Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКИЙ ИНОК": Исповеднический подвиг Бориса Талантова. О новом исповеднике, мирянине Московской Патриархии Борисе Талантове, прославленном РПЦЗ в сонме новомучеников и исповедников Российских. Заключительная часть


Часть первая

Часть вторая

II. Роль руководства Московской Патриархии в массовом закрытии церквей

Чтобы правильно понять антирелигиозную кампанию 1959-1964 гг. в целом, необходимо выявить, какую роль в этой кампании играли епископы и Московская Патриархия.
Многие священники закрываемых церквей выступали в защиту законных прав церковных общин. Но немало было и таких, которые в сговоре с уполномоченными объективно способствовали закрытию церквей и упадку церковной жизни. Основная же масса священников в этой кампании занимала нейтральную позицию. Но вся деятельность священников определяется направляющим руководством епархиальных епископов и Московской Патриархии.

С начала 1960 года руководящую роль в Московской Патриархии стал играть молодой архимандрит Никодим, который в течение трех лет прошел все высшие ступени церковной иерархии и в 1963 году стал митрополитом. За границей он везде выступал от лица всей Русской Православной Церкви. Быстрая карьера этого молодого человека вызывает законное недоумение. Другим влиятельным лицом патриархии с начала антирелигиозной кампании, кроме патриарха Алексия, был митрополит Пимен. В последние годы большую роль стал играть также очень молодой архиепископ Алексий, управляющий Московской Патриархией. Эти высшие князья церкви направляли и направляют всю работу патриархии. Поэтому по их деятельности и выступлениям можно судить о роли патриархии в антирелигиозной кампании 1959-1964 гг.
Роль Московской Патриархии и епархиальных епископов в антирелигиозной кампании правильно осветили в своем письме к патриарху в декабре 1965 года священники Н. Эшлиман и Г. Якунин.

Церковные советы и верующие закрываемых церквей в первую очередь за советом и помощью стали обращаться к епархиальным епископам. Следует заметить, что в большинстве сельских приходов верующие - люди малограмотные и нуждаются в юридической помощи, которую они могли бы получить либо у уполномоченных Совета, либо у епархиальных епископов. Но с начала 1960 года уполномоченные заняли враждебную позицию по отношению к религиозным организациям и стали главными закрывателями церквей и гонителями верующих. Поэтому верующие пошли за помощью и советом к епископам. Как было указано, закрытие церквей начиналось с незаконного снятия уполномоченным священников и отказа зарегистрировать кого-либо.

По советским законам такие действия уполномоченного являются произволом. Поэтому епископы, и тем более Московская Патриархия, могли бы на законных основаниях решительно противодействовать этому произволу и тогда несомненно многие церкви не были бы закрыты. Однако, с самого начала антирелигиозной кампании епископы (за исключением немногих) полностью устранились от какой-либо борьбы за законные права верующих. Когда верующие церкви, где незаконно был снят священник, обращались к епископу с просьбой о назначении нового священника, то епископ отсылал их к обл. уполн. Совета, чтобы тот дал согласие на регистрацию одного из предлагаемых кандидатов. Уполномоченный без всяких объяснений отказывался зарегистрировать кого-либо из выставленных кандидатов. Тогда епископ говорил верующим: "Больше у меня кандидатов нет, а этих не регистрирует уполномоченный, больше я ничего не могу сделать. Ищите сами священника". Когда возмущенные верующие говорили, что они подадут жалобу в Совет по делам РПЦ или патриархию, то епископ говорил им: "Только, пожалуйста, вы меня в это дело не вмешивайте, я никакого совета не давал и не даю". Когда верующие закрываемых церквей обращались письменно или через ходоков в патриархию с жалобой на произвол уполномоченного, отказывающегося зарегистрировать в церковь священника, то патриархия отвечала коротко: "По вопросу о назначении священника обращайтесь к такому-то епископу". Когда же верующие обращались в патриархию с аргументированной жалобой на незаконное закрытие и разгром церкви и просили посодействовать им в восстановлении законных прав, то патриархия отмалчивалась.

Скоро епископы совсем не стали принимать лично верующих, а стали разговаривать с ними только через посредство секретарей. Когда верующие просили назначить священника, то епископ через секретаря отсылал их к уполномоченному. Последний говорил: "Я попов не назначаю. Пусть епископ даст указ, а я зарегистрирую". Верующие приходили снова к епископу. Он говорил верующим через секретаря: "У меня священников нет, ищите сами кандидата и если уполномоченный его зарегистрирует, то я дам указ".

Таким образом, с чисто формальной стороны ответственность за волокиту с назначением священников несут епископы и Московская Патриархия, а потому и ответственность за массовое закрытие церквей вместе с Советом по делам РПЦ несет Московская Патриархия.

Скоро стали распространятся верные слухи о том, что некоторые епископы сами активно участвуют в закрытии церквей.

Большую услугу кампании массового закрытия храмов оказал циркуляр Московской Патриархии о закрытии малодоходных церквей и о слиянии их приходов с другими. Злоупотребляя этим циркуляром, епископы закрыли многие церкви, приходы которых были вполне способны содержать свои храмы и церковный причте. Так, осенью 1962 года церковная община Феодоровской церкви города Кирова была, по согласию с духовенством, слита с церковной общиной Серафимовской церкви, а сама церковь взорвана и сброшена в реку Вятку. В начале 1964 году Кировский епископ Иоанн закрыл молитвенный дом в поселке Рудничном, выстроенный самими верующими в 1947 году. Официально это закрытие именуется слиянием с другой церковью, которая находится на расстоянии 40 км от поселка Рудничного. Патриархия оставила без ответа многочисленные жалобы верующих поселка Рудничного на незаконные действия епископа.

Верующие скоро заметили, что патриархия и епископы не только полностью устранились от защиты законных прав верующих, но и активно поддерживают каждое мероприятие гражданских властей, направленных против церкви.

Весной 1964 года митрополит Никодим и митрополит Пи-мен выступили с официальными заявлениями для заграницы, в которых они отрицали наличие в СССР притеснения верующих и утверждали, что церкви закрываются в силу добровольного отхода людей от веры. Верующим СССР эти заявления стали известны через посредство радиостанции Би-би-си.

Следовательно, руководители патриархии не посмели выступить открыто с этими заявлениями перед русскими верующими, что явно свидетельствует о их ложности. Теперь многим верующим стало ясно, почему митрополит Никодим так быстро взошел по иерархической лестнице до самого верха.

Для Кировских верующих участие епископов в закрытии храмов и разрушении религиозной жизни стало явным в результате деятельности епископа Иоанна, ставленника митрополитов Пимена и Никодима. С первого дня своего прибытия в город Киров в конце 1962 года, он развил энергичную деятельность по закрытию церквей и разрушению церковной жизни. С конца 1963 года в Кировской области закрытие церквей производилось только по злой воле епископа Иоанна. Он во многих церквах уволил твердых в вере священников и поставил пьяниц. Часто в храмах он сам совершал изуверские безчинства. Он угрожал убрать каждого священника, который посмеет ослушаться устного распоряжения уполномоченного Совета. Замечательно то, что он постоянно выставлял себя в смешной роли какого-то государственного чиновника. Например, в феврале 1965 году, он в течение двух часов с кулаками набрасывался на одного старосту и кричал: "Я тебя отправлю в НКВД". Он не только закрывает церкви, но и погашает веру в сердцах многих людей. Верующие Кировской области посылали множество писем в Московскую Патриархию с требованием немедленно убрать епископа Иоанна. Все письма остались без ответа.

В феврале 1966 году представитель Кировских верующих был в патриархии с очередной жалобой на епископа Иоанна. При его присутствии представители Тульских верующих резко протестовали против назначения митрополита Антония на Тульскую кафедру. Заинтересовавшись этим, представитель Кировских верующих спросил служащего патриархии: "Что это за митрополит Антоний?" Тот ответил: "Ваш епископ Иоанн теленок по сравнению с митрополитом Антонием, который много людей отправил в тюрьму". Но руководители патриархии не убирают ни митрополита Антония, ни епископа Иоанна. Служащий патриархии сказал представителю верующих города Кирова: "Епископов назначает и увольняет гражданская власть, а не патриархия. Поэтому патриархия не может самостоятельно отстранить от управления Кировской епархии епископа Иоанна".

Все это указывает на тесную связь патриархии с Советом по делам религии и на открытое нарушение закона об отделении церкви от государства. Управление Московской Патриархии стремится сделать всех епископов и священников послушным орудием в руках совета по делам религии.

8 и 9 октября 1966 года радиостанция Би-би-си передала интервью митрополита Никодима одной католической газете по поводу писем священников Н. Эшлимана и Г. Якунина. В своем интервью митрополит Никодим решительно заявил, что, за исключением отдельных случаев, 100000 церквей в СССР закрылись сами собой, из-за недостатка доходов. Это, очевидно, следует понимать так: под влиянием атеистической пропаганды люди стали неверующими, церковный общины в основном распались и оставшиеся немногие верующие не могли содержать церкви.

Если бы с таким заявлением митрополит Никодим выступил перед русскими верующими, то его назвали бы наглым лжецом. Даже известный советский юрист Г. З. Анашкин писал: "Воспитательная работа с верующими в некоторых местах подменялась грубым администрированием, вызывающим лишь недовольство и озлобление среди верующих, что используется зарубежными реакционными кругами для антисоветской пропаганды..." (Журнал "Советское государство и право", № 1 - 1965 года).

Почему же, не боясь греха, в своем интервью В. А. Куроедов хвалит патриарха Алексия и руководство Московской Патриархии? Потому, что они объективно своей деятельностью способствовали закрытию церквей и подрыву религиозной жизни внутри нашей страны и перед лицом всего мира лжесвидетельствовали о положении Церкви.

III. Незаконные ограничения деятельности действующих церковных общин

Антирелигиозная кампания 1959-1964 гг. была направлена, во-первых, на массовое закрытие церквей и, во-вторых, на введение различных ограничений деятельности открытых церквей - ограничений, способствующих упадку религиозной жизни. Эти ограничения были введены потому, что церковное управление и церковные советы стали безоговорочными исполнителями любых устных распоряжений областных и районных уполномоченных Совета по делам РПЦ (Совета по делам религии). Это произошло не сразу и не без борьбы. Уполномоченные приобрели неограниченную власть над церковными общинами, во-первых, благодаря злоупотреблению правом регистрации, и, во-вторых, благодаря пособничеству Московской Патриархии и устранению епископов от борьбы за права верующих. Более того, некоторые епископы, например, Кировский епископ Иоанн, обязывали всех священников безоговорочно подчиняться любым распоряжениям уполномоченных. Епископ Иоанн объявил священникам своей епархии, что каждый священник за ослушание любого распоряжения уполномоченного будет уволен.

Уполномоченные, злоупотребляя правом регистрации, стали по своему усмотрению увольнять (снимать с регистрации), переводить и назначать священников. Так, в одной Кировской области в указанный период уполномоченные сняли с регистрации 21 священника (25%) и ни одного не зарегистрировали вновь. При этом они снимали с регистрации твердых священников, а слабых и порочных - оставляли.

Патриархия, начиная с 1960 года, под фактическим руководством митрополитов Пимена и Никодима, не только не боролась с произволом уполномоченных в отношении регистрации священников, но объективно стремилась сделать всех епископов послушным орудием в руках Совета по делам РПЦ и его уполномоченных.

Это приводило и приводит малодушных церковнослужителей на путь неправды, угодничества перед власть имущими, а иногда и на путь предательства. Все видят, что те, которые мужественно защищают веру и правду, страдают, а те, которые угождают уполномоченным, живут безмятежно.

Областные и районные уполномоченные Совета, злоупотребляя правом регистрации, во-первых, категорически отказывались и отказываются регистрировать новых членов двадцатки и тем лишают верующих возможности активно участвовать в деятельности церковных общин. Благодаря этому верующие в своем большинстве являются теперь безприходными неорганизованными посетителями богослужений.

Во-вторых, областные и районные уполномоченные Совета по своему произволу снимали и снимают с регистрации церковных старост, членов церковных советов и даже членов двадцаток. Часто они сами назначали и назначают старостами и членами церковных советов тех, кого они хотят. Посредством такого произвола они добивались того, что старостами и членами церковных советов становились люди, безоговорочно исполняющие все устные распоряжения уполномоченных, а иногда и люди порочные: пьяницы, воры, предатели. Иллюстрируем сказанное двумя примерами.

В 1963 году в городе Котельниче Кировой области районный уполномоченный Совета снял без всяких оснований достойного старосту местного молитвенного дома, избранного верующими, и назначил старостой пьяницу и вора, который своими действиями скоро привел церковь к временному закрытию. Верующие Котельнического молитвенного дома в своем письме в газету "Известия" писали: "Вы утверждаете, что в СССР церковь отделена от государства. Почему же секретарь райисполкома назначил нам старостой пьяницу и уголовного преступника, несмотря на наши протесты? Просим вас, воздействуйте на Котельнический райисполком, чтобы он убрал назначенного им старосту и позволил нам самим выбрать старосту по своему желанию".

10 августа 1966 года заместитель председателя Владимирского горисполкома, Николаева Т. Д., вызвала председателя ревкомиссии Успенского собора города Владимира, Соколову А. И., и объявила: "Вы исключены из членов двадцатки". Вместе с Соколовой А. И. были исключены из членов двадцатки: Тужилова, Артемьева А. И., Шипов Э. И., Смирнова Е. В., и Иванова В. Я. Снимая с регистрации этих членов, Николаева набирает новых, угодных ей, но нежелательных верующим. Соколова А. И. в своей жалобе на имя А. Н. Косыгина пишет: "Справедливо ли делает это заместитель председателя горисполкома Николаева Т. Г.?

Церковь отделена от государства, а всеми делами вершит горисполком в лице Николаевой Т. Г."

Церковные общины представлены теперь церковными совета-ми, которые в большинстве случаев назначены уполномоченными Совета, управляют хозяйством общины без ведома верующих и находятся в полном подчинении уполномоченных. Итак, с 1960 года власть в Русской Православной Церкви, в нарушение закона об отделении церкви от государства, постепенно перешла в руки Совета по делам РПЦ (теперь Совета по делам религии) и его уполномоченных на местах. Совет использовал эту власть, во-первых, для массового закрытия церквей, а во-вторых, для введения различных ограничений деятельности открытых церквей.

1). Ограничение проповеди в церквах

Христианская проповедь должна быть тесно связана с современной жизнью. Она должна не только научать основам веры но и обличать пороки современных людей, научать их христианской жизни, защищать веру от нападок атеистов. Однако, многие священники Кировской епархии, боясь лишиться регистрации, начиная с 1960 года превратили свои проповеди в схоластические моральные наставления, оторванные от современной жизни и от идеологической борьбы между атеизмом и христианской религией. Конечно, такие проповеди не могут воздействовать на слушателей. Он являются безвредными даже для современной невежественной и грубой атеистической пропаганды. Дело дошло, наконец, до того, что в последние годы в Кировской области, по распоряжению епископа Иоанна, священники должны представлять свои проповеди в письменном виде уполномоченному Совета.

2). Изгнание нищих из храма и запрещение колокольного звона

Начиная с 1950 года уполномоченные Совета по делам РПЦ, принуждали священников и церковные советы изгонять нищих из храмов и церковных оград. Священники, боясь лишиться регистрации, многократно выступали с амвонов с призывами изгонять нищих, нарушая тем самым одну из самых главных заповедей христианской религии. Церковные советы и темные люди, внимая этим призывам, много раз с поразительной жестокостью выталкивали из храмов и церковных оград нищих и бедно одетых людей и даже избивали их. Верующие города Кирова 20 ноября 1963 года обратились к патриарху Алексию с письмом, в котором они просили его особым посланием прекратить эти жестокие акты. Но патриарх Алексий хранил гробовое молчание и изгнание нищих из храмов по призыву священников повторялось еще много раз.
После 1963 года милиция и дружинники несколько раз делали облавы на нищих во время богослужений в единственной в городе Кирове Серафимовской церкви. На глазах множества верующих дружинники выталкивали этих несчастных людей из храма, вытряхивали из их карманов копейки и, не выдав квитанций, давали им хорошего тумака. Обшаривали карманы даже молодые дружинницы. Среди нищих, собирающих милостыню около Серафимовской церкви города Кирова, есть 73-х летний старик Иване Ильич Бронников. Этот больной старик не получает пенсии и не имеет никаких родственников. Поэтому для него милостыня является единственным источником существования. Участковый милиционер Ананьин дважды отнимал у него деньги, не выдав ему квитанции.

Начиная с 1961 года повсеместно был запрещен колокольный звон. Это запрещение преследовало цель: ослабить влияние на людей религиозных традиций и обычаев. Но колокольный звон является необходимым элементом религиозного культа. Поэтому запрещение его является нарушением ст. 124 Советской Конституции. Ныне колокола в церквах небольшие и колокольный звон слышен только в непосредственной близости от церкви. Он не может кому-либо мешать. Следовательно, запрещение колокольного звона нельзя ничем оправдать.

3). Запрещение ночевать верующим в церковных сторожках

При всех церквах имеются сторожки, где верующие из далеких мест могли отдохнуть и переночевать. Необходимость в таких сторожках особенно велика в селах, где имеется всего несколько домов.

С 1960 года уполномоченные Совета, желая затруднить посещение церквей, повсеместно приказали церковным советам не пускать в церковные сторожки верующих отдыхать и особенно ночевать. Церковные советы, боясь закрытия церквей, стали запрещать верующим ночевать в совершенно свободных сторожках. Местные власти стали проверять по ночам церковные сторожки, выгоняя безжалостно оттуда всех стариков и старух. Пример такого жестокого произвола был приведен при описании закрытия церкви в селе Рои.

В результате этого многие пожилые верующие лишились возможности посещать церкви, особенно осенью и зимой.

Много страданий перенесли и много слез пролили в эти годы паломники в Почаевскую обитель, где местные власти не только закрыли гостиницу, но и производили ночью облавы на местных жителей, чтобы обнаружить там паломников. Теперь, в связи с массовым закрытием церквей, нужда в ночлежных сторожках возросла. Это ограничение, препятствующее верующим удовлетворить свои религиозные потребности, должно быть отменено.

4). Ограничительная регламентация времени совершения богослужений в сельских церквах

С 1960 года районные уполномоченные Совета (секретари райисполкомов) во всех открытых церквах Кировской области, за исключением города Кирова, запрещали, под страхом закрытия церкви, с 1 мая по 1 ноября (в некоторых местах с 15 мая по 15 ноября) совершать богослужения и требы днем, разрешая совершать их лишь с 10 ч. вечера до 5 ч. утра. В большинстве районов это ограничение было дано устно, но в некоторых районах оно было дано в письменном виде. Вот образец такого распоряжения:

РСФСР
Исполнительный комитет
Белохолуницкого районного
Сов. деп. труд.
11 мая 1961 г.
№ 11/05 п. Б. Холун.
Священнику Белохолуницкой кладбищенской
церкви Ташевскому А. А.

В связи с тем, что в районе начались полевые работы, исполком райсовета разрешает службу в период с 15 мая по 15 ноября 1961 года проводить с 10 ч. вечера до 5 ч. утра.
Секретарь исполкома райсовета А. Едигарев

Ссылка на полевые работы на убедительна. Пожилые верующие, которые в основном посещают храмы, в полевых работах не участвуют. Кроме того, местные власти не запретили с 15 мая по 15 ноября клубам и кинотеатрам устраивать сеансы в обычные для них часы. Что бы сказали атеисты, если бы им в указанный период было разрешено смотреть кинокартины с 10 ч. вечера до 5 ч. утра?

Это ограничение, вместе с запрещением ночевать верующим в церковных сторожках, затрудняет и даже делает невозможным посещение открытых церквей пожилыми людьми.

Московской Патриархии из безчисленных жалоб верующих все это хорошо известно, но она не только молчала, но даже изыскивала всевозможные оправдания этому произволу.

5). Запрещение совершать требы на дому без специального разрешения

В Кировской области в сельской местности с конца 1959 года, а в городах с 1960 года уполномоченные Совета по делам РПЦ устно запретили священникам, под страхом снятия с регистрации, исповедать, причащать и соборовать на дому тяжело больных и совершать другие требы на дому без специального разрешения на это местных властей (председателей сельсоветов и секретарей горсоветов). Это ограничение остается в силе и до настоящего времени.

В открытом письме священников Н. Эшлимана и Г. Якунина патриарху Алексию рассказывается: "В Московской епархии, при перерегистрации духовенства в 1961-1962 гг., всем священникам было предложено подписать негласное распоряжение Совета по делам РПЦ, предписывающее совершать требы на дому и панихиду на кладбищах только по разрешению местных властей (которое практически почти никогда не дается), причем уполномоченный Совета по Москве и Московской области Трушин выдавал священникам регистрационные справки после того, как они расписывались в том, что будут выполнять это распоряжение.

Важно отметить, что при этом "распоряжение" осталось на руках у Трушина, а расписавшиеся священники не получили даже его копии".

Верующие города Кирова в своем письме от 20 февраля 1963 года просили патриарха Алексия срочно разрешить вопрос о возможности причащения и соборования больных на дому без специального разрешения местных властей. Но патриархия оставила это письмо без всякого ответа. Тем самым патриархия взяла на себя великую моральную ответственность, так как по канонам и обычаям Русской Православной Церкви священники обязаны, невзирая ни на какие обстоятельства, причащать больных днем и ночью.

С этим вопросом верующие города Кирова обращались еще в 1963 году в Совет по делам РПЦ. Чиновник Совета сказал: "Попы вас обманывают. Никакого разрешения для причащения и соборования на дому больных не требуется". В то же время он отказывался дать указание по этому вопросу на имя Кировского областного уполномоченного; он сослался при этом на существующие законы. Действительно, по существующим законам о религиозных культах разрешается производить на дому все требы без особых разрешений и уведомлений, а также панихиды на кладбищах. Все это и совершалось без всяких препятствий до 1959 года. Поэтому, устное запрещение совершать требы на дому является произволом Совета по делам РПЦ, который патриархия своим молчанием покрывает. Это запрещение очевидно преследует цель: не допустить сближения священников с прихожанами. Местные власти при выдаче разрешений на право причастить больного на дому требуют паспорт больного, расспрашивают о наличии детей в доме и часто отказывают в разрешении. Кроме того, для получения такого разрешения родственники больного должны затратить много труда и времени. Поэтому практически такое разрешение получить вовремя невозможно и больные умирают, не исполнив своего желания. Это всегда сильно огорчало и огорчает верующих.

Лишать умирающего человека последнего утешения - безсердечная жестокость. Запрещение совершать требы на дому без особых разрешений - недопустимое ограничение свободы совести, вызывающее недовольство и протест верующих.

6). Отстранение детей и подростков от участия в богослужении

9, 10 и 11 августа 1963 года большие наряды дружинников и милиции с 6 ч. утра до 4 ч. дня кольцом оцепляли единственную в городе Кирове Серафимовскую церковь и не пропускали в нее женщин с детьми, а также подростков до 18-20 лет. Но это насилие привело к обратным результатам. Женщины смело вступали в рукопашную схватку с дружинниками и легко прорывали оцепление. Милиция и дружинники поняли, что открыто воевать с женщинами и детьми позорно. Поэтому 11 августа к 10 ч. утра милиция и дружинники оставили поле битвы. Верующие радовались победе, но радость была непродолжительна.

Достаточно было уполномоченному Совета по Кировской области сказать священникам Серафимовской церкви, чтобы они не исповедывали и не причащали детей школьного возраста, как это тот же час было исполнено без всякого объяснения верующим. Находясь под неограниченной властью уполномоченного и Кировского епископа Иоанна, священник вынужден либо молча подчиняться любому устному распоряжению уполномоченного, либо оставить службу в церкви.

С середины августа 1963 года в Серафимовской церкви города Кирова, как и в других церквах СССР, послышались стоны и плач женщин и детей. Священники без объяснений категорически отказывались исповедывать и причащать детей школьного возраста и причащать детей дошкольного возраста, принесенных бабушками. Это ограничение в Кировской области остается в силе и до сих пор. Таким образом, сначала местные власти пытались отстранить детей и подростков от богослужения посредством грубого насилия. Это им не удалось. Тогда они легко и безшумно ввели это ограничение посредством давления на духовенство.

7). Запрещение паломничеств к святым местам

С 1960 года местные советы запретили верующим охранять, ставить памятники и посещать могилы людей, которых они почитают святыми. По постановлению местных советов, многие такие могилы были разрушены, чтобы не допустить посещения их верующими.

Так, в городе Кирове горсовет разрушил могилы иеромонаха Стефана Филейского и игумении Февронии, почитаемых верующими города Кирова. В городе Яранске Кировской области горсовет разрушил могилу иеромонаха Матвея и посредством милиции препятствовал верующим в праздничные дни группами посещать кладбище, где он был похоронен.

Такие действия являются недопустимыми актами насилия. Разве в нашей стране запрещено посещение и поодиночке и целыми группами могил Пушкина, Лермонтова, Толстого и т. д.? Почему же верующим запрещают посещать могилы тех, кого они почитают великими людьми? Что бы сказали атеисты, если бы Лондонский муниципалитет постановил разрушить могилу Карла Маркса?

Также с начала 1960 года повсеместно было запрещено групповое паломничество верующих к местам, где раньше были часовни, церкви, монастыри, источники, почитаемые верующими отдельных районов или всей страны святыми местами. В дореволюционное время паломничество верующих было всеобщим явлением. Тысячи верующих из самых глухих уголков пешком и на всевозможном транспорте отправлялись: в Соловецкий монастырь, Киево-Печерскую лавру, Саровскую пустынь, на Афон и в Святую землю (Палестину).

Кроме того, в каждой области были свои святые места, куда, по исторической традиции, в определенные дни отправлялись тысячи паломников. В Вятской земле, ныне Кировской области, с 1460 года ежегодно верующие-христиане с иконой Николы Великорецкого (икона 1383 года) отправлялись из города Хлынова (позднее город Вятка, а с 1934 года город Киров) в село Великорецкое на реке Великой. Эти ежегодные паломничества совершались с 3 июня по 10 июня (с 21 мая по 28 мая ст. ст.) и привлекали множество народа из Вятской и других областей. В 1910-1912 гг. в паломничестве принимали участие до 50 тысяч человек, когда в самом городе Вятке проживало всего 54 тысячи человек. Это паломничество описано Герценом в произведении "Былое и Думы".

После революции крестные хода были фактически прекращены, но паломничества из города Кирова в село Великорецкое совершались ежегодно безпрепятственно. Огромные массы верующих отправлялись от Серафимовской церкви города Кирова и со своими иконами медленно двигались к селу Великорецкому по тем дорогам, по которым в течение пяти столетий передвигались крестные хода с иконой Николы Великорецкого.

Прибыв в село Великорецкое, верующие молились в Преображенской церкви, построенной в 1749 году, пили воду из ключа, где в 1826-28 гг. была выстроена красивая каменная часовня, купались в реке Великой, как это было положено по многовековым обычаям, и потом возвращались в город Киров.

С 1960 года, особыми постановлениями местных советов, это паломничество было запрещено; в том же году красивая часовня была взорвана, ключ огорожен высоким забором, а Преображенская церковь незаконно закрыта. 11 мая 1961 года, в 4 ч. утра интерьер этого памятника архитектуры был варварски разрушен.

Ежегодно, начиная с 1961 года, с 3 июня по 10 июня для борьбы с паломниками по всем дорогам от города Кирова (от Серафимовской церкви) в село Великорецкое выставляются дружинники и милиция, которые, терроризируя население, храбро гоняются за стариками и старухами, забирают и штрафуют их только за то, что они тихо и мирно идут дорогой в селе Великорецкое. Борьба с паломничеством официально мотивируется тем, что оно, якобы, мешает сельхозработам. Между тем, не менее тысячи здоровых дружинников в течение целой недели бездельничали, гоняясь за стариками и старухами.

В местной газете "Кировская Правда" перед началом паломничества, обычно, печаталась статья, в которой честные верующие-христиане назывались жуликами, обманщиками, шарлатанами. Так, 1 июня 1961 года, в этой газете была напечатана статья П. Смирнова "Дела паломнические". Автор писал, говоря о некоторых участниках паломничества: "Скажу одно - все они крайне непорядочные, морально нечистоплотные люди".

Пристального внимания прокуратуры и милиции заслуживают и другие организаторы паломничества. Ведь нельзя смотреть сквозь пальцы, как Клепиковы и Серебряков, обходя советские законы, организуют церковную службу под открытым небом на пути из города Кирова в село Великорецкое...

Настала пора со всей решительностью выступить против паломничества"...

Итак, для борьбы с мирными паломниками мобилизовались большие отряды милиции и дружинников. Как же местные власти боролись с хулиганством?

В городе Кирове имеется сад Степана Халтурина. В той же газете "Кировская Правда" за 31 мая 1961 года была напечатана статья А. Лиханова и Л. Шаромова "Дурную траву - из сада вон!". В статье читаем: "Вы пришли в сад Степана Халтурина. Но попробуйте пройти по любой аллее парка. Вас могут в любую минуту ударить по лицу, оскорбить, толкнуть, плюнуть на ваш костюм... Две-три группы хулиганов каждый вечер буквально терроризируют отдыхающих.

Многие в воскресение 28 мая 1961 года стали невольными свидетелями того, как вела себя компания, а точнее шайка из тридцати-сорока подвыпивших мальчишек. Каждому из них лет шестнадцать-семнадцать. Но их много...

У самого входа, на дороге, эти хулиганы прижали к забору парнишку... Из толпы по одному выскакивают хулиганы и по очереди бьют его... Рядом - народ, но никто не защитит парня от хулиганов. Идут офицеры, идут здоровые парни с заводов, идут студенты. Но они ничего "не видят"...

Хулиганы вышагивают не спеша, уверенно. Задирают то одного, то другого. То тут, то там - оплеуха, пощечина, удар в челюсть...

Неужели никто не возмущался этой шайкой? Возмущались. Но тихонько, чтобы не услышали. Неужели среди тех, кто шел рядом, не было коммунистов, комсомольцев, дружинников, наконец, просто порядочных людей? Были, но они молчали...
Кто же в этом виноват?

Те, кто должен следить за порядком. Ничтожно мало в саду дружинников. Их было тут в воскресение 28 мая только 36!"

Итак, не менее тысячи дружинников в те дни было мобилизовано и расставлено по дорогам из города Кирова в село Великорецкое для борьбы с паломниками, а вот для борьбы с хулиганами в единственном саду города Кирова дружинников и милиции не хватило. Дружинники очень храбро гонялись за стариками и старушками, все преступление которых состояло в том, что они под открытым небом Богу молились. По П. Смирному - это тяжкое нарушение советских законов. Но когда в саду Степана Халтурина хулиганы избивали людей, то дружинники, коммунисты, комсомольцы и др. трусливо убегали от хулиганов.

Ясно, что фанатизм довел некоторых советских атеистов до крайней глупости. Борьба с паломничеством посредством милиции - не только глупость, но и недопустимое ограничение гражданской свободы.

Разве в нашей стране туристам запрещается ходить и ездить, поодиночке и целыми группами, в любое время года и по любым дорогам? На каком же основании верующие-христиане лишаются права путешествовать по своей стране?

Как же Московская Патриархия отнеслась к запрещению паломничества?

Патриарх Алексий выпустил воззвание, в котором он прямо запрещал паломничества к святым местам.

Епископ Кировский Иоанн в своем угодничестве перещеголял даже атеистов в деле запрещения паломничества. В своем воззвании к верующим Кировской области 20 мая 1964 года он утверждал, что, якобы, паломники, двигаясь из города Кирова в село Великорецкое, "подобно саранче, уничтожают все посевы на своем пути".

Справедливости ради следует сказать, что даже самые фанатичные атеисты такой глупой клеветы на верующих никогда не возводили.

Примечание:

В ноябре 1966 году группа верующих Кировской епархии обратилась в Управление Московской Патриархии с жалобой на антицерковную деятельность епископа Иоанна и с настойчивой просьбой убрать недостойного архиерея с кафедры.

В ответ на это представитель Московской Патриархии заявил, что епископ Иоанн останется на кафедре, ибо Совет по делам религий категорически не согласен на его смещение.

Спустя несколько дней, 17 ноября 1967 года, епископ Иоанн скоропостижно скончался.

Борис Талантов

Заключение

Борис Талантов был арестован 12 июня 1969 года. 3 сентября 1969 года за "антисоветскую деятельность" он был приговорен к двум годам тюрьмы. Он умер в заключении 4 января 1971 года.

Если судить по-мирски, то может показаться, что зло восторжествовало. Борис Талантов и его отважные собратья-исповедники были преследуемы, страдали и умерли; для митрополита же Никодима "судный час" не только не настал, но звезда митрополита Никодима продолжает свое восхождение. Московская Патриархия улучшает свою репутацию и обретает нового союзника путем покровительства "автокефалии" Американской Митрополии. Православные же христиане Америки даже не подозревают, что они стали пассивными помощниками осуществления диавольского плана предательства и антихристианства, действующих под маской Православия.

Но зло торжествует лишь в глазах маловерных людей. "Церковь нельзя защищать ложью". Истинно православные христиане этих последних дней терпят поражение на всех фронтах: над ними издевается мир, их предали иерархи Православия, их презирают и преследуют. Однако, в одном они непобедимы: они стоят в Истине. И поэтому, потому что наш Боге есть Истина, их победа очевидна. Лишь бы только поскорее пришел "судный час" для предателей Православия!

Митрополит Никодим, к слову, неожиданно умер в 1978 году в Риме, во время встречи с папой римским Иоан-ном Павлом Первым, в прямом смысле, на руках у папы, и первые молитвы о его упокоении были совершены католиками. Его неожиданная смерть, настигшая его в окружении инославных, стремящихся к заключению очередной ложной "унии", может рассматриваться истинно-православными христианами лишь как свидетельство предательства Православия митрополитом Никодимом.

Иеромонах Серафим (Роуз)

"РУССКИЙ ИНОК"

Составлено на основе книги "Russia's Catacomb Saints. Lives of the New Martyrs" (St. Herman of Alaska Press, Platina, CA 1982). Перевод с английского М. Овчинникова, 2006 г. Публикуется по журналу "Православная жизнь", Джорданвилль, США, №4-5, 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования