошлись по различным моленным, которых в сер. 19 в. в Москве насчитывалось более 40 при 9000 прихожан. В начале ХХ в. на основе этих групп христиан-поморцев были организованы 1-я и 2-я Московская община старообрядцев-поморцев.

После выхода манифеста о веротерпимости в 1905 г. на базе Морозовской моленны образовалась иннициативная группа по организации поморской общины в Москве (с наречной традицией), которая была зарегистрирована 13 марта 1907 года как 2-я московская поморского согласия община. Инициаторами строительства общинного храма были известные попечители Иван Кондратьевич Поляков и Иван Иванович Ануфриев. По решению Совета общины (председатель В.А. Горбунов) был приобретен участок земли в Токмаковском переулке и приглашен архитектор Бондаренко И.Е.

Еще 15 февраля 1907 года на заседании Совета общины одобрен проект сооружения храма. А уже к 1 ноября этого же года здание храма было закончено. Отделка и обустройство храма внутри продолжались всю зиму и были окончены весной 1908 года. храм соорудили в псковско-новгородском стиле, с привнесением в него особенностей поморского зодчества. Внешняя и внутренняя архитектура отличалась строгостью, скромностью и простотой отделки. Стены храма не имели росписи и лепных украшений, овальный свод и стены были окрашены голубой масляной краской светлого тона, и на этом фоне темный дубовый иконостас, увенчанный пятью главками с крестами, напоминал силуэты деревянных церквей и часовен в вечернем небе северного Поморья.

Для иконостаса некоторые иконы были пожертвованы В.А. Горбуновым, А.В.и С.В. Морозовыми, Л.В. Зиминой и др. Над главным входом в храм возвышалась колокольня с двускатной крышей, покрытой черепицей.

Освящение храма совершилось 8 июня 1908 года и стало большим событием не только для Москвы. Чин освящения совершали настоятели: Московской общины - Н.С. Шпунтов, Орехово-зуевской - С.Г. Герасимов и из Виленской губернии - Т.П. Зубков. В воскресенье 8 июня все свещи, лампады и паникадило были зажжены, иконы украшены живыми цветами, с колокольни раздавался торжественный звон. Крестный ходтрижды обошел вокруг храма. Служили часы и молебен Воскресению Христову и Покрову Пресвятой Богородицы. По окончании молебствия были высказаны и оглашены приветствия и благодарности за сооружение этого величественного храма.

Со временем храм Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы в Москве становится объединяющим центром поморцев. Именно в нем в мае 1909 года и в сентябре 1912 года проходили 1-й и 2-й Всероссийские Соборы ДПЦ.

Материал предоставлен А.Безгодовым (Москва)

26 марта 2007 г.

Фотография нового храма 2 ой московской общины старообрядцев поморского брачного согласия в Токмаковом переулке, с сайта temples.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования