Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Житие блаженного Григора Нарекаци [агиография]


Житие блаженного мужа Божьего Григора Нарекаци

Святой отец наш, богодарованный священник и монах Григор подвизался в Нарекской обители [1], что в Армении, в Васпураканской области [2], при ромейских царях Василии  [3] и  Константине [4], владевших Армянской страной, в царствование в Васпуракане в 983 г. благочестивого Сенекерима [5] из [рода] Арцруни и в патриаршество владыки Ваана [6]. Он был сыном [7] дочери брата отца [8] Анании, отшельника-учителя и настоятеля Нарекского монастыря, который растил и воспитывал блаженного Григора с его старшим братом, по имени Ованес [9], с детства обучая их Священному писанию. По смерти же брата [10] Григор один продолжал подвижничество на поприще добродетельных дел, с неутолимой жаждой предаваясь чтению.  Став обителью св. Духа и в совершенстве овладев даром  знаний, он по просьбе монашествующих братьев принялся за Книгу молитв и написал 95 речей, помимо которых мы  располагаем  также  следующими  сочинениями блаженного: "Историей животворного креста", дарованного царями и привезенного в Армению в Апаранский монастырь [11], посвященной упомянутому таинству. Он написал также "Похвалу" тому же святому кресту акростихом, после чего "Похвалу святой Богородице", о которой упоминает в настоящем произведении, а также "Похвалу всему чину апостольскому" и "Похвалу св. Иакову, епископу Низибинскому" [12]. Мы имеем и его краткое толкование Песни песней и проповеди на праздники таинства св. Духа, креста и церкви. В числе молитвенных сочинений — "Слово о Звонаре" и "О святом очистительном елее".  Все это он оставил церкви Христовой как живую память о себе, сам же покинул сей мир и удалился в город вечно живых, не завершив своего жизненного пути, а умерев здесь молодым. Пречестное тело его погребено в том же Нарекском монастыре, недалеко от церкви св. девы Сандухт. Молитвы его, зажегшие в сердце моем огонь, молю, Христос, услышь и по заступничеству святого отца нашего прими с миром и тебе слава вечная. Аминь.

Рук. № 1568, с. 119а-б

1. Нарекская  обитель (монастырь) находилась  в  Рштунике,  на  юге  Ван-ского озера.  Была построена  при католикосе Анании Мокаци (941—965).

2. Васпуракан — одна из самых больших провинций Великой Армении. Согласно "Ашхарацуйцу", как территориальное понятие возникло при втором разделе Армении в 591 г. (См.: С. Еремян. Армения по "Ашхарацуйцу". Ереван, 1963, (на арм. яз.). В 908 г. Гагик Арцруни отделил Васпуракан от Багратид-ского царства и провозгласил самостоятельным царством.

3.  Василий — речь идет о Василии II Болгаробойце (976—1025).

4.  Константин — имеется  в  виду  преемник Василия II. Царствовал три года (1025—1028).

5.  Синекерим (Сенекерим) —один из трех сыновей царя Васпуракана Абу-сахла Арцруни,
основавших после смерти отца  в  Васпуракане три самостоятельных царства. После смерти братьев Сенекерим стал единовластным царем всего Васпуракана (1003—1025).

6.  Речь идет о католикосе Ваане I Сюни  (968—969). Нерсес Ламбронаци ошибочно упоминает его как современника византийских императоров Василия, Константина и васпураканского царя Сенекерима Арцруни. Эта ошибка восходит к "Хронике" Маттеоса Урхаэци, которая в данном случае служила источником для Ламбронаци  (см.: М. Мкрян. Нарекаци. Ереван, 1955, с. 113: Григор Нарекаци, с. 171).

7. В другой редакции жития до этого имеется: "[Григор] был сыном Хосрова Андзеваци" (Григор Нарекаци. Книга..., с. 172).

8.  Подразумевается духовный отец.

9.  Помимо Ованеса, у Григора Нарекаци был другой брат, Саак, о котором он упоминает в памятной записи к "Толкованию таинства св. литургии" Хосрова Андзеваци: "Итак, первый список этой св. книги в 399 [940] году армянского летосчисления был сделан рукой Саака, сына владыки Хосрова, толкователя сей книги".

10.  Как  замечают  издатели  Григора  Нарекаци,  Нерсес  Ламбронаци  ошибочно полагал, что Овансса не было в живых, когда писалась "Книга скорбных песнопений". Ламбронаци  не обратил внимания на  памятную  запись Григора Нарекаци к "Книге...", где поэт восторженно говорит о выдающихся способностях брата и подчеркивает, что писал "Книгу..." при его активном участии  (см.: Григор Нарекаци, с. 170—171).

11.  Апаранский монастырь, или Апаранский монастырь св. Креста, находился в Мокской области. В истории упоминается с X в., в состав этого монастыря входила церковь св. Богородицы, в честь освящения которой и написал Григор Нарекаци "Историю Апаранского креста". Ныне  в развалинах,  в пределах Турции.

12.  Яков Низибинский — почитаемый армянской церковью святой. Национальная традиция связывает его родственными узами с Григором Лусаворичем, считая Якова сыном Хосровуи, сестры Анака  (отца Григора Лусаворича). Согласно  другим версиям, Яков — сириец,  уроженец  города  Низибина. Долгие годы  отшельничал  в  Кордукских  горах.  По  возвращении  в Низибин сблизился с отшельником Маруге, или  Маркелом. При Диоклетиане подвергался гонениям. Участник Никейского (325 г.) и Антиохийского соборов. Назван также Чудотворцем. Ему приписывается восхождение на гору Арарат с целью поиска Ноева ковчега.  (См. Орманян М. Азгапатум, т. I, кн. I, с. 140—142). Сохранилось его житие, написанное, как явствует из памятной записи, учеником Мар-кела — Маруге  (см.: Избранные жития и мученичества, т. II, с. 83—107). Житие имеет много общего с житием Поля Простака.

ЖИТИЕ ГРИГОРА НАРЕКАЦИ

В сей день память святого Григора Нарекаци. Святой отец наш благодатный вардапет Григор, сын владыки епископа Хосрова Андзеваци, родом был из области Андзевацик.

Он подвизался во времена великого греческого императора Василия и его брата Константина, которые правили страной Армянской. Васпураканом же владел благочестивый царь Сенекерим Арцруни. Начиная c Сасуна [1] до Вана [2] в Васпуракане и с Севана [3]3 до Нуана, с [крепости] Амюк [4] до области Артаз [5] — все эти подвластные Сенекериму земли именуются Васпуракан. Ему подчинялись также [земли] Бостона [6] и Рштуника [7] до Салмаста [8] и Джуламерика [9] и земли до Тухаджура [10], которые Сенекерим передал греческому императору Василию вместе с  1 000 крепостями, 4 000 селами, девятью городами и 900 монастырями. Вместо них он получил Себастию [11] с ее епархиями и туманами [12].  Сенекерим оставил  родную землю и с 14 000 всадников с их семьями и детьми отправился в Себастию, захватив с собой святой Варагский крест [13]. Но пока Сенекерим занимал отеческий престол и владел монастырями и востанами [14], святой вардапет Григор оставался в Нарекском монастыре, воспитываемый и обучаемый вместе с братом Ованесом у блаженного вардапета Анании, сына дочери брата отца Григора и Ованеса. Вардапет Анания взял их в Нарекский монастырь со [своим] родным сыном. И Григор с неутолимой жаждой изучал Божественное писание, благодаря чему стал обиталищем св. Духа, превзойдя даром знания многих, и можно даже сказать всех, если не дерзость так говорить. Он положил начало святости и по просьбе святых монахов написал молитвенные сочинения речей [15]. Кроме этого числа, мы имеем похвальные его речи, сказанные [в честь] св. Богоматери, и св. апостолов, и св. Иакова, патриарха Низибинского, "Историю Апаранского креста", который был привезен из [страны] греков в Армению, и его похвальные речи, написанные в алфавитном порядке, а также Толкование Песни песней, которая написана сладкозвучным и ясным языком Соломона. Что же нам сказать о его гимнах, проповедях на Господние праздники, [поминовение]  святых  мучеников,  сладкозвучных мелодиях [16] и тагах [17], напетых в разных гласах!
Он заботился и пекся о единстве св. церкви и желал вновь установить и возобновить отвергнутые по нерадению и плотоугодию предводителей правила святой [церкви].

Вследствие чего его хулили грубые и жестоковыйные люди и объявляли еретиком. И вот собрались епископы и князья с азатами [18] и танутэрами  [19] и послали за ним, дабы учинить над ним суд и покарать ссылкой как еретика. И к святому пришли посланные ими [люди], чтобы увести его с собой. Но он сказал им:

—  Давайте сначала отведаем [чего-нибудь], а потом двинемся в путь.

Он велел зажарить двух голубей и принес положил на стол перед ними, [предлагая] отведать. Была пятница. Это у пришедших еще более усилило подозрения, и они сказали:

—  Вардапет, разве сегодня не пятница?

А он будто не помнил и говорит:

—  Братья, простите мне мой грех. Я не знал, что сегодня пост.

И, обратившись к жареным голубям, [промолвил]:

—  Восстаньте и летите к своей стае, ибо сегодня пост

В тот же миг, как только святой произнес эти [слова], голуби ожили, оперились и на глазах у всех улетели. Увидев это чудо [посланцы] поразились, пади ниц перед ним и, вознося хвалу Богу, просили об отпущении грехов. Они пошли и рассказали о случившемся чуде, и [те], умолчав о своем злом намерении, назвали его ожили, оперились и на глазах у всех улетели. Увидев это чудо, вторым Просветителем [20] и вторым Чудотворцем [21]. Подобным чудотворением и правоверной мыслью, суровой жизнью и божественной проповедью сиял он в мире как солнце. Но он не прошел [всего] своего пути в этой жизни, а скончался в молодом возрасте в 452 г. нашего летосчисления (1003 г.); когда завершился девятый юбилей нашего летосчисления, мы вступили в десятый и прошло еще два года. В этот самый год преставился изумительный и чудесный муж Божий св. Григор.

Святое тело его положено в том же Нарекском монастыре, примыкающем к святой церкви, построенной во имя св. Сандухт. Оно творит много чудес во славу Христа и св. Григора. Поведаем об одном из них.

В последние времена Нареком владел некий курд. Курд сей дал своему крестьянину наседку и попросил вывести цыплят. Жена крестьянина подложила под наседку яйца, и та вывела цыплят. [Как-то] курица три дня с цыплятами [где-то] пропадала. И вот, спасаясь от дождя, она влезла под жернов, прикрепленный к стене. Происками лукавого жернов упал на курицу с цыплятами и раздавил их. Женщина, посадившая курицу на яйца, испугавшись гнева курда, возложила свои надежды на Бога и обратилась с молитвой к святому Григору. Она взяла дохлую курицу с цыплятами и, прикрыв ситом понесла и с верой положила на могилу св. Григора, а сама пошла мыкаться по своим делам, мысленно обращаясь с мольбой к Богу и св. Григору. И вдруг по прошествии часа она увидела шедшую ей навстречу с кудахтаньем ожившую курицу с цыплятами. Изумившись, все восславили Бога и оживи-теля цыплят св. Григора, которым да будет благословен Бог.

Айсмавурк,  Константинополь, 1730, 28-февраля

1.  Сасун — историческая область Армении в горах Армянского Тавра, юго-западнее озера Ван (ныне в пределах Турции).

2.  Ван — древнеармянский  город на восточном  берегу озера Ван.  Возник в  1 тысячелетии до н. э. До VI в. до н. э. — г. Тушпа, столица государства Урарту (ныне в пределах Турции).

3.  Севан — не путать с озером Севан. Селение в Васпуракане.

4.  Амюк — известная в  средние  века  крепость,  находилась  на  восточном берегу Ванского озера, южнее острова Лим. Ныне селение Амюк, или Амик.

5.  Артаз — одна из областей Васпуракана, соответствует нынешней области Маку (Иран). В Артазе на берегу реки Тхмут в 451 г. произошло Аварайр-ское сражение.

6.  Востан — средневековый  армянский  город,  центр  области  Рштуник.

7. Рштуник — область в Васпуракане, на южном берегу Ванского  озера. Был наследственным владением князей Рштуни.

8. Салмаст, или Сагамас—гороц, в области Зарехаван провинции Персо-армения Великой Армении. В IV в. упоминается в составе бдешхства Нор-Ши-ракан. После раздела Великой Армении (387 г.) Салмаст был захвачен Персией, в начале VIII в.— арабским халифатом. В начале X в. вошел в состав Васпураканского царства  (Армянская энциклопедия, т. X. Ереван,  1984).

9. Джуламерик — поселение в  Западной Армении, на правом берегу реки Мец Зав (ныне в пределах Турции).

10.  Тухаджур — река, впадала в Ванское озеро.

11.  Себастия — город в Западной Армении, на берегу реки Галис. Как поселение известно с II—I в. до н. -э. Ныне город Сваз в пределах Турции.

12.  "Туманы" (турец.)—области, входившие в большую провинцию (см. С. Малхасян. Толковый словарь армянского языка, т. II. Ереван, 1944, с. 125).

13.  Варагский  крест — широко  распространенное,  особенно в Ванской  области, предание о  Варагском  кресте связано с именем св. Рипсимэ.  По преданию, во  время бегства  в Армению Гаянэ надела на шею своей воспитанницы крест,  часть  от  древа  господнего креста — "окропленный кровью Господа" (Мовсес Хоренаци. Сочинения, с. 302). Достигнув Вана, Рипсимэ, опасаясь преследований, оставила крест на Варагской горе, а сама вместе с Гаянэ продолжила свой путь в  Вагаршапат.  Крест охраняли два  священника, после смерти: которых место затерялось. Постоянными молитвами двух других священников— Тодика и Иовеля видением открылось место креста. Это событие торжественно отметил и установил день поминовения  Явления  Варагского креста католикос Нерсес, согласно М. Орманяну в 660 г. Названный день поныне празднуется армянской церковью между 25-м сентябрем и 1-м октябрем.

14.  Востан — дворцовые, царские земли.

15.  Должно быть 95 речей.

16.  Меледия — один из жанров средневековой армянской поэзии и музыки мелизматического характера.

17.  Таг — один из жанров средневековой поэзии и музыки.

18.  Азат — см. примеч. 59 к "Житию Степаноса Сюнеци".

19.  Танутэр — хозяин, господин, старейшина.

20.  Имеется в виду Григорий Просветитель.

21. Чудотворец — речь  идет  о  Николае  Чудотворце,  христианском  святом, одинаково почитаемом и восточной, и западной церквами.


Источник: Армянские жития и мученичества V-XVII вв.
под ред. С. Аревшатян; перевод К. Тер-Давтян


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования