Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Татьяна Сенина. ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН СТРАСТОТЕРПЕЦ. Священномученик Александр Жарков (+1997) ЧАСТЬ IV: ВЕНЕЦ НЕТЛЕННЫЙ. 5. Под прицелом


5. Под прицелом

Ереси распространятся повсюду и прельстят многих... Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении... Первым их делом будет гонение на истинных пастырей, заточение их, ссылки, ибо без этого нельзя будет им расхищать овец. Посему, как увидишь нарушение Божественного чина в Церкви, отеческого предания и установленного Богом порядка, — знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут до времени скрывать свое нечестие или будут искажать Божественную веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети... Будут клеветники, предатели, сеющие повсюду вражду, злобу. Потому и сказал Господь, что по плодам их узнаете их... Не бойся же скорби, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажает от благодати и разлучает с Христом... С радостью спеши подвигом исповедания к перенесению страданий, "как добрый воин Иисуса Христа", предрекшего: "будь верен до смерти, и дам ти венец жизни".
Св. Анатолий Оптинский (Младший)

В РПЦ МП поняли, что храм "уплывает" у них из рук. Этого Батюшке они простить не могли. Если бы он, перейдя в РПЦЗ, просто стал служить где-то на квартире — навряд ли они стали бы сильно беспокоиться, пусть даже он при этом продолжал отпевать в морге. Но храм! Принадлежа истинной Церкви, он мог стать очень большим прорывом в той сети лжи, которой МП запутала народ, первым большим зарегистрированным приходом РПЦЗ, с возможностью широкой проповеди в народе против экуменизма и официальной политики МП.

Батюшка это понимал, он говорил: "Появилась альтернатива, и они испугались". Если к Батюшке приходили люди с вопросами, он объяснял очень доступно, простыми словами, причем никого не пытался сразу же привлечь на свою сторону или чем-то запугать. Говорил: "Во всем нужна постепенность". Как-то он сказал, имея в виду все, что делается в РПЦ МП — впадение в ересь священноначалия, погоня за деньгами, обман прихожан, подчас совершенно неверующие священники и т. п.: "Если б люди знали, что в патриархии делается, они бы куда угодно пошли — к баптистам, к мормонам, — но только не туда!" Батюшка хотел, чтоб в храме непременно продавались и раздавались разные брошюры об экуменизме, об РПЦЗ, чтоб народ мог почитать и разобраться, что к чему.

С питерскими священниками-"зарубежниками" он мало общался. Сидеть на квартире и общаться только с узким кругом прихожан — этого Батюшка не одобрял. Не нравилось ему и стремление некоторых священников собирать вокруг себя "свою компанию". Незадолго до гибели, он сказал одному человеку, который был сторонником "катакомбного" служения на квартирах: "Нет, наш путь — апостольский". Батюшка очень сокрушался, что люди в большинстве ничего не знают ни о РПЦЗ, ни о том, что творится в патриархии, а петербургские священники РПЦЗ и не стараются особо, чтоб кто-то о них узнал, "ничего не делают". Отец Владимир Савицкий поначалу рассчитывал, что о. Александр будет с ним "дружить" — делиться своими "доходами", которые, как считал о. Владимир, у него были очень большие; он даже в беседе намекал о. Александру, что Батюшка должен финансировать приемы правящего архиерея, которые будет устраивать о. Владимир. Кроме того, о. Владимир боролся с архимандритом Алексием (Макриновым), настоятелем прихода РПЦЗ во имя Св. Александра Невского в Гатчине, за влияние среди питерских "зарубежников", и дружба с о. Александром, настоятелем настоящего большого храма, должна была бы поднять удельный вес о. Владимира. В общем-то, о. Владимир во многом потому и согласился походатайствовать перед епископом Евтихием о приеме о. Александра в РПЦЗ, что рассчитывал на это. Но Батюшка быстро понял, что к чему, и от такой "дружбы" отказался.

Ольга Митренина: "Он как-то сказал: "Зачем ходить к другим священникам и организовывать партии, группы? Мне некогда с ними там чай распивать. Я думал, там дело делается, а там все разговоры".
Еще он сказал: "Все на нас смотрят, ждут, если дело хорошо пойдет, то гурьбой повалят в Зарубежку. И патриархия об этом знает".

Конечно, такой человек для патриархии был опасен. Его надо было "обезвредить" во что бы то ни стало.

Сначала РПЦ МП, как это уже стало обычно для нее в борьбе с "конкурентами", решила действовать через органы правопорядка. 6 сентября в морг приехали по доносу работники районного Отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Поначалу они действовали очень жестко. Морг был оцеплен сотрудниками ОБЭП и уголовного розыска. Отца Алексия Тархова, который как раз собирался начать отпевание, поставили руками к стене и обыскали прямо при пришедших на отпевание родственниках. Вероятно, его поначалу приняли за настоятеля. С перепугу он стал уверять милиционеров, что он вообще тут не при чем:
— Я ничего не знаю! Это вот у него спрашивайте, вон он идет! — и показывал на подходившего как раз в это время Батюшку...

Отца Александра вместе с о. Алексием после долгого допроса увезли в отделение.

В тот день Батюшка сказал:
— Похоже, опять двадцатые годы наступают...

Интересная деталь: в то утро у опечатанного храма вдруг появилась толпа народа из МП — регент Людмила, певчие и некоторые прихожане. Они читали акафист — словно для того, чтобы показать милиционерам: мол, вот, по вине этого о. Александра бедные прихожане вынуждены молиться на улице! А до этого никого из них у храма не видели в течение многих дней. Дорохов сидел в своей машине, стоявшей у обочины дороги возле храма, и наблюдал. Регент, пропев акафист, вместе с еще одной женщиной сели к нему в машину и ждали. Чего? Вероятно, того, что вот сейчас Батюшку выведут в наручниках и посадят "в каталажку".

Сам Дорохов времени зря не терял: он уже получил назначение исполняющим обязанности настоятеля в храм в Лисьем Носу, где старый настоятель незадолго до того скончался. Теперь он у Елисаветинского храма больше не появлялся. Батюшка сказал:
— А что ему тут делать? Он в Лисьем Носу кассу подсчитывает!

Ольга Митренина: "6 сентября Батюшка позвонил мне и сказал: "Ольга, дай-ка мне телефон Владыки Евтихия в Ишиме". Я продиктовала ему телефон, и спросила, как там дела в храме. "Да вот, милиция пришла и нас допрашивает"... Я от неожиданности так ничего и не смогла сказать. Потом, минут через пять, пришла с себя, собрала какие-то документы, и перезвонила в морг: "Отец Александр, можно я приеду!" — "Приезжай", — ответил он. Я поймала машину и очень быстро оказалась возле морга. Я вошла с черного служебного входа, причем за дверью дежурил "товарищ в штатском", и прошла в комнату священника. Там, кроме Батюшки, сидели свечница и еще двое "в штатском". Батюшка наш был очень грустный, поникший, он сидел, как-то беспомощно опустив руки, я его таким никогда не видела. Один милиционер велел мне выйти. "Меня вызвал о. Александр", — ответила я. Батюшка, как мне показалось, хотел, чтобы я осталась. "Она из этого прихода", — сказал он. Но ему ответили, что меня пригласят...
Около морга я насчитала человек пять "в штатском" и несколько — в форме. Кроме того, двое вели "оперативную съемку". Тут же, около церкви, патриархия проводила единственное за все время чтение акафиста".

Сотрудники ОБЭП опечатали комнату священника в морге, и отправились осматривать часовню в больнице. По результатам осмотра часовни был составлен акт, копия которого была вручена нам (орфография подлинника):

Акт

г. Санкт-Петербург
06.09.1997 года

Мною оперуполномоченным ОЭПКМ ЦВД Калининского района г. Санкт-Петербурга Моховым М. В., совместно с ст. оперуполномоченным ОЭП Кузьминым В. Б., специалиста-криминалиста ЭКО Целищев Я. В., в присутствии протоиерея Русской Православной Церкви за границей Жаркова А. А. осуществлена проверка деятельности "часовни святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы", ответственного от руководства больницы Лебедева А. Н., также присутствовал при составлении акта.

В ходе проверки установлено:

1.Указанная часовня расположена на четвертом этаже здания больницы № 3 (Вавиловых 14).

2.В помещении часовни размещена религиозная атрибутика, ведется реализация предметов предназначенных для совершения культовых обрядов, религиозной литературы, а именно:

— свечи, иконы, медальоны, крестики.

3.Оказываются услуги по совершению религиозных обрядов, по ценам указанным в прейскуранте (не утвержденном, без реквизитов).

4.Денежные средства вырученные от реализации и оказания услуг не учитываются и не приходуются.

6. Со слов Жаркова А. А. деятельность в часовне осуществляется от его имени, т.к. он действует от имени Русской Православной Церкви за границей.

7.Со слов Жаркова А. А. договор с руководством больницы о аренде помещения не заключался.

В ходе проверки жалоб и замечаний не поступило.

О/у ОЭПМохов М. В. (подпись)
Ст. о/у ОЭП Кузьмин В. Б. (подпись)
Эксперт ЭКО Целищев Я. В. (подпись)
Протоиерей Жарков А. А. (подпись)
Ответственный от руководства Лебедев А. Н. (подпись)

Часовню опечатывать не стали — там нечего было опечатывать: несколько бумажных икон, два подсвечника, немного дешевых иконок, книжек и свечей на продажу. Правда, сотрудники ОБЭП потребовали, чтобы до регистрации прихода весь товар был убран и никакой торговли не было.

Когда о. Александра и о. Алексия привезли в отделение, следователь сказал "обвиняемым", что посадит их в камеру.
— Ну вот и хорошо, мы там будем служить, — ответил Батюшка.
— Кому служить? — изумился следователь.
— Господу Богу.
— Как?!
— По уставу.

Уже в середине допроса милиционеры смягчились. Им становилось ясно, в чем дело. Ведь никаких "гор золота" и пачек с долларами они в морге не нашли. Свечница сидела в такой тесной комнатке-конуре, что там едва можно было повернуться. Священники совершали отпевания в потертом облачении, в холодной часовне — зимой порой и руки коченели, и приходилось их потом отогревать у батареи... Один из милиционеров сказал Батюшке:
— Вы нам не нужны, просто вы мешаете кому-то там.

Людмила Борисовна Шумейко: "Когда Батюшку повезли в отделение, я спросила у милиционеров, можно ли мне тоже с ними поехать. Они разрешили, и мы поехали. Сначала я ждала на улице у входа, но милиционер, который там дежурил, сказал мне: "Гражданка, вы здесь не ходите, вы нам весь вид портите!" Тогда я попросилась зайти в здание, и мне разрешили. Я стояла у кабинета, где Батюшку допрашивали. Там разговаривали громко, и мне все было слышно через дверь. Я была в таком волнении, что мало что запомнила. Только помню, Батюшку спросили: "А вы были бы рады, если бы вам храм вернули?" Он ответил: "Мечтать не вредно!" А потом вышел милиционер, увидел меня и стал ругаться: "Что вы здесь делаете? Кто вас впустил?" — и прогнал меня. Я опять стала ждать на улице.
Отца Алексия отпустили довольно быстро, а Батюшку еще долго допрашивали. Тархов вышел злой такой, увидел меня, подошел и стал говорить, что вот, он хотел за границу уехать, а тут попал в такую историю, а ему здесь нечего делать, — и все про заграницу говорил... И нисколько, кажется, его не волновало, что будет с храмом, с Батюшкой, никакого сочувствия у него не было, он только о себе думал. А Батюшка потом вышел грустный такой..."

7 сентября, в день памяти перенесения мощей Апостола Варфоломея, в часовне была отслужена литургия, которая оказалась последней: через день часовня была закрыта. Ее вынуждено было опечатать руководство больницы, по какому-то особому письму митрополита Владимира (Котлярова). Митрополит написал главврачу больницы, что в часовне "служат запрещенные священники и порочат патриарха". На главврача больницы уже до этого оказывалось значительное давление, которому он сопротивлялся, как мог, хорошо зная и уважая Батюшку; но после получения письма митрополита главврач сказал о. Александру, что до официальной регистрации прихода часовню лучше закрыть, т. к. патриархия "не отстанет", и могут быть различные провокации. Часовня была опечатана, к недоумению и скорби работников больницы и больных, для которых это было едва ли не единственное светлое место в больнице, где можно было исповедаться и причаститься, помолиться, поставить свечи, взять почитать книжки получить какое-то утешение в беседе с работниками часовни.

Но несмотря на все эти трудности, о. Александр не унывал. Отношение к Батюшке со стороны работников морга и руководства больницы не изменилось, а у некоторых, может быть, даже улучшилось при виде той кампании несправедливой клеветы, которую развернули представители РПЦ МП. Мы ждали только регистрации, чтобы приход снова зажил нормальной жизнью. Батюшка строил планы о строительстве церковного дома, об открытии при храме воскресной школы...

Между тем недоброжелатели все усиленнее распространяли слухи о принадлежности Батюшки к мафии. Кто-то даже распустил слух, что Батюшка контролирует в городе всю торговлю мёдом... При этом сам "мафиози" по-прежнему ежедневно ездил на электричке из Гатчины и обратно. Утром ему приходилось выходить из дома в 6 часов утра, чтобы успеть на раннюю электричку, потом толкаться в метро и в автобусе...

Татьяна Сенина: "Я не могла понять, откуда мог взяться этот нелепый слух о торговле медом. И только уже после того, как Батюшку убили, поняла. Как-то я зашла в магазин, который находится у врат Александро-Невской лавры, а там уже заодно с магазином и часовню сделали: несколько икон, пара подсвечников. И тут же сбоку огромный прилавок — книги, иконы, свечи. И вот, смотрю — а на прилавке, рядом с иконами, с духовными книгами, с Библией — мёд! Я даже глазам своим не поверила сначала. Но это действительно был мёд. И продавец уже с какой-то тетей пустился в разговор о том, откуда этот мёд, и что он такой хороший... Кстати, потом я и в одном церковном киоске у Лавры тоже увидела банки с мёдом. Так вот откуда взялась эта сплетня! Похоже, они приписали Батюшке то, чем занялись сами! Мне стало ужасно противно, и я скорее вышла из этой часовни-магазина. Подумалось: здесь не часовня, а "мерзость запустения". Словно бы все паутиной покрыто..."

Предыдущая глава.

Следующая глава.

В начало книги.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования