Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ": Митрополит Кирилл: Грех — не богатство, а любовь к нему


5–7 МАРТА в Москве прошёл XI Всемирный Русский Народный Собор. Накануне митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы еженедельника "Аргументы и факты".

— ВАШЕ Высокопреосвященство, мы привыкли, что Церковь заботится о душах человеческих. В этом году основная тема Собора — "Богатство и бедность в российском обществе". Чем вызвано обращение к мирским проблемам?

— Забота о духовном вовсе не исключает, как вы выразились, обращения к мирским проблемам. Ведь человек состоит не из одной души, и, пока он жив, душа и тело взаимосвязаны. Безусловно, жизнь души сказывается на состоянии тела, и наоборот. Сейчас идёт Великий пост, который как раз призван настроить всего человека на нужный лад: помочь ему пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки, вернуть мир в отношения с другими…

Так вот, тема одиннадцатого Всемирного Русского Народного Собора выбрана неслучайно. Наше общество должно уже вплотную подойти к решению проблемы массовой бедности.

Думаю, всем нам важно сосредоточиться на поиске выхода из сложившейся ситуации. Не должен народ богатой страны жить в бедности. Но сначала надо разобраться: что есть богатство и что есть бедность? Здесь не всё так просто, как может показаться на первый взгляд.

— Бедность — это наказание за грехи?

— Вовсе необязательно бедность является следствием греховной жизни. Бывает наоборот: человек сам недоедает, но растит детей, во всём себе отказывая, или помогает родителям, родственникам, друзьям.

Почему люди терпят лишения? Мы живём в несовершенном мире, в котором много греха и неправды… Но верующие люди знают, что все беды и трудности надо переносить с твёрдым упованием на Отца Небесного. Он никогда не оставит человека, если только мы сами не уйдём от Него "на страну далече" (Лк. 15.13).

"Откуда богатство?"

— НА ЗАПАДЕ считается, что чем большего благополучия человек достигает в этой жизни, тем более он угоден Богу. В России всё наоборот: если богат — значит, вор, проходимец. Как же с таким отношением ВВП удвоить?

— Уверяю вас, что на Западе так, как вы описали, далеко не все думают. Неслучайно кальвинисты-реформаты — те, кто дал начало рыночной экономике, сейчас осуждают мировую экономическую систему, считая её несправедливой.

Быть богатым — не грех. Но Сам Господь предостерегает нас от любви к богатству и вещам, напоминая, что жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12. 15). В России всегда преобладали коллективные формы ведения хозяйства. Поэтому, когда какой-то член общины неожиданно выделялся по имущественному положению, у остальных возникал закономерный вопрос: откуда богатство? Не будем забывать и о том, что святые Вселенской Церкви считали вором того, кто не отдаёт часть имущества нуждающемуся.

Верующие люди знают, что все беды и трудности надо переносить с твёрдым упованием на Отца Небесного.

Сегодня, как и в те времена, важен духовный настрой состоятельного человека: готов ли он делиться, то есть отделить от себя часть добытого нелёгким трудом и пожертвовать тому, кому это необходимо. Думаю, что человек, равнодушный к горю ближнего, не будет радеть и об удвоении ВВП.

— В Евангелии сказано, что легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Небесное. С точки зрения Церкви, богатые люди должны бросить всё, раздать заработанное и уйти в монастырь?

— Вообще категории бедности и богатства — относительные. Иногда человек, которого все окружающие считают богатым, ощущает себя бедным. И наоборот…

Евангельские же слова относятся к тем, кто надеется на богатство (Мк. 10. 24). Человек, уповающий прежде всего на деньги и вещи, неизбежно замыкается в узком мирке служения "золотому тельцу" и не может последовать за Христом. Обладая лишь частью, он заслоняет от себя целое, теряет подлинную свободу духа.

Однако призыв Спасителя раздать имение (Лк. 12. 33) относится не к каждому. Ведь Слово Божие говорит нам о женщинах, которые служили Господу имением своим (Лк. 8. 3).

Чтобы угодить Богу, необязательно бросать бизнес. Если не будет людей, производящих материальные блага, то кто будет кормить голодных, восстанавливать монастыри и храмы, заниматься меценатством?

Коррупция и пустой холодильник

— НЕСКОЛЬКО лет назад Церковь разработала "Свод нравственных принципов и правил хозяйствования". Есть результаты? Многие ли бизнесмены ему следуют?

— Наверное, не все его рекомендации о том, как государству, бизнесу, простым работникам нужно вести себя в сфере хозяйствования, могут быть немедленно реализованы. Но они обозначают достижимый идеал, к которому надо стремиться.

Вселяет оптимизм, что свод поддержан многими компаниями, органами власти и предпринимателями. Я убеждён, что исполнение принципов и правил, вошедших в свод, принесёт пользу любому участнику экономических процессов.

— Коррумпированные чиновники утром берут взятки, а вечером бегут в церковь замаливать грехи. Как побороть коррупцию? Может, отлучением от Церкви?

— Господь всё видит. С каким настроением человек переступает порог храма? Если с искренним покаянием и стремлением больше не совершать грех — это одно. Если же кто-то надеется "отмолить" грехи, чтобы потом взяться за старое, то его надежда — пустая.

Впрочем, проблема коррупции тесно связана не только с состоянием общественной нравственности, но и с уровнем жизни. Представляете, человек регулярно "ворочает" на бумаге миллионами, принимает состоятельных людей, предлагающих незначительные для них "посулы", а дома его ждёт полупустой холодильник и куча неразрешённых бытовых проблем? Переступив через себя и взяв один раз, не все находят в себе силы остановиться. А ещё есть начальство, которое подчас требует "подношений"… Думаю, что такие проблемы требуют системного решения, одним из центров поиска которого и станет очередной Всемирный Русский Народный Собор.

Юлия ТУТИНА

7 марта 2007 г.

Фото Валерия ХРИСТОФОРОВА


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования