Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Житие блаженного мар Авгена начальника иноков в стране Ниcибинской на горе Изла (II часть)[агиография]


(продолжение. Начало - здесь)

Ей, Господи Боже Сильный, услышь ныне голос немощного раба Твоего, возврати этого мертвого отрока к жизни и то, что Ты совершил рукою рабов Своих Илии и Елисея, и то, что Ты совершил рукою блаженного Петра в смерти Тавифы пред целою толпою чужих и возвратил ее к жизни и дал ее им живою; теперь также пусть совер­шит Твоя Божественная сила воскресением этого отрока не ради меня слабого, Господи, но ради Святого имени Твоего, чтобы славилось оно и чтобы удивлялась Церковь Твоя и величала силу Твоего победоносного Креста во всех народах и племенах и языках; чтобы познали Тебя все заблудившие, которые теперь не знают Тебя, что Ты -Единый Истинный Бог, умерщвляющий и оживляющий, низводящий во ад и возводящий; и да величают имя Твое Святое во мне и в отроке и во всех, которые призывают имя Твое во веки веков. Аминь". И пошевелилась рука мальчика на груди его дважды. И обратился святой к нему и поддержал его рукою своею и сказал: "Сын мой Янний, встань во имя Господа Иисуса Христа". И тотчас мальчик открыл глаза свои и посмотрел на святого и на весь на­род, и поддержал его святой и посадил на ступеньку, и преклонил святой колена и благодарил Бога; и встал и потянул его за руку и поднял его на ноги. Ипарх же и все, которые были с ним, были в большом страхе и изум­лялись виду святого, ибо видели его не как человека, но как Ангела Божия, и воскликнули все три раза: "Свят, Свят, Свят Ты, Господи Сильный, полны небо и земля славою и крепостию Твоею". И взял святой мальчика и передал его отцу и матери его. Они же умоляли святого, чтобы тот остался у него, но он сказал им: "Неприлично мальчику в таком возрасте, в каком он, находиться в мо­настыре; но введите его в школу, чтобы там изучал науку до тех пор, пока не достигнет возраста юношеского; и после того придет и будет в обители".

И в тот же день устроили большой праздник: и ипарх, и те, кто был с ним и со всем народом и братиею. И постились до вечера и ничего не принимали, славя и вели­чая Бога псалмами, поклонениями и падением ниц за то, что Бог удостоил их такой благодати и такая обитель бу­дет в их стороне. И никто не вкусил в тот вечер, но бодр­ствовали все, постясь. И прошла та ночь, когда собрались все с готовностью на славословия и песнопения Святого Духа, решившись в душе своей не садиться, пока не при­частятся Святых Таин, на землю. И удивлялись все и удив­лялись тому, что произошло. И во главе их стоял готовый подвижник и могучий старец и провозглашал аллилуиа и возносил (это) громким голосом всю ту ночь и день до 9 часов. И когда они приняли святыню, святой повелел им сесть и вкусить пищу попросту. И когда они ели, то удив­лялись, и не удалялась от очей их сила того чуда. Потом они были благословлены святым и были отпущены, что­бы сойти в город после того, как он для дороги на запас им приготовил вместе с премудростью слова еще и молит­вы. Когда же они сошли и сообщили в городе, тотчас весь город пришел в движение: мужчины с женщинами, стар­цы, юноши и дети, идя партиями к святому. Нет челове­ка, который сосчитал бы, сколько он исцелил больных. И те, которые болели продолжительным беснованием, тот­час приводимы были к нему и исцелялись. И я не знаю имен всех их.

16. Письмо царя Константина о св.Мар Авгене

Ипарх же тотчас написал и известил царя Констан­тина обо всех этих первых чудесах, которые сотворил Бог рукою святого, и о воскресении сына брата своего. Царь же Константин, когда получил послания, прочитал их, встал и прославил и возблагодарил Господа и написал послание к ипарху так: "Три личности есть в этом мире. Их восставил Господь на четырех сторонах, когда они све­тят лучами небесными, которые воссияли в нашем челове­честве и просвещают мысли темных, обращают и отвра­щают их от мудрования мрачных помыслов и от всех злых страданий, которые посеял в них злой деятель, и возде­лывают и очищают поля душ наших, и сеют в них доброе семя Иисуса Бога нашего. Посему эти три чудесных мужа кажутся слабыми, но они прогоняют и ослабляют рати знаменитых воителей. Они сами нуждаются, а чужие при­обретают многое. Наше царство давно осведомлено отно­сительно следующих трех подвижников: Антония в стра­не Египетской; Иллариона на берегу моря и Мар Авгена, который переселился из Египта и пришел, поселился в нашей стране и просветил ее. И я желаю и умоляю, чтобы они молились Господу сохранить нас со всею властью на­шего царства; и в тот день, когда воссияет милости Со­лнца правды Иисуса Христа, мы будем удостоены по мо­литвам их достигающих до Бога". Это написал победонос­ный царь Константин к старцу Мар Авгену, чтобы он мо­лился за его царство.

17. Первое видение св.Мар Авгена: о ересях

Случилось, что в один день собралось у него 29 стар­цев: я, Михаил и Мар Яв, и Мар Шимун; Мар Фома, Мар Он, Мар Тава, Мар Бусьяна (Нсина) и Мар Даниил, Мар Иосиф, и Мар Исаак, и Мар Шази (Шари), Мар Олуг, и Мар (Баршмит), и Мар Хабив (Хабива), и Мар Гуля, и Мар Моисей, и Мар Бар Хошаба, и Мар Думьян, и Мар Хошаба правый, и Мар Силона (Сильван), и Мар Тит, и Мар Андрей; и Мар Бар Баут, и Мар Авель, и Мар Исайя, и старец Мар Иоанн, и Мар Тубин, и Мар Георгий, и Мар Кдала, и Мар Стефан, и прочие братия. И когда собра­лись, умоляли его изречь слово жизни. Ибо он имел это обыкновение сидеть днем в воскресение после утренних славословий и преподавать братьям слово утверждения. И начал старец рассказывать им о достоинстве их подвигов и злобе и горечи диавола. И когда старец своим словом многое осветил и, пока еще не кончив его, внезапно прервал он слово свое, и внезапно был восхищен помысл его и это продолжалось около часа. Но все старцы смотрели в зем­лю, ибо из старцев никто не осмеливался поднять глаза и осмотреть того старца. И все, сколько их собралось пред ним, смотрели в землю, ибо научились поведению от этого святого, были его учениками и у ног его воспитывались. И когда он пребывал в молчании, никто из старцев не дерзал говорить с ним. Ибо научились из опыта, так как много раз собирались пред старцем, они видели, как его мысли были восхищаемы много раз. А поэтому в воскресение и в среду никто не допускался входить к нему без необходимости.

И после того как долгое время оставался он так, при­шел в себя и плакал. Тогда начал я, Михаил, спрашивать у него, насколько я приобрел дерзновение у старца, умолял его как бы от лица всей братии, чтобы поведал нам о при­чине своей скорби. Святой же старец, плача, начал гово­рить нам: "Я видел гнездо голубя; и из одного из яичек его выпала маленькая змея, а из другого вышел птенец (голу­биный). И внезапно та маленькая змия оказалась громад­ным змеем; и ходил он по гнезду, чтобы выйти из него; и хотел прогнать своего сверстника голубя и желал растлить его мать. Мать же его насилу спаслась от его пасти, когда оборваны были перья ее. И умер тот змей и вышли из его чрева многочисленные маленькие змеи и не могли повре­дить чему-либо. И вот один муж стоял сверху над ними и держал огненный посох в руке своей и избил их по очере­ди". Тогда сказал нам святой: "Знаю я, сыны, что готов враг возбудить гонение на Церковь. Но Господь по обето­ванию не оставит этого стада, но прикончит того знамени­того змея со всеми порождениями его". И немного спустя Арий поднял возмущение в Церкви и гонение сильное воз­будил на истинных пастырей. Было также рассказано и то, что большой труд будет слушающим. И поэтому немного времени спустя верный царь Константин приказал всем отцам собраться с учителями и иноками ради его дела, и собрались все отцы-епископы.

18.Совет св.Авгена Мар Иакову о постройке храма

Но не подобает обходить слову, которое мы положили пред этим повествованием, (именно о том), как св.Мар Иаков задумал строить храм и совещался со старцем; и св.Мар Авген как бы по откровению показал то, чему подо­бало быть. Ибо он вошел пред седмицею лета, чтобы ви­деть старца и всех братьев, так как многие из них полагали заключиться на эту седмицу и не выходили из своих ке­лий. И после того, как сели и поговорили немного друг с другом, св.Мар Иаков сказал ему: "Есть у нас мысль если Бог восхощет, отделить место для закладки основа­ния новой церкви. Но я желал бы, чтобы, если можно, вы сошли с нами, чтобы Бог по вашей молитве более помог нам в этом деле, ибо мы знаем, что все, что вы попросите у Бога, Он даст вам". А св.Мар Авген успокоил его и сказал ему: "Сойти с вами теперь мы не можем, потому что теперь седмица, а нарушать седмицу или правило не подобает. Но придет к тебе вестник, один из Ангелов, и он измерит с тобою основание храма и обозначит все по­стройки. В этом и ты сам сведущ и относительно того места, на котором возвышались оскверненные жертвен­ники и приносились греховные жертвы и хульные напе­вы с мерзкими песнями, радостными для сатаны, и гре­ховные пляски и прогневительное пролитие крови пред скверными идолами; в этом самом месте, где всякие роды нечистот (мерзостей), как эти, слышались, будет постав­лен святый жертвенник и будут совершаться священные таинства, и будут возноситься голоса славословия Богу; и будут исполняться на нем мелодии Святого Духа. И то место, которое сначала было местом греха, будет жили­щем Божиим. И на нем поработает и на нем послужит святой, спасенный кровию победоносного царя Иисуса от всякого народа". Святой же Мар Иаков сказал: "Мо­литесь о мне все вы и просите от ГоспЬда, чтобы то, что вы сказали, так и исполнилось".

И встал св.епископ Мар Иаков и сошел в город и был сопровождаем всею братиею до дома молитвы и от­пустил их с миром и отправил их, чтобы они возврати­лись в свои келий. А тот святой, как только вошел в город, спросил людей из клириков в церкви и из мир­ских (свободных), которые там собрались пред ним: "Где, вы говорите, мы будем просить построить нам церковь?" Они же сказали о трех или о четырех местах. Святой же безмолвствовал до ночи, и когда было три часа ночи, святой встал и взял в руку измерительную вервь, и вы­шел вон из келий. И вот явился пред ним Ангел Госпо­день в виде юноши в белых одеждах и приблизился и приветствовал святого. Святой же спросил его: "Кто ты?" Ангел сказал ему: "Я тот, который послан от Господа,

чтобы показать тебе место храма. Я буду держать с то­бою вервь". А святой сказал ему: "Господин мой, иди предо мною, куда изволишь". Ибо святой не встрево­жился от духовного видения, так как много раз удостои-вался его. И говорил с ними с дерзновением без страха. Тогда пошел пред ним Ангел до дома идолов нечестивого Антиоха и сказал ему: "Это есть место храма"; и держал с ним измерительную вервь и измерил все основания и расположил строения.

19. Свидание с Мар Милосом

В это же самое время пришел из Иерусалима св.Мар Мил (Милиос, Ми лис). И когда он увидел, что св.Мар Иаков начал постройку храма, он исполнился великой радости и занял 300 динариев у купцов - - жителей той страны и дал их как благословение на основание храма, так как с собою у него ничего не было, кроме посоха и Евангелия; и после того он восшел к св.Мар Авгену, что­бы повидать его и отправиться на восток к своему месту. Пришел же он туда в воскресный день, и собралась вся братия, чтобы благословиться у св.Мар Мила. И после того, как они приветствовали друг друга, сказал ему св.Мар Авген: "Мир тебе, муж Божий, что не зришь ты на лице человека. Ибо вот ты сойдешь на восток и обличишь того Папу, который сделан восточным патриархом, не смотря на все его недостатки, и так как он не примет твоего обли­чения и твоей ревности о страхе Божием, то он примет наказание от Бога". Тогда ответил Мар Милос: "Мир тебе, старец чудотворец, видевший проклятого змия, который захотел возмутиться против Церкви и испытал свое унич­тожение и погибель своих проклятых людей". Тогда ска­зал ему св.Мар Авген: "Откуда знаешь ты, брат, что та­кое видение явилось мне?" Тогда сказал ему Мар Милос: "Кто сказал тебе, что касается меня, Тот сообщил и мне о тебе". И сказал ему старец: "Блажен ты, брат наш Мар Милос, ибо приблизилось время, в которое ты будешь пожрен в стране персов наподобие св.Павла, пострадав­шего от Нерона; но обличишь нечестивого и засвидетель­ствуешь там о Господе Своем; и получишь венец победы".

Святой же Мар Милос был осведомлен о том, что сказал ему преподобный старец; и, пробыв у нас три дня, про­стился со старцем и со всем братством, и вышли мы из обители и исполнили псалмопения и помолились и, пла­ча, простились с ним. И он сказал нам: "Молитесь обо мне, чтобы сподобиться мне увидеть вас пред Господом, так как в этой жизни, я знаю, вы более не увидите меня". И опечалились вся братия, и после того, как он отлучился и сошел от нас, сказал нам св.Мар Авген: "Смотрите, сыны, на этого святого и дерзновенного подвижника, как он, исполненный радости, спешит идти и пострадать ради Гос­пода Своего".

Когда же св.Мар Милос сошел в город язычников, он вошел туда, чтобы видеть католикоса Папу. После того, как он его увидел, сделал ему обличение по поводу раз­личных известий о том, что тот нехорошо управлял. Он же относительно всего того, что было высказано святым, дал такой ответ: "Откуда ты говоришь мне это?" Мар Милос сказал ему: "Спроси у Евангелия и оно научит тебя"; и положил Евангелие возле Папы. А тот поднял руку, ударил Евангелие и сказал ему: "Скажи, Еванге­лие!" Тогда св.Мар Милос сказал ему, предостерегая Папу: "Человек Господень! Господа своего ты бьешь?" И про­клял он того, и тотчас тот получил наказание, и высох правый бок его, и он более не получил исцеления.

Святой же Мар Милос отправился и пошел в свою страну. И во всяком месте, куда достигал, давал много наставлений, как апостол. И Господь его рукою совершал людям многочисленные исцеления. Когда же он пришел в свою страну, был обвинен магами пред начальником стра­ны в том, что он крестил по всей стране. Тогда тот прика­зал его связать и привести к себе. И привели его пред него, когда его руки и ноги были связаны железными око­вами. И стояли кругом его маги и иудеи и обвиняли его, говоря: "Этот чародей окрестил всю нашу страну и отвра­тил от нас наших сыновей и дочерей". Тогда тот прокля­тый спросил его, говоря: "По чьему повелению крестишь ты магов и иудеев?" Святой же сказал ему: "Я не дейст­вую силою человеков, а провозглашаю пред ними учение Господа нашего; они же крестятся по своей воле, и если ты желаешь работать Богу Живому и оставить заблужде­ния своего учения, тотчас я крещу тебя". Когда же тот начальник услышал это, не стерпел, но ополчился гневом и яростью и встал на ноги и обнажил кинжал от бедра своего и ударил святого сзади и сокрушил ему весь бок. И встал еще брат этого нечестивца и вытянул и он обоюдо­острый нож и ударил святого спереди от бедра и до гру­ди. В это-то время и совершилось увенчание этого подвиж­ника. И отвечал он тогда и сказал им (когда он упал на землю пред ними и сказал): "Одинаковым поражением поразили вы меня в вашем злом гневе: поразит и прикон­чит вас завтра Господь в это время одного рукою друго­го". И было так, как сказал этот святой. И на другой день в это время они оба поехали верхом и отправились на охоту. И вот показалась пред ними одна дикая ослица; и пустились оба они за нею, один с этой, а другой с той стороны. Оба они натянули свои луки и обратили лица свои один против другого; и оба выстрелили в одно время и были поражены один стрелою другого. Ослицу ничто не постигло, а они упали оба с лошадей и сломались их луки. И исполнилось на них слово пророка, который го­ворил: Меч их войдет в их же сердце, и луки их сокру­шатся (Пс.36,15). Святой же был погребен с великою честью и получил венец победы по слову старца Мар Авгена. Пришли же оттуда купцы и рассказали нам все это.

20. Путешествие святого Мар Иакова на гору Кердо

Подобает мне не оставить и того, что было рукою св.Мар Иакова. Ибо у этого св.Мар Иакова была мысль когда-нибудь сходить на то место, на которое сошел ков­чег, на гору Кердо, чтобы помолиться и попросить Госпо­да показать этот ковчег, чрез который произошло восста­новление мира. И прибыл он к св.Мар Авгену, чтобы про­сить его идти с ним туда. Но Мар Авген сказал ему: "Я не могу теперь идти с тобою, но ты не задержишься, ибо будет по твоей воле. Вот Господь пошлет с тобою Ангела Своего, и он покажет тебе место, на котором зарыт ков­чег. И он прострет руку в недра земли и вынет тебе из него одну доску как бы на благословение". Тогда св.Мар Иаков встал и пошел туда. И когда он достиг окраины горы, тот Ангел начал ходить с ним и устремился он впе­ред от святого до того места, где был сокрыт ковчег. Тогда Ангел показал ему и сказал: "Вот то место, в котором поло­жен ковчег". Тогда святой помолился и попросил Господа дать ему одно деревцо от этого ковчега как бы на благосло­вение. И по действию Божию явилась доска пред святым, и взял он ее с великою радостью. Тогда святой положил в мысли основать там монастырь, чтобы в нем возносилось славословие Господу. И понес святой ту доску и пришел с радостью к Мар Авгену и вошел в ту расселину, где тот жил, и показал, что Господь принял его прошение и пока­зал ему то место и дал ему доску от ковчега; и приветство­вал таинство, о котором долготерпел Дух Божий и которое было сделано на многие годы, чтобы по крайней мере виде­ли и убоялись и обратились от злобы своей те первые роды, которым было проповедано о потопе. И взял старец Мар Авген часть от той доски и сделал крест и поставил в своей келий. И каждый из братьев умолял его (сказать), кому в наследство передаст он этот крест. Он же не дал никому, но зарыл его в монастыре, и никто не узнал того места.

21. Путешествие св.Мар Авгена с братиею на гору Кердо и воскрешение юноши

И св.Мар Иаков основал и построил там один боль­шой монастырь. И пришел он и попросил св.Мар Авгена, чтобы пошел он и вся братия на освящение того места. И встал старец в надежде на Господа и со многими братиями и пошел с ними. И когда они достигли реки Тигра, св.Мар Авген и старцы, бывшие с ним, шли и совершали службы во время на берегу реки Тигра. И вот один мальчик стоял у края воды и плакал. Святой же подошел к нему и сказал: "Откуда ты, сын мой, и почему ты плачешь?" Мальчик же тот не хотел отвечать ему, но бился о камни и разбивал голову о землю. Старец же подошел и, взяв его за руку, сказал ему: "Сын мой, не бейся о камни, но скажи мне, что случилось и откуда ты, чтобы я нашел, чем помочь тебе". Мальчик же сказал ему: "Как ты можешь помочь мне? Я сирота, отца у меня нет, а мать стара и не может работать.

Я же, как ты видишь, мальчик и не могу чего-либо делать. И вышел я и брат мой, который старше меня, и пришли мы в этот лес, чтобы порубить немного деревьев, потому что мы строим дом. И я пришел с ним, чтобы быть в помощь ему. И вышел лев из того леса и оставил меня, маленького; и взял того юношу, который был со мной; и схватил его пастью и потряс им предо мною три раза, и открыл пасть и захватил его за шею и вошел в тот лес. И я хочу или раз­биться о камни, или упасть в реку Тигр, ибо вот я измучен и отлучился от любви брата своего; и я буду помнить, ка­ково было его убийство и что нет никого, кто помог бы мне и моей старой матери".

Тогда святой, услышав об этом, тотчас пролил слезы на свои седины. Потом старец сказал тому мальчику: "Иди, сын мой, и покажи мне то место, на которое ушел тот лев". Мальчик же быстро пошел пред святым, плача, ибо сильно желал видеть хотя бы только тело своего брата. И пришел к тому месту, на котором лежал лев. Лев же, услышав наш голос, поднял голову, и мы увидели того юношу, который был разложен пред ним. И тотчас лев затрепетал и встал и пошел от места своего. Мальчик же, увидев тело своего брата, побежал и пал на него, горько плача; и не убоялся того брата, потому что сам сказал: "Пусть убьет он и меня, и я не буду отлучен от своего брата". Святой же тотчас подошел к трупу, вытирая слезы своими одеждами, вся же грудь старца омочилась слезами. Также и вся братия омо­чили свои одежды слезами от печали, когда слышали слова мальчика, настолько они сопровождались воздыханиями; и увидели труп юноши повергнутым и одежды его, выва­лянные в крови. И осмотрел святой все тело юноши, и (лев) не ел из него ничего, кроме крови, которую он пил, и правого плеча, от которого он взял немного мяса; ибо по­разил его в шею и как бы ножом перерезал ее. Тогда тотчас пал святой на лицо свое и сказал: "Братья мои! Просите у Господа молитвою, чтобы Он возвратил этого отрока к жизни и угасил скорбь этого дитяти". И положил святой голову свою на бок того трупа и молился и говорил: "Гос­поди Иисусе Христе, Благий, сокровище Которого не убы­вает! Ты, Господи, показал милость Свою на юноше, сыне вдовы, когда никто не просил Тебя, и возвратил его к жизни и отдал его матери его, и удалил слезу от очей ее, и показал силу Твою, и обратил отрока к познанию истины. И ныне можешь Ты, Господи, чтобы восстал этот юноша, не ради меня немощного, но ради этого мальчика, который разлучен с братом; и он избрал смерть вместо жизни; и ради бедной вдовы-матери его, чтобы не постигла ее скорбь на скорбь. Возврати, Господи, этого юношу к жизни, что­бы он славил святое имя Твое и обратил свои заблуждения в поклонение Тебе". И тотчас по молитве св.Мар Авгена открыл юноша глаза свои и посмотрел на брата, когда тот бросился на грудь его, и дважды вздохнул.

И встал старец и прославил Бога, Который услышал его молитву. И приказал он братьям поддержать и поса­дить того юношу. И приступил святой и сел при нем и простер руку и осенил раны знамением креста. У юноши же текли слезы. И сказал ему старец: "Сын мой, не бойся, но славь Господа за то, что Он дал тебе жизнь, чтобы этот брат твой не был опечален". Он же говорил мало, так как не мог говорить; и сказал: "Благодарю Господа нашего Иисуса Христа. Когда я был умерщвлен львом, Он изба­вил от него моего брата; и когда при мне никого не было, послал Господь благословенный сонм вашей святости, и вы попросили Господа, и Он возвратил меня к жизни". Тогда святой повелел взять его и вынести из леса. И донесли его до берега Тигра и вымыли его в воде, и повелел старец принести ему благословенного масла, которое было у брата (а взято было оно от омовения тела Иоанна Малого); и помазал его шею и то место плеча; и благословил воду и дал пить ему. Брат же его прыгал, радуясь и прославляя Господа и целуя ноги и одежды святого.

Один же человек пастух стоял на том берегу Тигра и опирался на посох в то самое время, когда напал лев на юношу; и видел, что он убил его и увлек в лес; и видел, что никого при нем не было, кроме того маленького мальчика. И оставил он стадо свое и быстро побежал и удалился до места против деревни того юноши. И тотчас нашел лодку и переехал на ней и сообщил в деревне о том, что случилось. И вышло из деревни много людей, чтобы идти и похоро­нить того юношу; и по крайней мере найти в живых того маленького мальчика. И пришли с мечами и копьями. И когда пришли и достигли до того места, на которое указал им тот пастух, и увидели сонм избранных святых и юношу сидящим среди них голым; и одно покрывало было надето на него; и одежды его брошены пред ним и выпачканы кровью, тогда спросили его брата и святых: "Где вы нашли его?" Тогда младший брат рассказал им все происшествие. Потом они подошли и осмотрели шею его, которая была перервана; и увидели и то место плеча, которое было из-грызано; и не вышло из него крови. И сразу же упали они на лица свои пред ногами святых и целовали их; и удивля­лись тому, что видели и слышали. Были среди них язычни­ки, были и христиане. Язычники же удивлялись и говори­ли: "Если бы мы не видели глазами, что мертвый мог ожить, мы не поверили бы". Христиане же радовались святым, как войску ангелов. Язычники жаждали, чтобы когда-ни­будь и им сподобиться крещения, говоря: "Горе нам, что мы не верили христианам, которые говорили: "Христос есть истинный Бог". И просили язычники одного из братьев, чтобы они не переправлялись, пока не войдут в их дерев­ню. Но они стеснялись старца и потому не просили его особо самого, ибо славен был вид его, славно и лицо его. И не было человека, который видел бы святого и не прекло­нялся в мысли своей пред ним и не трепетал бы пред ним. Потом святой повелел взять юношу и внести его в де­ревню; и сказал им: "Мы войдем в ту страну Кердо, ибо приглашение туда есть побуждение для нас идти". Тогда все христиане подошли к нему и просили у него: "Там чрез деревню вы перейдете Тигр". Святой же сказал им: "Гос­подь приготовил нам на чем переправиться". Когда же они увидели, что он не внимает им, тогда приступили и языч­ники и упрашивали его и говорили: "Отец наш, мы знаем по истине, что Христос есть Истинный Бог, но умоляем твою святость войти в нашу деревню. Мы же желаем полу­чить от вас знамение святого крещения". Тогда святой, уви­дев, что открыта ему великая дверь, полная приобретения­ми духовных плодов, встал тотчас с великою радостью он и весь сонм братьев и пошел, чтобы идти с ними. И подня­ли того юношу и возложили его на осла, который был с ними: ибо он не мог ходить. И пошли пред ними те люди и возвестили в деревне о том, что было. И когда (там) услышали, собрались мужчины и женщины, старцы и юноши и вышли навстречу святым. И увидели они того юношу, ко­торый ехал верхом на осле; и одежды его, испачканные в крови. Тогда приблизились все и пали пред святым и поце­ловали ноги и одежду его; и славили Бога, говоря: "Сегод­ня мы сподобились того, что Христос посетил наше селе­ние".

Были среди них старые люди, знаменитые в народе, которые плакали пред святым, говоря: "Горе нам, что мы провели наши дни в суете без пользы; в поклонении мерт­вым идолам". Святой же вошел в их деревню и приказал им: "Если вы желаете быть христианами, прежде всего со­крушите дом идолов". Но жрец его кричал: "Теперь затря­сется земля вся". Когда же разрушили весь тот дом и со­крушили изображения, которые были в нем, и взяли все украшения и деревья и вложили их в огонь, жрец тот уви­дел, что земля не поколебалась и небо не тряслось, тогда он тотчас подошел к святому и умолял его, говоря: "Ныне я узнал суетность идола и что он не имеет силы помогать, но прошу у твоей власти и меня сделать христианином. И вместо того, чтобы работать идолам, и подвизаться беспо­лезным подвигом, я обращусь и поработаю Христу, кото­рый имеет силу помогать верно служащим Ему". Тогда свя­той окрестил его со всем народом и повелел старейшинам деревни позаботиться о нем и удовлетворять все его нужды на счет общины. Жрец же тот просил у святого (позволе­ния) сделаться его учеником и дать ему знамение сынов завета (монашества). И постриг его святой своею рукою и написал на дощечке алфавит и поручил старейшине научить его. И пробыл там три дня и окрестил всех язычников той деревни, и говорил к ним полезное слово, и повелел им хранить веру в чистоте и святости. И после того встал свя­той и пришел к Тигру, чтобы идти в ту обитель, которую основал св.Мар Иаков. И пошли с ним некоторые люди из этой деревни, чтобы проводить его. И тот юноша не отста­вал от святого, умоляя его о том, чтобы быть с ним. Он же заповедовал ему заботиться о своей матери и братьях. Но богатые люди из числа этих исповедников просили свято­го, говоря ему: "Мы пред Господом принимаем на себя заботиться о матери и о братьях его, пока они будут в этой

жизни; а он пусть будет с тобою, сколько хочет, и молится Богу за нас". После того святой взял того юношу с собою.

22. Дела св.Мар Авгена в стране Кердо

После того как совершили освящение обители, отпра­вились святой и все братство с ним, и он начал ходить по селениям Кердо, крестить язычников и разрушать дома идолов. И пришел он сперва в деревню, которая находи­лась при подошве горы и не была очень далека от (места) ковчега, а имя ей Саргюгя. Она есть та именно, в которой осел Шарасар сын Сеннахариба, когда он убежал из горо­да Ниневии и основал в ней дом идола отца своего и покло­нялся ему. И сохранилось семя и потомство его до того времени, когда святой достиг дотуда. Стало слышно им о том чуде, которое совершил св.Мар Авген в эти дни, и потому, как только он вошел, жители вышли ему навстре­чу с великою радостью и приняли его и просили его войти в их дома. И вошли в их дома святой со всеми старцами, которые были с ним, и тот юноша, который ожил. И поста­вили для них седалища, и святой начал сеять для них семе­на жизни — учение Христа. И тотчас воссиял свет Христов в мыслях всех тех, которые слушали учение его. И умоля­ли святого и просили его, чтобы не уходил он от них, пока не преподаст им знамение крещения. Тогда святой попро­сил места, чтобы основать на нем храм. Они же показали ему красивый дом, основание которого было изукрашено, и вошел он и отделил в нем место, и поставил на нем жер­твенник, и помазал стены и жертвенник святым елеем. И тотчас приготовил себе все сосуды для чинопоследования крещения. И приблизил святой их всех и прочитал оглаше­ние (руковозложение) и крестил в продолжение трех дней всех свободных и всех их домочадцев и всю их деревню. И устроили они на три дня великий праздник и учил он их обычаям и порядкам христианским; и завещал им отдавать сыновей своих в училище. И бодрствовал с ними до полу­ночи, уча их.

У владельца селения была сестра, очень любимая им. И было у ней три года течение крови; и этою болезнью она была так ослаблена, что не могла стоять на ногах, но ее

постоянно переносили. Тогда она попросила братьев ска­зать святому, что она войдет пред него; ибо пока она еще не крестилась, потому что говорила в мыслях своих: "Я не могу сойти ко крещению". Когда же вошли ее братья и сообщили о ней святому, он повелел ей войти пред него. Когда же она вошла, то воскликнула и сказала: "Раб Бо­жий, помилуй меня". Он же, увидев мучения и страдания ее, повелел тем, которые держали ее, чтоб нести ее к нему; и когда она была поднесена к нему, он простер руку свою к ней и трижды начертал знамение креста: "Жена, исцелит тебя Господь наш Иисус Христос". И тотчас по слову свя­того остановилось течение крови ее, а на следующий день он крестил ее; и ушел оттуда с великою радостью, предав­ши их благодати Господа. А Мар Иаков пошел во внутрен­нюю страну Кердо, чтобы учить язычников.

Святой же Мар Авген совершал обратное путешествие в свою обитель и прибыл в полночь к реке Тигр и нашел укрепление Бед Зевдей. И не было лодки на той стороне у того места, где они стояли. Старец Мар Авген поднял руку свою и положил ее на плечо того юноши, которого он осво­бодил от пасти льва (имя его было Лазарь, ибо так он на­звал его с того времени, как оживил его), и начал идти по воде и сказал юноше: "Ступай со мною по воде". И когда они достигли середины Тигра, святой обернулся, посмот­рел назад и увидел десять смелых старцев, подобно ему следовавших за ним, а прочие остались по немощи. Тогда сказал святой: "Во имя Господа нашего Иисуса Христа дер­зайте и посмейтесь над смертью". Те же, надеясь на слово его, начали силою Господа и по повелению старца идти по воде. И после того, как перешли все, они вошли и привет­ствовали старца епископа и всех его клириков. Но это не утаилось от епископа и от всего города, ибо люди, которые лежали в лодке у места переправы, видели это и рассказа­ли всем, что было.

23. Проповедь аравитянам

Святой же известил епископа о всем, чему надлежало быть, что придут персы и уведут святого в плен: "И ты и многие получите венец мученичества на горах Мидийских".

И было по слову святого. И немного времени спустя царь Сапор собрал свои силы, чтобы идти и взять область рим­лян, и покорил крепость Бед Зевдей и вывел из нее около 10 тысяч душ в плен вместе с епископом города. И увенчался епископ со многими людьми на горах Мидийских; а осталь­ные, слабые, отступили (от веры) и (царь) поселил их в деревнях Мидии. И вот сохранилась пещера этих святых и доныне. А св.Мар Авген, когда известил об этом епископа, встал и пошел и братия с ним. На следующий день начал проходить через страну аравитян. И было одно идольское капище по имени Бед Арабай. Туда и пришел святой; и уви­дел, сколь многочисленны заблуждения их (аравитян). И пошли туда прямо святой и старцы, которые были с ним, и вошли они в то идольское капище. И собрались все жрецы капища и вошли с ним, радуясь и говоря друг другу: "Вот глава христиан пришел служить нашим богам". Святой же вынул деревянный крест, который висел у него на шее, и поставил его возле идола; и был он ниспровергнут и упал на плиту (пола) и сокрушились все его украшения. Жрецы же, видя это, содрогнулись и были в страхе; и умоляли святого, говоря: "Муж, слышно было нам и о величии силы Бога Твоего и о чудесах, сотворенных рукою твоею. И теперь вот мы видим, ты совершил знамение над нашей богиней. Умо­ляем тебя сделать нас жрецами своего Бога, и все мы будем

служить Истинному Богу".

24. Оговорка о сокращении жития

Теперь же, чтобы не затянуть много, мы оставляем ладью нашего слова, объявляя все, что должно встретиться в этом повествовании. Мы оставляем, как ночное сновиде­ние, все, что совершено в этом житии, опуская исцеление больных с чудесными знамениями, которые без числа со­вершены рукою святого, вместе с научением аравитян, как оно происходило. Ибо нас поторопило царское повеление написать и послать повествование о святом, так как поэто­му мы немного поместили в нашем повествовании и славных дел святого. По этой же причине поместили мы пер­вое последним и последнее первым, как например извес­тие о последователях Ария, которое мы оставили без пере­дачи, когда явились у нас известия, предшествовавшие ему. Поэтому, прося помощи благословенного старца Мар Авгена, молитвами его и дивных старцев, которые были с ним, мы приступаем, чтобы дать окончание рассказу о нечестивом Арии и о славных делах этих подвижников Христа и учеников Его или их благословенное научение, которым он их научал. Он крестил все эти страны: Бед Кердо, и Сенна-ар, и Мардин; и до высокой горы Сисинии; так что не оставил в них неразрушенным ни одного идола; и ни одного язычника и иудея - некрещеными, и основал для них храмы и монастыри, и написал епископам, чтобы позаботились для верных о том, что только они пожелают. А сам он не давал покоя ногам своим от посещения и укрепления их знамениями и чудесами, которые Господь совершал его рукою. Думаем, что дадим законченность повествованию о нечестивом Арии, написав о славных делах подвижников Христовых, хотя это и недостаточно ему от мало­го человека (как я). Поэтому-то мы и напишем, в какое время почил Мар Папа, хотя мы можем написать это весьма вкратце.

25. Исцеление глухого посланника от патриарха

В то же время почил Папа, тот, которому было дове­рено патриаршество в Персии. И восстал после него Мар Шимун Бар Сабаи (сын красильщиков), муж сильный и дерзновенный свидетель, и показал свою веру тем, что свидетельствовал доброе и прекрасное свидетельство. И он был добрым примером своему стаду. И в день увенча­ния (мученической кончины его) увенчалось с ним 130 священников истинных сынов завета. Но теперь я остав­лю повествование об этом подвижнике. И когда победо­носный царь Константин повелел, чтобы собрались все отцы епископы, то был приглашен прийти и тот Шимун, патриарх Персии. И так как он не мог пойти, то послал двух из своих учеников; и когда они достигли обители, то оба взошли туда, чтобы благословиться у старца и у всей братии. И один из них за 10 дней пред тем был оглушен на оба уха: случилось с ним на дороге некое происшест­вие и он оглох. И когда они брали благословение у св.Мар Авгена, он спросил их о здоровье католикоса Мар Шиму-на. И потом позвал он того, у которого оглохли уши, и осенил знамением креста оба уха его. И тотчас удалилась от него болезнь и открылся слух, и он стал слышать ясно. И удивился тот священник, что исцелел, тогда как он (Мар Авген) пока еще ничего не слышал об ушах его, и принес ему исцеление; ибо слышно было им о чудесах этого мужа. И через два дня они приготовились и отправились, чтобы идти на собор святых отцов, т. е. Мар Иаков с этими иереями. Св.Мар Авген опять был приглашен на собор. И после того, как кончился весь разговор и споры о разных предметах, тогда ясно обнаружился и позор скверного Ария. И чтобы не затягивать время, мы пропустили (здесь) многие повествования.

26. Св.Мар Авген во время нашествия царя Сопора

Тогда же Сопор Персидский собрался с силами, что­бы войти в римские пределы. И перешел он Тигр, чтобы прийти в Нисибин. И послал Мар Иаков и начальники города к св.Мар Авгену: "Встань ты, и вся братия, и вой­дите в город до (прибытия) сил персов". Святой же по­слал (сказать им): "Сапор не может покорить вашего го­рода силою человеческою, но после двукратного боя с вами по миру и без сражения вы предадите ему город. И после того вы будете переселены, но молитесь и просите у Гос­пода, чтобы мирно вы были избавлены от этого льва. Нам же достаточно обетование Господа нашего Иисуса Христа, Который избавит нас от руки его". Спустя немно­го дней после этих событий пришли войска персов и посе­лились при городе. И когда персы расходились по сторо­нам грабить и принести пищи, 500 человек (из них) слу­чились возле монастыря и хотели войти в него, ограбить и пленить их, ибо с ними был человек, который был знаком с монастырем. И когда они достигли дома молитвы, мы пошли и возвестили святому, и он вошел с нами в храм монастыря и оперся на посох и посмотрел на тех (врагов) и осенил их крестным знамением и ограничил их. И нашло на них мрачное облако тьмы, и никто не видел своего товарища; но они смешались и взволновались и звали друг друга; и смутились кони их и спотыкались и падали; и как произошло с фараоном и его силою в море, и смутил­ся он мраком этой тьмы заблуждения, так же случилось и с ассирийцами (персами).

Святой же собрал всех в храм для молитвы Богу. Потом же, когда вышли святые вечером и увидели, что те смущены и испуганы и утомились и никто из них не мог сойти со своего места и оставались так с утра до вечера. Тогда они (монахи) умилосердились над ними и вошли и умолили старца разрешить их, говоря ему: "Отец наш, разреши этих людей, чтобы они ушли отсюда; ибо они и их кони приблизились к смерти более, чем к жизни". Тог­да святой умолил Господа разогнать эту тьму от них. Тот­час же открылась пред ними на западной стороне как бы дверь света; и они насилу спаслись и вышли чрез нее, бежав изо всей силы со страхом и трепетом; и от преткно­вений сокрушались они сами и их кони; и оглядывались они назад; ибо думали, что тотчас постигнет их та тьма, и торопили друг друга, чтобы достигнуть своего лагеря, прежде чем придет на них эта кара. Дивно связал их Гос­подь как бы сетью и низверг их как бы каменным градом; и они раненые убежали и вошли в лагерь; и пришла в движение вся сила войска, когда увидел их, ибо думали, что войско римлян напало на них, потому что все оружие их было сломано и они были напуганы и были похожи на людей, которые бежали от битвы. Это первое чудо сотво­рил Господь рукою св.Мар Авгена во время прихода асси­рийцев. И когда они были спрошены товарищами о том, что случилось с ними, они рассказали всю истину. И тот­час об этом повестили царю Сапору. А он, проклятый, услышав об этом, сказал начальникам, разгневавшись: "Пусть никто не идет на них, пока мы не возьмем города; и тогда мы низведем оттуда этих поклонников креста и очень жестоко погубим их". Но все войско в лагере сму­тилось при тех известиях, которые они слышали от тех 500 человек, тех именно, на которых было то знамение кары: они сделались проповедниками ради Господа во всем войске; и боялись они выходить на ту сторону. Так-то сохранил Господь святых без скорби и боязни.

27. Видение о Персии и о Юлиане Отступнике

Но после того как было передвинуто войско царя Са-пора, в оба раза своего прихода он не мог войти в город. И пока страны в римских пределах смущались страхом пред персами; и святой был ежедневно на молитве и умолял Гос­пода со слезами о народе христианском, чтобы он не был предан в руки язычников. И в один из дней, когда разгова­ривал старец с нами, он сказал нам: "Когда у меня была нужда в том, чтобы мною немного овладел сон, увидел я: вот стою в одном великом и обширном саду; и в нем краси­вые деревья, на которых гнездятся голуби. Был же в нем храм великий и обширный и посредине его — одно великое дерево, выше всех деревьев того великого сада, и выросли на нем две ветви,и были такие же, как и те великие дере­вья. И видел я, что сошел Ангел с неба и срубил он то дерево и понес его, воспевая божественные славословия. И спросил я его: "Куда ты возьмешь его?" И он сказал мне: "Я посажу его в раю Божием". Немного спустя он вернул­ся и срезал одно из других деревьев на стороне и таким же образом взял и вознес его. И после этого он вернулся и срезал третье. Я же спросил его: "Что за причина, что ты не оставил ни одного из этих деревьев?" Он же сказал мне: "Для того чтобы собрались избранные до грядущего гне­ва".

И после того как он отошел от меня, один великий дракон посмотрел внутрь сада со стены его; и был он велик и страшен видом; и поколебалась пред ним ограда. И по­старался он войти в сад, и убежали все голуби от него, и вошел он в храм, и бежал он за ними и не поймал ни одно­го из них; и делал он усилия войти в тот храм, но народ, который был там, запер дверь пред ним, и был он (народ) в плаче и великом страхе". И сказал нам святой: "И как он (народ), так и я молился во сне за тот народ, чтобы он избавился от того дракона. И вот внезапно один человек, прекрасный видом, оказался стоящим возле того дракона. И он направлял его куда хотел, и повиновался ему (дракон) во всем, что тот говорил ему; и держал он в своей правой руке золотой крест. Когда тот дракон достиг дверей храма, тот муж остановил его и повелел ему возвратиться к одному лесу. И вот один лев вышел против него, и с силою направился против него тот дракон; и не мог лев устоять против его крепости, и убежал от него, и вошел тот дракон в лес и растлил и убил всех животных, которые были в нем. И многих животных вырвал у него тот муж, который направлял его. И когда он достиг логовища того льва, и видел я, и вот Ангел сошел с неба подобно огню и поразил копьем того дракона и прободал его, и он умер. И возвра­тился тот муж, который руководил им, в великой радости и дошел до того храма. И народ, который был в храме, вышел к нему навстречу с великою радостью, славословя Бога за смерть дракона. И видел я, что те голуби все вош­ли в гнезда свои". И старец, рассказывая нам об этом виде­нии, плакал и говорил: "Знаю, сыны, что сатана готовится поднять великое гонение на Церковь. Но молитесь и проси­те Господа, чтобы Он удалил гнев того проклятого дракона от народа Своего".

28. Св.Мар Авген в царствование Юлиана Отступника

Спустя немного времени почил победоносный царь Константин; и воцарился после него Констанций, брат его, (?) немалое время; но и он приложился к отцам своим; и после него воцарился нечестивый Юлиан, проклятый змей, и поднял он великое гонение на все церкви; и после этого верный Иовиан остановил и утишил его от гонения, быв­шего против христиан, говоря ему: "Сперва надо нам идти и победить противников; а после того ты сделаешь все, что хочешь". И послушался тот его совета и взял войско и отправился в Персию. И когда он достиг города Нисибина, епископ и те, которые были с ним вместе, вместе с други­ми людьми вышли было от него и поселились в одной пещере. И много дней провели в Нисибина его войска, и взошел к нам верный Иовиан, и пришел он в ту рассели­ну, в которой жил Мар Авген; и постучал в двери его келий и вошел к нему, и не было при святом никого кроме двух учеников его. Вся же братия были рассеяны под деревьями и скалами; и молились и служили и просили ми­лостыни у Господа, чтобы Он устранил силу нечестивца от Своей святой Церкви.

И после того как Иовиан приветствовал старца и при­сел ненадолго, он умолял старца выйти из этого своего жилища и укрыться от нечестивца в каком-нибудь месте, ибо тот беззаконник знал о св.Мар Авгене и слышал о чудесах, которые сотворил Господь рукою его; с давнего времени он грозил святому и говорил: "Как только дойду я дотуда, приведу его и назначу ему муки и заставлю его принять бедствия и жестоко умерщвлю его. И посмотрю, придет ли Христос спасти его от муки моей!" Ибо он слы­шал, что многих святой научает христианской вере, и скре­жетал зубами на него. Поэтому-то и просил его Иовиан выйти переменить место от лица его. Но он сказал ему: "Довольно мне силы Господа нашего Иисуса Христа, Ко­торый сохранит нас от гнева его и здесь и среди его войс­ка. Но ты иди с миром и не бойся его за то, что он унизил твою честь, ибо вот скоро упразднится его власть и будет это царство его предано в твои руки; и водворишь ты мир в церквах силою креста, в котором ты имеешь прибежи­ще". И тот нечестивец унижал честь Иовиана, потому что последнего оклеветали пред ним люди из язычников и иудеев и сказали ему: "Он (Иовиан) взошел к инокам и к христианским епископам; и вошел в одну пещеру и совер­шил там христианскую службу и поклонялся кресту". И по этой причине он (Юлиан) удалил его от себя. После этого же по действию Божию, когда он не удовлетворился (этим), то возвратил его и поставил его на дело и поручил ему войско. И сам он пошел в город персов, и его допус­тил смотреть за мостом Пируз Сапор и подходить и отхо­дить от Тигра. И в один из дней Иовиан пришел от Пируз Сапора к святому со своими родственниками, проливая слезы и печалясь, и умолял святого, говоря: "Молитесь, отец наш, о мире и просите у Господа, чтобы Он скорее сокрушил голову беззаконника и чтобы последний не воз­вратился с победою: ибо он очень грозил Церкви". Свя­той же сказал ему: "Ободритесь, Иовиан, ибо приближа­ется смерть беззаконника; и отселе для тебя наступит царст­вование".

И вот в те самые дни послан был от нечестивого Юлиана телохранитель, чтобы пришел и посетил и по­смотрел, что делает (святой). Тогда он был удержан си­лою молитв св.Мар Авгена, ибо много дней прошло в том, что блаженный старец падал на лицо свое в молитве пред Господом, когда он не ел и не пил и не спал и не успокаивался от молитвы. И Господь скоро услышал свя­того и вскоре исполнил прошение его. Немного дней спус­тя умер нечестивый Юлиан, ибо послан был один из не­бесных воинов и коснулся бока его и убил его. И вышел святой и собрал всех братии, радуясь и веселясь и славя Бога и благовествуя им и говоря: "Радуйтесь, сыны, и славьте Господа за то, что Он взял нечестивого из среды нас; и дал ныне св.Церкви мир и спокойствие". И удив­лялись все братья и славили Господа и послали и возвес­тили в городе о том, что умер нечестивый; ибо знали вся братия, что старец знает об этом по откровению от Духа Святого. И после того расспросили ученики и нашли, что в то самое время, как старец сказал им, умер нечес­тивый. И после того как Иовиан получил царство, он известил царя Сапора о добродетели святого. Сапор же сильно обрадовался и сказал: "Когда я увижу его, то он много почтен будет от меня".

29. История Манеса

В это-то время (?) волхв Манес убегал в западную сторону, чтобы идти и оповестить там свое заблуждение. И сказал нам старец Мар Авген: "Пришел этою ночью сатана и стал против меня и сказал мне: "Вот мой слуга Манес пошел в сторону римлян, чтобы сеять там свое и мое учение. И я радуюсь". И я сказал ему: "Тот, кто низ­верг Симона волхва, низложит и его там; устроит и ему поругание, как Он устроил Симону". И заболели два сына царя Сапора: один кричал под влиянием беса, а у другого высохли все члены его. Бешеный же Манес взял этих обоих сыновей его, чтобы исцелить их. И когда он сперва подошел к больному, члены которого высохли, и в про­должение трех дней производил над ним волхвования, то вскоре мальчик умер. Манес же бежал на запад с учени­ком своим Аддием. И услышал об этом царь Сапор и по­слал взять его и свести его в город Бед Лапат и заковать его в темнице. Чародей же тот со своими учениками уст­роил заговор о том, что он бросится со стены и убежит. Они же обещали этому лжеучителю и сказали: "В одном месте мы бросим тебе одежду, чтобы спустился на них". И когда он пришел ночью с поспешностью, он осмотрел­ся, чтобы видеть, сделали ли ученики его так, как сказали ему. И вот по действию Божию собралась там стая собак; и задержано было зрение его силою Божиею, чтобы он не знал, что (там внизу) собаки, или одежды, чтобы было ему поругание, как было поругание учителю его Симону, по слову св.Мар Авгена. Ибо Манес думал, что там одеж­ды, и бросился со стены и упал на них. И возбуждены были те собаки; и напали на него и разорвали все его тело, ибо у них (персов) был обычай бросать им (соба­кам) трупы. И наутро пришли и нашли его низвергнутым и сокрушенным собаками. И повелел Сапор содрать с него кожу и набить его мякиной и повесить на стене. И случи­лось это с тем чародеем по клятве св.Мар Авгена, кото­рою проклял его этот святой. И не тотчас ли принял он эту кару? Или кто бывал болен, о котором он молился, и не тотчас ли тот получал исцеление? Или кто бывал удру­чен, за кого он молился Господу, и не тотчас ли он (Мар Авген) разрешал его? Недостаточно мне моего слабого языка и нисколько не найдется во мне бедной мудрости и не кончит этого повествования мое слабое знание; и не может простой тростник моего слова изобразить чернила­ми на бумаге славный и дивный образ славных дел св.Мар Авгена!

30. Передача Нисибина Сапору и знакомство его с преподобным

И после того Сапор и войско его пришли в город Нисибин, и предан был ему город не после сражения, а мирно. И выведена была из него вся сила римлян. В это самое время вспомнил Сапор о св.Мар Авгене, как сказали ему о нем Иовиан и 500 человек, которые были застигнуты тьмою. Тогда он потребовал от предводителей нескольких христиан, которые находились в отряде гузитов, и быстро послал их к святому просить их, чтобы он сошел и пришел к нему. И приказал им, чтобы привели святого с честью. Они же, когда взошли, то упросили его по слову царя. Святой же тотчас сошел сам и знаменитые из старцев, быв­ших в обители, и послал он пред собою трех братьев и сказал: "Идите быстро к вратам царского дворца; и может быть, поспешно выйдет приказ царя". Ибо он не мог идти скоро и не хотел ехать верхом на осле и ради чести царя послал пред собою трех братьев, чтобы ответить ему обо всем, о чем они будут спрошены, пока он не придет. Они же пошли быстро и достигли ворот царя и вошли, и испол­нили (приказание), и поведали слова святого. И приказал (им царь) войти; они же вошли пред царя и поклонились и спросили его о мире царства. Царь же очень много почтил их и спрашивал их о том месте, на котором они жили, каково оно. Святые же сообщили ему о бедности места, в котором даже воды для них не было, но они пили дожде­вую воду. И когда он начал спрашивать их об учении, чье оно, тогда вошли пред него многие маги, чтобы возбудить спор со святыми. Тогда святые сказали царю: "Есть с нами отец духовный; и вот идет он к благополучию твоего царст­ва. Он есть глава всем нам. Все, что ты желаешь, спроси у него".

И когда пришел святой и вошел пред царя и Сапор увидел его, тогда он вострепетал от видения его и очень почтил его. В это время подошли начальники магов и маги и приветствовали святого, ибо видели, что очень много по­чтил его царь, и были уязвлены остриями зависти и дума­ли искусством слов опровергнуть учение христиан. Тогда они начали возбуждать спор со старцем. А святой поднял знамение креста к устам своим, провозглашая три имени Святой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа. И начал состязаться с язычниками, поклонниками огня и светил, потомками волхвов, и объявлял им сильно и действенно силою Св. Духа. И когда восстали на святого все волны язычест­ва и все заблуждения халдейства и все ожесточение иудейства, тогда он одел и нарядился крестом наподобие огня и вооружил­ся божественным поклонением Отца и Сына и Св. Духа; и про-мышление Божие распростиралось над его головою наподобие лучей солнца с той и с другой стороны, и ослепило их глаза бесовским заблуждением. Благо огненному столпу св. Мар Евге-ну, который связал ветры мрака сынов Атура, и они не могли остановить светлую звезду его веры. Благо духовной славе и отцу сынов духовных — учеников Христа, ибо восстали на него бури язычества персов и его ладья не была повреждена жесто­кими волнами сынов Атура и Нимврода. Благо мудрому корм­чему, ладья которого попала среди опасных остро­вов Персии, и, благодаря удивительному рулю веры его, она вышла из валов и волн, восставших на нее. И когда он силою Божиею победил возражения халдеев и язычников и иудеев и всей ереси, которые восстали на него, то поняли все народы, что Бог творил за него пред царями и пред язычниками и поэтому он не боялся.

И потом он поставил условие пред царем и сказал: "Зажжем огонь и Который Бог услышит через него, Тот и есть Истинный Бог". И повелел Сапор, чтобы было так, и развели силь­ный огонь пред царем, и сказал святой магам: "Я знаю, что вы поклоняетесь огню. Пусть теперь один из вас войдет и стоит в этом огне". И убоялись маги и не могли подойти к огню. Тогда сказал святой одному из братии, которые были с ним: "Войди ты, брат, и стой в этом огне". И тотчас прыгнул тот брат и вошел в огонь и стал посредине его, когда огненные языки поднимались с той и с другой сторо­ны. И не был ни в чем поврежден тот брат, и одежды его не опалились, а оставался он (там) долгое время. И когда увидели это царь Сапор и все, которые собрались, тогда они прославили Бога за то, что сотворил рукою св.Мар Авгена. Сапор же, увидев это, очень возрадовался мыслию и поверил всему, что было ему сказано о святом.

Тогда повелел царь, и привели того сына его, который страдал от беса; и умолял он святого: "Этот сын мой многое время остается в болезни своей; а брата его убил Манес. Теперь прошу, чтобы ты помолился и попросил у Бога, да исцелит Он этого отрока. Ибо я знаю, что все, что ты попросишь у Господа, Он даст тебе". И повелел святой, и приблизили его к нему; когда же он подошел, возопил бес и сказал ему: "Я бог магов; и почему изгоняешь ты меня отсюда, старец, раб Иисуса Назорея, изгоняющий меня со всей земли? И вот, как я думаю, ты гонишь меня из царст­ва Персидского". Святой же спросил его: "Ты кто?" И са­тана, стесненный силою молитвы блаженного, начал гово­рить пред всеми язычниками и иудеями, которые там со­брались: "Я тот, кто обольстил Адама в раю; и я же глава и наставник всех волхвов; и маги мне служат; и я - бог их". И все это он говорил устами отрока персидским язы­ком. И удивлялись царь и все вельможи тому, что святой спрашивал его языком сирийским, а тот отвечал ему по-персидски и тот отрок не знал по-сирийски. И одолел свя­той беса, и он объявил пред заблудшими язычниками всю злобу их, так что посрамил всех магов и иудеев, которые были там. Маги же, услышав эти слова, очень устыдились тем, что слушали беса, свидетельствовавшего об их заблуж­дениях, и об истине учения Христова; и не могли ничего говорить, ибо видели, что царь очень радовался о всех этих чудесах, которые были совершены рукою святого, и ожи­дал исцеления своего сына.

Тогда подошел святой и осенил того беса знамением креста и связал его и сказал: "Тебе говорю, нечистый бес, во имя Господа нашего Иисуса Христа, Который потопил в море легион ваших, выйди из этого человека; и да не будет у тебя более власти над ним". И тотчас тот бес воскликнул громким голосом, будучи изнутри мучим как бы бичами; и сказал он святому: "Куда ты выгоняешь меня из этого малого моего жилища?" И святой сказал ему: "Во имя Господа нашего Иисуса Христа не говори более". И тотчас бес пова­лил того мальчика на землю и вышел из него; и ударил дверь дома и разбил ее в великом гневе во время своего выхода. И сильно дивился царь Сапор тому, что так одо­лел его святой и посрамил его пред язычниками, жителями страны; и тотчас встал на ноги и простер руки к небу и громким голосом славословил на персидском языке и гово­рил: "Велик Бог христиан; и нет никого, кроме Него, ни на небе, ни на земле". И вместе с царем пришли в движение все вельможи; и встали и они на ноги свои, и волхвы и те

вместе с царем славословили и говорили: "Велик Бог хрис­тиан". Но сановники, которые стояли пред царем, вместе с ним простирали руки к небу, не будучи внутренне соглас­ны на это; и они шевелили губы на устах своих, как будто что-то говорили (ибо они знали, что если бы они не встали, то их тотчас зарубили бы). И это сделали они от страха и исповедали истину, не желая. Святой же взял отрока и поднял его и подвел к отцу успокоившимся. И Сапор был в этот день в великой радости; и положил в мысли своей отстать от гонения на христиан, ибо до того дня он много преследовал их и убил много святых.

Маги же раскаялись в том, что они сделали, и в том, что будут говорить, якобы они ничего не могли сделать. Сила чудес его связала их и спутала все их хитрости, и они пристыженные вышли оттуда. Царь же ничего не сказал им, чтобы не позорить учение отцов своих, ибо у персов очень почитаемо было это учение магов; поэтому он и не наказал их, когда они провинились. А святого и братию, которые были с ним, он очень возвеличил и почтил, и гово­рил им: "Да, действительно, велик Бог ваш; и вы — рабы Бога Вышнего". Тогда царь сказал святому: "Проси у меня все, чего хочешь". И сказал ему святой: "Мы, господин царь, не желаем ни золота, ни серебра. Но просим от влас­ти твоего царства только того, чтобы ты повелел и дал нам маленькие местечки на дорогах и путях, чтобы мы постро­или на них церкви и обители; и успокаивали в них стран­ников. И дай нам право идти в Бед Лапет и страну гузаев и построить церкви и обители каждый где желает". И пове­лел царь и дал им это право, и возвратились вся братия в светлую обитель с победою и с великою радостью.

31. Рассеяние учеников св.Мар Авгена

Немного дней спустя собрались вся братия и вышли из обители, каждый держа в руке крест, и спустились все на нижнюю часть горы и исполнили псалмы и совершили

молитву и подошли все, чтобы благословиться у св.Мар Авгена. И отправился каждый из братии, куда направила его благодать Божия, чтобы положить основания монасты­рей и храмов, где желал каждый из них. И устроили они много храмов и обителей, и подобно солнечным лучам рас­пространился слух о славных подвигах учеников Мар Авгена. Те, которые вышли с ним из пределов Египта и со­брались к нему из всякой страны и города, суть следую­щие:

Св.Мар Фома, ии Мар Иосиф Босная,

Св.Мар Гурья, ии Мар Босная,

Мар Батала, ии Мар Даниил,

Мар Георгий, ии Мар Гевруня,

Мар Кдала, ии Мар Исаак,

Мар Дада, ии Мар Шази,

Мар Таве, ии Мар Баршмит,

Мар Юанний, ии Мар Хабиба,

Мар Елисей, ии Мар Гуля,

Мар Серапион, ии Моисей,

Мар Григорий, ии Мар Хошаба правый,

Мар Ягу, ии Мар Силона (Сильван),

Мар Яв, ии Мар Тит,

Мар Симеон Столпник,и Мар Индрия (Андрей),

и отец Симеон Гузит,и Мар Убель Барбаут,

и Мар Олуг,и Мар Веньямин,

и Мар Иосафат мученик,и Мар Шабий,

и Мар Милин мученик,и Мар Иоанн Апамейский,

и Мар Уля,и Мар Иоан Нахлая

и Мар Иоанн Дило-(долинный)

мейский,и Мар Каюлеа,

и Мар Иоанн Тайяйский, и Мар Авраам,

и Мар Георгий Тувейн,и Мар Андрей,

и Мар Стефан,и отец Пола (Павел),

и Мар Мелькя,и Мар Укяма,

и Мар Исайя,и Мар Соломон,

и Мар Ярит,и Мар Амон,

и Мар Пинхис,и Мар Лука,

и Мар Аха,и Мар Гнива,

и Мар Иоанн Малый,и Мар Бабей книжник,

и Мар Иоанн Кьмульс-и Сергий слабоумный

кий,(дуда),

и Мар Мруйла,и Мар Шалита,

и Мар Михей, и Мар Овдишо,

и Мар Папа, и Мар Иоанн сын Кельдона,

и монах Салара, и Мар Шаин,

и отец Михей, и Мар Авун,

и Мар Кома,и Мар Иона,

и госпожа Фекла, сестра блаженного Мар Авгена, и другая сестра Стратоника с ним. Их я нашел и обозначил в этом повествовании. Они суть естественные братия его и ученики, и служители его славы. Каждый из них, кото­рый оказывал помощь и творил силы и чудеса, обозначен в этом повествовании, чтобы хотя по молитвам всех их вообще дал нам Господь помощь и исцеление и очищение прегрешений, а также и всякому прибегающему к молит­вам их. Аминь и Аминь.

32. Милости Сапора преподобному

Тогда царь Сапор, увидав славные дела святых и чу­деса, которые совершил Господь их руками, помыслил в себе дать им что-нибудь, чтобы было на пользу и братии, и на успокоение странникам. И послал он и позвал св.Мар Авгена и дал ему одно селение, по имени Гадгин; и возле деревни была мельница, которая была бы общею собст­венностью монастыря, и чтобы у него было общение с ними в молитвах. И дал он ему письмо и печать, чтобы они (монахи) не боялись судей, когда отправятся в дру­гие страны, и чтобы никто не воспрепятствовал им стро­ить храмы и обители, в какое бы место они ни пошли. И когда они взяли документы царя, этот благословенный и божественный сонм удалился; и разошлись они по всем городам и странам, чтобы основывать храмы и обители, радуясь и веселясь душою.

33. Кончина св.Мар Авгена

И после этого ладья подвигов св.Мар Авгена достиг­ла пристани исхода души, чтобы перейти от этой времен­ной жизни в мир, полный всякими наслаждениями и бла­женствами и украшенный невидимыми красотами. И было св.Мар Авгену откровение об исходе его души. И почувст­вовал и узнал он о конце - закате жизни, и позвал бра­тию, и повелел им, и сказал им: "Вставайте, ударьте в било, и пусть соберутся вся братия на служение таинства и освя­тим святое и насладимся Телом и Кровью Господа". И сде­лали, как он сказал им; и когда насладились Святых Тайн и общением друг с другом, и были благословлены святым, тогда были отпущены все, чтобы идти в свои келий. Уче­ник же святого, который прислуживал ему, был муж добро­детельный; и когда приблизилось время смерти старца, он увидел Ангела, которому было повелено от Бога взять душу святого. Он стоял на ногах, и руки его были простерты, и хотел он принять душу его (святого). И когда ученик его увидел это видение, тотчас воскликнул громким голосом и сказал: "Идите, братия мои, благословиться у святого, ибо вот приблизился Ангел смерти и начал рубить древо жиз­ни, столп просвещающий, духовного отца всех нас. И вот понемногу погасает лампада, которая своими действиями просвещала наши души, которые находились во тьме гре­ха". И тотчас прибежали вся братия и всякий спешил пер­вый благословиться у святого. И пришли все и стали пред ним, и спрашивали с великим воздыханием и говорили ему: "Отец наш, кто отныне поможет нам против врага? Горе нам, отец; зачем овладеет нами сила сатаны?" И когда все они узнали, что приблизился исход души, они подошли и умоляли и сказали ему: "Молись, отец, о нас и о всем мире". И открыл он глаза и посмотрел на всех, когда они собра­лись; и осенил их знамением креста, и благословил их по­добно тому, как Иаков — сыновей своих, и каждого из них назвал и по имени благословил.

И после того как он распростер молитвы и благослове­ния на всю братию, и снова воскорбели братия и сказали ему: "Отец, молись о мире и об искушениях, которые слу­чаются в нем". Святой услышал просьбу своих сынов и помолился и сказал: "Господи Боже Сильный, Сидящий на херувимах, услышь голос немощного раба Твоего и при­ми молитву его. Как изрекли Твои святые уста: "Призови­те, и Я отвечу; стучите, и Я открою", поэтому я прошу Тебя и молю Тебя: "Услышь и избавь скоро всех тех, кото­рые вспомнят имя Твое Святое и имя Твоего немощного раба, удали оттуда многие искушения и да не будет иметь власти над этой страной ни град, ни саранча, ни знойный ветер, ни хлебная ржавчина, ни разрушающий противник, ни смерть от грабителя, ни недостаток в сынах и дочерях, ни болезнь беснования, и прославится имя Твое Святое". И все сказали: "Аминь".

И протянул он руки и ноги и предал Господу свою славную и блаженную душу. И тотчас тот дом наполнился сладким и приятным запахом, и оставался этот запах дол­гое время. Тогда со всех сторон собрались монахи и свя­щенники и диаконы и верные (числом) около 3000. И со­шлись все старцы, члены общины. И тогда мы совершили служение и погребли его с великою честью, плача и рыдая о том, что отрешились от лицезрения его и общения с на­шим духовным отцом и сделались сиротами. И завернули его в саван и положили его в двойной пещере под жертвен­ником, который основал этот святой и который находится под престолом Божественных Тайн. Так произошло его успение или венчание в 21 день Апреля месяца 674 года (греческой веры, т.е. начинающейся с 311 года до Р.Х.) при наших молитвах о том, чтобы Господь сподобил нас по его молитвам насладиться его видением в мире непреходя­щем, как мы обращались с ним в этом преходящем мире. Аминь.

34. Послесловие и благожелания повествователя

И вот немногое из того, что совершил св.Мар Авген, силою Христа я написал вам, о Христолюбцы. Так как я боялся сойти в море этих повествований, из которого я не мог бы выйти и потонул бы, то я ходил (только) по его краям. И как человек, который входит в сад, (наполнен­ный) многими произведениями земли и многочисленными плодами и приятным запахом, и собирает и берет малую часть от каждого из них, чтобы насладиться их сладостью; так и я, войдя в сад славных дел этого святого, собрал небольшой материал из многого и положил пред вами для желающих слушать о славных его делах, потому что я не умел написать в приличном порядке все, что сделал святой вблизи и вдали, и опять это не наскучило слушателям настолько, чтобы они наклонились к небрежности и порица­нию, которому положено основание. И то, что я написал отчасти, заимствовал из уст верных людей, отчасти же сам видел своими глазами. Ибо я, Михаил, пробыл с ним дол­гое и славное время. И тех, которые встретятся с этим по­вествованием, я прошу не допускать своим помыслам дохо­дить до неверия, но верить, что Тот, Кто сотворил руками святых апостолов все, что написано, сотворил и все это рукою этого святого. Я же, Михаил, достигший до приста­ни в повествовании о св.Мар Авгене, и сподобившийся по его молитвам положить пред своими слушателями лепту бедного слова, прошу у всех, которые встретятся с этим житием, воздать своими доходчивыми (до Бога) молитва­ми, чтобы и мне сподобиться милости в день суда.

Молитвы же св.Мар Авгена и Мар Иакова, епископа города Нисибина, и Мар Милоса, епископа и мученика, о котором, упоминал в этом повествовании, и всех святых, имена которых записаны у нас выше — молитвы их да бу­дут на всем мире в полноте; и на всяком народе христиан; и на тех, которые ради имени Христова избрали этот пре­красный подвиг иночества - служения совершенного; и, наконец, и на слабом грешнике, в котором не оказывается ни одного доброго дела и который написал это повествова­ние: пусть будут они (молитвы) стеною к очищению их гре­хов. Ей, Аминь. Особенно же да сохранит Господь то селе­ние и дом, в котором будет читаться повествование о слав­ных делах св.Мар Авгена, от всякого вреда, скрытого и тай­ного; и всех жителей их и все, что есть в них. Ей, Аминь.

И еще.

Удивляюсь, возлюбленные мои, славе святого, потому что за три дня до его успения Господь послал к святому Ангела Гавриила с неба. И когда он стоял на молитве, Ангел сказал ему: "Мир тебе, отец; с неба сошел к тебе мир и Господь послал меня для служения и извещения тебе о том, что пред Богом нет молитвы и прошения и любви истинной больших, чем твои. И ныне, отец, смотри, какие ими будут произведены чудеса в твоем храме и святых тво­их костях, так что и Ангела Он послал посещать их до века по подобию твоему". Тогда блаженный ответил Ангелу: "Я желаю, господин мой, чтобы после того, как я найду ми­лость в очах Господа Бога, силы моих дарований были раз­делены и между моими собственными братьями и ученика­ми, которые служат мне". И отвечал Ангел и сказал он этой блистающей звезде: "Отдели чудеса, которые будут совершены добродетельными костями твоими; а потом и ученикам своим дай силы, какую желаешь каждому". И попросил он, высокий и славный, у Бога и сказал: "Прошу я, Господи Боже, от моря милости Твоей, чтобы все люди, которые прибегнут во имя Твое и призовут раба Твоего, не увидели зла и мучения; и умершие, которые умрут и будут положены в моей обители и ее окрестностях, и ради имени моего будут отделены, не имели счета на себе в последний день; чтобы были прощены их долги и грехи; и чтобы они были причтены к чистым и праведным; и чтобы они возве-лись на высоту небесную". И сказал ему Ангел: "Он дал тебе то, что ты просишь; а другую силу избери для себя, чтобы видел мир и уверовали люди, что ты в этом мире -второй Христос". И отвечал святой и сказал ему: "Этот мир нежелателен для меня, но пусть свидетельствуют (о мне) мои братия и ученики". По этому слову Ангел разделил между ними небесные дарования, чтобы каждый из них свидетельствовал о нем силою и житием. И тогда почил истинный столп наш. И на этом кончилось повествование о св.Мар Авгене. И Богу слава и благодарение и честь во веки веков. Аминь.

Перевел с древнесирийского языка по Асtа таrtуrит еt sапсtоrит (т.З, стр.376-480) Архимандрит Пимен.
г.Урмия (Персия) 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования