Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

ЖМП (4'2002): Неожиданная апология экуменизма


Апрельский номер "Журнала Московской патриархии" (ЖМП) (№ 4, 2002), официального органа Русской Православной Церкви, открывает Пасхальное послание  Патриарха Московского и всея Руси Алексия архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (с. 4–6). В "Официальной части" помещено также Пасхальное приветствие  Патриарха предстоятелям Поместных Православных Церквей и главам инославных Церквей и религиозных объединений (с. 7–10). "Воскресение Христово, — говорится в приветствии, — призывает нас подчиниться закону Божественной Любви и с новой силой возлюбить всех, не деля их на ближних и дальних, своих и чужих, но всем служа, как служили бы Самому Христу." Приветствие, по традиции, адресовано главам всех православных церквей и других христианских деноминаций, генеральному секретарю Всемирного совета церквей, президенту и генсеку Конференции европейских церквей, — отсутствует в списке адресатов только Константинопольский Патриарх.

Далее "Официальная часть" представляет отчет о двух заседаниях Священного Синода, 12 и 13 марта 2002 г. (с. 11–21). На заседаниях были заслушаны доклады о поездке митрополита Владимира (Котлярова) в Финляндию, о редколлегии "Богословских трудов", о внесении новых имен в список Новомучеников Российских, о новых рукоположениях и изменении титула в соответствии с историческим наименованием епархий (епископ Ивановский и Кинешемский стал Иваново-Вознесенским и Кинешемским). Митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (Гундяев) доложил о визите в Россию Сербского Патриарха Павла (с. 14), во время которого обсуждались вопросы всеправославного единства и борьбы с расколом на канонической территории Русской и Сербской Православных Церквей. Патриарх Павел был награжден премией Фонда единства православных народов за вклад в укрепление духовного и историко-культурного единства страны. Такая же премия была присуждена президенту РФ В.В. Путину.

В разделе "Церковная жизнь" помещены отчет о служениях Патриарха Алексия в феврале (с. 22–23) и обширный исторический очерк о ските преп. Саввы Сторожевского в Звенигороде. В 1995 г. скит был передан РПЦ МП, с 1999 г. он принадлежит Савво-Сторожевскому монастырю.

Раздел "Из жизни епархий" посвящен Астраханской епархии, которой в этом году исполняется 400 лет (с. 37–64). Большую часть публикации занимает подробное изложение истории епархии, написанное правящим архиепископом Астраханским и Енотаевским Ионой (с. 37–51). Любопытен очерк о епископе Астраханском Митрофане (Краснопольском), бывшем на Соборе 1917—1918 гг. председателем отделения, решавшего вопросы высшего церковного управления (с. 51–52). Его доклад на Соборе во многом способствовал восстановлению патриаршества. Трогательно изложена биография протопрествитера Павла Рябых, которому в этом году исполняется 85 лет, из коих 50 лет были отданы служению в Церкви (с. 53–56). С приходской жизнью епархии читатель может познакомиться по рассказу о с. Никольском, где силами верующих восстанавливается храм (с. 56–63). Представление о местном колорите жизни дает фотография протоиерея Александра Максимова, едущего на арбе, запряженной верблюдом (с. 61).

В разделе "Проповедь" опубликованы слова епископа Керченского Илариона, посвященные событиям Страстной седмицы (с. 65–67). Наряду со многими цитатами святых отцов, в проповедях встречаются богословские "ляпы" наподобие этого: в Святом Причастии "происходит сущностное, онтологическое соединение между нами и Богом" (ниже сам же Преосвященный пишет, ссылаясь на Симеона Нового Богослова, что причащающиеся становятся богами по благодати), или "первым Причастником Бога стала Пресвятая Богородица" (усвоение Тела Христова и ношение Богомладенца Христа во чреве — не одно и то же), и другие.

В разделе "Из жизни Православия" помещен более подробный отчет о визите Сербского Патриарха Павла (с. 71–73). Здесь публикуется Обращение Патриарха Павла и Св. Синода Сербской Православной Церкви к Папе Иоанну Павлу II в связи с изменением статуса административных округов Римско-Католической Церкви на территории России и Сербии, в нем выражаются огорчение и неудовлетворение тем, что униатским, или греко-католическим, общинам, пытаются придать екклисиологический характер и легитимность, каковыми они, по мнению авторов обращения, не могут обладать ни с исторической, ни с богословской точек зрения, но являются историческим реликтом, трагическим плодом ошибочного отношения Рима к Православию в прошлом. Решение это затруднит процесс сотрудничества между Церквами, а "стремление к воссозданию единства христианской вселенной представляет собой такой духовный императив нашего времени, говорится в обращении, который никто из нас не может вольно или невольно ставить под угрозу".

Раздел "Библиография" содержит две рецензии. Первая — о книге архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы "С молитвой против смуты. Свт. Иосиф Астраханский в судьбах России" (СПб., 2002) (с. 74–76). Книга рассказывает о замечательном церковном и общественном деятеле, митрополите Иосифе, убитом в 1671 г. людьми Степана Разина и канонизированном на Соборе Российской Церкви в 1918 г. По отзыву рецензента Е. Максимовой, книга написана живым, образным языком и с интересом будет прочитана самым широким читателем.

Обращает на себя внимание вторая рецензия — о книге В. Мосса "Православная Церковь на перепутье (1917—1999)" (СПб.: Алетейя, 2001) (с. 76–79). Особое значение, которое придает редакция этой рецензии, выразилось в том, что она имеет особый заголовок: "Издатели на перепутье" (обычно рецензии печатаются в ЖМП без заголовка). Признавая компетентность автора в области заявленной темы и отмечая значительный объем использованных архивных документов, рецензент Ю. Георгиев не может согласиться с отказом автора книги видеть в официальных Поместных Церквах, "павших под ударами экуменизма и коммунизма", представительниц Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. По мнению рецензента, ереси возникают только внутри церковной среды и не могут быть занесены извне (как, например, экуменизм из протестантизма, по утверждению В. Мосса). Обращенный в Православие из англикан автор, по мнению рецензента, лишен возможности адекватно судить о природе Церкви (по крайней мере, на первом этапе). Экуменизм основан на братском характере внутри- и межцерковного общения и апологетическом характере общения с миром. Рецензент уподобляет экуменическую проповедь Православных Церквей в ВСЦ проповеди апостола Петра перед иудеями (Деян. 3, 17).

Обвинение Московской патриархии в "сергианской ереси" (в 1927 г. митр. Сергий (Страгородским), будущий Патриарх, подписал Декларацию об отношении Православной Российской Церкви к гражданской власти) рецензент относит на счет непонимания В. Моссом сложности тогдашних событий в России.

Рецензент не соглашается со сравнением российских катакомбников с древними христианами, а предполагает целью ухода в катакомбы желание подготовить полный уход в подполье, если власти доведут свой замысел об уничтожении официальной Церкви до конца. В закрытости катакомбников (тех, кто так и не вошел в общение с официальной Церковью) рецензент видит тайные мотивы считать себя "истинной церковью", всегда оставаться в тени и высказываться только негативно по отношению к той Церкви, которая всегда на виду со всеми возможными своими человеческими недостатками и достоинствами.

Рецензент не может предложить определенное объяснение выбору издательством "Алетейя" для публикации книги В. Мосса. Или издатели не могут понять направление вероучительной конъюнктуры (кажется, так можно понять выражение рецензента "пытаясь учуять, куда ветер дует"), или они выполняют заказ тех, кому чем-либо обязаны (что имеется в виду, не разъяснено), либо просто не имеют возможности квалифицированно оценить предлагаемый богословско-исторический материал.

Раздел "Советы старостам" содержит рекомендации по устройству вентиляции в храмах (с. 80–84).

Завершают номер журнала Правила приема в духовные учебные заведения Московской патриархии на 2002/2003 гг. (с. 82–85). Выделены правила поступления в Санкт-Петербургскую семинарию (с. 85–88) и Свято-Тихоновский богословский институт (с. 88–90). Здесь же дается полный список духовных учебных заведений (с. 88–90) Московской патриархии и их адреса. Это 7 академий, 27 семинарий, 33 духовных училища, 7 курсов и школ, всего — 74 учебных заведения (с. 91–94).

В самом конце журнала от имени Учебного комитета при Священном Синоде помещено объявление о наборе в Московскую религиозно-певческую школу при храме Богоявления Господня в Китай-городе. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования