Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Продолжатель Мосха [агиография]


4

Кто-то из отцов рассказал: была в Солуни женская обитель. Одной инокиней этой обители возобладал демон и понудил ее уйти из мона­стыря. Покинув монастырь, она по подстрекательству демона, пону­дившего ее уйти оттуда, впала в блуд и, впав в блуд, долгое время пре­бывала во грехе. Потом с помощью всеблагого Бога одумалась и, придя в монастырь свой, чтобы покаяться, упала перед воротами его и скон­чалась. И смерть ее открылась одному из святых епископов, и он узрел святых ангелов, пришедших взять душу ее, и идущих вослед им де­монов, и видел прение их между собой — святые ангелы говорили: "Она раскаялась", а демоны говорили: "Столько времени служила она нам и нам она принадлежит". Долгое время было прение это, и демоны, враги добра, говорили: "Она не успела взойти в монастырь свой, как же вы говорите, что она раскаялась?". Ангелы сказали в ответ: "Чуть только Бог увидел намерение ее, он принял ее раскаяние. Она была властна над раскаянием своим из-за цели своей, которую имела, Господь же и вла­дыка всяческих властен был над жизнью ее". И вот, посрамленные этим, демоны отступили. Святой епископ, получивший откровение, поведал не­которым о нем; из их уст и мы передали этот рассказ вам. Услышав его, братья, будем остерегаться впасть в какой-нибудь грех, и да противимся мы греху, а паче всего воинствуем против соблазна покинуть свой монастырь, дабы по неведению не попасть в сети и ловушки врага нашего.

6

Один христолюбец рассказывал так: "Побывали мы в Фиваиде в мо­настыре святого старца, и, когда пришли туда, огромные пастушеские собаки зарычали на нас с монастырской стены. Я, устрашившись, хотел было соскочить с коня, но бывшие со мной, которые не впервые слы­шали лай этот, сказали: „Не надо, господин, ибо псы имеют от аввы повеление не сходить со стены". Мы вошли в монастырь и удостоены были молитвы отцов, и они повели нас в час службы к колодцу. Там, не сходя с места своего, стоял верблюд, который доставал воду. Мы спросили, почему верблюд не делает своего дела, и нам ответили: „Авва наш повелел, чтобы во время службы, едва ударят в било, он смирно стоял, пока служба не кончится. Ибо однажды, когда служба началась, че­ловек при колодце из-за скрипа ворота не услышал била и не пришел в церковь. И вот авва, подойдя к колодцу, говорит тому человеку: "По­чему ты не был в церкви, когда следовало?". Тот сказал: "Прости мне, отец, скрип ворота не дал мне услышать била". Тогда авва сказал верб­люду, который доставал воду: "Благословен Господь, когда будут созы­вать в церковь, стой на месте, пока не кончится служба". И верблюд послушался его веления. Если другого какого верблюда приставить к колесу, он тоже будет соблюдать такое веление его". И выслушав это, мы восславили Бога.

9

В одном монастыре готовились приобщиться святых тайн, и диа­коны собирались облачиться в свои мафории, но не нашли одного и после долгих поисков сказали об этом авве. А он говорит им: "Поищите еще". Мафории так и не нашелся, и авва, рассерженный странным этим происшествием, говорит: "Здесь живут разбойники. И, жив Бог, никто не будет причащаться, и мы не вкусим ничего, пока не найдется вор". Когда авва с диаконами обыскивал келий, а братья были в церкви, ук­равший мафории монах сказал брату своему, человеку весьма Богобояз­ненному: "Увы, что мне теперь будет?". Тот говорит ему: "За что?". Укравший отвечает: "Я украл мафории, и он спрятан в моей келий на дне кувшина для вина". Богобоязненный монах говорит ему: "Не печалься, ступай и поставь кувшин в мою келию". Ушедши, вор перенес кувшин в келию того брата. Когда авва и диаконы в поисках пропажи взошли туда, где стоял кувшин этого брата, один из диаконов, опустив в него руку, вытащил мафории и начал кричать: "Вот Богобоязненный этот брат оказался вором". И, придя в церковь, они наложили на него руки свои, и нанесли ему множество ударов, и, вытащив его, прогнали из монастыря. А он взывал к ним, говоря: "Дайте мне раскаяться, и я больше так не сделаю". А диаконы вытолкали его за ворота, говоря: "Не можем мы терпеть у себя вора", и вернулись, чтобы преподать братьям святое причастие. И, когда диакон хотел поднять с престола покровец, он не совлекался. И все стали смотреть, нет ли там какой помехи, и ничего не нашли. А авве пришла на ум премудрая мысль, и он сказал: "Не случилось ли это оттого, что мы прогнали брата? Сту­пайте, приведите его, и тогда узнаем". По приходе того брата стали сни­мать покровец, и тотчас он свободно совлекся.

Это называется положить душу свою за ближнего. Если нам и не достичь подобного совершенства, да не оговорим хотя бы ближнего сво­его и не осудим, чтобы не лишиться блаженства, сужденного праведни­кам.

12

В великой Антпохии сирийской множество Богоугодных домов. Од­ним из них ведал некий христолюбивый муж. У него было обыкнове­ние всегда подавать бедным то, в чем каждый нуждался. И вот однажды он покупал разные необходимые вещи и среди них приобрел исподние одежды из египетского льна и оделял ими приходивших к нему нищих по слову Господа, рекшего: "Был наг, и вы одели меня". И, когда он раздавал, как было сказано, одежды, пришел к нему какой-то брат и взял не только единожды, но дважды и трижды. Христолюбивый тот муж заметил, что нищий подходит во второй и в третий раз, но не остановил его. Когда же нищий подошел в четвертый раз, христолю­бец как человек, пекущийся об остальных бедняках, в досаде говорит ему: "Вот ты взял у меня в третий и в четвертый раз, и ни слова от меня не услышал, но вперед не делай так, ибо и другие равно бедствуют и нуждаются в благотворении". И тогда нищий, устыдившись, отошел, а мужу, ведавшему Богоугодным домом, той же ночью привиделось во сне, будто он стоит в месте, называемом Херувим. Место исполнено ве­ликой святости, ибо там, как передают посетившие его люди, есть страш­ная икона, на которой изображен спаситель наш Иисус Христос. Стоя здесь в глубоком раздумье, христолюбец этот видит, как спаситель с иконы сошел к нему и всячески корит его за четыре гиматия, взятые нищим. А так как муж тот продолжал молчать, Христос распахивает свой хитон и по­казывает одежды, что были под ним, считая их и говоря: "Вот один гиматий, вот второй, вот третий, вот четвертый. Не горюй — смотри, все, что ты дал нищему, пошло мне". Узнав свои гиматии, христолюбец при­падает к стопам Спасителя, говоря: "Снизойди к малодушию моему, владыка, ибо я подумал так, потому что я человек". Пробудившись, христолюбец возблагодарил Бога, явившего ему такое свидетельство, и с тех пор в простоте и с радостью подавал просящему. И все, слышавшие рас­сказ его, восславили Бога.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования