Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА": Письмо навстречу собору. Епископ Чукотский и Анадырский оказался в центре скандала


Сегодня в Москве начинает трехдневную работу XI Всемирный русский народный собор - самый крупный православный форум, не считая ежегодных Рождественских чтений. Посвящен он теме богатства и бедности, но в его кулуарах наверняка будет обсуждаться обвинительное письмо чукотского епископа Диомида. Заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил "Газете" о своем глубоком сожалении в связи с тем, что имя епископа Диомида стало "разменной монетой в игре людей и политических групп, призывающих захватить власть в церкви".

Ответственность за развертывание антицерковной истерии накануне финального акта воссоединения русской и зарубежной православных церквей протоиерей Всеволод Чаплин возложил на двух прихожан зарубежных приходов: полковника американской разведки в отставке Евгения Магеровского и Михаила Назарова (его имя стало широко известно в 2005 году, когда тот обратился в Генпрокуратуру с провокационным требованием от имени верующих запретить действие всех иудейских организаций в России).

Открытое письмо православного епископа ко всей церкви - событие не рядовое. Ко всей церкви обычно обращаются соборы, синод и высшие иерархи. Критические замечания как правило адресуются церковному начальству, архиереям или синоду.

Александр Солженицын свое знаменитое Великопостное письмо писал в 1972 году тогдашнему предстоятелю церкви. Священники Николай Эшлиман и Глеб Якунин в 1965 году тоже писали патриарху.

Столь же широкое обращение в русской истории прозвучало разве что из уст протопопа Аввакума в XVII веке, но было вызвано жесткими церковными изменениями. Письмо чукотского епископа некоторые светские комментаторы даже поспешили назвать симптомом раскола в церкви.

Таинственные обстоятельства

Воззвание епископа Чукотского и Анадырского Диомида и четырех клириков его епархии подписано 19 января. До 22 февраля о нем слышно не было. Как заявил сам епископ Диомид в интервью радиостанции "Радонеж", он писал его для готовящегося к изданию в Рязани церковного сборника, а не для широкого распространения.

Тем не менее в конце февраля, в преддверии дня рождения и тезоименитства патриарха Алексия II, в околоцерковной среде поползли слухи о скандальном письме. А на минувшей неделе оно было опубликовано на сайте санкт-петербургской газеты "Русь православная", которую уже много лет издает известный православный публицист Константин Душенов, сторонник созыва поместного собора. Кроме того, на сайте косовско-метохийской епархии "Духовный христианин" появилось интервью самого епископа Диомида, в котором тот повторил основные положения письма. В интернете на различных площадках была развернута агитация в поддержку некоторых идей епископа.

О чем письмо

Авторы послания отметили девять препятствий на пути спасения души православного христианина. Виновна в них согласно тексту Московская патриархия.

Грехи таковы: экуменизм, духовное соглашательство со светской властью вообще и антихристом в частности, молчание по поводу антинародной политики власти, одобрение ИНН, одобрение демократии, проведение межрелигиозного саммита летом 2006 года, вера во Всевышнего вместе с иудеями и мусульманами, заявления по ТВ высших иерархов о единстве нравственных ценностей с исламом и иудаизмом. В заключении письма епископ выражает озабоченность по поводу того, что долго не созывается поместный собор.

Реакция

Пресс-секретарь Московского патриархата протоиерей Владимир Вигилянский сообщил "Газете", что не имеет информации о том, поступило ли письмо в канцелярию или нет. Лично ему оно пришло по электронной почте накануне Великого поста.

По словам протоиерея Владимира, он доложил патриарху Алексию II о нем, но, напоминает священник, службы предстоятеля первой недели поста физически не оставляют возможности разбирать переписку.

Протоиерей Владимир был удивлен тоном письма. "Все девять пунктов, упомянутых в письме, регулярно обсуждаются в церкви на всех уровнях вплоть до синода, и это отражено в громадном количестве церковных документов", - заявил он "Газете".

В свою очередь глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выразил вчера уверенность, что епископ как такового открытого письма не писал, а текст обращения использовали противники воссоединения Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ) и Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ).

Однако епископ Диомид в интервью "Радонежу" подтвердил свое авторство, уточнив при этом, что письма не рассылал, против объединения церквей не выступал и не призывал к сбору подписей в поддержку письма.

Между тем его письмо было с энтузиазмом встречено активными членами зарубежной православной церкви из числа тех, кто противостоит воссоединению, критикует РПЦ за толерантное отношение к мусульманам и иудеям, за экуменические связи РПЦ с католиками и протестантами, за участие церкви в мировой политике.

Много откликов вызвало письмо и у вполне лояльного церковного народа, который давно удивляется подменой идеи поместного собора собором архиерейским.

Заинтересовало оно и совершенно далеких от церковных проблем людей - главным образом благодаря тому, что в письме содержится церковная критика.

Церковному начальству в той или иной форме теперь придется высказаться на предмет основных положений письма. Ведь Всемирный русский народный собор, открывающийся сегодня, - это и есть пусть далекое, но все же подобие собора поместного.

Кто виноват

Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель главы ОВЦС, заявил "Газете" о своем глубоком сожалении в связи с тем, что имя епископа Диомида стало "разменной монетой в игре людей и политических групп, призывающих захватить власть в церкви". Таковыми протоиерей Всеволод назвал организаторов призыва собирать подписи и идти крестными ходами на Москву (хотя и не уточнил, что это за люди).

Ответственность же за развертывание антицерковной истерии накануне финального акта церковного воссоединения Чаплин возложил на двух прихожан зарубежных приходов: полковника американской разведки в отставке Евгения Магеровского и Михаила Назарова. Имя Назарова стало широко известно в 2005, когда тот обратился в Генпрокуратуру с провокационным требованием от имени верующих запретить действие всех иудейских организаций в России.

Никто и звать никак

Александр Огородников - один из самых авторитетных мирян в РПЦ, отсидевший за веру девять лет в советских лагерях, - до сих пор сомневается в том, что автором нашумевшего письма является епископ Диомид. Он убежден, что любой человек, знающий боль церкви не понаслышке, не станет возбуждать умы по поводу экуменизма или межрелигиозного диалога.

"Есть реальные проблемы. В церкви потому и крепнут фундаменталистские настроения, что церковное начальство не выслушивает и не принимает ходоков со всей России, - заявил Огородников "Газете". - Посмотрите, как во время заседаний синода десятки батюшек смирено ожидают, не выйдет ли кто к ним. Ходоки едут из глуши на последние копейки - епископам в Москве не до них. Да, собор не созывается, но письмо Диомида посвятило этому две строки. Да, люди семьями уходят в леса, прочь от невыносимой жизни, от несправедливости и от ИНН. Да, получается так, будто рядовые священники - никто и звать их никак. Но ведь письмо об этих реальных проблемах не говорит!"

Владыка Чукотский и Анадырский

Епископ Диомид хорошо известен верующим на Дальнем Востоке. Ему 45 лет, более 20 из них он провел в церкви, куда сознательно пришел в эпоху последних советских гонений горбачевского времени.

Будущий епископ родился на Украине, в рабочей семье. С 1991 года иеромонах Диомид служил в единой тогда Камчатской, Магаданской и Сахалинской епархии, был настоятелем храма в Елизово на Камчатке.

Стал известен как единственный батюшка, никогда не бравший деньги за крещение, венчание и отпевание. Неоднократно публично критиковал тогдашнего епископа Нестора, в том числе за корыстолюбие. С юности почитал царственных мучеников, задолго до их прославления в церкви, за что епископ также публично обличал иеромонаха в ереси (но дальше Дальнего Востока, как известно, не сошлешь).

Неуправляемый, но деятельный, патриотичный и популярный иеромонах в заброшенном крае имел непоколебимые позиции. Именно таких священников патриарх Алексий II всегда замечал, поддерживал и продвигал.

Предшественник Романа Абрамовича на посту губернатора Чукотки Александр Назаров обращался к Алексию II с просьбой учредить в его крае кафедру. Епархия была создана в 2000 году, в августе Диомид был рукоположен в епископы и прибыл в Анадырь.

При содействии Романа Абрамовича был заложен и достроен самый большой на Дальнем Востоке деревянный храм - собственно говоря, первый нормальный храм на Чукотке. Он стоит на берегу Анадырской бухты, рядом с ним - монументальная фигура святителя Николая.

При Абрамовиче на Чукотку стали прибывать протестантские проповедники, начавшие миссию среди чукчей. Епископ Диомид многократно высказывался против подобного миссионерства.

Епископ - автор исторического труда о жизни митрополита Ростовского Арсения Мацеевича, выступившего против власти и умершего в заточении по личному распоряжению Екатерины II.

Надежда Кеворкова

4 марта 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования