Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Татьяна Сенина. ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН СТРАСТОТЕРПЕЦ. Священномученик Александр Жарков (+1997) ЧАСТЬ I: СМИРЕННЫЙ ПРАВЕДНИК. 3.Больница Святой Елисаветы. [история Церкви].


3. Больница Св. Елисаветы

Кротость, и смирение, и любовь вселивши в душу свою, усердно послужила еси страждущим, страстотерпице Святая княгине Елисавето; таже с верою претерпела еси страдания и смерть за Христа, с мученицею Варварою, с неюже моли о всех с любовию почитающих вас.
Тропарь преподобномученице Елисавете

С начала 1990 года Батюшка и другие священники Шуваловского храма уже некоторое время совершали отпевания усопших в морге при городской больнице № 3; разрешение на "сотрудничество с городским паталогоанотомическим бюро, предлагающим проводить отпевание усопших православных христиан", было дано митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием[1] резолюцией от 26 января 1990 года. Между тем, вошло в моду освящать больницы и всякие учреждения, и администрация попросила о. Александра освятить больницу. 6 февраля 1993 года о. Александр освятил ее в честь св. преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны (†1918). Администрация больнице собиралась пригласить на церемонию освящения телевидение, все торжественно обставить и на этом сделать себе рекламу. Но договориться с телевидением почему-то не получилось, больницу же Батюшка освятил. В общем-то без ТВ — это было в духе смирения, присущем Батюшке — ни шума, ни суеты.

В больнице после освящения сразу открылась небольшая комнатка-часовня, и там начались регулярные службы, на которые могли приходить больные и медработники, а после служб священник ходил в палаты, исповедывал и причащал лежачих больных — конечно, не всех подряд, а которые сами хотели и заранее сообщали об этом.

Случались чудеса. Так, одна больная, бывшая в очень плохом состоянии и едва не умиравшая, через два дня после Причастия уже чувствовала себя настолько хорошо, что все поражались такой разительной перемене. Одна девочка, Наташа, перенесла тяжелую операцию и не могла ходить, лежала с высокой температурой. Ее окрестили, а на второй день врач уже разрешил вставать ей на костыли, и она потом сама приходила на службу в часовню, причащалась.

Для многих чудеса, действительно происходящие в церквах "мирового православия", к числу которых принадлежит и РПЦ МП, становятся еще одним камнем претыкания на пути к Истинной Церкви. Долгое время этот вопрос в разной степени смущал и меня. Ведь получается, что если человек обращается в экуменическую юрисдикцию оттого, что с ним произошло какое-то чудо (скажем, исцеление от мощей святого, находящихся в руках еретиков, или даже после причастия, хотя св. отцы называли причастие еретиков "пищей бесов"), то потом ему очень сложно будет доказать, что все это происходило с ним вне Церкви. Но если с мощами святых и иконами еще как-то понятно — они чудотворят потому, что это мощи и иконы настоящих святых, независимо от того, в еретическом или православном храме они находятся (что так бывало в истории Церкви, можно видеть хотя бы из истории обретения главы св. Иоанна Крестителя, которая какое-то время находилось в руках монаха-еретика, и он через совершаемые от нее чудеса совращал людей в свою ересь), — то с причастием уже не так все понятно, на первый взгляд. Однако, тут следует учитывать, во-первых, что Господь может творить чудеса и вне Церкви, по вере молящихся Ему; во-вторых, что облегчение в болезни может происходить из в результате самовнушения;[2] в-третьих, что чудеса могут совершаться и не Божией силой, о чем свидетельствует практика различных колдунов, гипнотизеров и "целителей". Да и Сам Господь говорит в Евангелии, что в день Суда многие скажут Ему, что пророчествовали и творили ­многие чудеса Его именем, а Он ответит, что "никогда не знал" их, потому что они делали беззакония.

Святые отцы говорят, что наша вера должна происходить, прежде всего, не от чудес, а от слова Божия, от учения святых отцов. Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что такие необыкновенные чудеса, какие происходили во времена Апостолов, впоследствии перестали совершаться потому, что люди уже были довольно научены словом и должны были веровать прежде всего учению, а не чудесам.[3] Если это было справедливо в то время, то тем более это должно быть справедливо сейчас, когда практически все имеют возможность при желании ознакомиться со святоотеческим учением, православными догматами и канонами. Чрезвычайно ясно излагает эту мысль святитель Игнатий Брянчанинов в своем слове "О чудесах и знамениях":

"Знамения Божии даны были в содействие слову Божию. Знамения свидетельствовали о силе и значении слова. Существенный деятель — слово. Не нужны там знамения, где приемлется слово, по причине понятого достоинства, принадлежащего слову. Знамения — снисхождение к немощи человеческой.
Иначе действует слово и иначе знамения. Слово действует непосредственно на ум и сердце; знамения действуют на ум и сердце посредством телесных чувств. …Когда действуют вместе и слово, и знамения, тогда действие знамений остается как бы не примеченным по причине обильного действия от слова.
…Богочеловек ублажил не видевших знамений и веровавших. Он выражал соболезнование к тем, которые, не удовлетворяясь словом, нуждались в чудесах. Аще знамений и чудес не видите, не имати веровати (Ин. 4:48), сказал он капернаумскому вельможе. Точно! достойны сожаления оставляющие слово, ищущие убеждения от чудес. Этою потребностию обнаруживается особенно преобладание плотского мудрования, грубое невежество, жительство, принесенное в жертву тлению и греху, отсутствие упражнения в изучении закона Божия и в боголюбезных добродетелях, неспособность души сочувствовать Святому Духу, ощутить присутствие и действие Его в слове. Знамения были наиболее предназначены для убеждения людей чувственных, занятых попечениями мира. …Уверовавшие по причине знамений составляли низший разряд верующих во Христа. Когда им предложено было духовное, возвышеннейшее, всесвятое учение, тогда многие из них истолковали его по своим понятиями (Ин. 6:60), не захотели испросить объяснения Божию слову у Бога, осудили слово, которое было Дух и жизнь (Ин. 6:63), обличили этим свою поверхностную веру…
Христианство преподано с такою определенностью, что нет оправдания для тех, которые не знают его. Причина незнания — одно произволение. Как солнце светит с неба, так светит христианство. Закрывающий произвольно глаза да приписывает свое невидение и неведение собственному произволению, а не отсутствию света.
…При споспешестве дивных знамений Апостолы быстро распространили христианство по вселенной: знамения были ясным и сильным доказательством христианства и для образованных народов, и для народов, погруженных в невежество и варварство. Когда же насаждена была повсеместно вера, насаждено было слово, тогда отъяты знамения, как окончившие свое служение. Они престали действовать в обширном размере и повсюду: совершали их редко святые избранные Божии. …С течением времени знаменоносные мужи постоянно умалялись. О последних временах святые отцы предсказали, что тогда знаменоносных мужей не будет.
…Если бы знамения были необходимо нужны, они пребыли бы. Пребыло слово, водворению которого содействовали знамения. …Оно объяснено со всею удовлетворительностью Отцами Церкви; доступ к нему и усвоение его сделались особенно удобными. Оно существенно нужно; оно необходимо; оно совершает спасение человеков; оно преподает вечные блага; оно доставляет царство небесное… Слово Божие содержит в себе самом свидетельство о себе. Оно, подобно цельбоносным знамениям, действует в самом человеке, и этим действием свидетельствует о себе. Оно есть высшее знамение".[4]

Поэтому довольно странно выглядит кичение некоторых представителей РПЦ МП и других экуменических юрисдикций тем, что у них происходят какие-то чудеса, исцеления, мироточение от икон и подобные вещи. Если чудеса не сопровождаются словом — словом истинной веры, словом святоотеческим, словом православным, — такие чудеса тщетны и ничего не доказывают. Между тем, пастве РПЦ МП прививается как раз противоположные взгляды. Как-то раз, когда мы уже присоединились к Истинной Церкви, один наш прихожанин, учившийся в Богословском институте вместе с представителями МП, рассказывал, как один его сокурсник похвалялся: "У нас столько чудес происходит! Иконы мироточат! Исцеления происходят! Но у нас скоро еще больше чудес будет! У нас иконы по воздуху будут летать!" На это можно было бы ответить: "Да, конечно, непременно будут! Еще и не то будет… И огонь будет с неба на землю сходить — читайте Апокалипсис…"

Можно даже сказать, что чудеса вне Церкви происходят в какой-то степени даже для того, чтобы показать, что Истинная Церковь не определяется наличием и количеством чудес как таковых. Она определяется исповеданием веры.

Все больные, приходившие в часовню, были очень довольны. Там работала и библиотека духовной литературы для больных и медперсонала. Всегда была в часовне и святая вода. В часовне желающие могли и переписать различные молитвы, если у них не было денег, чтобы купить молитвослов. Часовня дохода практически не приносила, а содержалась с катехизаторской целью, а на выручку от отпеваний Батюшка производил ремонт церкви Св. Александра Невского.

Некоторым атеистически настроенным медработникам не очень нравилось существование часовни в больнице. Например, заместитель главврача Ю. Рывкин иногда заходил в часовню и насмешничал, в частности, над иконопочитанием. Когда мы напечатали объявления о том, что в больнице на 4-м этаже есть православная часовня, и я пошла развешивать их по всем отделениям, то на некоторых отделениях заведующие не разрешали вешать объявления и прямо ругались на нас. А потом тот же Рывкин велел все объявления посдирать, и когда я пошла к администрации выяснять, в чем дело, заявил, что мы "портим стены" тем, что наклеиваем на них объявления, а потом вообще сказал, что не нужно никаких объявлений по отделениям, потому что они с изображением креста, а это будет "нервировать больных"… Вообще, с этим Рывкиным мне довольно часто приходилось сталкиваться и ругаться. К счастью, главврач и обе секретарши относились к нам хорошо и старались помочь; но все-таки без трений не обходилось…

Как-то раз Батюшке предложили гуманитарную помощь баптисты, но он отказался, хотя это могло бы упрочить его положение в больнице за счет благотворительности. Связываться с неправославными Батюшка не хотел. О сектантах он говорил, что они пользуются тем, что им с Запада присылают полно денег и литературы, а наши люди свою веру совершенно не знают (да и кто сейчас их учит истинному Православию?) и готовы, раскрыв рот, слушать любых проповедников. "Мы одно время окормляли один дом престарелых, — рассказывал Батюшка. — Приходил я туда, причащал этих старушек. И вот, как-то прихожу, а они все такие довольные и говорят мне: "Батюшка, а нам вчера подарки какие привезли!" Оказалось: приехали баптисты, каждой подарили по Новому Завету, причем с огромными буквами — как раз для старух! А что у нас издают? — и мало, и с таким мелким шрифтом, не прочитаешь... Да еще эти баптисты привезли им целую машину апельсинов. Вот так... Старухи все были просто счастливы. И что я мог им сказать?.."

А еще он рассказывал другой случай: "Я вот как-то стою на вокзале и жду электричку. Подходят какие-то тёти с Библиями в руках и начинают говорить про свою веру, открывают Библию: вот, тут то и то написано. А я говорю: "Да что ты мне какие-то обрывки читаешь? Ты вот еще прочитай, что там написано перед и после этого!" Тут они сразу же и исчезли. Вот так. А то они выдернут какую-то одну фразу и что-то там "доказывают"!"


Предыдущая глава.

Следующая глава.

В начало книги.


[1]Нынешний патриарх Московский Алексий (Ридигер).

[2]Когда-то, еще до обращения в православие, я читала книгу некоего экстрасенса, В. Мартынова, где он описывал, как ему предстояла операция по вырезанию опухоли, которой он очень боялся, и накануне он перед сном стал детально представлять, как ему эту опухоль вырезают; когда наутро он проснулся, опухоль исчезла бесследно; после этого он и занялся гипнозом и экстрасенсорикой.

[3]См. 1-ю беседу свт. Иоанна Златоуста на Пятидесятницу.

[4]Святитель Игнатий Брянчанинов, Аскетическая проповедь (М., 1995, репр. с изд.: СПб., 1886) 309–316; жирный шрифт мой.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования