Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ASIANEWS": Мультикультурализм и ислам. Самоубийство Запада и прав женщин


Идеология пресловутого мультикультурализма, то есть безоглядной толерантности в отношении любой культуры и традиции, по сути дела, разрушает европейскую идентичность и противоречит принципу прав человека и, прежде всего, прав женщин. Живым примером этого является возрастающая в Европе толерантность к полигамии. Так, теоретически многоженство запрещено в Италии, как и в Европе в целом. Но все чаще случается так, что во имя мультикультурализма мусульман, заявляющих о себе в европейском правовом контексте как о многоженцах на том основании, что у себя на Родине они состоят в браке с четырьмя женами, мы хоть и скрепя сердце, но принимаем как данность. А ведь это идет вразрез с европейскими законами и конституциями, утверждающими принцип моногамии. Но во имя расплывчатого уважения к другим культурам никакого решения этого вопроса не предлагается.

Толерантность к полигамии

В Италии некоторые "конституционалисты" предлагают для того, чтобы как-то гармонизировать полигамный и моногамный подходы, признавать только одну женщину супругой как таковой, а всех остальных считать сожительницами или "гражданскими женами": это позволило бы разрешить коллизии мусульман, имеющих жену на родине и заведших вторую в Италии. Другие считают, что нужно проводить различия между  двумя видами брака - гражданским, заключаемым в муниципалитете, и религиозным обрядом в мечети, где может быть заключен полигамный брак. При этом, естественно, не учитываются положения итальянского гражданского права, утверждающего принцип моногамии и равенство мужчины и женщины. Подобного рода тенденции распространяются и в Греции. В некоторых районах, где мусульмане составляют большинство, власти руководствуются принципом, согласно которому в действие вступают нормы традиционные для данной группы населения. И хотя в Афинах многоженство не признается, но в районах, где большинство составляют мусульмане, оно возможно, опять же существует во имя уважения другой культуры.

Подобный мультикультурализм наносит серьезный ущерб. С точки зрения здравого смысла, если человек женат в Сенегале на одной женщине, а в Италии на другой, - это нельзя расценивать как моногамию. Но казус в том, что все зависит от того, где зарегистрирован этот акт гражданского состояния - в Италии или за рубежом, что оставляет лазейки для многоженства в Европе. Если итальянец, таким образом, пожелает иметь несколько жен он может просто принять ислам.

Многоженство в Италии запрещено еще и потому, что оно противоречит принципу равенства между мужчиной и женщиной. Было бы полезно для ислама воспринять этот принцип. В исламском обществе женщина не может быть многомужней. Только мужчины имеют подобное " право". Но хотя то, что дозволено женщине, не дозволено мужчине, первая жена все-таки может попросить мужа отказаться от второго брака. Признание моногамии в исламе было бы значительным шагом в деле соблюдения прав женщин.

Женщины имама из Венниссо

Чтобы понять те жестокие условия, в которых находится женщина в исламском мире, я бы хотел обратиться к случаю, который потряс всю Францию и вызвал бурные дебаты. 20 февраля нынешнего года суд решительно отклонил иск алжирца по происхождению, имама мечети в Вениссо около Лиона, шейха Абдулькадера Бузиана, многоженца и отца 16 детей, с 1980 года проживающего во Франции.

26 февраля 2004 года специальным распоряжением главы МВД Николя Саркози имаму было предписано покинуть страну за экстремистские проповеди и призывы к ненависти, однако это распоряжение не было исполнено. 20 апреля в интервью газете "Lyon Mag" имам вновь выступил с женоненавистническими заявлениями и, в частности, заявил. что Коран дозволяет мусульманину в определенных ситуациях бить свою жену, что женщина подчинена мужчине и не равна ему. 23 апреля административный трибунал Лиона отменил распоряжение МВД,  и злополучный имам вновь вернулся в страну 22 мая того же года. А 5 октября 2004 года Государственный совет отменил решение административного трибунала, и на следующий день шейх был депортирован в Оран 9 Алжир). 21 июня 2005 года лионская инстанция повторила свой вердикт о возможности свободного въезда, однако уже 14 октября ему заочно был вынесен обвинительный вердикт. Имам подал апелляцию, которая была отклонена.

Вот некоторые выдержки из нашумевшего интервью шейха Абдулькадера.

"- Как по -Вашему,  женщина равна мужчине?
- Нет. Например, женщины не должны работать вместе с мужчинами, чтобы не соблазниться на супружескую измену.
- Должна ли женщина быть подчиненной мужчине?
- Да, поскольку главой семьи является мужчина. Но он должен быть учтивым по отношению к женщине и не бить ее без причины, не считать рабыней.
- Поэтому Вы и сторонник многоженства?
- Да, мусульманину можно иметь более, чем одну жену. Но не более четырех! Плюс для этого должны выполняться определенные условия.
- Ну, а почему женщина не может иметь более одного мужа?
- А как тогда узнать, кто отец ее детей?
- Вы выступаете за побивание женщин камнями (в оригинале вопрос звучит именно так - "Портал-Credo.Ru")
- Да. Возможность бития женщин зафиксирована в Коране, но только в определенных случаях, например, в случае супружеской измены. Заметьте, однако, что муж не имеет права ее бить по всем частям тела. Нельзя бить по лицу, ниже пояса, в живот, по ногам и ступням. Бить нужно аккуратно, чтобы просто попугать супругу, с тем, чтобы она  более не решилась на подобные проступки".

Коран: бить женщин дозволяется

Многие читатели, конечно, возмутились, но в защиту своей позиции имам привел цитату из Корана. И был прав. Откроем Коран, суру 4, аят 34. Читаем: "Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины - благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, - поистине, Аллах возвышен, велик!" ( Перевод И.Ю. Крачковского)

На прошлой неделе я наблюдал, как в эфире телеканала аль-Джазира некий имам методично объяснял четыре условия для бития жен. Нельзя их бить по лицу, нельзя бить до кровотечения, нельзя ломать им кости и нельзя бить в присутствии детей. Если все это не действует, мужчина должен идти на крайнюю меру - отказать жене в интимной близости.

Коран также четко обозначает примат мужчины над женщиной. На это указывает 228 аят суры аль-Баккара (Корова): "А разведенные выжидают сами с собой три периода, и не разрешается то, что сотворил Аллах с их утробами, если они веруют в Аллаха и в последний день. А мужьям их - достойнее их вернуть при этом, если они желают умиротворения. И для них - то же самое, что и на них, согласно принятому. Мужьям над ними - степень. Поистине, Аллах - великий, мудрый".

В итальянском мусульманском издании я обнаружил следующий комментарий на слова "мужьям над ними - степень": "Пытаясь адаптировать ислам к современной западной культуре, многие трактуют это в смысле права мужа отказывать в чем-либо жене, права, которым другая сторона не обладает. В реальности же это более серьезная вещь, служащая для поддержания баланса на индивидуальном, семейном и общественном уровне.

Мужчина и женщина - это две взаимодополняющие и сосуществующие друг с другом реальности. Если бы было иначе, Аллах не создал бы Хавву из ребра Адама, а создал бы каждый пол с собственной замкнутой репродуктивной системой и т.п.

Физическая структура мужчин соответствует большей активности в глобальных делах, в то время как женская более адаптирована к рутинному труду и большей устойчивости к боли. Мужская чувственность имеет в большей степени внешнюю направленность, тенденцию к активности общественной и политической. В то же время женская чувственность направлена вовнутрь, на заботу о самой себе и сбережение того, что нажито семьей. Мужская психология - образная, творческая, экспериментальная, любящая риск и настроенная на новизну, утверждение собственного "Я", часто весьма неглубокого и поверхностного. Женский психотип более склонен к конкретике, традиционности, не приемлет риск, настроен на уверенность в будущем и сохранение того, что "мое".

В семейной жизни почитание законов Аллаха и Сунны Его Посланника может создать ситуацию, требующую утверждения власти, которое несколько уменьшает взаимозависимость супругов. Но кроме взаимозависимости есть еще и проблема лидерства в семье и общества, отнюдь не означающего господства или притеснения кого-либо, а также непризнание женского лидерства во многих сферах жизни. Аллах (слава Всевышнему) предназначил правление мужчине".

Этот достаточно умеренный комментарий, написанный обращенным в ислам итальянцем, отражает мнение большинства  исламских улемов, избегая присущих им крайностей. На мужчин и женщин накладываются определенные обязанности, определенные Богом и потому неизменные, и соответствующие их природе. Но эти принципы мало соответствуют законам и конституциям, действующим в Европе.

Заключение

Возможно ли в реальности принять подобное учение во имя принципа уважения культур и религиозной терпимости? Это - серьезная проблема, стоящая перед западными странами. Я не знаю, понимают ли те, кто размахивает знаменем мультикультурализма, какой ущерб они наносят личности. В действительности все более и более явно, что так называемая терпимость к различным культурам становится лишь уступкой более тонким формам расизма. Во имя культурного многообразия все пытаются идти некими окольными путями, не предусматривающими никакого прогресса или улучшения в деле сохранения человеческого достоинства.

Сегодня - время для Европы понять, что религиозные принципы не могут преобладать в гражданском праве и что выше всех форм терпимости - конституция той или иной страны. Если этого не произойдет, то у ислама будут развязаны руки для "колонизации" европейских традиций и обычаев.

Самир Халил Самир, SJ, Бейрут

7 марта 2007 г. 

Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования