Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Житие блаженного владыки Маштоца [агиография]


 Житие блаженного владыки Маштоца

В 6100 г. от сотворения мира по [летосчислению] 70-ти толковников, сиречь в 646-ом году римского и 342 (893) нового армянского календаря [1], я закончил сию небольшую рукопись, в. канун 5-го апреля и 16-го числа месяца хротиц, в Великий четверток, в шестом часу, в царствование в Армении Смбата [2], сына Ашота [3] из рода Багратуни, в патриаршество владыки Георга Гар-иеци [4]. В [сей] год разрушился от землетрясения город Двин [5], многие умерли и церкви обрушились. Это случилось из-за безбрежных, как море, наших грехов.

Рукопись сия закончена на Севане, острове большого озера: Геха [6], мною собственноручно, недостойным монахом Степаносом, учеником трижды блаженного святого отшельника Христова владыки отца Маштоца. Благородное, праведное течение его жизни,, начиная с детских лет и до сего дня, когда завершена эта рукопись, я не могу полностью описать, но кратким словом поведаю вам [о нем], чтобы вы, узнав о немногом, загорелись бы рвением-идти его стезей.

Муж сей происходил из священнического рода [7], был уроженцем села Егвард [8], наследия монастыря святого Теодороса [9]. С ужесточением гнета арабов над областью отец его в отроческом возрасте покинул [эти края] и отправился странником в область. Содк [10]. Там он поселился и женился, [там] и родился прекрасный голубь Христов, о коем моя речь, там [родились] также его братья, и сестры. [Отец] стал обучать своих сыновей, приобщая их к учению Священного писания, ибо сам был священником. После его смерти отрок Маштоц примкнул к монахам и ему посчастливилось, попасть к черноризцу по имени Теодорос [11]. Он учился в монастыре, именуемом Макенис, в области Гехаркуник [12], постиг священные книги и [познал] их божественную силу. Затем был рукоположен в священники. Отрок отличался любознательностью и был любим взрослыми. Милостью Божьей, и по вдушению Духа святого и по доброй воле своей он [душой] воспарил с журавлями к небесам, отказался от суетных наших нужд, изнуряя себя сухоядением, ведя воздержанную, суровую, беспорочную и праведную жизнь. С детских лет он упражнялся в постах, молитвах и бдении, многих превзошел своим терпением и многих обрел для Христа.

И вот он поселился на этом острове, решив уединиться в названном месте и вести подобную жизнь. И, покинув любителей почестей и хулы, многих освещал своим [сиянием] и склонял к. добродетельному образу жизни тех, кои могли быть сброшены случайными ветрами в лощины и пропасти погибели. Но он не желал подобного; он поселился на пустынной скале этого острова,
;где, понуждаемый горячими мольбами госпожи Мариам Сюнеци [13], мудрый и рассудительный, любящий уединение [тишину], основал причет. И она собрала монашескую братию во [спасение] души супруга своего, князя сюпикского Васака [14], умершего подобно закатившемуся солнцу. И [Маштоц] покорился ее мольбам. Уверовав, что такова воля Божья, он сказал: "Не могу я противиться". Он построил монастырь и, собрав братию, учредил монашеский устав. И украсил [монастырь] множеством заповедей, прекрасной утварью, и по милости Христа изо дня в день все больше посвящал себя служению благочестия. Он столь жестоко истязал свою плоть, что отказался даже от фруктов и воды. И удивительным было то, что он во всех делах преуспевал. Ибо денно и нощно он творил, не нарушая ежедневную молитву, не изменил своему пристрастию к чтению священных книг, но предавался [этому] и наставлял всех следовать тому же. Он претерпел много от коварства и различных козней ложных братьев и [все] переносил с терпением Христа; и не только от ложных братьев, но и от внешних знатных и незнатных [людей], ибо всех их напускал на него дьявол, однако он мужественно переносил все, уповая на Христа. При столь великом воздержании он был кроток и смирен, жизнерадостен, рассудителен, благолеп и статен, находил утешительное слово для удрученных, в советах был силен, для сильных был грозен, любил молитвы и за день и ночь исполнял девять канонов.

Поведаю вам также о милости, оказанной ему [Богом]. Он жаждал дара великого света Христова и долгое время мечтал, просил [об этом] в молитвах у Бога. И вот в те дни, из-за мятежа каких-то разбойников на берегу большой реки, именуемой Курой, армянский правитель Ашот Багратуни двинулся в страну Грузинскую. Покончив миром с этим делом, он пустился в путь к берегу озера и, прибыв, расположился в местности, именуемой Банакет [15], против острова. Он горячо желал видеть Маштоца. Увидев друг друга, оба очень обрадовались. Благочестивый князь Ашот, позже ставший царем, горячо полюбил его и принял с почестями. Он подарил блаженному отцу Маштоцу вечный свет, посланный ему греческим царем Василием [16]. Поднявшись, [Маштоц] со слезами принял святой крест дивной работы, тисненный золотом и украшенный жемчугами. Взяв, он приложил его к своим глазам и поцеловал. А князь наклонился, поцеловал его руку и славное лицо. Они долго беседовали о нашей вере и многом другом. После чего распрощались друг с другом. Князь продолжил свой путь, а он возвратился в свою пустынь. Он взял [с собой] сей великий дар, который 10 лет [17] находился в этих монастырях, построенных во имя святых апостолов. Сподобившись этой великой милости, он .преисполнился еще большей благости, ибо за два дня он съел немного бобов, а хлебом и водой для него было лишь то, что он вкушал от тела и крови Господа.

И в год сей, когда мной составлена эта маленькая запись, ему около 60-ти лет. С тех пор, как он отказался от пищи и всех прихотей плоти, прошло 33 года, а постройкам этих мест [исполнилось] 22 года.

[Христос], надежда ратоборствующей силы [Маштоца] за истинных верующих, еще более укрепит его в исполнении благого дела и да дарует [Маштоцу здоровье] в отведенных ему годах жизни, пока он не сподобится уготованного ему царствия.Такова история его жизни, которую я поведал правдиво и кратко, оставив в стороне трижды большее, дабы [все это] не показалось вам невероятным. Но рассказанное мною истина, ибо я писал, узнав не по слухам, а сам был очевидцем всего. И вы подобно этому разузнайте о многих его добродетелях и следуйте его примеру. Молитвы сего святого да пребудут в нас и вас, и чин святых апостолов своим преблагим и близким попечительством да сохранит сей монастырь, построенный во имя их святым отцом Маштоцем, и да защитят они нас от всяческих бедственных опасностей и многоразличных козней дьявола, дабы, исполнив волю Божью, все мы до единого достигли вышней цели — царствия Христа, Бога нашего, которому подобают слава, власть и честь, ныне, присно и вечно.

 Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 88—92. См. там же; с. 92—96; Арарат, 876, с. 17—19.

1.  Новый, или Большой, армянский календарь — так назывался подвижный календарь, первый год которого начинался с  11-го июля 552  г.  В  отличие от него  календарь,  составленный  Ованесом Саркавагом,  был неподвижным и назывался "Малым календарем" (см. Б.  Туманян.  Настольный календарный указатель. Ереван, 1965, с. 13—38; на арм. яз.).

2.  Смбат — Смбат I (891—914), преемник Ашота Багратуни.

3.  Ашот Багратуни —с 855 г. правитель Армении.  В 885—891 гг.—царь. Основатель Багратидского армянского царства (885—1045).

4.  Георг Гарнеци, или Геворг Гарнеци,— армянский католикос (877—897).

5.  "В  сей  год разрушился от землетрясения город Двин"...— согласно  армянским историографам Ованесу Драсханакертци  и  Товме Арцруни,  во время землетрясения 893 г. средневековая  столица  Армении город Двин  был разрушен до основания и превратился в груду развалин, погибло более 70 000 человек (см. Ованес Драсханакертци. История Армении, с. 162—163).

6.  Геха—древнее название озера Севан.

7.  Согласно Степапосу Орбсляпу, отца Маштоца звали Григор (см. История Сюшжского края, с. 173).

8.  Егвард — в древности поселок в Айраратской провинции, в области Арагацотп. Впервые упоминается как вотчина армянского католикоса Мовсе-са II (VI в.). Ныне селение с тем же названием в Наирийском районе Армении

9.  Монастырь  св. Теодороса, пли  Сурб  Зоравор, был  построен в конце VII в. Грпгором Мамиконяном. Замечательный  памятник архитектуры, есть и поныне.
10.  Область Содк — современное село Зод Варденисского района.

11.  Согласно Стспаносу Орбсляну,  учителем  Маштоца  был не  Тсодорос, а настоятель  монастыря  Макенеац  вардапет  Степанос;  "[Отец]  отдал его в ученики  к св.  отпу  [монастыря] Макенис Степаиосу" (История Сюипкского края, с.  173).

12. Область Гехаркуни, или, правильнее, Гехакуни,— соответствует современным районам Камо и Мартуни Республики Армения.

13. Мариам Сюнеци— княгиня Сюника, дочь царя Ашота I. Со своими сыновьями поселилась на Севане. Во время похода Юсуфа бежала и, i раследуемая его отрядами, в 911 г. скончалась по дороге в Гардмап (см. Степанос О-белян. История Сюникского края, с. 169—174).

14.  Князь Васак — сын Григора Сюпана, правителя Сюннка и Сисакана (см. Степанос Орбелян, там же).

15.  Банакетх — буквально — стан, военный лагерь.

16.  Василий — речь идет о византийском императоре Василии I (867— 886), основателе Македонской династии.

17.  Согласно второй редакции, восемнадцать  лет (Памятные записи рукописей, с. 95).


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования