Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Пётр Паламарчук. Никольская поморская моленная на Преображенском кладбище [история Церкви]


ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ МОЛЕННАЯ в надвратном корпусе
Преображенский вал, 17, корпус 1

"Надвратный корпус выстроен в 1804 г." (5). "Остальные корпуса выстроены ИА.Ковылиным в 1805 г." (1).

После закрытия в 1866 г. мужского федосеевского богаделенного дома в южной части общины он был переведен в женскую часть, располагавшуюся вокруг Крестовоздвиженской церкви. Новая община была поделена на две неравные части: с востока от храма располагалась мужская часть с одним корпусом, а вся остальная территория была отведена под женскую вместе с детской и больничной.

"Ко всем означенным каменным корпусам приделаны с восточной стороны большие молельни в два просвета. При всех этих молельнях находились больничные палаты и устроены они были однообразно: на средине корпуса коридоры, по сторонам кельи, забранные тесом вплоть до потолка, на молельнях маленькие главы с осьмиконечными крестами" (1).

Перечень шести моленных дан в адресной книге (2) и старообрядческом календаре (3), а также в книге (1). Однако, как именно распределялись названия между 6 корпусами, там не указано—лишь в книге (1) оговаривается, что Преображенская моленная находилась в надвратном корпусе. Моленная эта была женская.

Сохранился любопытный снимок: в надвратном корпусе ворота были оформлены белокаменным резным порталом со средневековым орнаментом.

"Врата эти происходят из бывшего Измайловского дворца Алексея Михайловича" (6). В 1920-е гг. фигурные врата были вновь выломаны и отсюда, а фрагменты их "оказались" в музее "Коломенское", куда в ту пору свозили все, что удавалось спасти в разрушаемых храмах и зданиях.

По рассказам старожилов, в 1920-е гг. община федосеевцев была закрыта, осталась лишь Крестовоздвиженская церковь. В корпусах поместились различные учреждения и жилые квартиры. Внутри них все было переоборудовано, никаких следов моленных не сохранилось. Из прочих жилых домов сохранился лишь деревянный домик (строение № 1) в северо-восточном углу двора с красивыми резными наличниками. На государственной охране он не числится.

В 1980—1990 гг. в надвратном корпусе Преображенской моленной, ныне корпусе № 1, находилась торговая база Куйбышевского райпищеторга. Это именно на его западной стороне между окнами налеплен узор из "пентаграмм в огне" (на втором этаже). Здание вместе с общиной стоит на государственной охране под № 169 (5). Следов моленной нет.

Литература

1. С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском Федосеевском кладбище в Москве. М., 1879. С.7, 35.
2. Вся Москва: Адресная книга на  1916 г. Отд. 1. С.251.
3. Всероссийский старообрядческий календарь на 1910 г.
4. Москва. Памятники архитектуры XYIH— 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 345.
5. Памятники архитектуры Москвы, состоя-
щие  под  государственной  охраной.  М.,  1980. С.50.
6. Левитов И. Путеводитель. М., 1881. Вып.1. С.54; ср.: История русского искусства / Под ред. И.Грабаря. Т.2. С.308 (текст), 310 (ил.).


"МОЛЕННАЯ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА И НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА в мужской палате" (3)
Преображенский вал, 17, восточный корпус

"Успенская моленная выстроена в 1805 г." (5).
"Закрыта в мае 1934 г. и занята детским садом с яслями" (6).

С 1960-х гг. здание занято 30-м отделением милиции. По воспоминаниям старожилов, богослужение в этой моленной при пении двух хоров отличалось особенным благолепием. По их сведениям, после закрытия моленной в 1920-х гг. богатейшая коллекция ее икон была отдана Главмузею и вскоре распродана в США частным лицам за весьма значительную сумму. В 1930-е гг. многие насельники общины репрессированы и теперь на Преображенке собственных старожилов-федосеевцев практически не осталось.
Здание Успенской моленной вместе со всем комплексом общины стоит на государственной охране под № 169 (5). Никаких следов моленной в нем не осталось.

Литература

1. С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском Федосеевском кладбище в Москве. М., 1879. С7, 35.
2. Вся  Москва:  Адресная  книга  на 1916 г. Отд.  1. С.251.
3. Всероссийский старообрядческий календарь на 1910 г.
4.  Москва. Памятники архитектуры XYIII— 1-й трети XIX в. М.,  1975. С.345.
5. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной.  М., 1980. С.50.
6. Козлов В. Судьбы старообрядчества // Моск.журнал. 1992. № 9. С.38.


 "МОЛЕННАЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ в женской половине" (3)
Преображенский вал, 17, северный корпус под N° 4

"Женские палаты 1805 г." (5). По словам старожилов, Покровская церковь находилась в северном корпусе, который носит ныне № 4. Недавно в нем прошел внутренний ремонт. В 1980—1990 гг. здание занимало Московское отделение Центрального научно-исследовательского института связи МО ЦНИИС. Оно стояло на государственной охране вместе со всем комплексом общины под № 169 (5). Следов моленной не осталось.

Литература

1. С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском Федосеевском кладбище в Москве. М., 1879. С.7, 35.
2. Вся Москва: Адресная книга на 1916 г. Отд. 1. С.251.
3. Всероссийский старообрядческий календарь на 1910 г.
4. Москва.  Памятники архитектуры XYIII— 1-й трети XIX в. М„ 1975. С.345.
5. Памятники архитектуры Москвы, состоя щие  под государственной охраной. М., 1980. С.50.


"МОЛЕННАЯ СВЯТОГО ПРОРОКА ИЛИИ в детской палате" (3)
Преображенский вал, 17, северо-западный корпус под № 5

"Детские палаты выстроены в первой четверти XIX в." (5). У них любопытные окна стрельчатой формы — скромная реплика "русско-готического стиля". О том, что моленная прор .Илии находилась в северо-западном корпусе, сообщила нам в 1980 г. последняя старожилка, прихожанка Крестовоздвиженской церкви.
После прошедшего в 1980—1990 гг. ремонта здание было занято строительным управлением № 244. Вместе с другими зданиями общины оно стоит на государственной охране под № 169 (5). Следов моленной в нем не сохранилось.

Литература
I. С-н А. Прогулка на Преображенском
беспоповщинском Федосеевском кладбище в Москве. М.,  1879. С.7, 35.
2. Вся Москва:  Адресная  книга на  1916 г. Отд.1. С.251.
3. Всероссийский старообрядческий  календарь на 1910 г.
4.  Москва. Памятники архитектуры XYIII— 1-й трети XIX в. М., 1975. С.345.
5. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С.50.


"МОЛЕННАЯ ВО ИМЯ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА (ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ) в женской половине" (3)
Преображеyский вал, 17, южный корпус

"Палаты 1805 г." (5 — здесь они ошибочно названы "мужскими" —П.П.). На существование моленной Всемилостивого Спаса именно в южном корпусе нам указала последняя старожилка-федосеевка в 1980 г. Тогда внутри шел ремонт и переоборудование корпуса из жилого в конторские помещения. Следов моленной в нем не осталось. Здание вместе с другими корпусами стоит на государственной охране под № 169 (5). В 1990 г. в нем находилось отделение вневедомственной охраны.

Литература
1. С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском Федосеевском кладбище в Москве. М., 1879. С.7, 35.
2. Вся Москва: Адресная книга на  1916 г. Отд. 1. С.251.
3. Всероссийский старообрядческий календарь на 1910 г.
4. Москва. Памятники архитектуры XYIII— 1-й трети XIX в. М., 1975. С.345.
5. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С.50.


"МОЛЕННАЯ ВО ИМЯ БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ И ПРЕПОДОБНОГО ЗОТИКА ПРОКАЖЕННЫХ КОРМИТЕЛЯ в женской половине" (3)
Преображенский вал, 17, юго-западный корпус под № 2

"Больничные палаты первой четверти XIX в." (5).

По словам последних старожилов, моленная во имя Богоявления и Зотика находилась в юго-западном двухэтажном небольшом корпусе, значащемся ныне под № 2. В 1980—1990 гг. внутри него размещалось районное строительное управление (РСУ) Куйбышевского района № 6. Следов моленной не сохранилось. Здание вместе с комплексом всей общины стоит на государственной охране под № 169 (5).

Литература
1. С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском Федосеевском кладбище  в Москве. М.,  1879. С.7, 35.
2. Вся Москва: Адресная книга на 1916 г. Отд. 1. С.251.
3. Всероссийский старообрядческий  календарь на  1910 г.
4.  Москва. Памятники архитектуры XYIII— 1-й трети XIX в. М.,  1975. С.345.
5. Памятники архитектуры Москвы, состоящие  под государственной охраной. М.,  1980. С.50.


ЧАСОВНЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
у могилы основателя Преображенского кладбища И. А. Ковылина на Преображенском кладбище
Преображеский вал, 17а (в 10 м к юго-востоку от большой часовни)

Она существовала уже в 1879 г., что явствует из следующего описания: "Близ большой каменной часовни находится деревянный крест, длиною аршина в 3, с вырезанным распятым телом Спасителя, стоящий в особенной маленькой часовенке, в которой горит лампада" (1).

Ныне часовня принадлежит общине старопоморских безбрачных федосеевцев, относится к стоящей неподалеку единственной их церкви Воздвижения Креста. От общины выделена особая прихожанка для ухода за часовнею и поддержания в ней порядка. Часовня действующая — ее открывают для поклонения по праздникам и воскресеньям, однако служб здесь не бывает. Крест-распятие внутри сохранился. На государственной охране они не числятся.

С запада, примерно в метре от часовенки, находится примечательное надгробие ИАКовылину, основавшему Преображен-ское кладбище в 1771 г. Это — каменное подобие гроба, снабженное по сторонам надписями и огороженное кругом решеткою. Спереди надпись такая: "Под сим камнем погребено тело попечителя и учредителя Преображенского богаделенного дома московского купца Ильи Алексеевича Ковылина, скончавшегося в 1809 г. августа 21 дня пополудни во втором часу на 78 году от рождения его".

На правой стороне следующая надпись: "Смертный! Помни, что святая Церковь или духовное христиан собрание есть одно тело, которого глава Христос, и что всякое несогласие между христианами есть болезнь Церкви, оскорбляющая Главу ея. Так старайся избегать всех тех случаев, которые удобны к воспалению вражды и раздоров".

На левой же, обращенной к дорожке стороне, надпись на наш взгляд наиболее примечательная: "Не забудь, о человек, что состояние твое на земли определено вечною Премудростию, которая знает сердце твое, видит суету желаний твоих и часто отвращает ухо от прошения твоего из единаго милосердия", Надписи эти существовали еще в 1879 г. (1).

Вокруг ковылинского захоронения находятся также надгробия других беспоповских наставников, щедро надписанные вязью и украшенные. Надписи эти частично цитируются в книге 1879 г. (1). Стоящая по соседству часовня принадлежит ныне филипповцам — см. следующий № 50.

Литература

1. С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском Федосеевском кладбище в Москве. М., 1879. С. 19, 5 (перепечатка из "Душеполезного чтения", 1879 г., июль и август).
Иллюстрации
1. 1980  г., вид  на  ковылинскую  часовню  и надгробие перед нею, с запада
2.  1979 г, надпись на ковылинском памятнике.


Не приемлющие священство и отвергающие брак, старообрядцы Филипповского согласия

ЧАСОВНЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА на Преображенском кладбище
Преображенский вал, 17а (территория кладбища)

Основатель Филипповского толка беглый новгородский стрелец Фотий постригся в Выговском скиту под именем Филиппа. После смерти Даниила Викулова Филипп хотел занять место настоятеля скита, но общество избрало Семена Денисова. Филипп не подчинился Денисову, обличил его в разных неправильностях. Был собран собор старцев, который принял сторону Денисова. Филипп ушел из скита и увлек за собою человек 50, которые основали с ним собственный скит в нескольких верстах от Выговского. В это время была наряжена комиссия Самарина к поморцам. Выговцы согласились молиться за Государя. За это Филипп ожесточился на них. Правительственные войска окружили Филипповский скит на р.Умбе в 1743 г.

Филипповцы наотрез отказались открыть ворота. Тогда штурмовавшие решили выломать их. В ответ Филипп и около 70 человек его сторонников "подпустили огня" и сожгли себя. Это было первым обнаружением филипповцев правительством. Потом они сжигались в разных местах России за "соблюдение чистоты веры", защищаясь от "антихристовых слуг". Самосожжение  даже  выставлялось  основным догматом. Аскетизм у филипповцев царил дольше и они слыли "крепкими христианами".

Устройство их шло медленно и стало приходить в порядок, когда прекратились преследования. Самосжигательство вообще — исключительная особенность некоторых беспоповских толков. Первый случай самосожжения был в Поморье на Пильострове в 1687 г., тогда сгорело сразу 2700 человек. Всех же случаев самосожжения было 117, число сгоревших оценивается свыше 10 000. Во второй половине XVIII - j начале XIX в. от филипповства отделилась часть "аароновцев" и "адамантово согласие". Оба они отвергли запись в правительственные раскольничьи списки, но признали брак. Последнее к тому же запрещало пользоваться деньгами, поскольку-де "на них стоит  печать  антихриста". Большой центр филипповцев был в селе (ныне город) Кимры на Волге в Тверской губернии.

До 1917 г. филипповцы имели в Москве два храма. Один из них ныне закрыт, другой — снесен. Одной из общин тем не менее разрешили после упразднения ее храма собираться в одном из помещений на Рогожском кладбище, а в 1940 г. передали им федосеевскую часовню на Преображенском кладбище.

Часовня выстроена в 1783—1785 гг. и стоит на государственной охране вместе с комплексом Преображенской общины под № 169" (6). Некоторые авторы считают, что ее выстроил В.И.Баженов — например, автор его биографии В.Пигалев, сообщающий другую дату постройки: 1772 г. (5).

По последним исследованиям, часовня выстроена в 1805 г. архитектором Федором Кирилловичем Соколовым (8).

В XIX в. она принадлежала построившим ее федосеевцам (3). "Часовня находится в самой средине кладбищенской рощи и окружена могилами. В настоящее время (1895г. —П.П.) в ней находится несколько древних икон, пред которыми совершается служба так называемыми "отцами", или наставниками" (2).

Внешне здание выглядит очень нарядно, выстроено в стиле "русской готики"; считалось, что образцом послужило оформление царицынского дворца. Наверху 9 осьмико-нечных крестов, на которых ранее помещались еще небольшие распятия, ныне украденные. Недавно и один из крестов, приняв за золотой, содрали, а увидав, что он всего лишь позолоченный, бросили тут же рядом - и теперь он хранится внутри часовни. Снаружи здание имеет опрятный вид и содержится благолепно, но владеющая им крайне немногочисленная община средств для реставрации не имеет. Окна забраны решетками, а изнутри заставлены иконами исподом наружу, так что разглядеть что-либо совершенно невозможно.

В продолжение многих посещений кладбища нам никак не удавалось застать кого-либо из членов общины. Наконец, летом 1980 г. на Владимирскую в воскресенье наружная дверь оказалась отпертой, хотя вторая внутренняя так и осталась затворена. 1а стук вышел молодой человек в подряснике, сообщивший некоторые сведения, одни из них (о переезде общины) уже изложены выше. Из прочих любопытно было сообщение, что возглавляет общину старуха, а общая численность ее уже менее 20 человек, т.е. минимума, требуемого действующим законодательством о культах и, таким образом, часовня не закрывается лишь по долготерпению властей. Федосеевцы - соседи предлагали филипповцам объединение или хотя бы помощь, но те решительно отказались. Служба совершается только под праздники, начинаясь около полуночи и оканчиваясь к 6 часам утра; еще бывают отпевания для тех филипповцев, кого удается привезти сюда из других городов (община филипповцев все еще теплится в Кимрах). Всего по стране их осталось едва ли более сотни. На вопрос о том, не волнует ли их, что к 2000 г. ни одного филипповца уже не останется на Земле, юноша возразил, что у него нет уверенности, останется ли сама Земля к этому сроку.

Затем он стал изрыгать хулы на православие, заявив, что все православные филипповцам — враги, ибо жгли его единоверцев, а насчет заповеди Христа "любить врагов" рассудил, что врагов любить можно, а еретиков, каковыми являются все, кроме членов филипповской секты, необходимо исключительно ненавидеть. "Мы с вас клятв-то не сняли!" — повторил он известный ответ части современного старообрядчества на деяние Собора 1971 г. и прекратил дальнейшую беседу. Впоследствии нам довелось узнать, что этот молодой искатель истины пришел на Преображенку из художников, состоял сначала в православных, затем сменил поморцев и федосеевцев, пристал к филипповцам и, наконец, был осужден по обвинению в краже икон из этой часовни, из-за чего ее едва не закрыли.

В 1990 г. представителям государственной власти был сдан ключ от часовни; однако община еще неформально существует.

Литература

1.  Москва. Памятники архитектуры XYIII— 1-й трети XIX в. М., 1975. С.345.
2.  Синицын П.В. Преображенское. М., 1895. С. 135, рис. между с. 134 и 135.
3. С-н А. Прогулка на Преображенском кладбище в Москве. М., 1879. С.5.
4. Всероссийский старообрядческий календарь на 1910 г.
5.  Пигалев В. Баженов. М., 1980. С.218.
6. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной  охраной.  М., 1980. С.50.
7. Русакомский И.К. Ансамбль за Преображенской заставой // Памятники русской архи-
тектуры и монументального искусства. М., 1985. Вып.2. С. 148—170. * 8. Снегирев В.А. Готическая часовня на Преображенском кладбище в Москве // Архитектурное наследство. М., 1959. № 9. С.186.


Не приемлющие священство, но признающие брак, старообрядцы Поморского согласия

ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ на Преображенском кладбище
Преображенский вал, 25 (восточная часть Никольского храма)

В 1695 г. дьячок Шумского погоста Даниил Викулов (ум. в 1734 г.) основал на реке Выг скит и был в нем настоятелем около 40 лет. Здесь и возник первый беспоповский, или даниловский толк. Особенность его состоит в учении об антихристе, начале его духовного царства со времени кончины последних священников дониконовского рукоположения. Таким образом, с ними прекратилось и совершение таинств. Иерархи новые не признаются не потому, что почти все они уклонились от благочестия, но из-за того, что совместно с гражданской властью воздвигли неслыханное гонение на старую веру и изрекли клятвы, по их мнению, на само святоотеческое учение. За Государя же, согласно поморам, молиться также не следует, ибо и он есть отступник от правой веры. За отсутствием священства крестить, исповедывать и совершать мелкие требы могут непосвященные, даже женщины. Но брак совершаться не может, и поэтому все должны жить девственно. Для распространения поморского толка многое сделали два брата, Андрей и Семен из рода князей Мы-шецких. Хорошо образованные, красноречивые, обладающие писательским талантом, разъезжали они по России и заводили повсюду связи. Братья оставили множество своих сочинений. Андрей умер в 1730, Семен в 1740 г. Благодаря им скиты на Выгу достигли благоденствия. В 1738 г. поморцы под угрозой разгона общины приняли молитву за царя. В 1830-е гг. Выго-Лексинская община была сильно ущемлена в правах, а в 1850-е гг. закрыта (ср. ее панегирическую "Историю Вы-говской старообрядческой пустыни, по рукописи Ивана Филиппова". СПб., 1862 г.).

Первоначально отрицательное отношение к браку среди поморцев было поколеблено в конце XVIII — начале XIX в. с появлением защитников брака (московская монинская община), а также "полубрачных" даниловцев, рекомендовавших безбрачие, но вступлению в брак не препятствовавших.

Поморский толк старообрядцев — древнейший среди беспоповцев. Первоначально отрицавшие брак, они впоследствии раскололись на "старопоморцев" и появившихся в конце XVIII в. в Москве "новопоморцев", брак узаконивших.

"У поморцев явилось признание к семейной жизни. До чумы 1771 г. в Москве жило 5—6 семейств поморского согласия, которые приняли участие в браке и молитву за царя, что поставило их в неприязненное отношение к федосеевцам. Лет 5—6 после основания Преображенского кладбища Василий Емельянов обратился к единомышленникам с просьбой поставить свою общественную молельню.

Благодаря  дружным пожертвованиям богачей, на предложенной купцом Мониным земле во  2-м квартале Лефортовской части вскоре появилась  деревянная Покровская молельня. Новая община приняла выговский устав, расширила учение о браке и организовалась по правилам Денисова. В 1812 г. 1 часовня сгорела. На новую часовню потекли богатые вклады купцов, и вскоре благодаря им выросла каменная Покровская часовня в два этажа. Число призреваемых при часовне перевалило за 100 человек - число прихожан составило более 4000. В 1821 г. наставником часовни был Антип Андреев. Он организовал хор по правилам Даниловского монастыря, что и приносило главный доход. В 1826 г. прихожан Покровской часовни было до 6000 человек, а призреваемых до 200. Когда начались притеснения старообрядцев, в 1828 г. молельню уничтожили, а землю ее передали наследникам Монина. За взятку полиция дозволила увезти иконы и утварь в домашнюю молельню купца Гусарова. Призреваемых разместили у купцов Гусаровых и Рудаковых. Община после закрытия общественной часовни, однако же, не распалась, Богатые купцы имели свои домашние молельни — это законом не воспрещалось.

Еще при Александре I было 15 домашних моленных у разных купцов: в Лефортовской части — у Гусарова, Зенкова, Шмакова, Соловьева, Носова, Бавыкина, Панкратова; в токской части — у Макарова, Прокофьева; в Мещанской части — у Беляева; в Срегенской части —у Ефимова; в Пресненской части - у Панфилова. Все 15 молелен имели богатые иконостасы, ценные украшения и ограничивались семейными кружками, когда были полны народа. В 1827 г. их прихожан считалось до 7000. Андреев вызвал двух помощников и стал иметь в подручных двух монахов.

Купец Грачев, лишившись единственного сына, построил молельню на поминовение его во 2-м квартале Лефортовской части, при ней жили призреваемые и их наставник Сергеев. Сергеев же, восстав против "наречного" пения, введенного Андреевым, и ввел пение "хомовое", на "о" — по протопопу Аввакуму. Партия Сергеева отделилась от Покровской часовни из-за пения. В1843 г. община возросла до 9000 человек.

Прихожане же распались на мелкие партии. Каждая из партий открыла моленные: 1) в доме богача Морозова в Яузской части; 2) в его же доме в Лефортовской части, где богослужение отправляла крестьянская девка Дарья со старухами; 3) на фабрике Морозова в селе Зуеве; 4) в доме купца Соколова в Лефортовской части; 5) в доме купца Зайцева в Рогожской части. С историей Покровской часовни связаны так называемые "Дружеские известия" — собрание документов к несостоявшемуся соединению федосеевцев с поморцами брачного согласия" (1).
"Церковь выстроена в 1792 г., в 1854 г. сделана единоверческой — 3 апреля освящен в левой части трапезной придел св.Николая, 2 июня 1857 г. — главный Успенский. 16 мая 1866 г. открыт единоверческий Никольский монастырь. В 1932 г. в трапезной Успенского храма устроен придел, но очень скоро после этого здание перестало быть православною церковью" (3).

"В настоящее время (1971 г. — П.П.) самой крупной организацией поморцев является Высший старообрядческий совет в г.Вильнюсе. Общины, признающие руководящую роль этого Совета, распространены в Литовской ССР, Белоруссии, России и др. республиках, в том числе несколько общин находится на территории Польши. Кроме общин, принимающих руководство Высшего старообрядческого совета, есть и обособленные поморские общины. Наиболее крупными из них являются рижская Гребенщиковская и московская" (2). Председателем московской поморской общины в 1985 г. состоял Ф.СКукушкин.

До 1917 г. поморцы брачного согласия имели в Москве два храма и одну домашнюю моленную. В 1920-е гг. общине из Токмакова переулка удалось перебраться на Преображенское кладбище, где им продали (!) часть своего храма проворовавшиеся обновленцы. Здесь они и закрепились поныне.

"В апреле 1919 г. присоединилась 1 община — Переведеновская, бывшая Любушкинская. В начале 1930 г. она переехала в переднюю часть храма св.Николая бывшей федосеевской мужской богадельни, куда перенесли и часть доныне сохранившихся икон" (9).

"Церковь Николы (соборная часовня) с колокольней, архитекторы В.И.Баженов (?), Вивьен; 1790-е гг.; 1857 г. стоит на государственной охране под № 169а" (7); "Успенская церковь выстроена по плану и фасаду Царицынского дворца" (4). "Церковь выстроена ИА.Ковылиным как моленная федосеевцев, на мужском дворе федосеевско-го богаделенного дома" (5).

"В 1854 г. мужчины-федосеевцы были отсюда удалены, и внутри освящен единоверческий придел Николая Чудотворца. В 1857 г. пристроены новые абсиды и алтари в них, ранее отсутствовавшие, и затем освящен главный придел Успения — службой руководил митр. Московский Филарет. В 1866 г. Успенская церковь вошла в состав Никольского единоверческого мужского монастыря. В 1876—1879 гг. с запада была построена вторая, новая колокольня" (6).

Вскоре после 1917 г. монастырь был закрыт, а храм захватили обновленцы. "В 1922 г. Успенская церковь попала в руки обновленцев. Главную часть храма они отдали (продали. —П.П.) старообрядцам, которые отгородили стеной свое помещение, а себе оставили трапезную с Никольским престолом. В 1923 г. в правой южной стороне трапезной был сооружен придельный Успенский престол. С уходом обновленцев храм не перестраивался" (8). Вход в поморскую общину ныне с севера главного храма. Внутренность ее содержится благолепно, тут имеется множество древних икон. Богослужение по субботам, воскресеньям и на праздники. Освящается храм только свечами. Как уже указывалось выше, православная часть и весь комплекс Никольского единоверческого монастыря описаны подробно в части "Кремль и монастыри".

Литература
1.  Вишняков А. Старообрядческая Покровская молельня и  Филипповская  часовня в Москве. СПб.,  1865.
2. Катунский А.Е. Старообрядчество. М., 1971. С.50.
3. Рукопись Александровского, № 671.
4. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С.428.
5. С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском Федосеевском кладбище  i Москве. М.,  1879.
6. Синицын П.В. Никольский единоверческий монастырь в Москве. М.,  1896.
7. Памятники архитектуры Москвы, состоя-
щие под государственной охраной.  М., 1980. С.50.
8.  Овсянников В. Юбилей Никольского храма (к 175-летию основания)  // Журнал Московской патриархии. 1966. № 3. С.22—26.
9. В.В.,  Л.В.  Глава  из истории  поморского брачного согласия // Старообрядческий церковный календарь на 1988 г. Рига. 1988. С.64—66.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования