Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Житие св. Григора Татеваци [агиография]


Житие и память блаженного трижды великого непобедимого
св. Григора Татеваци [1],
ученика великого вардапета армянского,
светозарного вардапета  св. Ованеса  Воротнеци

Преисполненный неизреченной милостью Духа, святой и блаженный вардапет Григор был сыном благочестивых родителей. Отец его, по имени Саргис, происходил из Каджберуника, из города Арчеша, а мать была из селения Парби [2]. Из-за гнета неверных они перебрались в Сюник и поселились в области Вайоцдзор. [Мать его], заимев детей, [со временем] перестала рожать. Но дети отошли к Богу, и они остались бездетными. Тогда, возложив свои упования и надежду на Бога и взяв себе в заступники Григора Лусаворича нашего, они с молитвами и смиренными мольбами обратились к Всевышнему и просили подарить им чадо. Слышащий же молитвы и исполняющий просьбы Господь наш Иисус Христос, который исполняет желание имеющих страх Божий, внял молитвам своих рабов и по ходатайству Григора Лусаворича дал им сына. И вот однажды блаженная мать святого увидела во сне державшего в руках погасшую лампаду св. Лусаворича, который сказал ей: "Бог услышал молитвы твои и по заступничеству моему дал тебе доброго сына. Возьми эту лампаду и держи при себе. Ибо дитя, которое родится у тебя, зажжет сию потухшую лампаду истинной веры". Проснувшись, она в страхе вознесла хвалу Богу и с радостью поведала своему мужу о видении. Они были [удивлены] и не могли понять, кем же должен стать ребенок и каким образом он зажжет светильник. И мать зачала. Когда же наступило время разрешения [от бремени], родилось исполненное благодати дитя, которого при крещении назвали Григором. Как только ему исполнилось семь лет, [они] стали его обучать Св. писанию. [Учеба] длилась семь лет. С каждым годом в нем все более проявлялся Божий дар. Он совершил множество чудес в детстве, о чем записано в его полной истории. К четырнадцати годам отрок Григор, на которого снизошел Божий дух, отличался столь высоким и плодоносящим умом, что к нему за пояснениями [книг] Св. писания обращались даже вардапеты, и он давал им ответы прекрасными толкованиями. И случилось как-то быть им в городе Тифлисе. Там он встретился с великим армянским вардапетом, учеником велико-то Есаи [3]. Увидев отрока, с горячей любовью изучавшего Божественное писание, св. Ованес [Воротнеци] взял его к себе в ученики. [И с тех пор] на протяжении двадцати восьми лет он как наставник воспитывал и обучал его.

Он повез его с собой в город Иерусалим, где ступал Господь, я там возвел его в чин безбрачного священника, [после чего Григор] еще более исполнился благодати Святого духа. И прибыв в область Екелеац, что в Ерзнка [4], [Воротнеци] вручил ему вардапетский посох. Оттуда божественный вардапет Ованес со своими учениками возвратился в свою область. Вокруг него собралось множество вардапетов для просвещения народа армянского [5]. Ибо знаниями своими он превзошел ученнейших людей всех народов. Блаженный великий вардапет Ованес в 807 г. нашего летосчисления [1358 г.] [6] поручил вардапету Григору толкование Божественных сочинений, соответствующее вардапетской степени, дабы дать ему право, власть и посох архимандрита. В тот же год он захворал и понял, что должен переселиться в неизреченный свет.

Тогда он призвал к себе своих учеников и благословил их духовным и Божественным благословением. Григора же поставил над всеми учителем и поручил ему свою паству, а его соученика Ованес а Арчишеци велел посвятить в высщий вардапетский сан и отправить в его край. После этого святой и блаженный вардапет Ованес Воротнеци отошел ко Христу [7]. Да будет благословенна его память. После его смерти с согласия всех на вардапетскую кафедру возвели великого Григора, приводившего в изумление ангелов непостижимым подвижничеством, совершенной мудростью и неиссякаемым наставничеством. У учителя были две школы в Еринджаке [8], и два года преподавал он, занимая [там] вардапетскую кафедру. Но затем со своими учениками отправился в св. обитель, в прославленный и благодатный престол апостола Евстафия [9] во владении Орбелянов, к армянскому князю Смбату [10], сыну Иванэ и внуку Буртела. Здесь он также набрал множество учеников и просвещал народ наш истинной верой. Правильным наставлением и поучением он раскрывал труднопостижимые мысли книг Св. писания. Ибо светлой мыслью и крыльями всесвятого Духа взлетал и возносился он к духовному саду и Божественным сочинениям, по данной ему милости Божьей выявляя глубины сокрытого. И точно пчела, летающая над многоразличными цветами в далеких краях и приносящая сладкий нектар и целебное зелье, святой вардапет Григор Татеваци Божественной мыслью проникал в Ветхий и Новый [заветы] и собирал Божественное. Отделяя также полезное из внешних наук, он сплел светлые венцы и возложил на головы отроков церкви как крепкий щит против иноверцев. Постоянно получая его от Христа, он неустанно обучал и просвещал армянскую церковь. Точно сияющее полуденное солнце сверкал он тысячами лучей. К нему приходили греческие и латинские риторы, слушали его речи, преисполненные беспредельных знаний, которые как неиссякаемый источник лились из его уст. Мудролюбы поражались и дивились этому. Ибо мудрость его была совершенна, а знания — необозримы. Во время проповеди Григор приводил всех в восхищение своей сообразной речью и ораторским искусством. Он обладал мыслью Иоанна Евангелиста; взлетая, возносился к небу и святой душой своей обозревал заповеданное перво-пророками — и Слово Господнее св. Евангелия, и блаженных апостолов, и первых св. богословов. Он написал множество сочинений для церкви, сиречь: "Великое вопрошение" [11], Толкование сочинений Аристотеля — "Категорий", "Периармениаса" (Об истолковании), "О добродетели", "Введения" [12], [а также] Толкование "Книги ученых бесед" [13], Выборочное толкование псалмов, Выборочное толкование "Притчей", "Песни песней", "[Книги] Премудростей". "[Книги] Еклесоиаста". "Леший том" [14], "Зимний том" [15], Толкование "Книги Иова", Выборочное толкование Евангелия от Иоанна, Толкование сочинений Аристакеса и [Искусства] письма Георга [16], Толкование книги "К тем" [17], "Малого вопрошения Георга", Выборочное [толкование] Евангелия от Матфея, Выборочное [толкование Книги] Исайи, "Книгу Златочрев" [18] и сочинение "О правилах посвящения в сан архимандрита".

Он написал также множество других сочинений, о которых мы здесь не упомянули, но по которым учатся по сей день и проповедуют по ним вардапеты церкви. Его называют вторым Иоанном Златоустом и Григорием Богословом за то, что он, видя нашу слепоту, поучал всенародно. И даже старца, сидящего рядом, он мог одарить хлебом или яблоком. Блаженны видевшие и слышавшие его. Вид его был грозен и прекрасен. Он строго постился и любил святость, имел благообразное лицо, слезообильные глаза и высокий рост и был так великолепен и столь [щедро] одарен милостями, что [ученики] сравнивали своего вардапета с Господом нашим Иисусом Христом. Великий и всеармянский учитель Григор был исполнен светозарного дара св. Духа. Он стал вторым просветителем армян и совершеннейшим богословом над всеми мудрецами, древними и новыми вардапетами. У него было много учеников, имена которых суть: Мхитар из Татева [19], Ованес из Ехегнаванка [20], Галуст из Сюникского селения Вахнду [21], Акоп Бостаци [22], Григор Араратеан [23], Григор [24] и Маттеос, [оба] родом из Джуги, Закария Астапатци [25], Егия Мецопеци [26], Ованес из монастыря Вагаид [27], Унан из Шамахи, Оващес из Кармир Капаиа [28]. И трое из его учеников были из других краев — Маттеос Ухеци из св. обители Гандзасар [29], Мкртич из Пайтакарана и Степанос из Гахавежа [30]. [При нем находилось] также множество священников, числом более пятидесяти человек.

Он начал обучать их сочинениям внешних философов и с совершенной мудростью, выявляя, раскрывал скрытый смысл сокровищ. И приводил всех в большее изумление, чем эллинские философы. А затем [разобрал с ними] четырнадцать посланий апостола Павла и "К тем" Григория Богослова.

Настоятелем св. престола апостола Евстафия был кроткий, избранный уже во чреве св. епископ владыка Аракел [31], вардапет и великий философ, племянник великого армянского вардапета. Он обладал божественной мыслью и почитал все добродетели.

И двенадцать [святых] братьев, ученики великого Саргиса, после смерти своего вардапета отправились учиться к великому вардапету Григору. Вот их имена: Акоп, Маргарэ, Ованес, Мкртич, Карапет, Мелкисет, Саргис, Маттеос, Карапет и Тума [32]. И он целый год [33] утешал их Божественным писанием. Но затем учитель Григор из-за гонений неверных покинул Сюникскую область и, взяв с собой всех своих учеников и вардапетов, отправился в Арчешскую область. Он поселился в богоугодном св. Мецопском монастыре у смиренного и проповедовавшего Слово Божье блаженного мужа Божьего вардапета Ованеса. Вардапет Ованес со всеми своими учениками вышел встречать [духовного] отца своего и, сопроводив его в свою пустынь, дал ему с учениками отдохновение от многотрудного [пути].

В сей год было завершено строительство церкви св. Богородицы, начатое в 851 [1402] и законченное через семь лет, в 858 году [1409], во славу Христа, Бога нашего. И когда туда прибыл великий учитель Григор, слава его разнеслась по всей стране. Многие вардапеты и монахи собрались вокруг него, как апостолы вокруг Христа. Он начал наставлять и просвещать Божественным учениям, как спаситель наш Иисус, который, восседая на Масличной горе, [просвещал] апостолов учением о блаженной [жизни]. А св. вардапет Ованес, преисполненный неизреченной радости, ликовал и пекся обо всем необходимом. И, [обращаясь с молитвой] к Христу, говорил: "Господь мой Иисус, я почтил твою мать, ты же почтил меня вместе с вардапетами и духовными отцами моими, писцами и истинными учениками-подвижниками. И в день освящения храма твоей матери послал их [мне]. Чем отплатить тебе за это? Ничего нет у меня, бедняка. Мы можем лишь благословить и восхвалить всесвятую Троицу и Мать Единородного за то, что ты удостоил меня увидеть завершенным строительство церкви". А блаженному вардапету Григору в Мецопском монастыре ночью было во сне видение, будто перед св. Григором положили трех мертвецов, обернутых в саван и окованных по рукам и ногам нерасторжимыми цепями. И он, обратившись к ним, сказал: "Кто вы такие? И почему вы в оковах?" И они ответили: "Мы осужденные и отлученные католикосы -раскольники. Молим тебя во имя любви Христовой, вели снять с нас проклятие великого католикоса, наследника [престола] Григора Лусаворича". Проснувшись, он стал горькими слезами оплакивать их отлучение, затем послал приветственное письмо католикосу Акопу, и тот созвал большой собор вардапетов и снял с них проклятие.

И великий вардапет Григор благословил соученика своего Ованеса со всеми питомцами. А через несколько дней, взяв своих учеников, он отправился преподавать из области в область по стране Армянской. К нему присоединился вардапет Ованес со своими учениками. Многих из раскольников он обратил к истинной вере, следуя в истолковании Ветхого и Нового Божественного писания первым святым отцам-богословам. С помощью внешнего философского искусства он заткнул рот еретикам. И они, вновь став на путь истинный, пали в ноги учителю Григору и молили его об отпущении грехов и прощении. Он написал письмо католикосу, и тот снял с них проклятие. [Григор] проповедовал также среди иноплеменных и приводил им множество свидетельств из арабских сочинений, в которых ясно говорилось, что Христос — истинный Бог, и многие уверовали в Христа и были крещены. На протяжении всей своей жизни он проповедовал неверным Евангелие Христово, [доказывая], что [вера их] лжива и обманчива, и всегда неустрашимо и смело осуждал их. Но никто из неверных не осмеливался дотронуться до него хотя бы пальцем — ни князья и ни подданные. Ибо они воочию видели чудесные знамения, творимые через него Богом. Возложением руки он лечил хворых, чтением Евангелия в тот же час именем Христа исцелял страдающих от разных дурных болезней и изгонял бесов. Он безбоязненно излечивал не только христиан, но и неверных. И все неверные любили его и называли святым. И испытывали трепет перед его внушительным видом. Ибо, будучи живым, он умерщвлял плоть свою постами и молитвами и был украшен всеми чистыми добродетелями. Нательной и верхней одеждой ему, как и его ученикам, служила власяница, подпоясанная веревкой. Они не стяжали ни серебра, ни золота. И никто не имел двух одежд. Если же кто-нибудь получал подношение, в тот же час раздавал нищим. Они наполнили себя священными сочинениями и воспламенены были любовью к священному Божественному писанию.

Оттуда он отправился со своими любознательными учениками в благодатный свой престол св. апостола Евстафия и в течение восьми дней отдыхал. А затем призвал к себе своих учеников и в торжественной обстановке вручил им [вардапетский] жезл, [предоставляющий им] право проповедовать по всей земле Евангелие Христово не только христианам, но и всем иноверцам. Он учил их никого не бояться и не утаивать мыслей Св. писания, а открыто проповедовать истину. "На протяжении всей своей жизни,— [говорил он],— изнуряйте себя постами и молитвами. Свой день проводите в кротости и смирении.  Вы обязаны пожертвовать своею жизнью за правду. И уста ваши да не изрекут никогда лжи". И много другого наставлял он делать или не делать. "Смело проповедуйте,— говорил  он,— истинное учение первых святых отцов в борьбе с противниками". И много другого назидательного завещал он своим ученикам. Когда же заболел, приказал литургию служить ученикам, а сам пел псалмы, на всем протяжении [пения] восьми канонов оставаясь на ногах. За всю свою жизнь он не знал ни дня отдыха. И вот св. вардапет истины Григор совершил животворящую службу Господу нашему Иисусу Христу. По окончании [службы] приступил к молитве и, вторично призвав своих учеников, благословил  и повторил те же наставления, сказав: "Вот призывает меня призывающий [всех] Христос, и настал час моей смерти. Я отправляюсь к заступнику моему, Григору Луса-воричу нашему и ко всем нашим вардапетам. Братья мои, кои были рядом со мной при моем подвижничестве, да причислит вас в будущей жизни Христос вместе со мной к сонму правоверных вардапетов, сидящих одесную Троицы, Единородного Сына Иисуса Христа". Сказав это, он приподнялся на подушке и произнес: "Славлю тебя, Христос Иисус, Слово Божье, в час мой пославший отдохновение от многих трудов". Вымолвив это, блаженный вардапет Григор Татеваци отдал Богу свою чистую душу, в праздник Первомученика Степаноса, в 859 [1410] году нашего летосчисления, во славу Христа, и отправился в Верхний Иерусалим к сонму ангелов последователь Григора Лусаворича, богослов — к богослову. И, подняв его святое тело, с псалмопением и благословениями положили в могилу в украшенном милостью [Божьей] и всехваленном престоле св. апостола Евстафия. [Его могила] по сей день совершает много чудес. Память его да будет благословенна. И да смилуется его молитвами Господь наш Христос над нами и над всеми христианами, особенно же над получателем сего сочинения.

(1) Айсмавурк.  Константинополь, 1730,  27-ое  апреля

1. Григор —в  тексте встречается в  форме  Григор, Григорис, Григориос.

2.  Парой — по сей день селение в Аштаракском районе Армении с тем же названием.

3.  Есаи — имеется  в  виду  Есаи  Ничеци,  ректор  Гладзорского университета.

4.  ".„Екелеац, что в Ерзнка..." — в древности область в Высокой Армении, ныне район Эрзинджана в Турции.

5.  В тексте "Народ айказян", по имени легендарного прародителя армян Айка.

6.  Здесь явная описка. По этим подсчетам Григору Татеваци в это время было 12 лет. У Товмы Мецопеци: "Великий вардапет Ованес в 835 г. [1386] дал ему подготовить [толкование] Божественного писания для получения вар-дапетской степени" (История Тамерлана и его преемников, с. 55).

7.  Ованес Воротнеци по одним данным умер в  1386 г., по другим— в 1388 г.

8.  Еринджак — недалеко от современного г.  Нахичевана. В  Еринджаке и Нахичеване находились центры униатов. Для более эффективной борьбы с ними Ованес Воротнеци  со своими учениками по приглашению вардапета Аста-патской монастырской школы перебрался в Апракунис, где он возглавил борьбу с униатами. Здесь, видимо, агиограф имеет в виду Астапатскую и Апракунис-скую монастырские школы. После смерти Ованеса Воротнеци два года Апраку-нисскую школу возглавлял Григор Татеваци.

9.  "...престол апостола Евстафия..."—имеется в виду Татевский монастырь, "Татев" является искажением имени Евстатеос.

10.  Смбат — сын Иванэ Орбеляна, по требованию сына Мираншаха, правителя Тавриза, отрекся от христианской веры. После покорения Тавриза багдадским султаном Ахматом Смбат отправился к нему на поклон и получил от султана разные привилегии и дары, в том  числе и селение Ангехакот. Был послан в Самарканд, но вскоре вернулся и с покаянием умер, согласно Товме Мецопеци, в 1421 году.

11.  "Великое вопрошение" — речь идет о сочинении Григора Татеваци "Кии-га  вопрошений" (См.:  Книга вопрошений, Константинополь, изд. Мехдеси Аствацатура, 1729).

12.  "Введение" — имеется  в  виду  "Краткий  анализ  Введения  в  Категории
Аристотеля" Порфирия. Это сочинение Григора Татевацч было издано в Мадрасе в 1793 г.

13.  Толкование Книги ученых бесед—книга Кирилла Александрийского (V в.) "Объяснение учения о воплощении сына Божия", которая была переведена на армянский язык в древности  (см. Г. Зарбаналян. Библиотека древнеармянских переводов, с. 510, 520, 522—523).

14.  "Летний том" — сочинение  Григора Татеваци (см.: Григор  Татеваци. Книга проповедей:  Летний том. Константинополь, тип. Абраама Дпира, 1741).

15.  "Зимний  том" — сочинение  Григора  Татевацн (см.: Книга  проповедей: Зимний том. Константинополь, изд. Абраама Дпира, 1740).

16.  "Искусство письма Георга" — имеется в виду сочинение видного литературного деятеля XIII в. Георга Скевраци, или Ламбронаци.

17.  "К тем" — речь идет о книге  Григория  Богослова.  Перевод названия книга принадлежит М. Тер-Мовсссяну (История перевода Библии на армянский язык. СПб, 1912; на рус. яз.).

18.  "Книга  Златочрев" — сочинение Григора  Татеваци (см.: Книга, называемая Златым чревом. Константинополь. Изд. Абраама Дпира,  1746).

19.  Мхитар из Татева — в армянских  памятных  записях 1406—1437  гг. упоминается  как  "великий  рабунапет",  "искусный ритор>, "местоблюститель престола"  (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 58, 292, 469, 653, а также примечание Л. Хачикяна к имени Мхитар, с. 741, примеч. 6).

20.  Ованес  из  Ехсгнаванка (по Товме  Мецопеци — Ованес Гермонеци) — ученик Григора Татеваци. О нем как об ученике Григора Татеваци упоминает в своей  памятной записи Ованес  Ерзнкаци (см.:  Памятные записи армянских рукописей XV в., ч.  I, с.  143). Относительно Ованеса Гермонеци см. также: К. Костанянц. Памятная запись Товмы Мецопеци. Тифлис, 1892, с. 51 и М. Ор-манян. Азгапатум, с. 2032).

21.  Галуст  из  Сюникского  селения  Вахнду, или  Галуст  Ваганднеци,— согласно предположению Л. Хачикяна, вардапет и писец, ученик Григора Татевацн, который в  1403 и  1406 гг. работал в Татеве, где переписал "Книгу вопрошений" и "Шаракноц" (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 684, примеч. 6).

22.  Акоп Бостаци — возможно, тот же Акоп Гохтнаци, который жил в селе Буст  (и мог также именоваться Акопом Бустацн или Бостаци), по заказу которого  Григор Татеваци  написал  свою  "Книгу  проповедей" (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 73).

23.  Григор  Араратеан — в  памятной  записи  "Шаракноца> 1406  г. упоминается  монах Татевского  монастыря,  заказавший  писцу Галусту переписать "Шаракноц", он и есть  Григор Араратеан (см.:  Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 60).

24.  Григор  Джугаеци — согласно  предположению  Л.  Хачикяна, тот  самый Григор, о котором упоминает Маттеос Джугаеци  в своей памятной записи к "Толкованию Евангелия от Иоанна" Григора Татеваци (см.:  Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 688, примеч. 33).

25.  Закария Астапатци — у Товмы Мецопеци — Аветис Астапатци.

26.  Егия — в армянских памятных записях упоминается некий вардапет Егия, который в 1407 г. в Татеве вместе с вардапетами Маттеосом и Григором переписал одно Евангелия  (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 76); возможно, он и есть Егия Мецопеци.

27.  "Ованес из монастыря Ваганд" — церковнослужитель монастыря Ва-гандн, в 1429 г. как свидетель подписал решение князя Бешкена о возвращении одного  Евангелия  Сюнаванку (см.:  Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 392).

28.  "Ованес  из  Кармир  Капана" — согласно памятным записям, Ованес, по прозвищу Кармир, ум. в  1410 г. в монастыре Саркаваганц  (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 112).

29.  "Маттеос Ухеци из св. обители Гандзасар" — у Товмы Мецопеци — Маттеос Ухтеци. Некий Маттеос Гандзасареци упоминается в памятной записи 1445 г.  (См.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 583) как слагатель "гандзов". По предположению Л. Хачикяна, жил в конце XIV или в начале XV в. (см. там же, с. 732, примеч. 39).

30. "Степанос из  Гахавежа" — согласно  Товме Мецопеци, Степанос Тавризеци.

31.  "Епископ  владыка Аракел" — речь  идет  о видном армянском  литературном деятеле и поэте Аракеле Сюнеци.

32.  О сверстниках Товмы, многие из которых стали видными деятелями армянской культуры, см. в предисловии Г. Овсепяна к "Жизни Товмы Мецопеци"  (Вагаршапат,  1914, с. 9; на арм. яз.). См. также: примечания к "Житию Товмы Мецопеци".

33.  "И он целый год..." —у Товмы Мецопеци — "два года"  (см.: История..., с. 34, 51).

Краткое жизнеописание Григора Татеваци

В сей день, 27-го декабря, преставился и почил трижды блаженный знаменитый рабунапет Григор, ученик Ованеса Воротнеци.

Чудесный муж Божий был армянином, родом же происходил из двух мест: по отцовской линии — из Каджберуника, а по материнской — из Айраратской области, селения Парби. Родился он в Грузии, в крепости Тмок [1] и был взращен родным братом своим в доме царя Давида [2].

Он был благообразным, любознательным и щедро одаренным отроком. И когда великий философ армянский Ованес Воротнеци вознамерился отправиться на поклонение святым местам в Иерусалим, он, видя преуспевание отрока Григора во всех науках, взял его с собой и сделал его духовным сыном [своим]: воспитывал в добре и обучал всей премудрости Св. писания и внешних философов. Он отправился с ним на могилу св. Лусаворича на горе Сепух [3] и дал его рукоположить в дьяконы. В честь св. Лусаворича его назвали Григором, и он именем и делами своими восполнил место того, просвещая светом мудрости народ наш армянский. Затем в Иерусалиме [Ованес Воротнеци] возвел его в священнический сан. И, вторично приведя к могиле св. Лусаворича, сделал вардапетом — приправляющей солью и светом Божьей обители. Вслед за этим он привез его с собой в Сюникскую землю и завещал после смерти своей стать во главе великого университета Есаи и занять место великого всеармянского рабунапета.

Он был чтим и уважаем властелином Тимуром и его сыном Мираншахом [4]. И армянский народ удостоился уважения чужестранцев благодаря сладкоречивым многомудрым речам великого Григора. Он написал ученнейшие послания ко всем народам, доказав правоверность армян; писал и назидательные речи, [блещущие] тонкостью и остроумием, и сделал народ армянский просвещеннее всех других народов.

Он упорядочил [также] чины и устав нашей церкви. Всечасно был занят чтением и толкованием Св. писания и, преклонив колени, неустанно творил молитвы. Нищелюбивый и страннолюбивый, щедрый на даяния неимущим, он прикрывал тело свое власяницей, имел кроткую душу и плодотворную мысль. Статный, с ясным лицом, гордой осанкой, со светлыми волосами, он всегда постился, был слезообилен, чтил [церковные] праздники, любил святых и [их] речи.

Умер он блаженной смертью в Татевском монастыре 27-го декабря и был похоронен в великий праздник апостолов Петра и Павла, и удостоился их звания и чести в 858 году [1409] во славу Христа, Бога нашего, благословенного вовеки, аминь. Память его да будет благословенна. Аминь.

 (2) Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 103—104.

1. Крепость Тмок — в области Джавахк, ныне Тмогви в Грузинской ССР.

2.  Давид — грузинский царь (1346—1360).

3.  Гора  Сепух — в древности  на  границе  областей Даранали  и  Екелеац, именовалась также Гоанам. Ныне Карадах (См.: С. Еремян. Армения по "Ашхарацуйцу", с. 80).

4.  Жирантах — сын Тамерлана,  был убит в  1408 г. Кара-Юсуфом.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования