Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КУЛЬТУРА": Запрет на запретное искусство. Сахаровский центр снова оказался в эпицентре религиозно-политического скандала


Выставка "Запретное искусство-2006" в Музее и Общественном центре им. Андрея Сахарова, где представлены произведения, по цензурным или самоцензурным соображениям снятые с нескольких выставок прошлого года, поначалу была интересна только специалистам по современному искусству. Информация о ней попала в новостные каналы, когда "православные активисты" заявили, что она оскорбляет их религиозные и гражданские чувства, а заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Всеволод Чаплин сообщил, что не исключено обращение в прокуратуру с иском против ее организаторов.

Наиболее интересные слова произнес профессор Московской духовной академии Андрей Кураев. По его мнению, куратору выставки в Музее Сахарова, заведующему отделом новейших течений ГТГ Андрею Ерофееву, а также галеристу Марату Гельману (к организации этой выставки отношения не имеющему) необходимо полностью запретить заниматься выставочной деятельностью.

Что имелось в виду? Не Beruffsverbot ли, то есть запрет на профессию, практиковавшийся нацистами в III рейхе? Тогда художникам, признанным "дегенеративными", запрещалось рисовать картины и показывать их, а идеологически чуждым музейным работникам и владельцам галерей - устраивать выставки. Можно надеяться, что дьякон Андрей Кураев просто оговорился в риторическом угаре. Возможны другие решения.

Андрея Ерофеева, создавшего для Третьяковки полноценную коллекцию современного российского искусства и много сделавшего для того, чтобы ГТГ, ничуть не теряя образ главного отечественного музея, начала превращаться в живой и динамичный организм, можно выгнать с работы. Он - госслужащий, и его судьбу решать вышестоящим чиновникам, к которым у "активистов", наверное, дорога есть.

А что делать с Гельманом, на государственной службе не состоящим? Впрочем, в прошлом году и к нему был найден подход. До сих пор не установленные лица разгромили его галерею, а его самого избили.

После того как вокруг "Запретного искусства-2006" пошел шум, многие из сочувствующих этой выставке начали высказываться в том смысле, что напрасно ее устроили в Музее Сахарова. Этот музей не является художественным в точном смысле слова, у него отрицательная репутация в определенных кругах, да и вообще еще жива память о скандале 2003 года, связанном с разгромленной выставкой "Осторожно, религия!". Но в том-то и дело, что нынешнюю экспозицию ни один государственный или муниципальный музей и даже частный фонд сейчас вряд ли бы показал.

Но сейчас - о выставке. Она очень уместна, причем прежде всего в социологическом смысле. И прав Андрей Ерофеев, собирающийся делать такие выставки ежегодно: на их материале можно будет получать важные сведения об изменении отношения российского общества к проблемам культуры. Или о его печальной стабильности.

В экспозиции - работы очень разных художников разных поколений и направлений. "Чеченская Мадонна" группы "Синие носы" - девушка в хиджабе, закутанный верх, обнаженный низ. Работа недавно скончавшегося Михаила Рошаля "Дадим угля сверх плана!" 1972 года (имитация иконы, в руке у Спасителя вместо Евангелия плакат с вынесенной в название фразой, и автор в свое время из-за этой работы имел серьезные проблемы с КГБ). Реплики шедевров русской живописи XIX века, сделанные Александром Савко: в них инкрустированы изображения Микки-Мауса. Коллажи Вагрича Бахчаняна начала 80-х: первая полоса "Известий", на ней - распятие. Шелкография четвертьвековой давности Александра Косолапова с логотипом "McDonald's" и с надписью по-английски "Это тело Мое", а также его же "Икра-Икона": фотография иконного оклада, в выемке - множество черных шариков. Страница из "Календаря" Дмитрия Гутова: фотомонтаж, на котором старый генерал Руцкой стоит рядом с полуголой культуристкой.

Наконец, работы несомненных классиков искусства ХХ столетия: натюрморт "Кухонный разговор" 1966 года. Михаила Рогинского и графический лист середины 80-х "А пошел ты..." Ильи Кабакова - в них использован мат.

Из этого набора можно сделать следующее умозаключение.

А. Часть россиян приходит в ханжеское возбуждение от контаминации профанного и сакрального.

Б. Они склонны возмущаться по поводу употребления в области культуры так называемой ненормативной лексики, тогда как, возможно, и сами ее не чураются в метро и дома.

В. Их смущает изображение нагого человеческого тела. В связи с этим им не следует ходить в Третьяковку, Эрмитаж, Русский музей и ГМИИ.

Г. Они выходят из себя, когда видят что-то хоть как-то связанное с острыми углами современности.

Выставка "Запретное искусство-2006" на самом деле - важное событие. Но у нее есть колоссальный недостаток. Там невозможно рассмотреть экспонаты. Они скрыты за фальш-стенами, и разглядывать их надо сквозь пробуравленные дырки, причем они находятся на высоте около 180 см, так что человеку ростом ниже среднего показываемое оказывается недоступным. Ему надо лезть на стремянку или пользоваться шаткой скамейкой. Это не демократично, а что говорить о лицах с ограниченными способностями? Они просто лишены права увидеть эту выставку.

Но есть еще одно, самое главное обстоятельство. Рассматривание искусства в дырку психологически ставит зрителя в позицию подсматривающего, совершающего стыдный поступок. Он - как подросток, карабкающийся по стене бани, чтобы в дырочке, прокорябанной в закрашенном белилами окне, посмотреть на голую женщину.

P.S. Ваш покорный слуга, посмотрев выставку в Музее Сахарова, зашел перекусить в маленькое кафе рядом с Чистыми прудами. Там на стене висела фотография, воспроизводящая "Тайную вечерю" Леонардо, называющаяся "День рождения Наташи". Стол заставлен яствами и питием, на центральном месте - пышная блондинка, с ней трапезничают какие-то люди в пиджаках и галстуках. Не следует ли обратиться к власть предержащим с требованием запретить хозяевам этого заведения жарить котлеты?

Никита Алексеев

22 марта 2007 г.

ОТ РЕДАКЦИИ

Публикация этой статьи известного художника и журналиста Никиты Алексеева не обозначает нашей полной солидарности с мнением уважаемого автора. Мы, например, вовсе не уверены, что, учитывая определенные настроения значительной части общества, так уж необходимо было именно сейчас устраивать подобную экспозицию. Однако автор затронул очень серьезную тему. Если разгром скандальной и непродуманной выставки "Осторожно, религия!" произошел "снизу", как бы от группы православных прихожан, зашедших в музей, то теперь возможные деструктивные действия нельзя будет списать на стихийный протест. Публичные выступления идеологов Русской православной церкви могут быть восприняты как откровенный призыв решать сложные вопросы административно-насильственным путем. Выставка открывалась без шума и помпы, работы в самом деле закрыты щитами, и без "рекламы" г-д Кураева и Чаплина она вполне могла остаться незамеченной.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования