Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Житие блаженного мар Авгена начальника иноков в стране Ниcибинской на горе Изла (I часть)[агиография]


Еще описываем подвиги блаженного Мар Авгена, который был начальником иноков в стране Нисибинской в Персии на горе Изла и был главою сонма, (состоявшего) из 72 блаженных. Господи, помоги мне! Аминь.

1. Величие св. Мар Авгена

Возлюбленные! Сколько чудес и дивных дел находим мы в житии этого мужа, великого чудесами. Я ужаснул­ся, возлюбленные, ныне; и его дела совершенно просвети­ли мои мысли паче сияния солнца; и овладели мною удив­ление и изумление пред его божественными подвигами; а цельный круг его веры пленил мой слабый ум; и его тяже­лый подвиг, (заключавшийся) в удивительной деятель­ности, возмутил мою мысль, которая подобна ладье, поте­рявшей дорогу среди волн и бурь великого моря, гонится туда и сюда. И погиб я от глубины его философии и бо­жественной мудрости как странник, (стоящий) пред мно­гими путями. Но я, возлюбленные, прошу помощи от Бога, чтобы и по молитвам того святого дал Он мне прямыми путями приплыть в тихую пристань и чтобы наподобие орла расправить крылья и полететь и почить на устремле­нии ветра подвигов этого чудесного музыканта; и сохра­ню тростником моих мыслей удивительные дела этого божественного мужа и чудеса, которые творил он на суше и на море; опишу подвиг его свидетельства и братьев, кото­рые вошли на поприще духовных подвигов проповедни­ков, божественных апостолов, установивших в церквах и учение о таинствах тех двенадцати святых апостолах, ко­торые проповедали благовестив о Царствии Небесном во всем мире. Им был подобен и святой Мар Авген.

2. Начало подвигов

Он вышел из страны своей и прибыл во все эти стра­ны Сирии и достиг города Нисибина в Месопотамии, ко­торая полна была мерзостью заблуждения от бесов-мучи­телей. И он очистил ее и наполнил истиною, он просветил всю темноту страны и ее окрестностей, а она была одер­жима любовью к другим чужим богам и чеканным идо­лам, изделиям рук человеческих; он посрамил мир и весь его образ жизни, взял орудие креста — поношения Хрис­това и вышел и сразился со всеми ужасами язычества и чародейства и иудейства; а кроме того, сражался еще и со всеми ересями, которые Церковь изгнала и бросила за свои любезные и священные врата; и научил истинной вселен­ской и апостольской вере. Чудеса этого (человека), о ко­тором я вспоминаю, я не перечислю в полноте; и опаса­юсь, как свяжу я их на бумаге при помощи тростника и чернил. Но молю Бога молитвами св. Мар Авгена, чтобы он был ходатаем за меня и за всю вселенную и чтобы по его молитвам весь мир получал помощь. Аминь.

Итак, житие св.Мар Авгена, возлюбленного мною, было таково. По своему происхождению, роду, племени и стране он был из пределов Египта из Кливзмы (Кливзма=Суэц), острова морского. По занятиям своим святой был рабочий, совершавший и духовные дела, и он собрал пребывающее богатство вечной жизни. Каждый день он распростирал на своем лице покрывало, которое он с ис­кусством приготовлял и входил и нырял в море и подни­мал из морской глубины жемчужины, продавал их за день­ги, которые разделял между храмами, обителями, сирота­ми, нищими и вдовами, взирая и ожидая ежеевно себе сугубого воздаяния, которое и получал от Господа Бога своего. И в ясном и чистом зеркале своей веры он созер цал невидимые блаженства Господа нашего Иисуса Хрис та, которые видел апостол Павел, восхищенный до третьего неба, и слышал слова, которые не произносятся языком земной плоти (2 Кор.12,2), и воскликнул и сказал: ...не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор.2,9). И он (св. Авген) воссел на светлую и славную колесницу веры и увидел эти духовные блаженства.

3. Призвание преподобного

:Однажды, когда Мар Авген хотел по обычаю своему погрузиться в море, открылось ему явление Божие, и он увидел его наподобие светлой звезды, которая сияла на подобие солнечного круга и спустилась и быстро шла пред ним по воде. Когда святой увидел это, то очень ужаснул ся, размышлял в сильном изумлении и сказал: "Что это за чудо, которое я ныне увидел на море?" И когда святой узнал, что это — явление Божие и что на помощь и под крепление ему было это явление, то он удивлялся этому видению и прославил Бога, и после того как он был уси лен и укреплен этими красотами Божиими, особенно ум ножил свои удивительные подвиги, разделял дары бед ным и простирал руку к неимущим подобно св.Тавифе, ибо в этом подражал ей Мар Авген. На этом острове, ко торый был жилищем его предков, он занимался этим чу дом духовного делания.

4. Спасение купеческих кораблей от разбойников

После того как он занимался этим духовным делом в продолжение 25 лет, Бог увидел его святое произволение и Божественные дела, которые он совершал; и тогда он был удостоен большого дарования от Бога: он сделался прогонителем бурь от лодок и ходил по морю, как по суше, благодаря явлению той звезды. В один день увидел он корабли разбойников, которые готовились сражаться с кораблями купцов, и вскипел любовию Божественной и побежал, чтобы идти и спасти те корабли купцов от разбойников, и преклонил на море колено свое пред Богом, чтобы идти между кораблями купцов и кораблями раз бойников. И тотчас по молитве святого поднялся ветер с юга и унес корабли разбойников на 90 масьюн2 в море. И опять по молитве святого Бог поднял ветер с севера и привел корабли купцов к острову — жилищу предков свя того. Купцам же, когда они увидели, что случилось, овла дел очень великий страх; и когда они увидели чудесное спасение своей жизни, то собрались все вместе и говори ли: "Это был человек Божий, силою молитвы которого избавил нас Бог от этих разбойников". И вышли они (на берег) и дали святому 30 фунтов золота, умоляя его мо литься за них, чтобы им и их кораблям сохраниться от бурь и от разбойников, от чудовищ и от всякого вреда на море. Тогда святой помолился за них и отпустил их с миром. И тотчас взял он то золото и основал на него храм для монастыря, чтобы в нем воссылать славу Богу. Ибо святой слышал, как Господь во благовестии говорил уче никам Своим: Собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют... ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.6,20,21).

5. Спасение корабля, севшего на мель

Вскоре прошел слух о славном и святом своими делами Мар Авген е на острове морском; удивлялись ему все жители острова, и сидевшие на кораблях, и купцы, ездив шие на кораблях. Всякий раз, как вспоминали они имя св.Мар Авгена, находили великое спокойствие и спасение между волнами моря. И было совершено этим святым чудо, которое было очень велико. Один корабль был увлечен морскою бурею и сбился с прямой дороги к пристани, в которую хотели идти его хозяева; и внезапно увлекли его волнения и он сел на мель при одном острове. И стояли его пассажиры среди морских волн в продолжение дня и ночи, и не могли достигнуть пристани, на которую смот рели; и весь день они преклоняли лица свои в молитве и в воздыхании пред Богом, прося Его избавить их от волне­ний воды; и были в великом страдании. И услышал Бог молитву их и принял прошение их и спас и избавил их явлением Духа, чтобы Он пошел и избавил пассажиров корабля от морской бури и по молитве их возвратил их к пристани жизни. И когда святой отправился и приблизил­ся к тому кораблю, ходя по воде, и увидели его пассажиры корабля, то все они в один голос воскликнули, говоря: "Помилуй нас, раб Божий, ибо мы знаем и извещены, что ты послан от Бога, чтобы избавить нас от этих жестоких бурь, которые поднимаются против нас". Тогда святой пре­клонил колено пред Богом, молясь и говоря так: "Господи Боже Сильный, сидящий на Херувимах, Владыка моря и Утешитель его волн и бурь. Избавь, Господи, рабов твоих от этого искушения и доставь их в тихое пристанище, пото­му что Ты — Единый Благий во веки веков. Аминь". Одно­временно с молитвою святого поднялся ветер с юга и подул на море, и не тронулся корабль, потому что он засел между скалами у основания острова. И опять он принес молитву Богу, и погрузился верх того острова в море и сдвинулся корабль. В тот же час утихла и буря и корабль направился в спокойную пристань. Такие чудеса совершал Мар Авген на море и на суше, на кораблях и на островах; и помощь Божия следовала за этим святым, так что всеми, кто слы­шал и видел чудеса, которые он совершал на море и на суше, овладевали изумление и удивление пред ним.

6. Св.Мар Авген в обители св. Пахомия

И когда св. Авген увидел всю эту силу Божию и все те чудеса, которые (Бог) сотворил у него, он восхотел пойти в ту обитель, которую построил, чтобы поставить в ней начальника и управителя и идти в другую страну, где его не знали бы. И вышел и прибыл святой в обитель св.Пахо­мия, чтобы жить там. И тогда в один из дней вошел св.Ев­ген с братиею затоплять хлебную печь по порядку, которо­му следовали недельные дежурные. И когда этот очаг был затоплен, то он сделался, как печь огненная. Но насельни­ки обители еще не были осведомлены относительно св.Мар Авгена и его деятельности, ибо он в простом виде вошел с братией, чтобы быть в обители. И сказал святому один из братии бывших там очередными: "Брат, останься здесь у печи с этим очередным братом, пока мы пойдем, помолим­ся в полуденное время и исполним псалмы; и после того все мы придем одновременно и наполним печь (хлебом)". А св.Мар Авген взял железную лопату и вынул все угли из печи. И сказал святому тот брат неделыцик: "Брат мой, есть ли ныне человек из отцов, который мог бы погасить этот пламень огня?" И сказал ему св.Мар Авген: "Есть много. Ибо Бог (есть Бог) первых и последних. И всякий человек, который верует в Него и исполняет Его волю, всякий раз, когда призовет его, Он ответит ему. И если ты утаишь эту тайну и не поведаешь никому, то теперь же увидишь тайную силу Бога, которая сопровождает боящихся Его". И когда ему было обещано, что он скроет эту тайну и никому не покажет ее, св.Мар Авген тотчас вскочил и во­шел в ту огненную печь и в молитве преклонил колена, говоря так: "Господи Боже Сильный, пославший от Себя Ангела росы и охладивший печь огненную ради Анания, пошли, Господи, и ныне таинственную Твою силу, чтобы было чудо рабам Твоим и дивная слава Твоя явилась вер­ным, и чтобы всякий человек видел и прославлял имя Твое великое и светлое".

Когда брат неделыцик увидел, что произошло и что сделал св.Мар Авген, то тотчас же упал в обморок и сде­лался как мертвый. А святой вышел из печи и ушел отту­да. Монахи же, совершив службу времени, как обещали, пришли по своему обычаю, чтобы наполнить ту печь; и, увидев, что тот брат неделыцик так упал без сознания, по­дошли к нему, привели его в чувство и сказали ему: "Брат, каково твое слово (т.е. что ты скажешь)? Почему ты упал на землю? И печь, которая была вполне разжена, почему холодна? Что это такое, поведай нам". Тогда встал тот брат неделыцик и сказал им: "Тот муж, которого вы оставили у меня, совершил это чудо". И сказали братья этому недель-щику: "Не знаешь ли, куда он ушел?" Тот неделыцик ска­зал им: "Я тотчас, как только увидел это чудо, упал лицом на землю, а он вышел, и не знаю, куда ушел". И тотчас вышли вся братия и настоятель обители в виноградники и огороды и на дороги; и нашли его, когда он пал на землю и славил Бога. И подошли к нему настоятель монастыря и вся братия и принесли ему поклонение и привели его в храм, умоляя его молиться за них и остаться у них. Свя­той же ради того, чтобы не соблазнить их, удовлетворил их, сказав: "Молитесь, братия, о мне, и то, что Бог знает помогать мне и всем вам, сделает Он и у вас по молитвам вашим".

7. Удаление в Египет и оттуда в Нисибин

Но св.Мар Авген, узнав, что такая ему честь от Бога и от людей за его подвиги и дела, в ту же ночь удалился из монастыря св.Пахомия, так что этого не заметил ни один из братьев; и вышел и пришел в Египет и был узнан на основании откровения Божия о приходе его всеми от­цами, которые жили в Египте. Св.Мар Авген, когда обле­кался во славу Божию, то пред ним шла звезда, которая и сопутствовала ему. Навстречу ему вышли все братья с песнопениями и псалмами, славя и хваля Бога. И тотчас все приблизились к нему и были благословлены им и умо­ляли его остаться у них. И говорил им блаженный слово наставления и показал им верный признак истинной веры; и вышел, чтобы удалиться оттуда. И из тамошних отцов пошли со святым 70 мужей, чтобы идти с ним до страны Месопотамской во владение города Нисибина. И пребывал этот великий и божественный сонм без уменьшения и до­шел до реки, которая называется Нгар Машах (Гурмиш), и спустились и перешли ее с южной стороны от города и нашли тростник на берегу реки, и жили в нем; и скрыва­лись в то время в тростнике, который был при реке, и пробыли там семь дней, радуясь и славя Бога; и никто не заметил их.

8. Исцеление бесноватого в Нисибине

И ожидали видеть славу Божию. И вот один чело­век, в котором был дух нечистый, жил на той реке и каждый день поднимался и сходил в воду. И когда св.Мар Авген увидел его, то сказал ему: "О, нечистый дух! Иди сюда и говори". Дух же нечистый сказал ему: "Чего хочешь ты, Мар Авген, боящийся Бога Живаго?" Святой сказал ему: "Сколько лет, как живешь ты в этом челове­ке?" А тот бес сказал ему: "Вот 33 года мне, как живу я в этом человеке". И тогда бес, сказавши это, затрепетал и задрожал. И сказал ему святой: "Во имя Господа Ии­суса Христа, который изгнал легион из того, кто жил много лет во гробах, выйди из него и да не будет у тебя снова власти владеть им". Бес же, услышав от святого имя Христа, тотчас выселился и вышел из него, крича и вопя и говоря так: "Горе мне от тебя, Мар Авген, боя­щийся Бога". И тотчас тот бесноватый человек побежал и вошел в город и объявил по домам и улицам, повторяя пред каждым человеком историю своего исцеления.И каждый человек удивлялся и изумлялся тому, как он исцелился. И спрашивали все горожане этого человека и говорили: "Кто тот муж, который исцелил тебя от этой болезни?" И отвечал им тот (бывший) бесноватый: "Ви­дел я мужей, которые живут при реке с южной стороны от города в тростнике. И начальник всех их есть тот, который молитвою заставил вопиять беса, и он выселил­ся и вышел из меня". И произошло великое волнение в городе, и прошло это известие по всему городу. И вы­шли все горожане к тем святым и, увидев их, сказали: "Какое ваше дело?" Святой же Мар Авген сказал на­чальникам города:"Мы иностранные люди и служим Христу Сыну Божию и состоим Его учениками; и име­нем Его исцеляем всякие язвы и всякие болезни; и изго­няем бесов из людей". И сказали ему начальники горо­да: "Если таков случай,то встаньте и войдите в наш город с нами, потому что (там) многие нуждаются в ис­целении вашим врачевством". И сказал им святой: "Се­годня, возлюбленные мои, великий день - Воскресение - и нелегко нам войти с вами в город. Но если восхощет Бог, утром придем".

9. Последнее пристанище св. Авгена

После этого времени явился св.Авгену в божествен­ном видении Ангел, став возле него и говоря: "Препояшь­ся, как борец; и проповедуй здесь Благовестие Царствия Божия, ибо услышана молитва твоя и принято прошение твое пред Богом. И ныне встань открыто, ты и братия твои, и покажитесь всякому человеку; и не бойтесь уби­вающих тело, души же не могущих убить (Мф.10,28; Л к. 12,4); и с светлым оком веры проповедуйте о Царст­вии". И после того отправился святой и братия с ним и наставлял и учил по деревням. И пошли с ним братия в дом горшечника, и дали ему немало денег, и купили трис­та кувшинов для воды, чтобы расставить эти кувшины по сторонам дорог, где не было воды, и каждый день напол­нять водою эти кувшины и утолять жажду проходящих по дорогам. Братия насельники обители святого, постоян­но будучи в ней, ежедневно наполняли кувшины из рек и источников и упокоевали странников, приходивших к ним. И когда святые исполняли эту работу, в один из дней один из них пошел наполнить кувшин, который был при дороге. И сошел он на реку ночью наполнить (кувшин) водою. И когда он подходил к тому кувшину, случилось, что там упал мул, нагруженный 15 мерами жита, а погон­щика его оставили товарищи и ушли в город. Тот человек (погонщик) ожидал увидеть - не придет ли кто, чтобы поднять с ним груз с того мула. И когда он долго смот­рел, то никого не было; и вот пришел ученик св.Авгена, чтобы наполнить (кувшин) водой по своему обычаю и поставить кувшин (при дороге). И нашел он того челове­ка у кувшина. И умолял тот человек святого всеми дово­дами, как бы им вдвоем поднять тот груз. Когда святой подошел к клади, то оно была поднята им без труда, уста­лости и без помощи другого человека и без руки положе­на на мула. Когда же тот человек увидел сотворенное чудо, то удивился и изумился тому, что произошло. Когда тот человек прибыл в город, то хозяин жестоко бил его, гово­ря: "Почему ты остался позади твоих товарищей?" Тогда тот слуга рассказал своему господину все происшедшее, как было; и как он нашел праведного мужа и силою мо­литвы его груз был поднят без труда и усилия. И просла­вили все Бога за это. И еще более многочисленные и вели­кие дела, чем эти, совершали ученики св.Мар Авгена.

11. Участие Мар Авгена в выборе св.Иакова во епископа Нисибина

В эти именно дни почил епископ митрополит города Нисибина. И когда горожане производили избрание того, кто достоин быть управителем Церкви, а таких было 4-5 человек, на которых обратили внимание жители города, то были из них, которые говорили, что такой-то достоин; а другие говорили, что тот достоин быть епископом. И когда пришли к такому затруднению, как это, то все они не хотели дать одного решения делу, т.е. решения относи­тельно одного из тех лиц. Тогда все они собрались вместе, чтобы идти к св.Мар Авгену и видеть, что он им посовету­ет об этом. И когда обязались и пошли все вместе и взо­шли к святому, то подошли и стали пред дверью его ке­лий. Собрание же состояло из всех клириков со всеми свободными людьми города. Тогда вышел он к ним и пригласил их сойти в церковь и ждать его там, пока он не совершит службы. Они же сделали, как повелел им ста­рец, и ожидали его на дворе монастыря, пока он не сошел к ним.

Святой же Мар Иаков три дня пред тем приходил к Мар Авгену. А этот святой как бы пророчески сказал св.Мар Иакову: "Сегодня приветствую тебя, как чужого, а спустя немного дней как пастыря и руководителя Церкви Божией". Он же сказал ему: "Оставь меня, отче, ибо я не могу того, что ты говоришь обо мне".

Когда св.Мар Авген сошел к собранию и вошел в него, то он нашел их сидящими по партиям. Они же, увидев его, пришли в смятение пред ним и приняли его с вели­кою честью. Вид же его был славен и лицо его было слав­но, как лицо Ангела Божия. Святой дал знак рукою, что­бы они подождали, пока он помолится в храме; и потом, после того как он помолился и вышел, то все собрались к нему с великою радостью. Он же опирался на посох и стоял среди них, и теснили его со всех сторон и целовали руки его и прикасались к одеждам его. Когда же кончили все, он повелел им сесть и выслушать его. И после того он немного поговорил с ними, и стало ясно ему затруднение ихи недовольство друг другом. И когда они желали го­ворить пред святым: "мы желаем, чтобы у нас был пас­тырь такой-то"; тогда другие говорили:"такого мы не желаем, а желаем такого-то"; и хотели и святого ввязать в этот спор. Тогда силою благодати, которая сопутствовала святому, он предузналраньше времени (об этом) и жа­лел их в этом затруднении; и прежде чем они ему сказали, он предузнал причину их прихода к нему и сказал им так: "Знаю, чада, что с того времени, как ваш отец взят в жит­ницу духовной жизни, и вы удержаны от общения (друг с другом); знаю, что печально вам, пока не выбран вам пас­тырь и руководитель. Поэтому, чада, выслушайте, что я советую вам, чтобы успокоились вы от взаимного раздо­ра. Ибо никто из тех, кого вы выбрали, не был вашим пастырем и руководителем. Дух Святый избрал мужа, который будет готов в руководители вам. Я советую вам отправиться в город Амиду. Я слышал, что преподобные собрались там ради некоего дела. Поэтому теперь вста­вайте и пойдите к ним, и там вам будет показан муж, который будет приготовлен для вас в пастыря и руково­дителя". Они же приняли слово святого. Но удивились они старцу, как он, когда никто ничего не сказал ему, предуказал им причину их прихода и на личности тех, которых они избрали, он указал, что между ними нет ру­ководителя. И тотчас встали все начальники Нисибина, и поклонились ему и приняли слово блаженного, и успоко­ились от спора между собою, и сошли в город.

И пять дней спустя без замедления несколько чело­век из клириков и из начальников города встали и отпра­вились в Амиду и вошли в собрание преподобных святых, был же там и патриарх Антиохии. После того как они приветствовали всех отцов, вскоре спросил их патриарх: "Кого вы избрали, чтобы был у вас пастырем?" Они же сообщили ему, как сказал им св.Мар Авген, и, конечно, умоляли отцов молить у Господа показать им, кто тот че­ловек, которого Он избрал в пастыри стаду. Отцы же, как только выслушали это слово, сказали между собою: "Ныне мы вознесем молитву Господу об этом деле". И всю ночь они пробыли в великом подвиге и молился каж­дый из них, умоляя и прося Господа, чтобы Он указал им какого человека обозначил св.Мар Авген. И в полночь, когда святой патриарх молился и с великою скорбью и слезами и воздыханиями умолял Господа об этом деле, и вот нашло на него великое успокоение: он погрузился как бы в сон. И вот один человек юноша стоял возле него и говорил ему: "Мар Иаков есть тот человек, о котором ты просил Господа". И еще он указал место, в котором тот жил, и что тот - монах и много чудес явно Господь со­вершил его рукою.

По окончании речи Ангела проснулся святой началь­ник епископов и встал и возблагодарил Бога; и тотчас встал и сошел в собрание; и послал и собрал всех отцов и возвестил им; и послал и сообщил и клирикам и всем на­чальникам Нисибина, ибо дом, в котором те жили, не был далеко от места собрания. И встали они и пришли в со­брание; и когда они помолились и сели, святой начал го­ворить им, как Господь пролил на него упокоение, когда он молился; как явился ему человек, который стоял пред ним и сказал ему о месте, в котором живет св.Мар Иаков. Когда(патриарх) сказал им: "Я же умолял того челове­ка, который стоял предо мною, (сказать): откуда род и племя Мар Иакова; он же отошел от меня и сказал мне: "Не спрашивай об этом теперь, ибо есть тот, кто знает его род и племя", - тогда не нашли там того, кто знал бы, хотя и спрашивало все собрание о том, есть ли чело­век среди них, который знает его род и племя. И был опрос и в Нисибина, и не нашли там человека, который знал бы это. Тогда же они встали и пошли в Нисибин и сделали записи о решении всего города и приложили к ним печати и послали сказать ему (св.Иакову), чтобы по повелению отцов епископов сошел он к Нисибинскому собранию, но не объявили ему повода, по которому тре­бовали его. Святой же, так как был осведомлен о причи­не их прихода и избрание его было от Господа, то осте­регся восставать против повеления Господня. Было же сказано ему об этом много раз и св.Мар Авгеном, что уготовано ему принять великий сан апостольства; а так­же много дней пред тем было сказано ему много раз, когда разговаривали они между собою, что "вот ныне приблизилось время, когда ты примешь великое служе­ние Церкви и руководство ею". По причине всего этого он был осведомлен, что по повелению Святого Духа он на это отделен. Поэтому он тотчас встал и сошел со все­ми на собор отцов епископов. И когда собрался весь го­род, с многочисленным народом из деревень в окрест­ностях его, тогда ожидали, когда будет у них пастырем св.Иаков, ибо все были осведомлены относительно добро­детелей этого мужа. Поэтому они смотрели и ждали, когда он будет сделан для них пастырем. Отцы же повелели святому сесть, но он сказал им: "Что за дело, ради кото­рого вы послали за мною?" Они же начали говорить ему: "От Господа явлено нам о тебе, что примешь служение епископства в этом городе". Но он начал говорить им о своем недостоинстве и что, конечно, он не способен к такому делу. Народ же заторопил клириков, чтобы те не опоздали со своим разговором с ним. И тотчас встали и вошли в храм и принесли молитву по обычаю и посвяти­ли св.Мар Иакова на митрополию. И была великая ра­дость у всего народа города Нисибина.

И опять пал раздор между ними относительно того, откуда же, наконец, племя и род Мар Иакова; и никто не знал; и было спрошено народом города, когда он, св.Иаков ликовал с ним: "Откуда господин отец наш по происхождению своему?" Он же не желал поведать им. Но когда настал день воскресный, пришел св.Мар Авген с некоторыми братьями из общины, чтобы приветство­вать епископа. И когда они вошли утром в день воскрес­ный и приветствовали епископа и весь народ, св.Мар Авген начал благословлять Бога, Который восставил Церкви Своей такого мужественного и усердного пасты­ря, как этот, и говорил всему народу города: "Радуйтесь и славьте Господа, Который сподобил ваш город того, чтобы в нем был начальником и руководителем Мар Иаков, род и племя которого из племени св.Мар Иако­ва, брата Господня, который был епископом Иерусалима во дни святых апостолов". А об этом старец Мар Авген узнал из откровения Святого Духа. Святой же Иаков не хотел открыться, чтобы это не было для него поводом к тщеславию.

12. Исцеление святыми Мар Авгеном и Мар Иаковом одного расслабленного

Все же собрание города радовалось и прославляло Бога, Который сподобил его такого великого дара, как этот. Особенно же радовались тому, что дал им Господь, именно, что вблизи их города будет обитель святых бра­тьев, которые имеют своим начальником такого благо­словенного старца, как этот, который приобрел дерзно­вение у Господа, как апостолы Петр и Павел. Ибо Мар Авген явно творил чудеса, как святые и божественные апостолы, не утаивая дара, который дал ему Господь его. Был же один человек, который лежал в притворе церкви 15 лет и все члены которого были стянуты и расслабле­ны. Мар Иаков и Мар Авген, когда отправились на слу­жение Святых Тайн, увидели этого человека. Мар Авген упросил Мар Иакова принести молитву за этого стран­ника. И тотчас он повелел диакону водворить тишину и водворили ее в народе. И оба они преклонили колена в молитве и просили у Господа, чтобы Он исцелил этого человека, дабы он прославлял Господа в этом городе меж­ду язычниками и иудеями и да познают они, что "Ты - Единый Сильный и да уверуют во имя возлюбленного Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа. И то, что сотворил Ты рукою святых Твоих апостолов у врат хра­ма во Иерусалиме, сотвори и теперь рукою немощных рабов Твоих в этом городе, чтобы проповедуемо было в нем имя Твое святое и возносима была сила креста Твое­го. И как там явным знамением рукою святых и избран­ных апостолов Твоих Ты заградил уста первосвященни­ков и книжников, когда они шептались между собою и говорили: "Ведь вот явное чудо, которое было их рукою, сделалось известным всему Иерусалиму. И мы не можем восстать против этого", так сие и ныне, Господи, да со­вершит сила креста Твоего в явном знамении исцеления этого больного для заграждения уст тех, которые сме­ются над Тобою и насмехаются над силою победоносного креста Твоего, во славу имени Твоего и для возвышения главы народа Твоего и ради чести Святой Церкви Твоей".

И когда они окончили молитву свою и встали, сказал св.Мар Иаков Мар Авгену: "Подойди и назнаменуй крес­том все члены его". Но тот святой настаивал: "Ты сперва начни это". Тогда св.Мар Иаков умолил его, говоря: "Ты держи его за правую руку, а я подержу его за левую руку". Тогда подошли оба святые и держали его — один с этой стороны, а другой с той стороны — и назнаменали его знамением креста и подняли его, говоря: "Человек, во имя Господа и Иисуса Христа встань и ходи!" И тот­час разрешились члены его и благодать покрыла все тело его, и вскочил он и встал на ноги и простер руки к небу, и прославил имя Господа нашего Иисуса Христа. Люди же, увидев это, упали на лица свои пред ногами святых и громким голосом прославляли Бога и говорили: "Сла­ва Тебе, Христе, что всегда творишь Ты Церкви Твоей удивительною силою и крепостью то, что творишь ру­кою святых Твоих; и вот и теперь поднял ее (Церковь) рукою святых Твоих. Восхваляем Тебя, Господи наш, что благое и неизреченное сокровище даровал Ты наше­му городу, которым он будет храним во веки веков. Аминь". Тогда святой Мар Авген приказал тому челове­ку взять одежду свою и надеть ее. И он взял и накрылся одеждою своею и подпоясал чресла свои и начал ходить по городу и проповедовать о силе Божией, которая была усмотрена в руках рабов Его. Иудеи же, когда услыша­ли об этом, то некоторые из них дивились тому, что со­творили эти святые во имя Иисуса Назорея, а другие смеялись и говорили: "Конечно, неправда, что тот был расслабленным".

13. О маркионитах и об исцелении племянника начальника города

И был один человек, (державшийся) верования про­клятого Маркиона. Он много сопротивлялся народу хрис­тианскому. И был он родом из Понтийской страны и был известен в царстве Римском. Брат его был начальником города . И прежде чем он сделался начальни­ком, царь Константин настоял, чтобы он крестился и был христианином. И он крестился по настоянию царя, хотя сердце свое склонил к Маркиону. И брат его имел в сво­ем доме уединенную комнату, в которой он содержал жрецов Маркиона, которые называются священниками и диаконами. Очень он сам верил в их волхвования и по этой причине не пошел представиться царю, чтобы тот не заставил его быть христианином. У него был сын, обе ноги которого были искривлены от чрева (матери) и высохли эти члены до колен. Но красиво было это дитя своим видом; и не было у него другого дитяти кроме этого. И он, когда услышал о чуде, которое было сотво­рено святыми, расспрашивал человека, который в тот час был исцелен, чтобы от него узнать истину. Последний же, когда вошел пред него, начал так говорить пред ним, пред его домочадцами и пред всеми маркионитами, кото­рые собрались в его доме: "Есть 15 лет мне, как исчах я от этой болезни; и во имя Иисуса Христа и знамением креста и рукою этих рабов Его я исцелился". Но встал один из этих стриженых маркионитов, имя которого было Маркион (ибо много величались они этим именем, стригли же свои головы и одевались в одежды сынов Церкви, являлись в одеждах агнцев и праведников, изнутри же полны были лжи и лицемерия; и были хищными волка­ми, которые пьют кровь людей и бегут за делами людей в погибель вместе с сатаною, их начальником).

И встал он и остановил того человека, который был исцелен от рас­слабления, и сказал ему: "Не христиане ли научили тебя этой хитрости, так как ты не был расслабленным?" А тот человек обратил лицо свое к нему и осенил себя крестом и, помянув имя Иисуса, сказал против Маркиона волхва: "Без имени Иисуса Назорея, Который родился от Святой Девы Марии, если бы ради тебя я был призван ныне сюда, я не удостоил тебя ответа. Но так как я знаю и осведом­лен, что брат начальника городахороший и мудрый человек и он потребовал меня сюда, чтобы узнать от меня истину; и так как он заботится о выздоровлении своего дитяти, чтобы видеть силу Божию в руках святых, то он увидит и узнает истину, как и мы знаем. Знаю я, что он бросит ваше заблуждение и последует нашему учению; и удалит от своих очей тьму заблуждения и примет в свою душу луч от Светлого Круга, Который явился в послед­ние времена, как изволил, во плоти, которую принял от дочери Давида; и Он готов прогнать ваше заблуждение". И тотчас отвратил он лицо свое от этого волхва и начал так говорить хозяину дома: "Слушай, господин Кердон" (так назывался этот муж, брат начальника: ибо очень дорого им было это имя, так как это был великий глава их заблуждения, гораздо раннейший, чем Маркион). Ответил и сказал он Кердону и всем его домочадцам: "Слушай ты, господин дома и все домочадцы. По вашей воле я приведен сюда, чтобы в вашем доме проповедовать о явившейся во мне силе Господа, как и по всему городу я проповедовал, что это воистину я; и что с известного вре­мени не утаилось ни от этого города, ни от этого места то, что произошло. И видели меня, как я был повергнут пред вратами храма в страданиях расслабления в продолжение 15 лет, как я и сперва сказал вам; и теперь по воле Госпо­да рукою этих чистых я получил исцеление, как и вы ви­дите меня. И ты, господин Кердон, если уверуешь во имя Христа, Которого родила Пресвятая Дева Мария, и приблизишься к этим рабам Его и поверишь их пропове­ди, тотчас примешь своего сына исцеленным и сам укре­пишься в вере; и заблуждение этих мерзостей отбросишь прочь от себя и с великою радостью примешь знамение крещения и прекрасным примером будешь ты для тех, которые избраны Господу в этом городе".

Когда Кердон слушал это, напало на него удивление и в сомнении находился помысл его. И начало отрешаться мышление его от исповедания Маркиона, и он жаждал слушать исповедание Христово, говоря в мысли своей: "Это не могло быть совершено без силы Божией, которая вла­дычествует над всем. И еще ясное знамение будет мне: исцеление моего сына во имя Иисуса Назорея". Тогда ска­зал ему волхв Маркион: "Господин Кердон, почему от­вратилось сердце твое от маркионитов и почему ты не прогонишь от себя этого обманщика? " Кердон же покачал немного головою и сказал Маркиону и его товарищам, которые собрались там: "Теперь пока я не знаю, этого ли нужно прогнать или вас. Подождите у меня немного, пока я исследую и постигну истину. Ибо я желаю постигнуть истину и ей следовать, и быть чуждым заблуждения. Те­перь я, сын мой и домочадцы пойдем в церковь. Прошу и молю Бога, чтобы Он показал мне в знамении исцеления моего сына, что Он есть Истинный Бог".

И тотчас Кердон встал с товарищами и слугами и всеми домочадцами и отправился в церковь. И доложи­ли епископу Мар Иакову и св.Мар Авгену, что "Кердон брат ипарха стоит вне и желает войти пред вас". Они же повелели ему войти. И там ипарх и начальник города Кердон вошел пред лицо их, поклонился святым и поце­ловал их руки и ноги (этот обычай его был странный) и после того, как приветствовал святых и весь народ, сло­жил руки и стоял на ногах пред ними, говоря громким голосом: "Я, господа мои, доныне по свидетельству своих помыслов держался истины, и думал, что не нахожусь в заблуждении; и надеялся, что то исповедание истинно, в котором я состою: именно вера Маркиона. И много раз я был лишен чести в государстве для того, чтобы не быть в чужой вере, когда я с ревностью и страхом Божиим делал это. Теперь же мои помышления пришли к сомнению, и я стою как бы посредине между двумя путями; и не знаю, который из обоих — истинный. И опять при известии об исцелении этого человека, я дошел до различных мыслей, дал свободу душе и сказал: "есть у тебя знамение истин­ное — исцеление этого дитяти". И мысленно просил Бога, говоря: Боже благий и милосердный, Который желаешь жизни людям. Яви мне истину веры и покажи ее в исцеле­нии моего сына. Которая вера истинна, проповеданная во имя Иисуса Христа: та ли, которую проповедовал Кердон и после него Маркион, что Он не облекался в тело и не родился от Марии и что нет воскресения людей; или же та, которую проповедуют назореи, что Он облекся в тело и родился от Марии и что мертвые восстанут. Поэтому я как несведущий ныне повергаюсь между этими мнениями, не имея другого знамения, по которому я узнаю истинную веру, кроме исцеления этого дитяти. И исцеление этих хромых членов его рукою рабов Его покажется (доказа­тельством того), - Который из них есть истинный Бог, так что и я узнаю и уверую, что это есть Истинный Бог, Который имеет власть воскрешать и исцелять. Поэтому ради моего сына укрепится вера и во мне; и исцелит Он меня ныне по душе и по телу; освободит меня от сомне­ния, в которое я повергаюсь; и покажет мне путь истины. Вот и маркиониты собрались со мною, споря и настаивая: "Пусть не обманывают тебя галилеяне; что веровать надо в Того, Кто родился от Марии. Они не могут исцелять калек, а ты после этого да не заблудишь".

Тогда св.Мар Авген отвечал ему пред епископом и пред всем народом и сказал: "Мы не спорим о бесполез­ных словах, но ради имени Господа нашего Иисуса Хрис­та, в Которого мы веруем, Который родился от дочери Давида Девы Марии согласно голосу святых пророков и приблизился крестным страданиям ради нашего спасения и сошел во ад и дал надежду Адаму и всем его по­томкам; и умертвил смерть и сокрушил лук ее и разгра­бил ее сокровище и избавил пленных из дома Адамова и воскрес из мертвых в третий день и воскресил с Собою и все естество наше; и находился в общении с учениками 40 дней, говоря им: "Иду уготовати место вам"; и предо­стерег их, чтобы они не отлучались от Иерусалима, пока не примут Святого Духа, и повелел им: "Идите, научите все народы и крестите их во имя Отца и Сына и Святого Духа" и: "Кто поверит и крестится, тот будет жить, а кто не поверит, тот будет осужден", говоря и то: "Знаме­ния за теми, которые уверуют в Меня, последуют такие: именем Моим будут изгонять бесов, великие дела и уди­вительные силы совершат, змей будут брать и если смерт­ный яд выпьют, то это не повредит им ради имени Мое­го". И во имя Господа нашего Иисуса Христа все, что мы просим в молитве, получаем. И силою Святого Духа и по вере во имя Его без страха попираем мы главу про­клятого змия и опять ослабляем и упраздняем мы про­зрачность (обман) ваших волхований великою силою Креста. Вы же, жрецы Вааловы, если есть в вас вера, воззовите во имя Бога вашего и покажите воистину дела веры вашей в исцелении этого дитяти. Если же нет, то с вами сегодня случится то же, что случилось с Симоном волхвом в Риме. Мы же веруем, что не на свою силу надеемся, но на Господа нашего Иисуса Христа, Кото­рый сказал нам: "Все, что вы попросите в молитве и по­верите, получите". И: "Все, чего вы попросите от Отца во имя Мое, даст вам". И опять Он сказал нам: "Попро­сите и дано будет вам". И теперь мы веруем, что не за наше достоинство, но ради этого стоящего народа, чтобы он видел дивную славу Божию и обратился от лжи сата­нинской к познанию истины, ради этого приступаем к Господу с молитвою и у Него просим, чтобы пред всеми избавлено было это дитя от своей болезни". Стриженые же маркиониты сказали громким голосом: "Мы не мо­жем исцелить его и вы не можете сделать этого".

Тогда Мар Авген покачал головой и пошевелил не­много устами, как бы смеясь над ними, и сказал отцу маль­чика: "Я надеюсь на Господа нашего Иисуса Христа, что дитя вместе с сошествием ко святому крещению получит исцеление души и тела своего". Ибо уповал этот святой на Господа Бога своего и получил дерзновение к Нему, как св.апостолы. Тогда ответил отец того дитяти и сказал этим святым: "Итак, я радуюсь и готов — и все мои домочадцы - получить знамение св.крещения. Поэтому я желаю, что­бы вы окрестили и моего сына". Сам он надеялся ради подкрепления и утешения от слов св. Авгена и уже видел сына своего исцеленным.

И тогда сказал старец Мар Авген св.Мар Иакову: "Повели одному из священников их приготовить ко кре­щению". Потом сперва Мар Авген встал, чтобы отправиться в храм. И тогда отец того мальчика сказал св.Мар Авгену: "Я не желаю, чтобы он был крещен от других людей, кроме твоей святости". И тотчас встал старец с великою радостью и повелел диакону, и тот приготовил его (маль­чика) к крещению вместе со всеми теми, которые были достойны очистительного крещения. И приступил тот ста­рец и прочитал над ними чинопоследование слушающих, а после того и (чин) крещения и назнаменовал его святым маслом. И приклонился он к молитве и просил у Господа нашего Иисуса Христа и говорил: "Боже, хотящий спасе­ния всем людям, услышь голос моления раба Твоего; и что Ты совершил рукою св.Петра в Риме в воскресении того мертвеца, то сотвори и теперь в чуде исцеления того мальчика и как там Ты посрамил Симона волхва и про­славился в рабе Твоем и утвердил весь народ в вере в Тебя, так и ныне да прославится святое имя Твое в этом городе среди язычников и иудеев. И посрамятся все за­блудившие, которое говорят злое о рабах Твоих. И тот­час, как только встал он с молитвы, приказал он внести мальчика и принес его (на себе) диакон и поднес его пред лицо святого. Был же тот мальчик лет семи. И взял свя­той масла и помазал все тело его. И крестил его св.Мар Авген по обычаю во имя Отца и Сына и Святого Духа. И диакон взял и вынул его из крещальни (Иордани), а свя­той повелел положить егона покрывало пред крещаль-ней (Иорданью). И удивились и изумились диаконы, видя перемену в членах мальчика; так внезапно он исцелел. Стефан же архидиакон, удивляясь в неизглаголанной силе Бога, воскликнул говоря: "Славьте и исповедуйте благо­дать Господа, Который послал исцеление отроку". И диа­коны, которые видели это, тотчас упали на лица свои и славили Господа, показавшего рукою рабов Своих такие чудеса, как это.

Народ же стоял и ожидал, когда выйдет мальчик, чтобы видеть его. И после того, как он оделся в одежды, святой повелел, чтобы никто не носил его, но чтобы он шел на своих ногах; святой же держал его за руку и, про­ведя его пред всем народом, передал его отцу. Народ же начал теснится, чтобы видеть отрока. Маркиониты же, когда увидели это чудо и узнали, что народ весь бежит и теснится, чтобы видеть сотворенное чудо, тотчас наклони­ли головы свои, сколько было места, и подняли полы свои и поспешно побежали с улицы на улицу и так бежали, озираясь назад, пока не спаслись и не вышли из города, ибо думали, что тотчас народ побьет их камнями. И слу­чилось с ними почти то же, что случилось в Риме с Симо­ном волхвом, по слову св.Мар Авгена. Народ же искал их по всему городу, и когда не нашли, то сказали Кердону, отцу мальчика: "Если они укрылись у тебя, то выведи их пред народом". Кердон же ответил им: "С того времени, как мы встали пред святыми, я более не видел их и не желаю больше видеть их". Тогда сказал им епископ: "Не беспокойтесь, сыны мои.С ними случилось по слову св.Мар Авгена. И то, что случилось с отцом их Симоном волхвом в Риме, то случилось здесь и с ними".

14. Слава Мар Авгена пред жителями Нисибина

Весь народ иудеев и язычников славил Бога с наро­дом христиан и говорил: "Этот Бог Истинный". И все просили и умоляли св.Мар Иакова, чтобы он крестил их. А иудей Самуил, сын Анана, увидев это чудо, славил и величал благодать Бога и вышел из церкви и быстро побе­жал домой и проповедовал по всему городу, говоря: "Это воистину Христос, Сын Бога Живаго". И говорил: "Горе вам, иудеи, от Кого вы отреклись?" И побежал и вошел в свой дом: ибо была у него единственная дочь, которая 8 лет была связана сатаною; и взял он ее с матерью и принес пред св.Мар Авгена и сказал ему: "Доныне, господин, и я вместе с иудеями стоял против имени Христа. Отныне же и на последующее время я кладу обещание и ставлю обязательство пред именем Христа, что не буду более сле­довать глупостям иудеев; и более не отделюсь от любви ко Христу, но Ему верую и Ему работаю во все дни жизни моей. Я и все мои домочадцы просим тебя, владыко, и умоляем твое преподобие, чтобы ты освободил эту дочь мою от насилия сатаны, который уже 8 лет владычество­вал над нею. Тогда св.Мар Авген повелел ученикам при­нести ему хнаны и взял он хнану и епископ сделал на ней (хнане) знамение креста; и немедленно св.Мар Авген по­велел привести ее (девочку) к ним. Ее держал отец и при­нес ее к ногам святых. И встал старец Мар Авген на ноги свои и назнаменовал лоб ее знамением креста, и стеснил он того беса образом знамения жизни, и сказал ему: "По повелению этого святого апостола тебе я говорю, нечис­тый дух; выйди из этой девочки и снова не владей ею по животворящему слову Христа, Которому она посвящена". И тотчас тот бес воскликнул громким голосом и сказал: "Горе, горе мне от вас, ученики Иисуса Назорея, которые выгнали меня из всего мира. У меня в этом городе было два ученика, и из них вы изгнали меня, и их вместе с собою подчинили вы учению вашему. И даже в этом ма­леньком жилище не позволяете вы мне остаться и успоко­иться". И тотчас святой простер руку и дважды изобра­зил знамение креста. И тотчас повалил ее бес и убежал и вышел из нее. Тогда святой поддержал ее и поднял и дал ей пить из той хнаны и передал ее матери исцеленную. Народ же весь видел это и прославлял имя Христа.

Человек же тот иудей тотчас же пал к ногам святых, поцеловал их и умолял окрестить его. Они же сказали ему: "Ты крестишься и Кердон со многим народом, который сегодня готов креститься. Теперь произнесите отре­чение от сатаны и исповедание о Господе и будьте на бде­нии всю ночь, а завтра вы удостоитесь дара св.крещения". Тогда ипарх встал и исповедал пред святыми всю исти­ну, говоря им: "И я доныне, о рабы Бога Живаго, сомне­вался в вере во Христа и слабо держался ее. Но ныне я укрепился в вере в Господа Иисуса Христа и узнал, что Он есть Истинный Бог наш и Царь Царей; Он есть Спаси­тель всего рода человеческого. Поэтому для такого удиви­тельного подвига и борьбы с сатаною и сошли эти святые и достигли великой победы, сплетши венцы славы, кото­рую наложил на них Христос. Ибо много раз эти борцы Христовы сходили на такие подвиги, как этот; и взошли от него к великой победе. Ибо кто не славил и не величал благодати Господа, когда видел удивительные силы, ко­торые совершались знамением креста рукою этого двойст­венного и славного сонма, насажденного на горах проро­ческих, воспитанного на высотах апостольских".

Не было предположено нами тотчас же рассказывать историю подвигов св.Мар Иакова, но только то, что он совершил вместе с Мар Авгеном; ибо великие чудеса со­творил Бог рукою этого святого, как, например, и мерт­вых оживлял, и они ходили среди живых, так что, если поможет Господь нашей немощи, то я напишу и историю его славных дел. Теперь же я хочу написать историю доб­лестных дел св.Мар Авгена и славные дела, которые со­творил Господь его рукою.

И через день тотчас без замедления Мар Иаков пове­лел, чтобы приготовили ко крещению. И крестился Кер­дон, брат ипарха и иудей Самуил сын Анана со всем народом иудеев и язычников; и было их около 1200 душ. И устроил Кердон в тот день в доме своем пиршество и великое веселье. И пришел в дом свой с крестом и све­тильниками и со всем множеством клира. И вошел он и помолился в доме своем; и вынул книги тех чародеев и бросил их в огонь и сжег их. И много народа приходило ежедневно и училось для Господа. И с того времени очень усилился св.Мар Иаков; и задумал он строить храм, кото­рый был бы и велик и красив и длинен по своему устрой­ству, ибо мал был храм, который был у них в то время. И тогда св.Мар Авген, когда это так устроил своею рукою по благодати Божией, поручил всех этих людей, чтобы были научены о милости Господа; и сам отправился, что­бы идти в монастырь. И тогда сказал ему Павел (т.е. Кер-дон, ибо так его назвали в крещении, а сына его - Янний): "Господин мой, когда повелишь, чтобы и я взошел и сын мой и благословимся у всех братьев?" Тогда святой сказал ему: "Нет препятствия. Всегда, когда пожелаешь прийти, приходи". Тогда святой благословил их и освя­тил пред ними истинную веру и усилил их учение и сло­вом и оставил их и взошел на гору.

15. Воскрешение племянника начальника города

Через 10 дней Павел приготовился, чтобы взойти в обитель со всеми домочадцами и с женою своею Марией. Но в ту ночь случилось, что его сын Янний был поражен болезнью внутренностей. Он же приказал навьючить на ослов все, что приготовили, и идти вперед в монастырь, говоря им: "А я останусь с мальчиком, пока хотя мало останется в нем дыхания, и потом придем я и мать его". Домочадцы сделали так, как он приказал им; и он остался с мальчиком, ожидая, что скоро исцелится он. Но болезнь более усиливалась в нем. Он же полагал, что от какой-нибудь пищи приключилась с ним эта болезнь. Мальчик же, однако, более и более был изнуряем этою болезнью. Тогда он подумал и сказал: "Это дело сатаны, который строит кознь и хочет отвратить меня от этих святых". И тотчас повелел он и подняли его на осла, и он поехал верхом и отправился, чтобы идти в монастырь: он и его жена и около 10 домочадцев; и приказал одному из слуг и он держал мальчика впереди на вьючном животном, ибо тот сам от тяжести болезни не мог сам сидеть на вьючном животном. Когда же они немного отъехали от города, бо­лезнь в нем очень усилилась. Отец же его, когда увидел, что он приблизился к смерти, прославил Бога и сказал: "Умирает ли, живет ли - Господень есть"; и приказал слугам ехать поспешно, пока не умрет мальчик. Когда же они достигли деревни Мъарта (пещер), мальчик дошел до того, чтобы преселиться от жизни; и просил воды пить. И когда подошли, чтобы дать ему пить, вдруг наклонил го­лову от страданий внутренностей и умер: по предположе­нию одних, он был убит маркионитами посредством их чародейства; по словам других, он пил вино, испробован­ное ночью ехидною. Но так или иначе, дело было явно от сатаны.

Домочадцы же упрашивали его возвратиться в город и похоронить его, но он сказал им: "Пока не увижу св.Мар Авгена со всею его братиею, он не будет погребен". И пошел он с женою и шли они пешком. И приказал он одному из слуг и тот нес дитя на руках. И когда взошли, то положили его пред св.Мар Авгеном; и пали пред нога­ми его отец его и мать Мария и плакали и говорили свято­му: "Вот не сподобились мы с нашим сыном в радости прийти к вам. Теперь вам придаем его: делайте с ним, что хотите, ибо мы знаем, что все, что вы просите от Бога, даст вам". Святой же не дал ему никакого ответа, ибо он был охвачен сильною печалью по причине скорби этих исповедников; и так как знал, что это было поводом к возмущению маркионитов и их товарищей иудеев и языч­ников (именно потому, что мальчик 10 дней спустя после своего исцеления не остался в живых). Ипарх, брат Пав­ла, услышав о смерти мальчика, быстро верхом прибыл в монастырь; а вместе с ним были и все начальники города, чтобы поспеть на погребение.

Св.Мар Авген повелел ударить в било, чтобы собра­лись старцы со всем братством. После того, как собрались вся братия, он повелел им вознести молитвы Господу и умолять Его, чтобы дал Он жизнь мальчику. Сам же свя­той понес мальчика на руках и положил его на одну из ступеней при входе в алтарь и сложил ему руки на груди. И припал святой в молитве и сказал так: "Господи Иисусе Христе, Благой Исцелитель, сошедший в жилище смерт­ных и посетивший немощное естество наше, изнемогавшее и повергнутое на одре смерти, и воздвигнувший его от падения и обещавший ему жизнь и бессмертие, возгласив­ший живым голосом в жилище ада и повелевший смерти-убийце, чтобы она возвратила умершего четверодневного Лазаря...


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования