Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Мученичество св. Игнатия Богоносца [агиография]


Антиохийские акты

1,(1). Когда Траян только что наследовал римскую власть", антиохийской церковью управлял Игнатий, ученик апостола Иоанна , муж во всем апостольский. Он, с трудом проведя [ее] сквозь прошлые бури многочисленных преследований при Домициане", словно хороший кормчий, кормилом молитвы и поста, постоянным научением, духовным напряжением противостал урагану сопротивной силы, боясь, как бы не потерять кого-либо из малодушных или неискушенных. (2) Поэтому он радовался неколебимости церкви, когда гонение ненадолго прекратилось, но досадовал на себя, что еще не достиг ни истинной любви ко Христу, ни окончательного звания уче ника, ибо полагал, что исповедание, совершаемое чрез мученичество, больше приблизило бы его ко Господу. (3) Поэтому оставаясь в церкви еще немного лет, наподобие божественного светильника просвещая ум каждого истолкованием Писаний, он достиг [исполнения своих] молитв.

2,(1). Когда после этого Траян на девятый год своего царствования, возгордившись победой над скифами и даками и многими другими народами и сочтя, что остается еще полностью подчинить благочестивое сообщество христиан, угрожая гонением, если оно не предпочтет вместе со всеми народами3 покориться служению демонам, стал принуждать всех благочестно живущих или принести жертву, или умереть. (2) Тогда доблестный воин Христов, испугавшись за антиохийскую церковь, добровольно пошел к Траяну, направлявшемуся в то время в Антиохию и готовившемуся [к походу] против Армении и парфян". (3) Когда он предстал пред лицом <императора> Траяна, [тот спросил]:

- Кто ты, злосчастный, стремящийся нарушить распоряжения, а также и других побудить к злой смерти?

Игнатий сказал:

- Никто не называет Богоносца злосчастным, потому что далече 6есы отстоят от рабов Божиих. Если же ты зовешь меня злым для демонов, поскольку я ненавистен им, то я согласен. Ведь имея небесного Царя — Христа, я разрушаю их козни.

(4) Траян сказал:

- А кто такой богоносец? Игнатий ответил:

- Имеющий Христа на груди. Траян сказал:

- Значит, мы кажемся тебе не имеющими в уме богов, которых и используем как соратников против врагов?

Игнатий сказал:

- Ты заблуждаешься, называя языческих демонов богами, ибо один Бог, сотворивший небо и землю и море и все что в них, и один Христос Иисус, Сын Его единородный, дружбе Которого я был бы счастлив.

(5)Траян сказал:

- Ты говоришь о распятом при Понтии Пилате?

Игнатий сказал:

- О распявшем грех вместе с изобретателем оного и осудившем всякую бесовскую злобу на попрание носящими Его в сердце.

(6) Траян сказал:

- Стало быть, ты в себе носишь Христа? Игнатий сказал:

- Да, так как написано: "Вселюсь в них и буду ходить" (2 Кор 6, 16,. ср. Лев. 26, 11.12).

(7) Траян провозгласил:

- Мы приказываем вести Игнатия, говорящего, что он носит в себе распятого" [Ср. 2 Кор. 4, 10. Римских актах Траян также выражается словами апостола Павла!], в оковах под стражей в великий Рим на снедение зверям для зрелища и услаждения народа.

(8)Святой мученик, услышав это решение, с радостью возопил: "Благодарю Тебя, Владыко, что удостоил почтить меня совершенной к Тебе любовью, связав меня железными оковами вместе с апостолом Твоим Павлом". (9) Сказав это и с радостью возложив на себя узы, помолившись прежде о церкви и поручив ее со слезами Господу, словно замечательный овен-вожак прекрасного стада, он был повлечен звериной солдатской жестокостью", чтобы увестись в Рим в снедь плотоядным зверям.

3, (1). Итак, с большой охотой и радостью, желая страдания, он был отведен из Антиохии в Селевкию и оттуда отправлен морем. Достигнув с большим трудом города Смирны, он, с большой радостью сойдя с корабля, поспешил увидеть сотоварища (ибо некогда были они учениками Иоанна) — святого Поликарпа, епископа Смирнского. (2) Приведенный к нему и приобщившись с ним духовных дарований и хвалясь оковами, он просил — прежде всего сообща каждую церковь (ибо асийские города и церкви приветствовали святого чрез епископов и пресвитеров и диаконов, всех спешащих к нему в надежде получить [некую] часть духовного дарования [Ср. Рим. 1, 11]), а особенно святого Поликарпа — помочь ему в его намерении, чтобы, благодаря зверям скорее исчезнув из мiра, явиться ему пред ликом Христа.

4,(1). И так он говорил это, так свидетельствовал, столь [сильно] стремясь к Христовой любви, словно собирался достичь неба доб рым исповеданием [Ср. 1 Тим. 6, 12.13] и тщанием молящихся с ним о подвизании и воз дать при этом награду церквям, встретившим его в лице [своих] предстоятелей", рассылкой к ним благодарственных писем, источающих духовную благодать"[Ср. Притч. 10, 32] вместе с молитвой и увещанием. (2) По этому, видя всех, благосклонно расположенных к нему, убоявшись, как бы братская любовь не отбила его рвения ко Господу, хотя пре красная дверь мученичества была отверста для него, он посылает римской церкви помещенное ниже послание:

[следует Послание Игнатия Антиохийского к Римлянам.]

5,(1). Итак, умиротворив, как хотел, посланием братьев в Риме, не желающих [его мученичества], он отправился из Смирны (ибо Христоносец понуждался воинами поспешить к соревнованиям в великом городе, чтобы пред взорами римского народа быть преданным диким зверям и таковым состязанием улучить венец праведности [Ср. 2 Тим. 4, 8]) и достиг Троады. (2) Затем его повели в Неаполь. Пешком он прошел через Македонию мимо филиппийцев и Эпир близ Эпидамна. (3) Там на побережье он сел на корабль и поплыл по Адриатическому морю. Оттуда он достиг Тирренского [моря], проплывая мимо островов и городов. Когда стали видны Путеолы, святой хотел сойти, желая идти по следам апостола <Павла>, но внезапно обрушившийся сильный ветер, подгонявший корабль со стороны кормы, не позволял [сделать этого]. Так он проплыл мимо, восхвалив тамошнюю братскую любовь. (4) Итак, воспользовавшись попутными ветрами, мы за один день и ночь добрались [до места] вопреки желанию, оплакивая грядущую разлуку нашу с праведником, молитва которого, напротив, исполнялась, ибо он спешил быстрее разлучиться с мiром, чтобы прийти к возлюбленному им Господу. (5) Когда он доплыл до римской гавани, грязное увеселение близилось к концу. Воины негодовали из-за промедления, а епископ с радостью повиновался торопившим [его].

6, (1). Итак, отправившись поутру из того [места] (так называемого Порта), поскольку слух о святом мученике уже распространился, мы встречали [по пути] братьев, исполненных страха и радости: они радовались, что удостоились встречи с Богоносцем, но страшились, что такой [муж] велся на смерть. (2) Некоторым, пылко предлагавшим усмирить народ, чтобы тот не искал смерти праведника, он даже велел успокоиться, (3) сразу же узнав их Духом, и приветствовав всех, и потребовав от них истинной любви, сказав больше, чем в письме, и убедив не завидовать спешащему ко Господу. Так, при коленопреклонении всех братьев попросив Сына Божия о церквях, о прекращении гонения, о взаимной братской любви, он был спешно поведен в амфитеатр. (4) Затем, вверженный согласно прежнему по велению кесаря [на середину цирка] прямо тогда, когда зрелища были близки к закрытию (ибо был праздничный, по их [язычников] мнению, [день], по-римски называемый тринадцатым, в который они старались собираться вместе). Так он был брошен безбожниками диким зверям и сразу же исполнилось желание святого мученика Игнатия, по написанному: "Желание праведного приятно" (Притч. 10, 24), — чтобы ни для кого из братии он не был обременителен из-за собирания останков (уже в письме он желал именно такой кончины). (5) Из святых его останков — бесценного сокровища, оставленного Святой Церкви благодатью, [бывшей] в мученике, -  уцелели только прочнейшие, которые были доставлены в Антиохию и положены в саркофаге.

7, (1). Произошло это в тринадцатый день до январских календ, когда римскими консулами были Сура и во второй раз Сенекион. (2) Став очевидцами сих [событий], мы со слезами бдели ночью дома, с частыми коленопреклонениями и молитвой умоляя Господа уверить нас, немощных, после случившегося. Ненадолго заснув, одни из нас неожиданно видели блаженного Игнатия молящимся за нас, а другие — стоящего в поту как бы от большого труда и предстоящего Господу (3) с большим <дерзновением и неизреченной славой>. (3) Видевшие это, <исполнившись> радости и уразумев сновидения, воспев Бога - Подателя благ и ублажив святого, мы указали вам день и срок, чтобы во время мученичества мы на собраниях имели общение с подвижником и благородным мучеником Христовым, поправшим диавола и свершившим течение своего христолюбивого желания во Христе Иисусе Господе нашем, чрез Которого и с Которым Отцу слава и держава со Святым Духом во веки. Аминь.

Перевод А. Г. Дунаева

Источник: Писания мужей апостольских (М. 2003) с. 476 – 483 (Творения святых отцов и учителей Церкви)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования