Сегодня в Москве начинает трехдневную работу XI Всемирный русский народный собор - самый крупный православный форум, не считая ежегодных Рождественских чтений. Посвящен он теме богатства и бедности, но в его кулуарах наверняка будет обсуждаться обвинительное письмо чукотского епископа Диомида. Заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил "Газете" о своем глубоком сожалении в связи с тем, что имя епископа Диомида стало "разменной монетой в игре людей и политических групп, призывающих захватить власть в церкви". Ответственность за развертывание антицерковной истерии накануне финального акта воссоединения русской и зарубежной православных церквей протоиерей Всеволод Чаплин возложил на двух прихожан зарубежных приходов: полковника американской разведки в отставке Евгения Магеровского и Михаила Назарова (его имя стало широко известно в 2005 году, когда тот обратился в Генпрокуратуру с провокационным требованием от имени верующих запретить действие всех иудейских организаций в России). Открытое письмо православного епископа ко всей церкви - событие не рядовое. Ко всей церкви обычно обращаются соборы, синод и высшие иерархи. Критические замечания как правило адресуются церковному начальству, архиереям или синоду. Александр Солженицын свое знаменитое Великопостное письмо писал в 1972 году тогдашнему предстоятелю церкви. Священники Николай Эшлиман и Глеб Якунин в 1965 году тоже писали патриарху. Столь же широкое обращение в русской истории прозвучало разве что из уст протопопа Аввакума в XVII веке, но было вызвано жесткими церковными изменениями. Письмо чукотского епископа некоторые светские комментаторы даже поспешили назвать симптомом раскола в церкви. Таинственные обстоятельства Воззвание епископа Чукотского и Анадырского Диомида и четырех клириков его епархии подписано 19 января. До 22 февраля о нем слышно не было. Как заявил сам епископ Диомид в интервью радиостанции "Радонеж", он писал его для готовящегося к изданию в Рязани церковного сборника, а не для широкого распространения. Тем не менее в конце февраля, в преддверии дня рождения и тезоименитства патриарха Алексия II, в околоцерковной среде поползли слухи о скандальном письме. А на минувшей неделе оно было опубликовано на сайте санкт-петербургской газеты "Русь православная", которую уже много лет издает известный православный публицист Константин Душенов, сторонник созыва поместного собора. Кроме того, на сайте косовско-метохийской епархии "Духовный христианин" появилось интервью самого епископа Диомида, в котором тот повторил основные положения письма. В интернете на различных площадках была развернута агитация в поддержку некоторых идей епископа. О чем письмо Авторы послания отметили девять препятствий на пути спасения души православного христианина. Виновна в них согласно тексту Московская патриархия. Грехи таковы: экуменизм, духовное соглашательство со светской властью вообще и антихристом в частности, молчание по поводу антинародной политики власти, одобрение ИНН, одобрение демократии, проведение межрелигиозного саммита летом 2006 года, вера во Всевышнего вместе с иудеями и мусульманами, заявления по ТВ высших иерархов о единстве нравственных ценностей с исламом и иудаизмом. В заключении письма епископ выражает озабоченность по поводу того, что долго не созывается поместный собор. Реакция Пресс-секретарь Московского патриархата протоиерей Владимир Вигилянский сообщил "Газете", что не имеет информации о том, поступило ли письмо в канцелярию или нет. Лично ему оно пришло по электронной почте накануне Великого поста. По словам протоиерея Владимира, он доложил патриарху Алексию II о нем, но, напоминает священник, службы предстоятеля первой недели поста физически не оставляют возможности разбирать переписку. Протоиерей Владимир был удивлен тоном письма. "Все девять пунктов, упомянутых в письме, регулярно обсуждаются в церкви на всех уровнях вплоть до синода, и это отражено в громадном количестве церковных документов", - заявил он "Газете". В свою очередь глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выразил вчера уверенность, что епископ как такового открытого письма не писал, а текст обращения использовали противники воссоединения Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ) и Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Однако епископ Диомид в интервью "Радонежу" подтвердил свое авторство, уточнив при этом, что письма не рассылал, против объединения церквей не выступал и не призывал к сбору подписей в поддержку письма. Между тем его письмо было с энтузиазмом встречено активными членами зарубежной православной церкви из числа тех, кто противостоит воссоединению, критикует РПЦ за толерантное отношение к мусульманам и иудеям, за экуменические связи РПЦ с католиками и протестантами, за участие церкви в мировой политике. Много откликов вызвало письмо и у вполне лояльного церковного народа, который давно удивляется подменой идеи поместного собора собором архиерейским. Заинтересовало оно и совершенно далеких от церковных проблем людей - главным образом благодаря тому, что в письме содержится церковная критика. Церковному начальству в той или иной форме теперь придется высказаться на предмет основных положений письма. Ведь Всемирный русский народный собор, открывающийся сегодня, - это и есть пусть далекое, но все же подобие собора поместного. Кто виноват Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель главы ОВЦС, заявил "Газете" о своем глубоком сожалении в связи с тем, что имя епископа Диомида стало "разменной монетой в игре людей и политических групп, призывающих захватить власть в церкви". Таковыми протоиерей Всеволод назвал организаторов призыва собирать подписи и идти крестными ходами на Москву (хотя и не уточнил, что это за люди). Ответственность же за развертывание антицерковной истерии накануне финального акта церковного воссоединения Чаплин возложил на двух прихожан зарубежных приходов: полковника американской разведки в отставке Евгения Магеровского и Михаила Назарова. Имя Назарова стало широко известно в 2005, когда тот обратился в Генпрокуратуру с провокационным требованием от имени верующих запретить действие всех иудейских организаций в России. Никто и звать никак Александр Огородников - один из самых авторитетных мирян в РПЦ, отсидевший за веру девять лет в советских лагерях, - до сих пор сомневается в том, что автором нашумевшего письма является епископ Диомид. Он убежден, что любой человек, знающий боль церкви не понаслышке, не станет возбуждать умы по поводу экуменизма или межрелигиозного диалога. "Есть реальные проблемы. В церкви потому и крепнут фундаменталистские настроения, что церковное начальство не выслушивает и не принимает ходоков со всей России, - заявил Огородников "Газете". - Посмотрите, как во время заседаний синода десятки батюшек смирено ожидают, не выйдет ли кто к ним. Ходоки едут из глуши на последние копейки - епископам в Москве не до них. Да, собор не созывается, но письмо Диомида посвятило этому две строки. Да, люди семьями уходят в леса, прочь от невыносимой жизни, от несправедливости и от ИНН. Да, получается так, будто рядовые священники - никто и звать их никак. Но ведь письмо об этих реальных проблемах не говорит!" Владыка Чукотский и Анадырский Епископ Диомид хорошо известен верующим на Дальнем Востоке. Ему 45 лет, более 20 из них он провел в церкви, куда сознательно пришел в эпоху последних советских гонений горбачевского времени. Будущий епископ родился на Украине, в рабочей семье. С 1991 года иеромонах Диомид служил в единой тогда Камчатской, Магаданской и Сахалинской епархии, был настоятелем храма в Елизово на Камчатке. Стал известен как единственный батюшка, никогда не бравший деньги за крещение, венчание и отпевание. Неоднократно публично критиковал тогдашнего епископа Нестора, в том числе за корыстолюбие. С юности почитал царственных мучеников, задолго до их прославления в церкви, за что епископ также публично обличал иеромонаха в ереси (но дальше Дальнего Востока, как известно, не сошлешь). Неуправляемый, но деятельный, патриотичный и популярный иеромонах в заброшенном крае имел непоколебимые позиции. Именно таких священников патриарх Алексий II всегда замечал, поддерживал и продвигал. Предшественник Романа Абрамовича на посту губернатора Чукотки Александр Назаров обращался к Алексию II с просьбой учредить в его крае кафедру. Епархия была создана в 2000 году, в августе Диомид был рукоположен в епископы и прибыл в Анадырь. При содействии Романа Абрамовича был заложен и достроен самый большой на Дальнем Востоке деревянный храм - собственно говоря, первый нормальный храм на Чукотке. Он стоит на берегу Анадырской бухты, рядом с ним - монументальная фигура святителя Николая. При Абрамовиче на Чукотку стали прибывать протестантские проповедники, начавшие миссию среди чукчей. Епископ Диомид многократно высказывался против подобного миссионерства. Епископ - автор исторического труда о жизни митрополита Ростовского Арсения Мацеевича, выступившего против власти и умершего в заточении по личному распоряжению Екатерины II. Надежда Кеворкова 4 марта 2007 г. |