Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КАРАВАН+Я": Диомид "взорвал динамит". Начало Великого поста омрачилось для высшего руководства Русской Православной Церкви крайне неожиданным и неприятным событием


Начало Великого поста омрачилось для высшего руководства Русской Православной Церкви крайне неожиданным и неприятным событием. Епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан) совместно со священнослужителями этой епархии опубликовал открытое письмо "Ко всем верным чадам святой Православной Церкви", в котором обвинил правящую элиту Московской патриархии в "отступлениях от чистоты православного вероучения". Центральные СМИ уже успели окрестить эту историю "скандалом, подобного которому еще не было в новейшей церковной истории". Некоторые наблюдатели уже высказались о возможности нового церковного раскола.

Оставим, впрочем, подобные высказывания на совести их авторов. Открытое и цивилизованное обсуждение церковных проблем не может стать причиной церковного раскола, если, конечно, в это дело не вмешивать политику.

Хотя в последние десятилетия епископы Русской Православной Церкви крайне редко выступают с публичными заявлениями, противоречащими официальному церковному курсу. Отчасти это связано с тем, что в высших эшелонах Русской Церкви издавна сложились авторитарные отношения и членам епископального сообщества возбраняется иметь точку зрения, отличную от официального мейнстрима. История России наглядно демонстрирует, что епископ, поднявший бунт, долго не проживет. Так был лишен сана и сожжен в срубе епископ Павел Коломенский, осмелившийся выступить против реформ патриарха Никона. Cгнил в казематах Ревеля митрополит Ростовский Арсений Мацевич. Главной его виной была критика церковной реформы Екатерины II. В начале XX века русские епископы стали смелее высказывать отличные от официальной точки зрения. Но этот краткий период быстро закончился. В 20-30-е годы иерархов, имеющих особый взгляд на церковные и государственные проблемы, ждала верная гибель. Иногда достаточно было одного неподчинения Высшему церковному управлению или Синоду митрополита Сергия (Старогородского), чтобы оказаться на Соловках или в яме на Бутовском полигоне. Перестройка и гласность не принесли в высшую церковную иерархию разномыслия и плюрализма. Единственным эпизодом внутрииерархической полемики стали раскол Украинской Церкви и создание независимого Киевского патриархата в начале 90-х годов. Однако в данном случае можно вести речь скорее о фазе постперестроечной политической борьбы, нежели внутрицерковной дискуссии. Потому кажется, что нынешнее выступление чукотского епископа нельзя называть акцией иерарха-одиночки. Воззвание владыки Диомида скорее является симптомом мощных подспудных процессов, происходящих сегодня в Православной Церкви.

Само послание состоит из девяти пунктов, касающихся разных внешне- и внутрицерковных вопросов. Особое место в воззвании уделено так называемому экуменизму - учению о благодатности и спасительности разных христианских вер. Стремление к межцерковной интеграции нельзя назвать противоречащим светским тенденциям развития общества. Всеобъемлющие процессы глобализации затрагивают и религиозные объединения. Однако в данном случае Русской Православной Церкви следует определиться со своей позицией. В одном случае, лидеры Православной Церкви должны открыто провозгласить принцип равенства христианских исповеданий и установить действительно братский характер отношений с крупнейшими христианскими церквями мира. В другом - Православная Церковь должна вернуться к древним церковным нормам и не допускать богослужебных контактов с неправославными, "еретическими" конфессиями.

Еще одно обвинение епископ Диомид бросает в сторону частых в последнее время межконфессиональных конференций и саммитов. В них участвуют не только христиане разных конфессий, но мусульмане и иудеи. Епископ Диомид утверждает, что межконфессиональные саммиты постепенно подготавливают приход антихриста. С этой мыслью владыки Диомида согласны и некоторые мусульманские богословы. Так, председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль, комментируя этот тезис, заявляет: "Я с ним согласен, потому что то, что происходит в мире, есть подготовка высших клерикальных иерархий к созданию мирового правительства, которое, согласно пророчествам мусульман в том числе, наряду с христианами, будет правительством, готовым принять антихриста".

Иногда светские обозреватели отмечают, что межконфессиональные встречи важны для обсуждения проблем общегуманитарной, социальной сферы. Но стоит заметить, что на таких симпозиумах дальше обсуждений дело не двигается. В итоговых заявлениях межрелигиозных саммитов можно услышать лишь общие слова про "озабоченность проблемами" и "необходимость борьбы с грехами и пороками". Более всего эта "озабоченность" походит на пропаганду, имитацию активного социального мнения. А между тем религиозные объединения имеют мощные инструменты духовного воздействия на государство. Так, православные иерархи вправе отказать в благословении, посещении храмов или даже отлучить от Церкви политических деятелей, виновных в социальных бедах народа, предпринимателей, занимающихся порочными видами бизнеса. Однако ни разу в современной истории Церкви такой меры предпринято не было. Отмечая этот прискорбный факт, епископ Диомид называет его "развитием духовного соглашательства, подчиняющего церковную власть мирской..."

В конце воззвания представители Чукотской епархии обращают внимание на важную внутрицерковную проблему - отсутствие участия в управлении Церковью священства среднего звена, монашествующих и мирян. Комментируя этот пункт документа, владыка Диомид отмечает: "Мы, архиереи, узурпировали полноту власти, а народ, он дает нам свое право: как делегатов нас представляет, но сам-то народ своего мнения не высказывает. Поэтому я считаю, что здесь надо, чтобы действительно был Поместный Собор, как он был заложен в Уставе первоначально". Действительно, в уставах Церкви, принятых Соборами 1917-1918 и 1988 гг., существовала норма регулярного созыва так называемых Поместных Соборов. В них должны участвовать не только епископы, но и священники, монашествующие, миряне. В 90-е годы под разными предлогами Поместные Соборы отменялись. Дело дошло до того, что был отменен Поместный Собор, посвящавшийся 2000-летию Рождества Христова. Вместо этого знаменательного события был проведен Собор, состоящий из одних "князей Церкви" - епископов. Он принял решение упразднить вышеуказанные нормы Общероссийского Собора 1917-1918 годов и Поместного Собора 1988 годов.

По мнению председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Кирилла, проблемы, поднятые епископом Диомидом и клириками Чукотской епархии, хорошо известны и уже не первый год обсуждаются церковной общественностью. Однако кажется, что окончательного решения они пока не находят. Судя по настрою многих верующих, не все готовы ждать десятилетия, прежде чем Церковь отреагирует на болезненные вопросы сегодняшнего дня.

P.S. Пока верстался номер, в Москве, в храме Христа Спасителя, открылся очередной Русский Собор, на котором присутствует специальный корреспондент "Каравана". Основная тема Собора - преодоление растущего расслоения российского общества на очень богатых и очень бедных. На Соборе широко распространяется воззвание епископа Диомида.

Мария Орлова,
"КАРАВАН+Я"

07 марта 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования