Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Митр. Филарет (Вознесенский). Письмо об отце Димитрии Дудко [история Церкви, экклисиология]


Поводом к написанию помещаемого ниже письма Владыки Филарета послужила история известного патриархийного священника (МП) Димитрия Дудко, или, точнее, те настроения в Зарубежной Церкви, которые создавали атмосферу благоговения перед именами тех редких клириков советской церкви, что смело противостояли безбожной власти.

В 1970-е гг. едва ли не самым популярным из таких имен было имя о. Димитрия даже о. Серафим Роуз оставил о нем несколько довольно восторженныхотзывов. Отец Димитрий был всегда окружен молодежью (а это в советские времена было одним из самых тяжких проступков для священнослужителя), его книги выходили на Западе... И вдруг, после непродолжительного ареста в 1980г., о. Димитрий приносит "телепокаяние" телевизионное интервью, в котором он признаётся, что подвидом деятельности религиозной он занимался антисоветской политикой и сотрудничеством с иностранными разведками, просит у советской власти прощения и обещается впредь быть ей послушным. После этого он был почти сразу освобожден. К этому моменту истории о, Дудко и относится публикуемое ниже письмо Митрополита Филарета.

Не будем пересказывать слова Владыки, а упомянем лишь о тех из дальнейших событий, относительно которых в письме высказываются некоторые предположения.

Освободившись, о. Димитрий вновь получил приход под Москвой, и к нему вернулась значительная часть его прежней паствы. Его падение многие из прихожан простили. (Некоторые из них знали о проводившейся тогда КГБ кампании против "неформальных" религиозных лидеров: их арестовывали и подвергали довольно жесткому нажиму с целью выбить именно подобное "телепокаяние", даже само это слово возникло именно в начале 1980-х). Но ни тогда и никогда впоследствии, даже до сего дня, о. Дудко не покидал патриархию. Он и сейчас остается в ней одним из респектабельных пастырей, удерживающих своих прихожан от всяких "крайностей" неумеренного догматизма... "Догматизм" или называя вещи своими именами чистота православного вероучения, и в 1970-е гг. был далеко не в центре его проповеднической деятельности.

Насколько предостережение Владыки Филарета клиру РПЦЗ оказалось действенным? Трудно ответить на это в точности. Как ни парадоксально, через о, Дудко еще в 1982 г., через 2 года после "телепокаяния" и еще при жизни Владыки Филарета, осуществлялись весьма важные связи между архиереями РПЦЗ и катакомбными общинами в России.

**июня / ** июля 1980 г.

Отец ***!

Давно уже собирался я написать тебе несколько слов, но как-то "руки не доходили". Но наконец, собрался и - пишу.

Еще в бытность мою в Австралии, когда я стал получать - уже "postfactum" -сведения из Америки о том, что здесь были протесты, демонстрации и даже молебны перед советским консульством, я сильно встревожился и жалел, что меня не было здесь, т.к. я решительно воспротивился бы многому из того, что произошло. В особенности - молебну в таком месте. Не пели ли песнь Господню на земли чуждей? Зачем было выносить святыню церковной молитвы на глаза оголтелым слугам антихриста? Неужели нельзя было помолиться в храме?

Должен откровенно сказать, что меня всегда берет досада, когда я слышу о "протестах", "демонстрациях" и т. д. В СССР жизнью правит тот (с рожками), который боится только Христа и Креста, и ничего другого в мире не боится. А над протестами и демонстрациями только хохочет. "Общественное мнение"? на него антихристовой власти плевать с самой высокой полки! Захотели забрать Чехословакию - и забрали, не обращая внимания на поднявшейся шум. Захотели войти в Афганистан и вошли, не обращая внимания .на протесты и угрозы разных картеров и комп. Все попытки создать в т. наз. свободном мире общественное мнение в пользу тех, кто страдает от коммунизма - бессильны и бесплодны, т. к. свободный мир упорно закрывает глаза и уподобляется страусу, который прячет голову под крыло и думает, что его не видно...

С недоумением прочитал я в газете, как один журналист одобрительно приводит твои слова: "прав священник ***, когда пишет: Россия воскрешается из мертвых! Мы должны в это верить, ибо мы веруем во Христа Спасителя, воскресшего из мертвых".

Не могу понять какая связь между теми другим?.. Лично я в Воскресение Христово верую - для меня это самое драгоценное, что есть в мире. Но я совсем не вижу, почему я должен веровать в то, что Россия "воскрешается"? Я надеюсь, что она действительно воскреснет тогда, когда на это будет всемогущее мановение Божие. Но в настоящее время я не только не разделяю твоего энтузиазма, но очень тревожусь за русский народ. Ложь и пустота атеизма ему понятна. Но - не истинное православие распространяется там. Там русскому народу под видом православия преподносится булгаковщина, бердяевщина и прочая белиберда евлогианского раскола; там пышно расцветают секты - баптизм и проч. Официальная церковь проповедует сотрудничество с богоборческою властно, всячески ее восхваляя. Истинная православная Церковь ушла в катакомбы - скрыта от народных масс... Это ли "возрождение Православия"?.. И не слишком ли много ты берешь на себя, возглашая на весь свет, что в России возрождается Православие? Дай Бог, чтобы Истина преодолела все заблуждения и восторжествовала бы над ними. Но пока еще рано об этом говорить, т. к. слишком еще сильно там влияние противоправославных начал. Не говорю уже о том, что антихристова советская власть, пока она правит Россией, торжества православия никогда не допустит - недаром истинное Православие там скрылось в катакомбы и жестоко преследуется.

Несколько слов о трагедии бедного о. Д. Дудко.

Еще в самом начале его деятельности, когда все чаще стало называться его имя, как столпа православия, к этому в Синоде присоединились его члены, архиереи; но я, пишущий эти строки, сразу стал в стороне, и предупреждал своих собратий, что тут может произойти катастрофа. Почему? Потому что в СССР, по точному определению о. архим. Константина, теперь сатанократия. Там правит тот, кого Спаситель назвал лжецом и отцом лжи. Эта ложь там царствует. Потому ничему там происходящему верить нельзя. Любой казалось бы отрадный в духовном отношении факт может обернуться фальшивкой, подделкой, обманом и провокацией...

Почему произошла эта беда с о. Димитрием? Будем предполагать лучшее, не подозревая его в сознательном сотрудничестве с КГБ и в измене своим убеждениям, а принимая печальный факт - то, что он невыдержал и "сломался" - капитулировал пред врагами Церкви. Почему? Казалось бы, он проявил и мужество и смелость, и вдруг - такой бесславный конец. Почему?!

Потому, что его деятельность проходила ВНЕ ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ.

Что такое "советская церковь"? О. архим. Константин много и настойчиво говорил о том, что самое страшное из того, что сделала в России богоборческая власть есть появление "советской церкви", которую большевики преподнесли народу как церковь истинную, загнав и настоящую православную Церковь в катакомбы или в концлагери.

Эта лжецерковь дважды анафематствована.

Святейший Патриарх Тихон и Всероссийский церковный Собор анафематствовали коммунистов и всех их сотрудников. Эта грозная анафема до сих пор не снята и сохраняет силу, т. к. снять ее может только такой же всероссийский церковный Собор, как каноническая высшая церковная власть (1). И произошло страшное дело в 1927 году, когда возглавлявши церковь митр. Сергий своей позорной отступнической декларацией подчинил русскую церковь большевикам и объявил о сотрудничестве с ними. И сбылось в самом точном смысле выражение предысповедной молитвы: "под свою анафему падоша"! Ибо в 1918 году церковь анафематствовала всех соработников коммунизма, а в 1927 году сама вошла в компанию этих сотрудников и стала восхвалять красную богоборческую власть восхвалять красного зверя, о котором говорить Апокалипсис.

Этого мало. Когда митр. Сергий обнародовал свою преступную декларацию - от сов. церкви сразу отделились верные чада церковные, и создалась катакомбная Церковь. А она в свою очередь анафематствовала официальную церковь за ее измену Христу.

И вот в этой-то церкви лукавнующих протекала деятельность о. Димитрия Дудко, который в печати прямо заявил, что с советскою церковью он не порывает и остается в ней. Если бы его духовные очи были открыты, и он видел истинную природу официальной церкви - то, вероятно, нашел бы в себе мужество сказать - - "возненавидех церковь лукавнующих и с нечестивыми не сяду" . "порываю с компанией богопротивников и выхожу из советской церкви". Вот тогда он стал бы для нас своим . его мужество уничтожило бы преграду, которая неотменно стоит между нами в силу того, что Собор принял к руководству завещание митр. Анастасия. А в этом завещании указывается, что нам не следует иметь никакого общения с советчиками, не только молитвенного, но и бытового (2). Но поскольку о. Д. отказался бы от пребывания в советской лже-церкви и вышел бы из ее состава - преграда к нему не относилась бы более.

Я помню один замечательный случай прямая чудесная помощь Божия тем, кто верен до конца. В Соловки пригнали группу монахинь, принадлежавших к катакомбной церкви. Им чекисты сказали: сейчас устраивайтесь, а завтра пойдете на такую-то работу. Но получили неожиданный ответ: не пойдем и работать не будем.

- Вы что, с ума сошли? Вы знаете, что с вами будет? - закричали чекисты.

Спокойный ответ людей, в верности своей ничего не боящихся: что будет, то будет — а будет то, что Богу угодно, а не вам, палачам и преступниками Вы можете с нами

сделать что вам угодно - морить голодом, пытать, вешать, расстреливать, жечь на огне. Но мы раз и навсегда вас предупреждаем: мы вас, слуг антихриста, законною властно не признаем и никаких ваших приказаний исполнять не будем!..

Разъяренные чекисты утром погнали монахинь на "холм смерти". Так назывался высокий холм, на котором всегда зимою дул ледяной ветер. На этом ветру человек за четверть часа замерзал насмерть. Монахинь, одетых в их ветхие ряски, повели на этот холм красноармейцы в полушубках. Монахини идут веселые, радостные и поют псалмы и молитвы. Солдаты поставили их на вершину холма и спустились вниз. Слышат, что они продолжают свое пение. Полчаса, час, два, больше - сверху все слышится пение. Наступил вечер. Стража подходит к монахиням - те живы, невредимы и продолжают пение молитв. Удивленные солдаты повели их домой - в лагерь. По всему лагерю сразу разнеслась весть об этом. А когда на следующий день стража сменилась и повторилось то же самое - лагерные власти растерялись и оставили монахинь в покое... Это ли не победа? Вот что значит верность до смерти - как говорят чудесные слова Апокалипсиса: "будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни". А в данном случае. явное чудо, как было с теми отроками в пещи вавилонской, только там была смертоносная стихия огня, а здесь смертоносный гибельный холод. Вот как Господь награждает за верность!

И вот мое глубокое убеждение: если бы вся многомиллионная масса русских людей проявила бы такую верность, как эти монахини, и отказались бы повиноваться разбойникам, насевшим на русский народ - коммунизм рухнул бы моментально, ибо к народу пришла бы та же помощь Божия, которая спасла чудесным образом монахинь шедших на верную смерть. А пока народ признает эту власть и повинуется ей, хотя бы. и с проклятиями в душе - эта власть остается на месте.

Конечно: монахини, как и древние мученики, были укрепляемы силою Божиею; без ее помощи они не устояли бы. Но их подвиг совершался в истинной Церкви, исполненной благодати и Истины. Ибо истинная Церковь, по учению апостольскому, есть Тело Христово - Господь пребывает в ней и возглавляет ее как ее Божественная Глава.

Осмелится ли кто-нибудь утверждать, что Господь и Его благодать пребывает в церкви лукавнующих, которая восхваляет Его осатаневших врагов и сотрудничает с ними, которая за это находится под двойной анафемой, как указано выше? Может ли быть благодатной церковь, которая объединилась с богоборцами?! ответ ясен!

Святитель Фофан Затворник в свое время предупреждал о том, что приближается страшное время, когда пред людьми будет вся видимость благолепия церковного - торжественные службы, церковные чины и т. д. - а внутри полная измена Христову Духу. Разве не это мы видим в советской церкви? Патриархи, митрополиты, "весь священнический и монашеский чин" - а в то же время союз с богоборцами, т. е. явная измена Христу.

К этой компании принадлежал и о. Д. Дудко. Конечно, его искреннее религиозное чувство заставляло его проповедовать о Богеи не соглашаться с многими безобразными явлениями в жизни русских людей. Но для него Пимен был, да вероятно, и теперь есть - духовный глава, глава сов. иерархии, тогда как для нас это совсем не так. Ибо Собор 1971 г. вынес постановление: на основании таких-то и таких-то канонических правил считать избрание Пимена незаконным и недействительным, и все его распоряжения и указы считать не имеющими никакой силы и значения.

Как тяжело сейчас положение бедного о. Димитрия! Что ему делать? Продолжать пастырскую работу? А что он будет говорить верующим? Говорить то же самое, что он говорил до своего "покаяния"? Но ведь он от этого отрекся! Говорить обратное? Но ведь ему верили тогда, когда он проповедовал то, что завоевало ему доверие и уважение верующих, а теперь - как он посмотрит им в глаза?.. Одна девушка справедливо сказала, что для него есть выход - принести настоящее покаяние - в сделанном теперь. Но для этого ему нужно выйти из церкви лукавнующих в церковь истинную, и там принести покаяние. Но за это с ним несомненно с сугубой злобой и жестокостью расправится красная власть. Конечно, перейдя в истинную церковь, он перейдет в область благодати и силы божественной, которая может его укрепить так, как она укрепила катакомбных мона­хинь. Дай Бог, чтобы он нашел истинный и спасительный путь.

Хочу еще заметить вот что. Катакомбная церковь в России относится с любовно и полным доверием к Церкви Зарубежной (3). Но одно катакомбникам непонятно - непонятно, почему наша Церковь, зная с несомненностию, что сов. иерархия изменила Христу и носительницей благодати больше не является, однако же принимает клириков сов. церкви в сущем сане, не перерукополагая их, как уже имеющих благодать. Ведь благодать и клирики и паства получают от иерархии - а если она изменила Истине и лишила себя благодати, то откуда же благодать у клириков? Так спрашивают катакомбники.

Ответь на это - прост. Церковь имеет власть в известных случаях применять принципе т. наз. икономии - снисхождения. Еще Святитель Василий Великий говорил, что нужно, для того, чтобы не оттолкнуть от церкви многих, иногда допускать снисхождение и не применять церковные правила со всею строгостию. Когда наша Церковь принимала католических клириков "в сущем сане", не рукополагая их, она действовала по этому принципу. И Митр. Антоний, разъясняя этот вопрос, указывал на то, что внешняя форма - преемственное рукоположение от апостольских времен у католиков имеется, а утерянную католической церковью благодать присоединяемые получают от полноты благодати, присущей Православной Церкви, в самый момент своего присоединения. "Форма заполняется содержанием", - говорил Владыка Антоний.

Точно таким же образом, принимая сов. духовенство мы применяем принцип икономии. И принимаем клириков из Москвы не как имеющих благодать, а как получающих ее в самом присоединении. Но признать церковь лукавнующих носительницей и хранительницей благодати мы, конечно, не можем. Ибо вне Православия благодати НЕТ, а советская церковь лишила себя благодати.

В заключение длинного письма хочу кое-что поставить тебе на вид, отче ***. Собор епископов принял к руководству и исполнение завещание Митрополита Анастасия, в котором покойный Первоиерарх завещал нам не иметь с сов. церковию никакого общения, не только молитвенного, но и бытового. На каком же основании ты и другие священнослужители имели непосредственное общение с о. Дудко? Писали ему письма и т. д. Каким бы искренним человеком вы его ни считали, но разве личное ваше мнение может упразднить принятое Церковию правило? Вот если бы о. Дудко сказал: порываю с официальной церковию и выхожу из нея - тогда бы вы могли вступить с ним в живое общение. А без этого, ваши действия - нарушение церковной дисциплины. Дудко написал мнелично, но я ему не ответил - хотя мог бы ответить многое... Кстати - на каком основании ты еще ране вздумал поминать на вел. входе архиепископа советской церкви? Кто дал тебе на это право, какой архиерей - кто, как, где, когда?.. Будь осторожен, мой добрый и усердный, но уж слишком стремительный сослужитель!

Мир тебе и милость Господня.

С любовию,

+ Митр. Филарет.

(1) Некоторые говорят, что Патриарх Тихон "покаялся" в анафематствовании советской власти. Но эта анафема была одобрена всем Собором Русской Церкви, а Собор ее не отменял и не "каялся" в ней, поэтому она остается в силе.

(2) Из духовного завещания Блаж. Митрополита Анастасия 1957 года: "Завещаю непоколебимо стоять на камне святого и спасительного православия... Что касается московской патриархии и ее иерархов, то поскольку они находятся в тесном, деятельном и доброжелательном союз с советской властью, открыто исповедующей свое полное безбожие и стремящейся насадить атеизм во всем русском народ, то с ними Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна иметь никакого канонического, молитвенного и даже простого бытового общения, предоставляя, в то же время, каждого из них окончательному суду Собора будущей свободной Русской Церкви".

(3) Когда писались эти строки, в 1980 году, в каноническом подчинения Архиерейскому Синоду РПЦЗ в России пребывало более десятка катакомбных священников, утративших свою иерархию. Среди них был и архимандрит Лазарь (Журбенко), вскоре тайно рукоположенный в сан Епископа (ныне - Архиепископ Одесский и Тамбовский).

Комментарий "Вертоград-информ": Это письмо Владыки Филарета, на первый взгляд, может показаться "несовременным", и кто-то может сказать: "Ну вот, опять эта песня о "продавшейся большевикам советской церкви"! Уж и большевиков давно нет никаких, и декларация 1927 г. давно ушла в историю... Да и вообще, хорошо, сидя заграницей в тепле и холе, ругать "продавшихся большевикам"; а были бы они здесь - кто из них устоял бы?!"

Но разве так уж все это "ушло в историю"? Разве новая власть не так же безбожна и богопротивна по своей сути, как и большевики? Она может говорить какие угодно красивые слова о том, что надо "воз­рождать духовность" и "помогать Церкви", - дерево познается по плоду. Может быть, возвращение храмов в ведение МП и можно назвать "плодом", да только кому служат в этих храмах - Богу или маммоне? А во что нынешняя власть превратила страну за последние несколько лет, мы все хорошо видим, - так что слово "демократия" приводит на мысль не греческое "демос", а, скорее, демонов... А между тем, официальная церковь очень дружна с новой властью. От священноначалия МП не слышно особых протестов против мерзостей, творящихся в стране по попущению властей. Дай что может сказать это "священноначалие" и подвластные ему клирики, когда они сами молятся с еретиками и причащают без присоединения к Православию католиков и других еретиков, силой захватывают чужие монастыри и храмы, торгуют табаком и водкой, строят храмы на деньги бандитских группировок, освящают за деньги какие угодно заведения, разъезжают на сверкающих иномарках, проводят отпуска на дорогих заграничных курортах, благословляют на "целительскую деятельность" всяких колдунов, и т. д., и т. п. Раньше можно было сказать, что "сергиане" не виноваты - они, мол, были вынуждены восхвалять советскую власть, да и в экуменизм впали по понуждению коммунистов. .. Но теперь их, кажется, уже никто не принуждает делать все вышеперечисленное? В таком случае, тем более им нет оправдания.

Оправдывающим же митрополита Сергия Страгородского и иже с ним неплохо бы задуматься над тем, что большинство Новомучеников и Исповедников Российских приняли мучения и смерть именно за то, что не захотели признать сергиевскую церковь! Именно из-за этого они порывали общение с Сергием, уходили в катакомбы, гибли в лагерях и тюрьмах. Они не сидели заграницей "в тепле и холе" - и однако, не предали Церковь и Православие, несмотря на все приятые мучения и гонения. Что же, они, значит, зря погибли, не поняли "мудрой политики спасения церкви", которую вел Сергий и его преемники? Не является ли такое утверждение - хулой на Духа Святого?

Глядя на все внешнее благолепие официальной церкви и зная, что за ним скрывается, так хо­чется воскликнуть вместе с Владыкой Филаретом, который не зря тревожился за русский народ: "Это ли "возрождение Православия"?" Что сказали бы Новомученики в наши дни, видя, во что превратилась "легализованная" церковь, у основания которой стоял митрополит Сергий?.. Если они считали союз с богоборцами изменой Христу, то тем более ею является общение с разными еретиками и прочие безобразия, творящиеся сейчас в МП.

Конечно, мы, живущие в России, не можем всегда так строго следовать завещанию Митрополита Анастасия - не иметь с членами "официальной церкви" даже и бытового общения. Но не иметь с ними церковного и молитвенного общения с церковью лукавнующих мы не только можем, но и должны, если не хотим быть осужденными за общение с еретиками.

Говорят: ведь не все священники в МП еретики и лицемеры, и большинство мирян верят по-православному; многие протестуют и против уклонения священноначалия в ересь, понимая, что нельзя участвовать в экуменизме. Но истинный протест против ереси, согласно Святым Отцам (а именно их, а не нынешних лукавых "отцов" официального православия, подобает нам слушаться) заключается в том, чтобы немедленно прервать общение с еретиками, а уж потом призывать их к покаянию. А "протестующие" в МП в массе своей не разрывают с иерархами официальной церкви. В Евангелии сказано: бит будет много тот, кто знал волю Божию и не исполнял ее; кто же не знал, что делает плохо, - бит будет меньше. Значит, и это мнимое оправдание, что "многие в МП понимают, что экуменизм плох", - обращается против них сугубым обвинением. Верхушка МП даже, как будто бы, и разрешает подобные протесты: протестуйте, мол, но только "держитесь в рамках" - поминайте патриарха и епископов... Вот и получается, что подобные протесты ни к чему не приводят, а слишком рьяных "бунтовщиков" находят способы припугнуть или осадить. Правду говорил Владыка Филарет: пока "протестующие" находятся вне истинной Церкви, пока они не утвердятся в решимости покинуть церковь лукавнующих - не приходит к ним помощь Божия.

Говорят: "мы не хотим устраивать раскол". Но, как гласит 15-е правило Константинопольского Двукратного Собора, те, кто отделяется от епископа из-за его ереси, не токмо не подлежат положенной правилами епитимий, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились схранить Церковь от расколов и разделений.

И если бы священники и миряне официальной церкви вопросили свою совесть – вопросили бы без лукавства и самооправданий, без оговорок и отговорок, - то она бы подсказала им единственно правильный образ действия:

Возненавидех церковь лукавнующих и с нечестивыми не сяду!

Источник: журнал "Вертоград" ("Вертоград-информ") 11 (44) 1998 г., с. 27 -33 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования