Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Татьяна Сенина. ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН СТРАСТОТЕРПЕЦ. Священномученик Александр Жарков (+1997) ЧАСТЬ II: ХРАМОЗДАТЕЛЬ. 3. Лот в Содоме


3. Лот в Содоме

Егда же утро бысть, понуждаху Ангели Лота, глаголюще: "...изыди, да не и ты погибнеши со беззаконми града... Спасая спасай твою душу: не озирайся вспять, ниже постой во всем пределе сем: в горе спасайся, да не когда купно ят будеши". Рече же Лот к ним: "Молюся, Господи, понеже обрете раб Твой милость пред Тобою, и возвеличил еси правду Твою, юже твориши на мне, еже жити души моей: аз же не возмогу спастися в горе, да не когда постигнут мя злая, и умру. Се, град сей близ еже убежати ми тамо, иже есть мал, и тамо спасуся: не мал ли есть; и жива будет душа моя Тебе ради".
Бытие 19:15,17–20.

Поначалу о. Александр не вникал в вопросы, связанные с ересью экуменизма. Только с 1993 года он начал ими интересоваться и постепенно стал со все большим вниманием относиться к тому отступлению от веры, которое происходит в "официальном православии" — совместным молитвам с еретиками, членстве во Всемирном совете церквей, общении с такими юрисдикциями как Константинопольский патриархат и пр. на Архиерейском соборе РПЦ МП 1994 года были разрешены совместные молитвы с еретиками: "Вопрос о целесообразности или нецелесообразности молитв с инославными христианами во время официальных встреч, светских торжеств, конференций, богословских диалогов, переговоров, а также в иных случаях представляется на благоусмотрение Священноначалия в общецерковной внешней деятельности и на благоусмотрение епархиальных Преосвященных в делах внутриепархиальной жизни, что определяется каноническим устройствам Православной Церкви и имеет место в практике других Поместных Православных Церквей. Данное указание следует рассматривать как временное, предполагаемое впредь до новых соборных решений и выработки совместного со всей Православной Полнотой богословских и практических указаний по всем случаям, связанным с совместной молитвой".[1] Между тем, каноническое устройство Православной Церкви категорически запрещает молитвы с еретиками: "Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви,[2] да будет извержен" (45-е Апостольское правило). Что же касается "практики других Поместных православных церквей", то в "официальных" православных юрисдикциях, действительно, молитвы с еретиками давно и повсеместно происходят: Константинопольские патриархи неоднократно молились с Римским папой,[3] епископы Сербской патриархии также молятся с католиками,[4] в Антиохийском патриархате установлено евхаристическое общение с католиками;[5] подобных примеров можно привести множество.

Батюшка не знал многих фактов отступничества Московской патриархии от Православия, которые теперь уже достаточно широко известны;[6] он не слишком вникал в догматические тонкости, а как-то интуитивно, в простоте, считал, что объеди­нение с неправослав­ными отвратительно, что это преда­тель­ство Православия. При этом он считал, что когда Московская патриархия окончательно онечестивится (а в том, что это случится, он не сомневался, и видел, что этот процесс уже давно идет), можно будет отделиться он нее с новым храмом, который юридически он с самого начала хотел оформить так, чтобы патриархия никаких прав на него не имела; хотя не совсем было ясно, что должно произойти, чтобы решить, что РПЦ МП окончательно отпала от православия. В первые годы "перестройки" у многих ревнителей Православия в МП были надежды на ее покаяние и исправление; но о. Александр, смотря на вещи трезво, никогда не надеялся, в отличие от многих "православных патриотов" и "противников раскола" в МП, что патриархия еще "покается и очистится".

Василий Лурье: "Когда в начале 1995 года антиэкуменическая реакция внутри патриархии достигла своего апогея (тогда только что отказались ратифицировать унию с монофизитами, к принятию которой приступили снова в 1997 году), я ездил в Москву на разные патриархийные заседания, и у меня были тогда надежды на то, что антиэкуменический курс в МП победит. Но о. Александр сказал мне: "Ну, что ты суетишься? Как советская власть скажет, так и будет!", — а на мое возражение: "Так может, она теперь скажет: "даешь истинное Православие!", — ответил обреченно: "Не скажет..."
Я потерял последние надежды на исправление патриархии после событий весны 1996 года в Эстонии, связанных с насильственной передачей приходов МП под юрисдикцию Константинополя, когда Синод МП прервал общение с Константинополем, но очень быстро его возобновил, хотя никто и не подумал считаться ни с интересами МП, ни с канонами. Это ясно показало, что патриарх совершенно несвободен в своих действиях, что не только он, но и весь Синод МП были резко "кем-то" одернуты и "поставлены на место". И не надо долго гадать, кем, — конечно, тем, что можно условно назвать "мировым правительством", которое теперь заняло место советской власти. Это означало, что даже если бы МП захотела прервать общение с Константинополем, то ей просто не дадут это сделать. И коль скоро МП останется в общении с ним — а ей не дадут прервать с ним общение — она автоматически становится причастной той же ереси и теряет благодать, даже если сама никакой унии не подпишет. Поэтому я считал, что практически разрыв с ересью экуменизма должен состоять не в выходе из "Всемирного совета церквей" (само по себе это не даст ничего), а только в разрыве канонического общения с Константинополем. Еще когда отец Александр служил в Шувалово, я много говорил с ним о том, что от патриархии надо будет отлагаться. Отец Александр соглашался с этим, но считал, что пока надо еще подождать. Тогда я и сам так думал.
Когда о. Александр задумал строить храм, я сразу сказал ему: "Зачем вы это затеяли? Ведь его у Вас отберут. Если уж строить, то чтобы потом вместе с ним отделиться от патриархии". Он ответил, что "и будем отделяться"; но ему казалось, что это дело не самого близкого будущего Однако, последующие события показали, что время уже истекло, и мы, напротив, просидели в МП слишком долго, так что Господь был вынужден выгонять нас оттуда силой".

Батюшка поначалу считал, что в порядке церковной икономии[7] следует подчиняться правящему архиерею, если при этом возможно организовать полноценную приходскую жизнь, пусть даже архиерей и имеет какие-то еретические воззрения — до известных, впрочем, пределов, — пока, конечно, РПЦ МП в целом не предпримет каких-либо совершенно отступнических шагов, вроде соборной ратификации унии с еретиками или принятия другого подобного документа. Но если архиерей своими действиями будет явно угрожать нормальному существованию прихода, то можно отлагаться от МП, поскольку канонических препятствий к этому не существует, ввиду давнего уклонения патриархии от чистоты истинного Православия - ведь если верующие уже применили икономию, когда решили не отлагаться от архиерея-еретика, то послушание ему не может оставаться таким же строгим, каким они обязаны по отношению к полноценной канонической иерархии: священнику приходится самому решать, когда формально законные требования архиерея наносят вред Церкви.

Батюшка никогда не помышлял о том, чтобы идти на какие-то конфликты с архиереем просто из любви "к громким подвигам", чтобы стяжать славу "борца с экуменизмом" вроде Константина Душенова. Он не слишком разбирался в канонических тонкостях, и главным для него была нормальная приходская жизнь по-христиански, т. е. без неумного стяжательства, без сплетен и зависти, основанная на взаимном доверии и любви. Во многом для того он и храм новый строил, чтоб иметь свой приход, где можно было бы все устроить так, как нужно, по-Божьему. Может быть, ему как-то по-детски казалось, что в новом храме можно будет как-то словно бы спрятаться, убежать от той "среды нечестия", которая все более распространялась вокруг...


Предыдущая глава.

Следующая глава.

В начало книги.
 


[1] "Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства". Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 1994 года // Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902–1998 (М.: ОВЦС МП, 1999) 460–461. Последующие соборы РПЦ МП этого решения не осуждали и не отменяли; на последнем соборе в 2000 году была осуждена практика "интеркоммуниона", но ничего не было сказано о совместных молитвах с еретиками, которые продолжают совершаться по-прежнему, в частности, самим патриархом Алексием — например, во время его пребывания в гостях у монофизитов на праздновании 1700-летия принятия Арменией христианства.

[2] Имеется в виду — позволит еретикам совершать какие-то моления, или проповедовать в православном храме.

[3] Патриарх Афинагор в 1965 году даже снял с католиков анафемы, наложенные на них Православной Церковью в 1054 году, без всякого покаяния со стороны католиков в их ересях.

[4] См., напр.: Сербская патриархия и Католическая церковь: "В совместной молитве… мы стали еще ближе" // Вертоградъ-Информ № 7–8 (64–65) (2000) 18–19.

[5] Экуменизм: арабская модель, или Что грозит Московской патриархии? // Вертоградъ-Информ № 2 (47) (1999).

[6] Подробнее о нынешнем отношении к экуменизму иерархов РПЦ МП см.: Иеродиакон Феофан [Арескин; ныне иеромонах], Новая версия патриархийного экуменизма. Об основах концепции МП по вопросу об инославии // Вертоградъ-Информ № 9–10 (66–67) (2000) 19–26. О деятельности нынешнего главы РПЦ МП см.: Глава Московской патриархии // Вертоградъ-Информ № 4 (61) (2000) 12–22.

[7]Икономия — послабление в точном исполнении канонов, допускаемое ради церковной пользы.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования