Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Житие святого Брендана, Клонфертского аббата [агиография]


  (из сборника, составленного в XIV веке в ирландском колледже на Саламанке)

Среди ясных светил Церкви блаженный аббат Брендан своими достоинствами и заслугами подобен озарившей небосвод молнии. Он появился на свет от благородных родителей из Мюнстера. Отца его звали Финлуг, мать — Кара. Как-то ночью ей приснилось, что ее лоно внезапно наполнилось зо­лотым сиянием, а груди пылают и источают неви­данный свет. Когда она рассказала сон своему му­жу, тот позаботился, чтобы об этом стало известно епископу Эрку. Разгадав смысл сна, епископ ска­зал: "Жена родит тебе сына, наделенного великой силой и выдающейся святостью. Поэтому я прошу тебя отдать мне его на воспитание". Женщина по­несла и родила обетованное дитя. Случилось так, что знаменитый провидец Бех гостил в это время поблизости в доме богатого человека. Когда хозяин спросил провидца о будущем, он ответил:"Этой ночью неподалеку от моря появится на свет ребе­нок, который станет твоим господином, и не только ты, но и многие другие склонят перед ним свои головы". Хозяин, услышав о появлении грядущего господина, на следующий день, едва поднялось со­лнце, принялся разузнавать, у кого родился маль­чик, а когда узнал, преклонил перед ним колени, взял его на руки и подарил ему тридцать коров, которые отелились в ночь его рождения. А епископ Эрк той же самой ночью увидел, что вся страна залита невиданным светом и ангелы кружат над нею. Когда наступило утро, он сел в повозку и, добравшись до места, где родился мальчик, взял ребенка на руки и благословил со словами:"О, божественный человек, возрадовались сердца люд­ские твоему появлению, и в особенности мое серд­це. Человек Божий,примименя,рабасвоего". Епископ провел там неделю, а на восьмой день окрестил мальчика и дал ему имя Бренайн, что оз­начает "орошенный влагой", то есть Святым Ду­хом. Святой мальчик первый год воспитывался в доме родителей. Затем епископ взял его к себе и поручил его воспитание святой деве Ите. Когда мальчик достиг пятилетнего возраста и перенял у девы добрый нрав, епископ взял его к себе и обучил читать. Мальчик рос и взрослел не только годами, но и разумом, так что своим благим нравом мог преподать пример достопочтенной старости. Еже­дневно он трудился над тем, чтобы стать мудрее и святее, не давая своему духу никакой поблажки. Как-то раз, когда он был в возрасте десяти лет, блаженный Эрк отправился проповедовать своей пастве, и до места проповеди они вдвоем добрались на повозке. Божий человек спустился с повозки, чтобы посеять семена веры в сердцах слушателей, а маленький Брендан остался. Королевская при­служница, увидев, сколь он красив, принялась над ним смеяться и попросилась взобраться к нему на повозку. Он же приказал ей слезть, а когда она не послушалась, ударил ее поводьями. Закончив мо­литву, епископ стал порицать его и сказал: "Зачем ты отстегал невинную деву? Ты долженсовер­шить покаяние за этот проступок". И тогда маль­чик ответил словами, приличествующими истинно­му наставнику в смирении: "Я готов, святой отец, исполнить все, что скажете". Эрк же, услышав о готовности сына к послушанию, на время отложил решение о том, какое следует совершить покаяние. Когда они уже проделали половину пути домой, наставник сказал ученику: "Оставайся в этой пе­щере до завтрашнего утра". Он тут же спустился в пещеру и стал молиться и петь гимны на про­тяжении всей ночи. Епископ, того не зная, сидел возле указанного места и наблюдал, как ангелы всю ночь спускаются в пещеру и снова поднимаются на небо. Бог наделил лицо божественного отрока та­ким сиянием, что, посмотрев на него, словно он второй Моисей, люди не могли хмуриться. Подоб­ного блага удостаивался только святой Финан, по прозванию Хам. Нельзя опустить и того, как в другой раз Брендан, сопровождая своего наставни­ка, молитвой избавил отправившегося вместе с ними попутчика-мирянина от нападения недругов. Они думали, что наносят ему раны, а на самом деле долбили камень, стоявший возле дороги. Попутчик же благодаря святому Брендану спасся и остался целым и невредимым. В другой раз, когда на го­ре Лохр святой епископ от жары стал испытывать жажду, он проткнул холм в сухом месте и извлек из него воду. Поскольку он был усерден в учении, и в особенности в изучении Божественного Писа­ния и житий святых, то выразил желание посетить святых Ирландии, чтобы изучить книги и увидеть воочию, как живут праведники. Получив разреше­ние и благословение своего наставника, он отпра­вился к святому епископу Яр Лату, проживавше­му в Коннахте. Он провел у него некоторое вре­мя, утоляя свою жажду медом учения о спасении. Среди прочих дарований,которыми его наделил Господь, он обрел и дар провидения. Как-то раз, вдохновленный Святым Духом, он указал епископу на место, где тому суждено быть похороненным, и добавил: "Но не здесь тебе суждено воскреснуть". Святой епископ сказал ему: "Воистину Бог послал тебя, чтобы наставить многих на путь жизни". Когда же святой отец спросил о месте своего вос­кресения, ученик ответил: "Отправляйся на восток, и там, где сломается колесо твоей повозки, построй часовню. В этом месте многие воскреснут для веч­ной славы". Епископ сел на повозку и отправился в путь. Неподалеку от его кельи колесо сломалось, и там был возведен монастырь Туайм Да Гуаланд. И тогда святой старец склонился перед святым Бренданом со словами: "Святой человек Божий, прими меня под свое начало, — и добавил: — По­чему скрываешь ты дар, которым Бог наделил те­бя? Ты появился в образе ученика, а превратил­ся в нашего учителя!" Вот как прославился святой Брендан, подобный усердной пчеле, которая соби­рает пыльцу, летая от одного цветка к другому, и соединяет ее в одно лакомство, так и он посетил святых мужей и приобрел то, что было у всех.

Однажды, когда он молился на равнине под на­званием Маг-Э, появился перед ним ангел Господа, который научил его житийному уставу, и Брендан записал этот устав под диктовку ангела. В это са­мое время Бог пожелал открыть перед людьми да­рования святого Брендана, и вдруг он увидел, как несут хоронить мертвого юношу, которого горько оплакивали родители и родственники. Проникшись состраданием к их горю, преисполненный смирения, муж подошел к ним, помолился, и тот, кто умер, воскрес к жизни. Все удивились, сменили печаль на радость, принялись ликовать. Весть о происшед­шем распространилась повсюду, и человека Божьего отвели к королю этой страны, обитавшему в мес­те под названием Крок. Тот, оказав ему достойное почтение, предложил избрать для поселения любое место в своей стране, какое только Брендан поже­лает. Но человек Божий, не стремившийся к при­обретению благ этого мира, дар не принял, а, от­платив за предложенный подарок благословением, отправился в Коннахт, стремясь скрыться от своей славы. Прошло какое-то время, и он, обратив мно­гих ко Христу, в сопровождении многочисленных учеников возвратился к святому епископу Эрку. Ликовал он, ликовали и близкие его, преисполнив­шиеся неизбывной радости.

Он всегда помнил о заповеди "Покинь землю свою и родню свою" и проникся горячим желани­ем отправиться в паломничество. Его смирение бы­ло оценено Господом, который сказал ему во сне: "Брендан, твое желание исполнится". Возрадовав­шись, он расстался со своими, взошел на гору Айтхе и, обратив взор к морю, увидел прекрасный ост­ров, словно созданный для множества слуг Божьих. После трехдневного поста он услышал глас: "По­добно тому как я был проводником и помощником народу Израиля в том, чтобы он достиг Земли обе­тованной, так и тебе обещаю я этот остров, и ис­полню это". Возблагодарив Бога, пообещавшего столь щедрый дар, он залился горькими слезами и, найдя утешение в Святом Духе, возвратился к сво­им. Приготовив три кожаных судна, он взошел на них вместе со своими спутниками и отправился в море во Имя Господа. В море он видел множе­ство островов, но людей не встретил. В течение пяти лет он странствовал по морю. Прошло немало времени, прежде чем они обнаружили остров не­вероятной высоты и, желая найти гавань, гребли в течение пятнадцати дней, но не преуспели. Они увидели на нем церковь, услышали пение челове­ческих голосов и от этой сладостной мелодии по­грузились в сон. С высокой скалы к ним попало послание, написанное латинскими письменами, а в нем было сказано: "Не пытайся высадиться на этот остров, ибо не эта земля тебе обетованная. Ты ее достигнешь, но прежде возвращайся к себе на ро­дину, ибо паства твоя желает тебя видеть". Повер­нув назад, он возвратился в свою страну. Тут же распространившийся слух о его прибытии наполнил людей радостью. Они стекались к нему отовсюду, предлагая дары и приглашая у себя поселиться. Многие исповедовались в своих грехах, обращаясь к праведной жизни, некоторые оставляли блага это­го суетного мира и надевали на себя ярмо жизни церковной. Повсюду распространяя благую весть о Христе, сопутствуемый знамениями, он посетил епископа Эрка, призвал своих родителей к мона­шеской жизни и отправился к своей кормилице — святой Ите. Она приняла его с ликованием и по­четом, сказав: "Почему ты отправился в путь, не спросив моего совета? Странствуя на шкурах мерт­вых животных, ты не сможешь достичь Земли Обе­тованной. Построй корабль из досок, и ты найдешь то, что ищешь". Итак, он отправился в Коннахт и, построив корабль из досок, взошел на него вместе с шестьюдесятью своими учениками и в течение двух лет плыл по морю. Наконец он достиг желан­ного острова. Устремившись к нему, они увидели некоего почтенного старца, покрытого не одеждой, а перьями, и он вышел им навстречу и поприветст­вовал их: "О усердные странники, уповающие на вознаграждение свыше и утомленные священными трудами, потерпите немного, и вам откроется святая земля, не обагренная кровью и не принимавшая в свои недра ни одного умершего". Они останови­лись ненадолго, а затем он сказал: "Братья мои во Христе, ничего кроме одежды и необходимых книг с собой не берите". Когда они ступили на остров, он расцеловал каждого и добавил: "Садитесь и лю­буйтесь местом, подобным раю". В третьем часу пополудни раздался звук кимвала, они произнесли хвалы Господу, обратив мысли к Богу. Затем они замолчали и стали ждать, пока не заговорит старец: "Пусть никто не говорит друг с другом. Каждый молится сам по себе. Свята та земля, на которой стоите. В многоречии же немало греха". Затем на­ступил шестой час, и была совершена молитва. Свя­той Брендан сказал: "Здесь я желаю остаться, здесь мое успокоение". Старец ответил: "Тот про­тивится воле Бога, кто заботится о своем, — и до­бавил: — Вот уже шестьдесят лет я нахожусь на ангельском попечении. Но чтобы я был свидетелем твоего прибытия, Бог даровал мне еще тридцать лет сверх срока. Сегодня я увижу Господа во всей Его Славе. Ты же, как пробьет девятый час, отправ­ляйся назад и наставляй ирландцев в том, как идти по пути жизни. Господь открыл мне, что за семь лет до Судного дня останки твои и твоих собрать­ев окажутся здесь". Вот что сказал старец. Ко­гда наступил девятый час, вдруг птица принесла и положила перед каждым полбуханки хлеба и ку­сок рыбы. Они поели и, возблагодарив Господа, возвратились назад. Затем старец отправился в свой последний путь и отдал Богу душу. Они с почтением предали его тело земле и, отплыв на­зад, достигли земли Ирландии. Неведомо, чем они питались на протяжении всех этих семи лет, — ви­димо, кто дал рот, тот дал и пищу. Святой отец, отвергая людскую хвалу, запретил им говорить об этом — Всемогущий Боже повсюду позаботится о своих. О том, какие он повидал чудеса, каких опасностей удалось избежать его молитвами, как он вступал в схватку с демонами и выходил победите­лем, равно как и о многих других его деяниях, из необходимости быть краткими мы не упоминаем.

Достигнув острова Де-Друма, он поселился там. По всей земле Мюнстера он рассыпал семена спа­сения. Тут и там звучали трубы небесные, разрас­талась вера христианская, закладывались монасты­ри, сияли чудеса святых дев и мужей. По совету кормилицы своей святой Иты, чтобы Свет Божий осиял и иные народы, он в сопровождении своих учеников отправился в Британию. Узнав о славе наисвятейшего мужа по имени Гильдас, он по морю и суше отправился к нему. А тот, заранее предвидя его появление, сказал своим: "Приготовьте трапезу, ибо увидите второго Петра". Когда Брендан ока­зался неподалеку, Гильдас приказал запереть воро­та города семью железными засовами, чтобы всем явлена была святость прибывшего. Блаженный Брендан вместе со своими спутниками заночевал под небом. В ту ночь не переставая шел снег, но он не причинил им никакого вреда. На следующее утро привратник со стены сказал им: "Если истинна святость ваша, она откроет вам врата этого горо­да". Блаженный Брендан сказал, пусть Талмах, его ученик, дотронется до врат рукою, и стоило ему сделать это, как засовы отомкнулись, врата распах­нулись, и братия, войдя внутрь, отправилась к две­рям церкви, где святой Брендан повторил подобное чудо. Потом он повелел отслужить мессу, но воз­никло затруднение, ибо миссал был написан по-гречески. Но он всей душою призвал на помощь Божественную Благодать, которая вместе с испытаниями дарует и избавление, и даровано ему было знание, и он читал по-гречески, словно по-латыни. Когда была отслужена Божественная месса, весь народ получил из его рук Святое причастие. После этого, принятый с почетом, он провел три дня и три ночи за святыми беседами. Сообщили ему, что лев и львица пришли из соседней пустыни и вторглись в страну. Бесстрашный воин Христов отправился к ним в сопровождении Талмаха и повелел им: "Сле­дуйте за нами, чтобы в будущем охранять скот этой страны". И львы, взяв своих львят в пасти, последовали за ним, словно домашние псы, а затем, за­быв о своей свирепости, служили в этом городе пастухами. Увидев это чудо и многие другие, святой Гильдас признал превосходство святого Брендана и предложил передать город под его начало. "Что, мне и целый мир?" — ответил ему святой.

Когда он покидал город, все плакали. Святой Брендан остался затем в Британии и основал там два монастыря, один на острове под названием Айлех, а другой в стране Этика, в месте под на­званием Бледа. Увидев вещий сон, он возвратился в Ирландию и на пустынном озере на острове Ойрбсен, подаренном ему королем Аэдом, сыном Эхдаха, прожил какое-то время, творя чудеса. Однажды на равнине, расположенной неподалеку от острова, перед ним простерся бедный человек со словами: "Отче, пожалей меня, несчастного, ибо король возложил на меня невыносимую повинность". Заступник обездоленных, проникшись к нему жалостью и состраданием, разрыхлил по­сохом землю и, обнаружив золотой фунт, отдал его просящему со словами: "Никому не говори, кто дал тебе этот дар, но доставь его королю. Это освободит и тебя, и твоих потомков". Человек, поблагодарив, отправился к королю и преподнес ему этот дар, сказав, кто был дарителем. Король ответил: "Золото Христово принадлежит не мне, а Его служителям. Тебя и твою семью я освобождаю от всех повинностей".

Прошло время, и Брендан сказал братии: "Мы должны отправиться в Мюнстер, в этой стране для нас есть дело, там место нашего упокоения. Я ус­лышал, что ангел тех мест сражается с именем моим [на щите]. Мы же во имя Избавителя нашего придем к нему на помощь".

Говорят, что в этом году короли Северной Ир­ландии, уже упомянутый Аэд и его родичи, всту­пили в сражение в местечке Кул-Дрейбне с Дермицием, королем Ирландии, и вышли из этой бит­вы победителями.

Человек Божий отправился туда и основал зна­менитый монастырь под названием Клонферт. Из этого места отец многочисленных слуг Божьих ос­вещал страну светом жизни и добродетели. Это там святой Брендан воскресил уже давно умершего отрока по имени Сенан, ибо пообещал родителям, которые отдали ему своего сына обучаться грамоте, что тот вернется к ним живым и здоровым.

До сих мор мы рассказывали обо всем поне­многу. Теперь нам придется опустить многое, что­бы житие подходило для чтения вслух.

Итак, блаженный Христов воин, предвидя ско­рую кончину, отправился посетить свою сестру, святую деву Бригу. Когда она среди прочего спро­сила его о месте своего воскресения, он ответил: "Ты воскреснешь не здесь, а в своей стране, в Трайли, поэтому отправляйся туда, ибо люди, жи­вущие там, последуют за тобой по пути, ведущему к милосердию Господа. Это место отведено муж­чинам, а не женщинам. А меня Бог уже призывает к себе из темницы этого тела". Едва услыхав эти слова, она весьма опечалилась и сказала: "Возлюб­ленный отче, все мы умрем с твоей смертью. Кто из нас сможет жить, когда тебя не будет с нами? Я куда моложе тебя, я умру". И добавил Брендан: "Как наступит третья часть дня, я вступлю на свой путь". А был это день воскресный. Причастив­шись Святых Даров, он сказал тем, кто был рядом: "Помолитесь за мой уход". Брига спросила: "Чего боишься, отче?" Он ответил: "Боюсь того, что в одиночестве я буду идти, что тьмою покрыт мой путь, боюсь неведомой страны, лика Владыки, суд­ного приговора". После этого он приказал своим собратьям тайно доставить тело свое в Клонферт, чтобы его не задержали те, мимо кого они будут проезжать. Затем, расцеловав всех, сказал святой Бриге: "Избавь себя и друзей моих от злословия, то есть правду, которая во всем больше лжи, не­отступно говори им. Ведь творящие злословие — это сыны погибели". С этими словами, предсказав кое-что о грядущих временах, на девяносто шес­том году своей жизни он отправился в мир вечного покоя. Святая братия провела наступившую ночь, воздавая хвалу Господу псалмами и молитвами, а на следующее утро благодатное тело было достав­лено, как он и повелел, в монастырь и с почтением предано земле, где и ожидает грядущего воскре­сения в час пришествия Господа нашего Иисуса Христа, который жив и царствует вместе с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

ЭПИЗОДЫ "ЖИТИЯ СВЯТОГО БРЕНДАНА",
сохранившиеся в ирландских рукописях XIV века

О ТОМ, ЧТО СОВЕРШИЛ СВЯТОЙ БРЕНДАН ПО ВОЗВРАЩЕНИИ ИЗ СВОЕГО ПЛАВАНИЯ

После двух лет странствий они вернулись на ост­ров Айрнэ-Айтир, там с великим гостеприимством были приняты братией и рассказали им обо всем, что видели. Те, послушав их рассказ, заплакали от радости и обратились к святому Брендану с такой просьбой: "Оставайся с нами, эта земля полностью в твоем распоряжении". Он им ответил:"Место моего воскресения не здесь". Проведя с ними месяц, он оставил у них удивительную чашу и свой якорь, после чего вместе со своими спутниками направился к Ирландии на остров под названием Друма, непо­далеку от города Лимирека, и там они постились на протяжении семи дней, не вкушая никакой человеческой пищи, и семеро из них умерли и были похо­ронены в тех местах.

Как-то раз святой Брендан послал двух своих учеников к рыбакам на реке под названием Форг, чтобы они дали братии рыбы. Они же не поже­лали дать, и тогда по приговору справедливого Бога рыба в реке исчезла. Это самое чудо происходило во многих водах, а все по одной и той же причине.

В другой раз он пришел в область под назва­нием Клиах и провел ночь в местечке, называвшемся Бри-Осе. Местные жители пришли к нему со словами: "Нашу округу постигла великая на­пасть, ибо цыплят здесь родится так много, слов­но они — песок морской". Тогда человек Божий, посочувствовав им, произнес молитву: "Господи, избавь от этого зла тех, кто принял нас во Имя Твое". Так оно вышло.

Сорок королевских деревень по одному его сло­ву опустели и остались без обитателей, а все потому, что деревенские жители притесняли святого мужа.

Когда на острове под названием Друма он по­ручил стеречь свой корабль одному отроку, начался прилив, и двоюродный брат отрока принялся вор­чать о том, что отрок может погибнуть заодно с кораблем, Брендан ответил ему: "Если ты печешь­ся о нем более, чем я, отправляйся, смени его и стереги корабль". Когда он пошел, чтобы помочь брату своему, море окружило его со всех сторон, и он утонул в бурных водах. Для отрока же море стало наподобие стены, защищавшей его и слева, и справа, подобно тому как это произошло с Мои­сеем и его народом в Красном море.

Смерть утонувшего юноши обеспокоила Брендана, и он обратился ко всем святым Ирландии — указать на слова Писания, которые опре­делят, какое следует совершить покаяние. Они же ответили: "Ступай к Божьей провидице святой Ите, кормилице своей, и она скажет тебе, как поступить". Когда он пришел к своей кормилице, дева Христова сказала ему: "Ты должен совершить паломничество, чтобы наставить других и осиять души светом Христа". И тогда он, пови­нуясь словам своей кормилицы, отправился в Бри­танию.

О ВОЗВРАЩЕНИИ СВЯТОГО БРЕНДАНА ИЗ БРИТАНИИ В ИРЛАНДИЮ

После этого он достиг некоего острова Британии под названием Айлех, основал там церковь и собрался остаться в том месте до конца. Как-то раз, когда он в одиночестве молился, сидя на скале, возвышающейся неподалеку от моря, он увидел двух тварей, поднявшихся из глубин Океана и при­нявшихся жестоко биться друг с другом. Когда одной из тварей пришлось пуститься в бегство, беглянка обратилась к своей преследовательнице на человеческом языке: "Заклинаю тебя именем свя­той Бригитты, ирландской девы, отпусти меня". Едва она сказала это, как преследовательница пе­рестала плыть за спасавшейся бегством тварью. Услышав слова этой твари, человек Божий отпра­вился к своим собратьям и произнес: "Поспешим собраться и возвратиться в Ирландию, чтобы вы­казать почтение святой Бригитте". Когда они при­были в Ирландию, он рассказал о том, что услышал от твари, самой Бригитте и добавил: "О Бригитта, какими трудами ты заслужила то, что хотя тебя и не было рядом, но морская тварь призвала тебя на помощь? Я же был там и оказался обойден мол­чанием." Бригитта ответила: "Отец, я укажу тебе на истинную причину этого. С того самого дня, как я отдала себя в руки Христа, разум мой никогда не обращался к делам мирским. Ты же посто­янно подвергаешься искушениям, и мир следует за тобой".

Святой Брендан опять отправился в Британию и основал там в области Хет в местечке под названием Бледах церковь и там сотворил много до­стойного. Там же ему явилось чудесное видение, но о нем он не поведал братии ничего, кроме пред­сказания о великой ереси, которая перед Судным днем захватит Британию. После того как ему яви­лось это видение, он поспешил возвратиться назад в Ирландию.

Вступив на земли Коннахта, он поселился на острове под названием Маху-Хуинд, где паслись два королевских коня, которых святой Брендан ис­пользовал для надобностей братии. Когда заносчивый король Аэд Мак-Эатах узнал об этом, то сказал: "Я пойду и убью того самого мужа, кото­рый заставил моих коней так тяжело трудиться". И то, что он произнес из заносчивости, пожелал увенчать негодным деянием. Вознегодовав, он от­правился в путь и достиг гавани, собираясь при­стать к острову, но сильный ветер в  течение трех дней и ночей препятствовал ему в этом. Пока раз­досадованный король ожидал благоприятной пого­ды, во сне ему явился Господь, сказавший: "Воз­держись от того, чтобы причинять зло христианину, а иначе придется тебе принять смерть". Напуган­ный страшным видением, король подарил человеку Божьему и остров, и коней.

В это время святой Брендан отправил пятерых из своих учеников на остров Да-Друмма, чтобы там они служили Господу. Пока они находились там, вышло так, что один из них убил другого, ударив топором по голове. Как только это случилось, бра­тья отправили посланцев к святому Брендану, что­бы сообщить о гибели одного из монахов. Святой Брендан сказал им: "Идите обратно и скажите уби­тому: „Вставай, просыпайся, Брендан зовет тебя!" Монахи это исполнили, и воскрес тот, кто умер, и отправился вместе с ними в Коннахт, а топор ос­тался у него в голове. Когда он предстал перед Божьим человеком, тот сказал: "Выбирай одно из двух или так и живи с топором, или отправляйся на Небеса!" Он же, возрадовавшись, избрал Не­беса и расстался с мирской оболочкой. Умер он на острове Маху_Хуинд, и по сию пору место его погребения называют Толлхинд, что означает "могила того, кому голову топором пробило".

СТАРОСТЬ СВЯТОГО БРЕНДАНА

Когда святой Брендан достиг возраста семидесяти семи лет, он основал церковь в Клонферте, сказав: "Здесь будет моя обитель во веки вечные". Пока он находился там, умер отрок Сеннан, кото­рого он привез с собой из Британии. И тогда Брен­дан, горюя о кончине своего ученика, сказал одному британскому епископу по имени Моэней, который также прибыл вместе с ним из Британии: "Накрой отрока моим плащом". Стоило исполнить эти слова, как отрок, который умер за три дня до этого, встал живым и невредимым.

В эти дни святая Ита, горюя об отсутствии ря­дом ею ее вскормленника, святого Брендана, сказала: "О если бы я могла увидеть своими оча­ми святого Брендана, возлюбленного моего вскормленника, и услышать собственными ушами его го­лос, и принять из рук его Тело Господа нашего Иисуса Христа той самой ночью, когда наступит Рождество Господне!" И услышаны были ее молитвы. Желанной ночью, подобно пророку Авва­куму, ангел поднял ее на небеса и в первую ночную стражу перенес в Клонферт. Предчувствуя это в сердце своем, святой Брендан вышел навстречу своей кормилице. И там, где опустились ступни девы, был поставлен камень — на память об этом чуде. Брендан сказал: "Здесь будет кладбище про­каженных". Так оно и вышло. А святая Ита, при­няв из рук святого Брендана Тело Господне, была по воздуху доставлена ангелом назад в свою оби­тель, в мгновение ока проделав семидневный путь.

В другой раз, скитаясь по Мюнстеру, он ока­зался в месте Мускрай-Тайра, где из-под земли появился чудесный огонь. Пламя сернистое и ужас­но пахнущее поднималось до самых небес. И тогда человек Божий сказал людям: "Посмотрите, это — адское пламя!" И пламя это было столь сильным, что в течение трех лет весь народ не мог загасить его водою. Святой сказал им: "Поститесь в течение трех дней и молите Господа о том, чтобы пламя исчезло". Когда они попостились, он сказал: "От­правляйтесь все вместе к святой Кере, чтобы она помолилась за вас, ибо Бог наделил ее властью погасить это пламя". Все отправились к святой Ке­ре и смиренно молили ее об истреблении подобного зла, и в тот же час, как она согласилась, пламя погасло и никогда более не появлялось. Святая дева усмирила в своей душе огонь плотского вожделе­ния, поэтому и удостоилась от Бога дара затушить пламя огня, бушевавшего там, где живут люди из плоти и крови.

После этого святой Брендан отправился в город Бирру, чтобы посетить другого Брендана. Когда он вместе со своими спутниками достиг города, было время Четыредесятницы, канун субботы. Человек Божий оказался в затруднительном положе­нии, ибо ему нечего было предложить гостям, кро­ме мяса, вот так, из-за скудости, он позаботился о том, чтобы поставить перед гостями единственное, что у него нашлось, то есть соленую свинину. Гости же, следуя евангельской заповеди, вкусили от то­го, что им было предложено, ни о чем не спраши­вая из смирения. И в то время как все со страхом и любовью к Господу благодарно отведали принесенного блюда, один из монахов отказался посту­пать так и, пренебрегая братской любовью, на гла­зах у всех ел только хлеб. На следующий день оказалось, что у тех братьев, кто ел, в мисках оста­лись крошки пшеничного хлеба, в то время как ло­моть вчерашнего хлеба превратился в кусок сы­рого мяса, кишащий червями. Брендан сказал ему: "В этом году ты вкусишь в лесу жареной конины, от кобылы, кормившей молоком своего жеребенка, и в тот же час будешь заколот своими недругами". Все случилось именно так, как сказал человек Божий.

Когда в Ирландии правил Дермитий, сын Кербала, святой Брендан отправился в северные области страны, чтобы посетить святых, которые жи­вут там. В это время король Дермитий увидел сон о том, что двое ангелов сняли золотую цепь с его шеи и отдали ее мужу в летах, находившемуся сре­ди старцев. Спустя какое-то время святой Брен­дан пришел поприветствовать короля. Король, ед­ва увидел его, воскликнул: "Воистину это и есть тот самый муж, о котором я говорил вам, наслед­ники, и которому, как мне было явлено во сне, отдали мою златую цепь!" И тогда королевские мудрецы сказали правителю: "О король, твои вла­дения сочтены и святым мужам переданы, воисти­ну это и есть тот самый человек, кому Богом и ангелами Его отдано твое королевство". Когда о сне рассказали святому Брендану, равно как и о том, что поведали мудрецы королю, он ответил: "Истинны эти слова, ибо последователи Бога тру­дятся на общее благо. Ведь сказал Спаситель: "Ищите же прежде царства Божия, и это все приложится вам" (Мф. 6, 33).

СВЯТОЙ БРЕНДАН ВСПОМИНАЕТ О СВОЕМ ПУТЕШЕСТВИИ

Однажды Божий человек провел какое-то время в гостях у отца семейства, и случилось так, что один из братии по забывчивости оставил там свою обувь. Он возвратился, забрал свои башмаки, а братия принялась славить Господа за то, что обувь оказа­лась там, где ее оставили, причем целая и невреди­мая. И тогда святой Брендан сказал монахам: "О братья, возблагодарите Господа и то, о чем я вам сейчас расскажу, не открывайте никому, пока я бу­ду жив. Наставник наш, епископ Эрк, однажды отдал мне медную чашу, из которой он обычно пил, наказав, чтобы я хранил ее у себя. Я же оставил эту чашу на спине морского зверя, справляя в пер­вый раз Пасху во время нашего путешествия. Ибо, когда зверь начал двигаться, братия, побросав все имущество, стала взбираться на корабль. Горюя о потере этой чаши, я испугался оттого, что не вы­полнил наказа учителя. На следующую Пасху, ко­гда мы оказались на том же месте, то чашу нашу, которую оставили, нашли в целости и сохранности. Я привез ее с собою назад и возвратил епископу Эрку. Благой отец, услышав историю о том, как чаша была утрачена, а затем, о чудо, обретена сно­ва, произнес со слезами: „О, медная чаша, чем за­служила ты, чтобы с тобою произошло подобное чудо?Вназиданиепотомкам тывсегда будешь сиять среди прочих!" Так оно и вышло".

Как-то раз зимним днем святого Брендана заста­ла в пути буря со снегом и градом, да такая, что они едва уцелели. Снег же покрыл всю землю. И тогда братья, размышляя так, как это свойственно людям, стали говорить друг другу: "Разве адские муки могут быть сильнее этой стужи?" Брендан, услышав это, сказал: "Послушайте, братья, то, что скажу я вам. Однажды во время моего плавания мы услышали на морских просторах громкий и скорбный плач, да та­кой, что он вселил страх в души наших спутников. Мы поплыли к месту, откуда он раздавался, желая узнать, что вызвало эту скорбь. И вот мы увидели в море впадину, а посреди нее стоял камень, откуда и слышался зловещий и жалобный плач. Волны моря со всех сторон накрывали камень, с востока дул ог­ненный ветер, с запада — ветер, обжигающий хо­лодом, приносивший с собою нестерпимую стужу. Воистину исполнились слова Иова, засуха и жары поглощают снежную воду (Иов. 24, 19). И, спро­сив, кто это там наверху плачет столь скорбным го­лосом, услышали мы в ответ: „Это я, Иуда Иска­риот, христопродавец, ожидаю здесь дня Страшного суда". И тогда мы единодушно пролили слезы, со­чувствуя тому, сколь жалко его бытие. Так вот, бра­тья, разве страдания Иуды не тяжелее стужи, кото­рую нам пришлось вытерпеть сегодня?"

В другой раз, когда святой Брендан стоял вместе с братьями в красивом и весьма приятном месте, монахи сказали ему: "Ни один человек не может расстаться с красотами этой земли ради Христа". А он им ответил: "Послушайте мой рассказ. В Корхумруаде жил весьма богатый человек, у которого в соответствии с законами того времени было две жены. И этот человек следовал заповедям Божьим, во Славу Его одаривал и отдавал десятину. Жены как-то спросили его: „До каких пор ты будешь жить с нами, не сходясь ни с одной из нас ночью?" Он им ответил: „До тех пор, пока между вами не посе­лится несогласие. Ибо из-за несогласия люди отда­ляются от Господа нашего Иисуса Христа, и тогда их окружают демоны". Прошло какое-то время, и он услышал, как жены его смеются между собой, и то­гда он встал и, вдохновленный Святым Духом, от­правился в одиночестве к морю, которое называется Ат-Лаген и расположено рядом с Аранном, обнару­жил там корабль, уготованный для него Господом, взошел на него и был унесен на некий остров, весьма удаленный от людей, и находился там до тех пор, покуда не встретился с нами и не принял евхаристию из рук моих. А тело свое он, словно птица, укутывал в пух. Блажен тот, кто оставит этот мир, подобно тому как поступил человек этот".

Как-то раз святой Брендан брел вместе со своей братией по пустынным местам Галлии, и тут поднял­ся сильный ветер. Один из братьев сказал: "Опаса­емся мы, что эти огромные деревья попадают на нас и убьют нас на месте". Услышав это, святой Брендан ответил: "Внемлите мне, братья. Однажды ночью, когда мы плыли по морю, все остальные заснули и бодрствовал только я один. И вот, пока я молился, на горизонте показался остров, который опирался на четыре вздымающиеся ввысь колонны, а внизу под ними плавали корабли. Три корабля стояли там на якоре, и ветер раскачивал их. Знайте, что если Бог мог расположить остров на четырех колоннах, то и нас он сможет избавить от падения этих деревьев".

Как-то раз один из собратьев сказал другому в присутствии человека Божьего: "Могут ли грехи умерших быть искуплены их живущими сотоварища­ми?" И тогда отец, услышав эти слова, ответил: "Внемлите мне, братья. Когда мы плыли ночью по морю, дав нашим телам сон и покой, только один в лодке бодрствовал, и вдруг бодрствовавший брат наш заметил приближающееся с запада огромное и весьма ужасное облако. Охваченный немалым страхом, он обратился ко мне, воскликнув: „Просыпайся, отче, посмотри на удивительное облако, обрати свой слух к наводящему ужас гласу. Ведь посреди облака вдруг появились черные, как смоль или уголь, очертания человека!" И когда этот человек приблизился к ко­раблю, то залился горькими слезами и сказал мне: „Умоляю тебя во Имя Иисуса Христа, и сегодня, и завтра, и в день воскресный попроси Господа за меня, ибо я дух грешника". Сказав так, он исчез. Все, кто был на лодке, проснулись и помолились о нем Господу. Три дня спустя он появился снова, очертания его тела уже стали из черных мутными, и, тихо плача, он поведал о своей печали, опять попро­сив нас, чтобы мы молились за него Господу на протяжении еще трех дней. И, сказав так, он исчез. Мы же опять пропели за него псалмы, прося о Бо­жественном снисхождении, и вот в конце недели он появился, окутанный бледным облаком, а очертания его тела сияли, словно солнце. И голос его раз­давался из этого облака в семь раз сильнее, чем прежде. И тогда сказал он нам: „Благодарю Господа моего и вас, ибо благодаря вашим молитвам Он сми­лостивился надо мной и ныне призвал меня в небес­ную обитель". И тогда я сказал ему: „Назови имя свое". И он ответил: „Я — монах Колман, который в жизни своей был весьма гневлив и смущал брать­ев". Из этого, братья мои, становится ясным — мо­литвы живых мертвым в помощь".

В другой раз короли Мюнстера собрали боль­шую рать и отправились разорять земли Коннахта. И тогда святой Брендан, вняв просьбам обитателей Коннахта, вышел навстречу королям, чтобы оста­новить их в этом намерении. Однако мольбы Бо­жьего человека не были выслушаны. Не желали они вразумиться, чтобы делать добро. Но то, чему не внемлет человеческая свирепость, достигает слуха Господнего Милосердия. Божий человек помолил­ся,призвав в своей молитве пророка Елисея на помощь против новых ассирийцев, и тут эти греш­ники лишились возможности покинуть то место, где они находились, и кружили, все время попадая туда, откуда ушли. И поскольку мучения вселили в не­которых из них разум, они передумали, оставили свои нечестивые намерения и сказали друг другу: "Глупо то, что мы затеяли. Кто может перечить вестнику живого Бога? Лучше возвратимся в свои края и оставим Коннахт в покое!" Вот так ни с чем они вернулись домой. А человек Божий отправился к своим, благодаря Господа Всемогущего, поставив­шего заслон королевской несправедливости. По до­роге ему встретился человек, который был нем от рождения. И когда он во Имя Господа благословил язык немого, тот тут же заговорил, и все присут­ствовавшие подивились этому.

ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ СВЯТОГО БРЕНДАНА

После этого блаженный отец отправился посе­тить свою сестру Бригу, которая жила в местечке под названием Энах-Дуйн. Находясь у нее, как-то раз он во время торжественной мессы сказал братии:"СегодняБог призывает меня к вечной жизни.Когда я умру,вы возьмите мое тело и отнесите его в город мой, Клонферт, ибо там ему суждено с милосердной помощью Господа оставаться во веки веков. Один из вас должен отвезти тело мое на телеге, чтобы народ не видел рыданий множества монахов. На пути, по которому будут везти мое тело, объявится одноглазый по имени Куренн Мак-Сетни, который скажет монаху: „Что у тебя спрятано в повозке?" И, подойдя ближе, увидит он, что в повозке лежит тело мое, и скажет страшные слова:„Оставьте здесь Божьего чело­века, ибо здесь, святой Божий, будет место твое­го воскресения". И тогда возница, протянув руку, обнаружит фунт золота и отдаст ему со слова­ми: „Возьми золото это, позволь нам отправиться своею дорогой". А он ответит: „Не позволю и зо­лота твоего не приму". И тогда брат возничий ска­жет ему:„Ты обретешь королевскую власть над своим народом, а после тебя семя твое во веки веков", — и еще укажет ему на верный знак того, как он сможет получить верховенство над осталь­ными своими братьями. И тогда мирянин отпустит телегу с миром, и возница благословит его". Ска­зав так, истинный провидец, в божественном зеркале узревший отражение будущего, попрощался с братией и сестрою своей, которую звали Брига, что означает "добродетельная". И, собираясь войти в дом, присел на порог со словами: "В руки твои, Господи, отдаю душу свою, укутай меня, Господи Боже, истиной!"С этими словами на девяносто третьем году жизни своей,которые он прожил, подражая Христу и повинуясь повелением ангелов Его, спускавшихся с неба, он скончался на руках святых учеников своих и отправился на Небеса.

Здесь необходимо упомянуть о том, что расска­зывается в житии святого Колумбана. Подобно то­му как Христос возвестил апостолам о кончине Лазаря, так и святой Колумбан возвестил ученикам своим о смерти святого Брендана, ибо ему было видение, в котором душа святого Брендана подни­малась на небо, окруженная хором ангелов, и по­этому в час кончины святого он повелел братии отслужить торжественную мессу.

На следующее утро, как и распорядился Брендан, благословенное тело его было положено на повозку и в сопровождении одного только возницы, чтобы не быть задержанным обитателями этих мест, отправилось в путь. Как и предвидел человек Божий, некий мирянин, по имени Куренн, встал на дороге, и все, что было предсказано святым Бренданом, исполнилось точь-в-точь, и в конце концов мирянин позволил, чтобы тело доставили на телеге прямо в Клонферт. А возница, получив от него раз­решение, безотлагательно отвез святого в упомяну­тое место, и там оно с полагающимся почетом было похоронено 16 мая в царствование Господа нашего Иисуса Христа, который жив и царствует вместе с Отцом и Святым Духом во веки веков.

Аминь.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования