Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ": Игра на два фронта. Обращение епископа Диомида заставило заговорить о возможности раскола такого масштаба, в сравнении с которым бледнеют и события на Украине, и прежние разногласия с Зарубежной Церковью


Скандальное письмо епископа Анадырско-Чукотского Диомида и еще четверых клириков заставило некоторых заговорить о возможности раскола в Русской православной церкви "такого масштаба, в сравнении с которым бледнеют и события на Украине, и прежние разногласия Патриархии с Зарубежной Церковью". Как, однако, все быстро забывается. Обличения владыки Диомида со товарищи почти дословно повторяют претензии к Московской патриархии радикального крыла православных националистов, которые те предъявляют аж с самого начала 90-х. Епископов РПЦ среди них, правда, не было, но священники водились: Алексий Аверьянов, Олег Стеняев и пр. Вот, например, "болевые точки", которые находила в церковной жизни фундаменталистская и антисемитствующая "Русь православная" еще десять лет назад (напомню, что в отношении этой независимой патриотической православной газеты, не входящей в блок церковных СМИ, в том же 1997 году Священным синодом было принято Определение с угрозой канонических прещений в адрес ее главного редактора Константина Душенова):
1. Участие Русской Православной Церкви в экуменическом движении и членство во Всемирном Совете Церквей;
2. Православно-католические отношения;
3. Готовящаяся за спиной церковного народа уния с еретиками-монофизитами;
4. Активизация в РПЦ обновленческой ереси;
5. Проблемы церковного управления;
6. Канонизация Царя-Мученика Николая II;
7. Церковно-государственные отношения;
8. Подготовка Поместного Собора.

Уния с "еретиками - монофизитами" отпала, с "обновленцами" разобрались, отобрав у них храмы, царь-мученик канонизирован, остальные пункты плавно перетекли в письмо "скорбящих", в несколько смягченной, правда, интерпретации. Вместо практикуемых газетой "Русь православная" "уроков жидоведения" подписанты ограничиваются несогласием "с официальным заявлением по центральному телевидению о единстве нравственных ценностей у православия, иудаизма, мусульманства и католицизма", а также не приемлют утверждения, что "у нас один "Всевышний" с иудеями, мусульманами, и прочими религиями и учениями". У нас, у русских, свой Русский Бог, и нечего примазываться.
Недаром письмо было впервые размещено на сайте Союза русского народа (СРН), который "в лице своих черносотенных отделов также счел необходимым поддержать достойного архиерея". Особенно громкую пиар-кампанию развернул один из членов СРН, публицист Михаил Назаров, инициатор скандального "письма 500" и певец национал-социализма, каковой, по его мнению, был единственной попыткой противостоять "мировой закулисе". В изданном Назаровым календаре 9 мая не только не отмечено как праздник, но и вообще не считается важной вехой российской истории.

"Достойный архиерей", однако, обращения своего обнародовать вовсе не намеревался. По его словам, оно "готовилось для книги "Страха не боимся", а его распечатали на сайте. Оно предполагалось не для широкой общественности. Оно для тех, кто интересуется и выступает против глобализма и прекрасно понимает, к чему он ведет". Подставили епископа национал-радикалы или нет, в любом случае в письме содержится ряд претензий к Московской патриархии, которые разделяют не только подверженные всевозможным фобиям фундаменталисты, но и все думающие православные люди.

В первую очередь это "духовное соглашательство (неосергианство), подчиняющее церковную власть мирской в ущерб богодарованной свободе". В последнее время иерархи Московского патриархата действительно все чаще "подыгрывают" светской власти и в ее борьбе с правами человека, немало поспособствовавшей свертыванию деятельности в стране независимых общественных организаций, и в нежелании всерьез менять что-либо в армейской жизни, хотя сведения о бесчинствах в частях появляются теперь едва ли не ежедневно. Но чукотские правдоискатели видят "соглашательство" архиереев совсем в другом — все в том же "участии в экуменизме", которое в дальнейшем может привести "к подчинению церковной организации единому мировому лидеру". Между тем, "антинародная политика существующей власти" приводит "к распаду государства, демографическому кризису, и другим негативным последствиям", гласит письмо. Неужели это от антинародного экуменизма у нас распад государства и демографический кризис?

Еще одна претензия, которую каждый здравомыслящий человек назовет резонной, — попрание "принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачи важнейших его функций собору архиерейскому". Разъяснения по этому вопросу епископ Диомид дал все той же "Руси православной": "Поместный Собор нужен, потому что, действительно, получается, что мы, архиереи, узурпировали полноту власти, а народ, он дает нам своё право: как делегатов нас представляет, но сам-то народ своего мнения не высказывает". Конечно, приятно, что владыка так болеет душой за народ, однако возникает вопрос: а у себя на Чукотке, до которой церковному начальству как до Луны, преосвященный Диомид тоже "узурпировал полноту власти" или строит епархиальную жизнь на соборных началах? Вот и рассказал бы тогда, как он воплощает свои идеалы в жизнь: как строит свои отношения со священниками, какую роль в его епархии играют миряне, как у них со свободой высказывания, обсуждалось ли с чукчами вполне себе ксенофобное обращение.

Нынешний церковный Устав, конечно, далек от идеалов соборности, но, пожалуй, главный его недостаток — полная и неоспоримая власть в епархии правящего архиерея. Даже у патриарха весьма ограниченные возможности этой власти противостоять. Так уж коли епископ Диомид такой сторонник соборности — почему бы не вести дела сообразно своим взглядам, являя пример для "узурпаторов"? Однако об этом владыка не говорит ни слова. Так что тезис о профанации соборных ценностей должным образом не раскрыт. А неготовность авторов письма "уважать и принимать друг друга, не взирая на религиозные, национальные и другие различия", только усугубляет подозрения в непонимании ими соборного духа.

В Чистом переулке пока крайне сдержанно отреагировали на обращение, препоручив подробное разбирательство Священному синоду. Глава пресс-службы патриархии свящ. Владимир Вигилянский напирал на нарушение внутрицерковной дисциплины. По его словам, авторы документа должны были обратиться с волнующими их вопросами не ко "всем верным чадам Русской церкви", а к Архиерейскому собору, Священному синоду или к предстоятелю. Более резок был митрополит Кирилл, назвавший письмо провокацией внешних сил, цель которых — сорвать воссоединение Русской зарубежной церкви с Церковью в Отечестве. Недаром обращение появилось в преддверии подписания Акта о каноническом общении, в нем отразились те "протестные настроения, которые имеют место в крайне радикальной части Русской зарубежной церкви", считает владыка. Вполне возможно, ведь один из главных фигурантов этой шумной кампании Михаил Назаров — как раз член РПЦЗ.

Однако, на мой взгляд, видеть во всей этой истории лишь козни "внешних сил" было бы чрезмерным благодушием. Консервативно-националистические настроения вполне распространены и в РПЦ, и церковная бюрократия в последнее время все чаще подыгрывает им. Константину Душенову уже давно никто не грозит каноническими прещениями, напротив, священноначалие то заводит речи о "русской цивилизации", то раздает ордена черносотенным православным хоругвеносцам. Делая тем самым авансы внутренним националистическим силам, рвущимся во власть. А они пользуются этим, в нужный момент выволакивая на свет Божий подметные письма затерянных на краю земли епископов. Ведь на носу у нас не только подписание Акта о каноническом общении с Зарубежной церковью, но и — выборы.

Светлана Солдовник,

ЕЖ, 2 марта 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования