Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВЕСТИ-24": История с Обращением епископа Диомида была раскручена Константином Душеновым и Михаилом Назаровым. Интервью протоиерея Всеволода Чаплина


- У нас в студии замглавы Отдела внешних связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Добрый день. Ну, если позволите, с этой скандальной истории давайте начнем. Было письмо, не было письма, и если да, то что все-таки в нем было?

- Епископ Диомид уже много лет ставит вопросы так, как он их ставит в этом тексте, и надо сказать, что его мнение разделяется какой-то частью верующих нашей Церкви, и темы, которые он поднимает, нужно обсуждать - об отношениях с властью, об отношениях с другими конфессиями, об отношениях с другими религиями. Может быть, он ставит эти темы несколько более остро, чем я бы их поставил. Все-таки я не считаю, что нынешняя российская власть - это коллективный враг Церкви и враг народа. Я не считаю, что нам нужно разорвать все связи с другими конфессиями и другими религиями.

Но Владыка Диомид ставит эти вопросы так, как ставит. Но вот открытого обращения его ко всей Церкви не было. Было написанное в январе предисловие к одной книге, до сих пор так и не изданной, а потом некий сайт, сайт "Русь православная", сайт, который возглавляется господином Душеновым, известным церковным и политическим оппозиционером, приделал к этому тексту заголовок "Пора пресечь беззаконие" и превратил его в открытое обращение ко всей пастве Русской Православной Церкви. Затем в Интернете под этим текстом пошел сбор подписей, а потом уже на одном из Интернет-форумов стали раздаваться призывы идти с пикетами к церковным учреждениям. И всем эти руководят два человека: господин Душенов, о котором я уже сказал, и господин Назаров - это бывший советский перебежчик, который остался на Западе, а в начале 90-х годов вернулся сюда - может быть, с заданием, может быть, без, - чтобы "спасать Россию". Так вот я боюсь, что вся эта история была раскручена двумя этими людьми и их общественными группами поддержки для того, чтобы в идеале устроить переворот в Русской Церкви, захватить в ней власть через дестабилизацию положения, а если по минимуму - то просто устроить очередную кампанию в свою славу, ради своих личных интересов.

- А сам отец Диомид как-то проявился за эти дни? Просто так много о нем говорили.

- Он дал несколько интервью, и в том числе сказал в этих интервью достаточно ясно, что он не писал обращение ко всей церкви, а писал предисловие к книге.

- С этим разобрались. Давайте теперь о главной теме Собора, о проблеме бедности. Все-таки прогрессивный налог, если да, если вы с этим согласны, то что вы тогда отвечаете критикам, ведь многие считают, что как только прогрессивная шкала будет введена в России, многие люди начнут скрывать свои доходы, и не будут заинтересованы в том, чтобы их объявлять в полной мере.

- Собор постарался передать нашему государственному руководству - Президенту, правительству, Совету Федерации, Государственной Думе - те вопросы, которые ставил народ в ходе Собора. В Соборе участвовали ведь не только эксперты, не только священнослужители или церковные деятели. Там были люди в полном смысле слова из народа, о чем говорит и очень неструктурированная дискуссия при принятии итогового документа. Люди вставали с мест, говорили: это любо, а это не любо. Были люди из разных регионов, были люди из стран ближнего и дальнего зарубежья. Так вот, они действительно говорят, и говорят очень эмоционально, о том, что в России рядом с кричащей роскошью находится кричащая нищета. Рядом с роскошью единиц находится кричащая нищета миллионов. Поэтому вспомнить о том, что на Западе, между прочим, налог на роскошь и на сверхдоходы очень высокий, и это в значительной степени решает социальные проблемы, включая проблему неравенства, - об этом вспомнить нам тоже нужно. Человек может сколько угодно угрожать, говоря: "Я выведу капиталы в другую страну", но я думаю, что если он вывезет их в стабильную, серьезную западную страну, там этот налог будет гораздо больше, чем у нас.

- Согласны ли вы с тем, такое заявление звучало во время Собора, что вот в ситуации с бедностью, в проблеме в этой сегодняшней России виноваты реформаторы 90-х? Что, якобы, прежде всего это экономическая подоплека?

- Виноват и Советский Союз, виновата также в значительной степени и та общественная ситуация, экономическая ситуация, которая сложилась у нас в постсоветские годы. Виноваты и мы все, потому что народу, как я считаю, нужно больше говорить о своих проблемах, а не только ждать милости от власти или от владельца того или иного предприятия. Бизнесу нужно понимать, что ему нужно обрести все-таки, наконец, нравственную легитимность в нашем обществе. Пока такой легитимности по большому счету нет. И не просто потому, что бедные завидуют богатым, а потому что люди нередко видят пренебрежительное отношение к народу со стороны генералов нашего бизнеса и со стороны всей нашей элиты, которая способна даже явно с телеэкрана или с газетной страницы сказать: мы презираем народ, мы не берем его в расчет при принятии решений. Так вот, всем нам нужно измениться, в том числе и религиозным деятелям.

Нам нужно просто больше говорить о тех нуждах народа, бедах народа, с которыми мы сталкиваемся каждый день в наших храмах, особенно в глубинке, особенно в малых городах. И нужно, наконец, понять, что с таким социальным разрывом, с таким количеством страданий от несправедливости страна не может двигаться дальше. Рано или поздно ее жизнь столкнется и опрокинется об этот огромный камень народный беды, народного недовольства тем, что сегодня действительно переживает большинство нашего населения - чувство несправедливости, чувство обиды, чувство ущемленности в их интересах, в их правах.

- Знаете, на что журналисты обратили внимание, когда Собор только открывался? На то, что к Храму Христа Спасителя подъезжали очень недешевые автомобили.

- Приезжали разные люди. Были бизнесмены. И хорошо, что они были и слышали то, о чем говорилось на Соборе. Были очень простые люди, которые приходили пешком, приезжали на метро, на троллейбусах. К сожалению, почти не было представителей министерств и ведомств экономического блока. Это, к сожалению, уже традиция Всемирного русского народного собора: когда говорится об экономике, говорится о социальных проблемах, генералы нашей государственной экономики почти полностью игнорируют деятельность Собора и те слова, которые там звучат. Иногда только участвует замминистра экономразвития господин Шаронов, и спасибо ему за это. Но он, пожалуй, является белой вороной в данном случае. Так или иначе люди действительно были разные. Были и богатые, были и бедные, и вот то, что Собор все-таки дал площадку для обсуждения такой кричащей проблемы как бедность одновременно и богатыми и бедными, - это неплохо.

- Насколько я знаю, еще было озвучено одно такое достаточно радикальное предложение - как-то по-особому использовать Стабфонд.

- Не то что по-особому. В документах Собора сказано о том, что нам нужно иметь, грубо говоря, деньги на черный день, чтобы не зависеть от изменчивой политической и экономической мировой конъюнктуры. Но в то же самое время, когда в стране много денег, возникает вопрос, и этот вопрос был задан много раз разными людьми на Соборе - от академиков до очень простых людей: почему эти деньги находятся за рубежом и этим ослабляется наша экономическая и политическая самостоятельность? Возникает риск экономического шантажа со стороны тех государств, где находятся эти средства. И почему все-таки при этих больших средствах у нас продолжают разваливаться дороги, продолжает ветшать инфраструктура во всех отраслях жизни страны? У нас так сложно с нормальным образованием, с перспективной наукой, с социальным положением большой шкалы категорий граждан - это и пенсионеры, это и дети-сироты Вот почему все-таки, имея эти деньги, мы сидим на них как собака на сене, передавая их тем, кто может отдать их обратно или не отдать? Эти вопросы действительно звучали на Соборе, и Собор счел для себя справедливым и правильным обратить эти вопросы к государственной власти.

- А что из себя представляет вот этот итоговый документ?

- Это текст, который содержит как призыв к нашему обществу нравственно измениться, так и конкретные рекомендации. В частности, сказано об отрицательном отношении к так называемой Энергетической хартии, подвергнуто критике готовящееся соглашения между нашей страной и ЕС, поскольку, как считают участники Собора, в этом соглашении недостаточно учтены наши экономические интересы. Сказано там о том, что высокий налог на жилье сейчас ударит не по богатым, а по бедным, тем более, что эти люди получили, как правило, свое жилье, свои квартиры или дома, еще в период старой экономической формации. Сказано много другого, так что это достаточно конкретный документ. Иногда журналисты говорили, что Церковь и Всемирный русский народный собор говорят слишком много общего. Вот мы и решили сказать нечто максимально конкретное.

- Получается так, что в основном говорили про экономику. А экономисты были профессиональные? Вы сказали, что вот там подчиненные Грефа не очень жалуют, да. А вот кто-то другой, то есть вот профессионалы в этой сфере как-то реагировали на эти предложения?

- Выступало много серьезных экономистов. Это и академик Львов, это и господин Глазьев, и господин Примаков, и тот же господин Шаронов из Министерства экономического развития и торговли, были другие люди, как с либеральной стороны, так и с консервативной стороны, как левые, так и правые. Конечно, Собор - это не место для академических дискуссий, скорее это некое народное вече. Но голос серьезных ученых на нем звучал, и как мне кажется, звучал достаточно авторитетно.

- И в конце, если можно, Собор, по-моему, 11-ый сейчас по счету, вот как меняется тематика и почему о проблеме бедности заговорили сейчас, а, скажем там, не на 7-ом, не на 4-ом, не на 1-ом Соборе?

- Эта проблема все больше и больше обсуждается в нашем обществе. Обсуждается политиками, обсуждается деятелями искусства, обсуждается в Думе, обсуждается на разных академических форумах. Естественно, ее решил поднять и Собор. А раньше темы поднимались самые разные: это и земля, это и образование, это даже ядерное оружие - допустимость его сохранения и развития в наш век. Это опять же экономика: несколько лет назад на Соборе был принят Свод нравственных принципов в хозяйствовании. Это и тема прав человека, это и тема международных отношений, и место России и православной цивилизации в мире. Так что тематика Собора широкая. На этом Соборе было принято решение в следующем году устроить Всемирный русский народный собор детей и молодежи. И я надеюсь, что это будет, может быть, даже еще более интересно, чем многие из тех тем, которые были уже рассмотрены Собором.

- Будем внимательно следить, большое спасибо.

"ВЕСТИ-24" (в интернете опубликовано на сайте "Интерфакс-религия")

07 марта 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования