Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Татьяна Сенина. ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН СТРАСТОТЕРПЕЦ. Священномученик Александр Жарков (+1997) ЧАСТЬ IV: ВЕНЕЦ НЕТЛЕННЫЙ. 2. Исход из среды нечестия


2. Исход из среды нечестия.

Возненавидех церковь лукавнующих и с нечестивыми не сяду.
Псалом 25:5

Батюшка был принят в Русскую Православную Церковь юрисдикции Зарубежного Синода (РПЦЗ) 24 июня 1997 года, в день памяти св. Апостолов Варфоломея и Варнавы и празднования иконы Пресвятой Богородицы "Достойно есть". Чин принятия был совершен в домовой церкви во имя св. преподобномученицы Елисаветы, где настоятелем был священник РПЦЗ протоиерей Владимир Савицкий, епископом Ишимским и Сибир­ским Евтихием (Курочкиным), как раз на один день приехавшим в Петербург. Приведу здесь тексты двух документов того дня.

Русская Православная Церковь заграницей

Ишимско-Сибирская Епархия
Управляющий Ишимско-Сибирской Епархией Епископ Евтихий

11/24 июня 1997 г. Апп. Варфоломея и Варнавы
№ 78

Свидетельство

Настоящим свидетельствуется, что протоиерей Александр Жарков принят в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей, согласно поданного им прошения и принесенного публичного покаяния в домовом храме св. Новомученицы вел. кн. Елисаветы в день святых апостолов Варфоломея и Варнавы

+ епископ Евтихий
Временно управляющий Санкт-Петербургской и Северо-Русской епархией РПЦЗ

(печать)

Русская Православная Церковь заграницей

Ишимско-Сибирская Епархия
Управляющий Ишимско-Сибирской Епархией Епископ Евтихий

11/24 июня 1997 г. Апп. Варфоломея и Варнавы
№ 78

протоиерею Александру Жаркову

Указ

Протоиерей Александр Жарков назначается настоятелем больничной церкви Св. Новопреподобномученицы Вел. Кн. Елисаветы г. Санкт-Петербурга и настоятелем вновь создающейся общины РПЦЗ г. Санкт-Петербурга в часть Всех Святых в земле Российской просиявших.[1]

Временно управляющий Санкт-Петербургской и Северо-Русской епархией РПЦЗ
+ епископ Евтихий

(печать)

РПЦЗ — часть Русской Церкви, которая, после революции 1917 года оказалась за границей в результате эмиграции огромных масс русских людей, в том числе духовенства и епископата. РПЦЗ отвергла политику сотрудничества Церкви с безбожной властью, провозглашенную Заместителем Местоблюстителя патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским) в его "Декларации" 1927 года, и стала управляться самостоятельно, на основании указа св. патриарха Тихона № 362 от 7/20 ноября 1920 года.[2]

РПЦЗ сохранила для Русской Церкви каноническую иерархию, поскольку все епископы образованной в 1943 году по инициативе И. Сталина Московской Патриар­хии — так называемой Русской православной церкви — были поставлены с согласия или прямо по указанию советской власти, многие из них являлись агентами КГБ, что является нарушением церковных канонов, а с 60‑х годов иерархия РПЦ МП стала постепенно, явно или тайно, уклоняться в ересь экуменизма. В настоящее время почти все архиереи МП являются или открытыми еретиками-экуменистами, или сочувствуют этой ереси, или просто совершенно равнодушны к церковным догматам и канонам и послушно следуют тем курсом, который взял Синод МП, практически не протестуя против вовлечения РПЦ МП в экуменическое движение. Архиерейский Собор РПЦЗ под руководством св. митрополита Филарета (Вознесенского),[3] состоявшийся в 1983 году в Мансонвилле (Канада), предал экуменизм анафеме.[4] В РПЦЗ также еще в 1981 году были прославлены все российские Новомуче­ни­ки и Исповедники и Царственные мученики. Это стояние в православии Зарубежной Церкви было ознаменовано одним из великих чудес ХХ века — мироточением Иверской Монреальской иконы Богоматери, которая начала источать миро в 1982 году и обильно источала его в течение 15 лет, до 1997 года, когда икона пропала после убиения ее хранителя брата Иосифа Муньоса-Кортеса.[5]

С 1990 года РПЦЗ стала принимать к себе российские приходы, не желающие состоять в Московской патриархии, все более уклоняющейся от чистоты истинного Православия, и обращающиеся к священноначалию РПЦЗ с просьбой о принятии под омофор ее Первоиерарха, как канонического предстоятеля исторической Российской Православной Церкви. В основном священникам, переходившим в РПЦЗ, приходилось служить на квартирах, и со стороны патриархии они часто подвергались клевете и преследо­ваниям. Там, где у общин РПЦЗ были храмы, они часто отбира­лись патриархией с помощью ОМОН.[6]

Батюшка почти всю жизнь принадлежал к РПЦ МП — к церкви, которую многие новомученики российские и Катакомбная Церковь считали безблагодатной,[7] поскольку образование МП было прямым следствием раскола, учиненного в 1927 году митрополитом Сергием (Страгородским) в результате принятия им практически единолично решения о сотрудничестве Церкви с безбожной властью, против чего выступило большинство епископата Русской Церкви (естественно, все те, кто не одобрили Декларацию 1927 года, попали в тюрьмы и ссылки или были расстреляны);[8] МП была образована в результате некоего "сговора" митрополита Сергия и советского диктатора Сталина в 1943 году, и все ее действия происходили под строгим контролем безбожного Совета по делам религий. Конечно, у людей, которые знали обо всем этом, а также об активном участии МП в экуменическом движении, не могло не возникать сомнений о наличии благодати Таинств в подобной церкви. Но Батюшка до поры не задумывался об этом. может быть, он потому не думал о состоянии Православия в МП, что сам он всегда жил истинно по православному, просто жил так, как должен жить православный христианин — в смирении, простоте, нестяжании, молитве и труде.

И Господь, Которому Одному Батюшка всю жизнь старался служить по совести, призрел на Своего верного служителя и восхотел вывести его из экуменического Содома, в который РПЦ МП после начала "перестройки" в России стала превращаться буквально на глазах, — для того-то и были попущены спасительные скорби, связанные с несправедливой клеветой и изгнанием из построенного храма. Хотя Батюшка думал об отложении от МП, еще когда начинал строить новый храм, он, однако, предполагал это сделать далеко не сразу и не так быстро, думал еще подождать несколько лет. Но очевидно, дальнейшее ожидание уже опасно для спасения души, и Господь не допустил промедления. Вероятно, попущенные Господом скорби и болезни были в какой-то мере и очистительным наказанием за то, что Батюшка вообще медлил с уходом и оставался в МП. Можно ли было в ней оставаться, зная, что это такое? К тому же, нельзя сказать, что и незнание извинительно. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: "Не извиняйся неведением; ибо неведевый, сотворивый же достойное ранам, биен будет за то, что не узнал".[9]

Но Господь милостив и един безгрешен, а люди все не без греха, и святые тоже имели некоторые погрешности; но нужно смотреть не на те или иные недостатки, которые могут быть присущи и праведным людям, а на общее направление и дух жизни человека. И вот, можно сказать, что это общее направление и дух жизни о. Александра настолько отличались от духа мира сего, и настолько были угодны Господу, что сбылись на нем слова Господни: "Аще приидет неправда его, и обличу его жезлом мужей и язвами сынов человеческих: милости же Моея не отставлю от него, якоже отставих от тех, ихже отставих от лица Моего" (II Цар. 7:14–15); "Аще оправдания Моя осквернят и заповедей Моих не сохранят, посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их. Милость же Мою не разорю от них, ни преврежду во истине Моей" (Пс. 88:32–34). И Господу угодно было увенчать его мученическим венцом, для того-то Он и извел Батюшку из Московской патриархии в гонимую Церковь Российскую, хранившую священное преемство от той Православной Церкви, которая существовала в России до раскола 1927 года.

Основная часть церковной общины перешла в РПЦЗ вслед за Батюшкой. При этом количество сплетен о Батюшке, распростра­няемых патриархийными верующими, резко увеличилось. Помимо "мафиозности" его обвиняли в корыстолюбии и в том, что он, вместо послушания митрополиту, хочет удержать за собой церков­ное здание. Но говоря о послушании митрополиту, то современные ревнители "послушания" почему-то забывают, что послушание патриарху и другим епископам зависит от верности этих епископов канонам и догматам Православной Церкви. Батюшка не хотел отдавать храм в руки представителей МП, поскольку старался доступными ему способами бороться за православие — ведь открытые храмы нужны для проповеди людям, и храм Истинной Церкви в наше время всеобщего отступления от чистоты православия, особенно храм в таком большом городе как Санкт-Петербург, — это неоценимое подспорье для Церкви; поэтому было бы просто грехом оставить его в руках еретиков.

Ольга Митренина: "После перехода в РПЦЗ о. Александр сильно изменился. Он как-то помолодел. Помню, как мы все возвращались после первой всенощной после перехода. Мы отслужили ее по полному уставу, да потом еще Батюшка велел читать первый час. Закончили довольно поздно. Батюшка был такой радостный!"

Сразу же после перехода в РПЦЗ Батюшка занялся регистрацией прихода. Но несмотря на все старания юриста, в Управлении юстиции отказывали в регистрации, требовали все новые справки, явно тянули время.


Предыдущая глава.

Следующая глава.

В начало книги. 


[1] Община была названа так по тому собору, который по плану должен был быть построен рядом с храмом Св. Елисаветы.

[2] Подробнее об образовании РПЦЗ и о ее разрыве с митр. Сергием см.: В. Мосс, Православная Церковь на перепутье (1917–1999) (СПб., 2001) 61–67; Епископ Григорий (Граббе), Завет святого Патриарха (М., 1996) 87–112.

[3] Подробнее о св. Филарете см.: "…И во святых жребий его есть". К годовщине обретения честных мощей Святителя Филарета (Вознесенского) // Вертоградъ-Информ № 11–12 (56–57) (1999) 16–48; "Я увидел, насколько я одинок..." Одно из писем Святителя Филарета / Публикация и комментарий Т. Сениной // Вертоградъ-Информ № 11 (68) (2000) 52–56; Т. Сенина, Торжество Православия. К четвертой годовщине обретения честных мощей Святителя Филарета (Вознесенского), Первоиерарха РПЦЗ (1964—1985) // Портал Credo.ru: Мысли (12 ноября 2002).

[4] Подробнее см.: Мосс, Православная Церковь на перепутье… 297–298; Окружное Послание Собора епископов Русской Православной Церкви Заграницей 1983 года // Вертоградъ-Информ № 12 (69) (2000) 5–9.

[5] По мнению многих, это было связано с отступлением РПЦЗ от антиэкуменического курса святителя Филарета Вознесенского. Подробнее см.: Т. Сенина, "Аще же соль обуяет…" // Вертоградъ-Информ № 10 (43) (1998) 16–20.

[6] См. подробнее об истории РПЦЗ 1990—2000 годов: 10-летие открытых приходов РПЦЗ в России // Вертоградъ-Информ № 7–8 (64–65) (2000) 21–43. 

[7] См. подробнее: Т. Сенина, "И вы исполните меру отцов ваших..." О канонизации МП Новомучеников и Исповедников Российских // Вертоградъ-Информ № 9–10 (66–67) (2000) 27–41.

[8] См. подробнее: Мосс, Православная Церковь на перепутье…

[9] Слово к пастырю, 12:13. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования